образование
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Разработка учебного занятия по биологии (5-6 класс)
МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ»
учитель Букурова С.А.
Тема: «Фотосинтез».
Цель: раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле
Задачи:
Образовательные:
- -познакомить с понятием «фотосинтез»;
- - на основе опытов доказать, при каких условиях образуются органические вещества;
- - сформулировать понятие «фотосинтез».
Развивающие:
- -развивать логическое мышление;
- - навыки самостоятельной работы;
- - умение делать выводы из анализа результатов эксперимента
- -развивать навыки самостоятельной работы, умение делать выводы и обобщения;
- - развивать умение работать в группе, предъявлять результаты своей деятельности, умение слушать и слышать своего товарища.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся знакомятся со способом получения растением веществ, необходимых для питания, из воздуха; с условиями протекания фотосинтеза, ролью хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ.
Метапредметные: учащиеся учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.
Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений.
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах), проблемный метод (при решении проблемных заданий).
Формы работы: вступительное слово учителя, групповая работа по выполнению эксперимента, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, общее обсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний.
Педагогические технологии: исследование, проблемно - развивающее обучение, метод эвристических вопросов – «кто? - что? - где? - чем? - зачем? - как? - когда?» (словесная формула Цицерона), элементы эвристической беседы, информационные.
Оборудование урока:
растения герань, колеус, герань, выдержанная в темноте;
лабораторное оборудование: спирт, стакан с водой, йод, пробирки; карточки – инструкции с планом проведения экспериментов; мультимедийный проектор;
Учебник: В.В. Пасечник. Биология. 6 класс
1.Мобилизующий этап.
Создание доброжелательной атмосферы. Эмоциональная подготовка учащихся к освоению изучаемого материала.
Здравствуйте, ребята. Сегодня нас необычный урок.
2.Мотивация к учебной деятельности.
Вступительное слово учителя:
«Единственным критерием истины является опыт..»
Природа любит загадывать загадки (учитель держит в руках зелёный лист растения). Вот обычный зелёный лист растения. Что в нем интересного? Четыреста лет ученые изучают процессы в нем происходящие, и до сих пор не всё окончательно ясно. Что такое корень, каково его значение, понятно ещё со времен Аристотеля. А какова роль листа? Прежде чем ответить на эти вопросы, мы проверим домашнее задание. Перед вами несколько видов удобрений (азотные, калийные, фосфорные). Учитель показывает каждый пакет. Идет беседа о составе удобрений и их свойств, для растений.
3. Введение в тему.
Создание проблемной ситуации.
Сегодня на уроке мы с вами станем исследователями и представим себя в лаборатории растения. Представили…. Что же мы будем делать? (ответы детей)…мы будем экспериментировать, исследовать.
А исследовать сегодня мы будем листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. На сегодняшнем уроке нам предстоит раскрыть механизмы этого биологического процесса. Как вы думаете о каком процессе идет речь? (ответы детей)
Тема сегодняшнего урока: «Фотосинтез»
Что же мы должны сделать, чтобы изучить данную тему?
Вместе с вами мы попробуем ответить на вопрос: где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?
4.Целеполагание
Что мы сможем сделать, чтобы ответить на интересующий нас вопрос?
Дети предлагают:
- провести эксперимент;
- сформулировать выводы по результатам эксперимента.
- Для исследователей мало пронаблюдать то или иное явление. Что необходимо сделать ещё?
- Зафиксировать их результаты.
- Как это сделать?
- Сделать общие выводы по результатам исследования и записать.
Для того чтобы осуществить все мы с вами разделимся на группы.
5.Актуализация знаний.
Экспериментальная проверка:
Предположим, что органическое вещество образуется в листьях, но как его обнаружить?
Знаете ли вы, что существуют вещества – индикаторы, с помощью которых можно точно узнать о наличии других определённых веществ.
Например: раствор йода помогает обнаружить органическое вещество – крахмал (учитель демонстрирует изменение окраски раствора йода на срезе клубня картофеля, затем наносит раствор йода на лист герани и показывает, что лист не изменил свою окраску).
Но ведь изменению окраски может мешать зелёный цвет листа.
2.Сбор информации
Учитель объединяет детей в группы и даёт карточки с заданием.
Задание 1 группы: удалите хлорофилл и попробуйте ещё раз обработать лист йодом.
Задание 2 группы: образуются ли органические вещества в листьях герани, находящейся три дня в тёмном месте?
Задание 3 группы: перед вами комнатное растение колеус (зелёную окраску имеют только края его листьев), постоявшее на свету.
Объясните, на всей ли площади листа образуется органическое вещество (крахмал)
Учащиеся выполняют эксперименты в группах, делают схемы, выводы и записывают в тетради. На задание отводиться 10 минут.
Физкультминутка. После долгой и старательной работы нам нужно отдохнуть.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
3.Организация и обобщение информации
Каждая группа предлагает свою схему и вывод по выполнению эксперимента. Ответ не должен превышать 2 минуты
4.Сопоставление с культурным аналогом
- Сравните с результатами проведенных исследований с текстом учебника и предложенным рисунком
Теперь с помощью ваших выводов сформулируем условия протекания фотосинтеза.
Условия:1…2…3….
6. Раскрытие сущности новых понятий.
Формулирование выводов по эксперименту.
В качестве итога групповой работы учитель предлагает обобщить полученные результаты
слайд: «Фотосинтез»
Используя кластер, попробуйте дать определение процесса фотосинтеза.
Расшифровку термина, записываем в тетради, используем учебник стр. 87.
Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. (от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).
По схеме ученики дают определение понятия “фотосинтез”.
- Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека? (учитель зачитывает слова Тимирязева и просит ответить на проблемный вопрос).
О роли фотосинтеза, более ста лет назад писал К. А. Тимирязев: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.
Значение фотосинтеза:
- В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.
- Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.
- Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой
- Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли.
- Благодаря фотосинтезу человечество имеет полезные ископаемые.
Ну а теперь попробуйте вспомнить определение фотосинтеза при помощи следующего задания. Для этого у вас есть карточки со словами которые вы должны вставить в пропуски. Когда будете готовы - поднимаем карточку.
Задание на закрепление:
1)Фотосинтез – это процесс, протекающий в ______________ листьях растений на_______, при котором из _____________газа и_____ образуются_____________ вещества и__________.
Варианты ответов (каждый ответ на табличке, таблички у детей)
Зелёных, кислород, углекислого, органические,
свету, воды.
- Предлагаю вернуться к проблемному вопросу
Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?
Учащиеся высказывают и обосновывают своё мнение
7.Рефлексия
Великий русский ученый ботаник К.А.Тимирязев называл зеленый лист великой фабрикой жизни. Сырьем для нее служит углекислый газ и вода, двигателем – свет. Зеленые растения, постоянно выделяя кислород, не дадут погибнуть человечеству. А мы, должны заботиться о чистоте воздуха. (на доске дерево без листьев, у детей на столе листья разных цветов: зеленый, красный, желтый. После чего дети приклеивают листья на дерево)
Домашнее задание:
Задание обязательное: параграф 16, рубрика «Подумайте» страница 91
На выбор сообщения. Подготовить сообщение о происхождении каменного угля. Или сообщение на тему: Происходит ли фотосинтез в красных водорослях?
Урок окончен! Спасибо всем за отличную работу и приятное общение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател
В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...
Конкурсная работа - проект «Фактор счастья» на муниципальный конкурс «Инновации в образовании» (номинация «Управление образованием», «Дошкольное образование»)
Любое образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. Они всегда готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако для непрерывного профессионального самосовершен...
Информационно-методическое сообщение "Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"
"Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...
Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме ОГЭ, ГВЭ в 2
Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по обра...
II.8. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
Российской Федерации...
Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"
Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...