Конспект урока по биологии в 9 классе: Деление клетки. Митоз.
план-конспект урока по биологии (9 класс)
План - конспект урока по биологии : Деление клетки. Митоз. Учебник: Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Урок позволяет сформировать у обучающихся знания о значении деления клетки для размножения, роста и развития организмов, о процессах. протекающих в клетке в интерфазу и в период митоза, о механизме, обеспечивающем постоянство числа и формы хромосом в клетках, равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками. Позволяет подвести обучающихся к выводу о материальном единстве органического мира, о необходимости охраны окружающей среды от загрязнений мутагенами. А так же развивает логическое мышление, умение устанавливать связь между понятиями, развивать речь, познавательную способность, продолжает формирование навыков самостоятельной работы с текстом и рисунками учебника, с дополнительной литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delenie_kletki._mitoz.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Деление клетки. Митоз.
Задачи:
Образовательные: сформировать знания о значении деления клетки для размножения, роста и развития организмов, о процессах, протекающих в клетке в интерфазу и в период митоза, о механизме, обеспечивающем постоянство числа и формы хромосом в клетках, равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками;
Воспитательные задачи: подвести обучающихся к выводу о материальном единстве органического мира, о необходимости охраны природной среды от загрязнения мутагенами;
Развивающие задачи: развивать логическое мышление, умение устанавливать связь между понятиями, развивать речь, познавательную способность, продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом и рисунками учебника, с дополнительной литературой.
Оборудование: таблицы: «Биосинтез белка», «Редупликация ДНК», «Синтез иРНК», «Митоз», динамическая модель деления клетки, учебник: Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник.
Ход урока:
- Организационный этап.
- Проверка домашнего задания.
- Тестирование (приложение 1);
- Работа у доски (приложение 2);
- Где и как происходит трансляция? (рассказ обучающихя);
- Найти ошибку в тексте: Рибосомы, передвигающиеся по одной иРНК, называются полисомой. Они синтезируют разные белки. Когда синтез окончен, рибосома переходит на другую иРНК. (правильный ответ – один и тот же белок).
- Изучение нового материала:
- Учитель сообщает тему урока, обучающиеся записывают ее в тетрадь.
- Учитель сообщает цель урока: изучить жизненный цикл клетки и последовательность всех процессов, происходящих в клетке с момента ее возникновения в результате митоза до следующего деления.
- Учитель задает вопрос, создавая проблемную ситуацию: «Какое значение имеет деление клеток в жизни организма? (Обучающиеся дают ответы, используя знания, полученные при изучении других курсов биологии. Учитель суммирует ответы и делает общий вывод):
Деление:
А – основа размножения
Б – основа роста и развития
В – основа восстановления поврежденных органов и тканей
Г – поддержание структурной целостности тканей при утрате клеток в процессе их функционирования (замещение погибших эритроцитов, слущившихся клеток кожи, эпителия кишечника и др.)
4. Рассказ учителя о том, что клетки могут делиться разными способами (митоз, амитоз, мейоз), но основной из них – митоз. Биологическое значение митоза в том, что при нем получаются две абсолютно одинаковые клетки с наборами хромосом, идентичными набору родительской клетки. Митоз идет одинаково в соматических клетках животных, человека, вегетативных клетках растений, что свидетельствует о единстве органического мира.
5. Рассказ учителя о жизненном цикле клетки и продолжительности интерфазы и митоза сопровождается поэтапным закреплением, повторением материала прошлых тем и составлением схемы на доске и в тетрадях обучающихся (приложение 3).
6. Сообщения обучающихся о влиянии внешних факторов и химических веществ на деление клеток, с демонстрацией фото уродств, возникающих у зародыша человека при нарушении процессов деления и развития его клеток под влиянием алкоголя.
IV. Закрепление:
- Работа с динамической моделью деления клетки. (На магнитной доске в беспорядке располагаются модели клеток, соответствующие разным фазам митоза. Они закрыты, обучающиеся их не видят.) Учитель дает задание еще раз хорошо рассмотреть таблицу: «Митоз», запомнить все фазы деления и интерфазу, а потом убирает эту таблицу и открывает закрытые модели клеток, предлагая восстановить порядок их расположения.
- Беседа по вопросам: В чем биологическое значение митоза?
Что происходит в интерфазу для подготовки клетки к делению?
Какие фазы включает в себя митоз?
В какой фазе происходит деление цитоплазмы клетки?
V. Подведение итогов, выставление оценок.
VI. Домашнее задание: параграф 2.14, заполнить таблицу: «Митоз»
Фазы митоза | Характеристика фаз митоза |
Приложение № 1. (тестирование)
1 вариант:
1. Чему соответствует информация одного триплета ДНК:
А – аминокислота
Б – белок
В – ген
2. Какие компоненты клетки непосредственно участвуют в биосинтезе белка:
А – рибосомы
Б – ядрышко
В – ядерная оболочка
Г – хромосомы
3. Синтез РНК на матрице ДНК называется:
А – транскрипция
Б – трансляция
В – репликация
4. Какова функция ДНК в синтезе белка
А – самоудвоение
Б – транскрипция
В – синтез тРНК и иРНК
5 . Сколько аминокислот участвуют в биосинтезе белка:
А – 100
Б – 30
В – 20
2 вариант:
1. Какая из структур ядра содержит информацию о синтезе одного белка:
А – молекула ДНК
Б – ген
В – нуклеотид
Г – триплет нуклеотидов
2. Если фрагмент ДНК имеет строение: ГТТАГЦТГА, то образовавшаяся в результате транскрипции иРНК будет состоять из:
А – ГТГАГЦТГА
Б – ГУУАГЦУГА
В – ЦААУЦГАЦУ
3. Что образуется в рибосоме в процессе биосинтеза белка:
А – белок третичной структуры
Б – белок вторичной структуры
В – полипептидная цепь
4. Чему соответствует код триплета и РНК:
А – аминокислота
Б – белок
5. В состав нуклеотидов ДНК не входит:
А – аденин
Б – гуанин
В – урацил
Г – Тимин
3 вариант:
1. Какие компоненты составляют тело рибосомы:
А – мембраны
Б – белки
В – углеводы
Г – РНК
Д – жиры
2. Чему соответствует информация одного гена молекулы ДНК:
А – белок
Б – аминокислота
В – ген
3. Синтез полипептида на матрице иРНК называется:
А – транскрипция
Б – трансляция
В – репликация
4. Матрицей для процесса транскрипции является:
А – ДНК
Б – полипептидная цепь
В – иРНК
Г – аминокислота
5. С какой структурой ядра связано образование всех видов РНК:
А – ядерная оболочка
Б – ядрышко
В – хромосомы
Г – ядерный сок
Приложение № 2
(задание выполняется на доске, по вариантам, разными обучающимися)
- Достроить вторую цепь ДНК и иРНК, комплементарную ей, определить, какие аминокислоты закодированы в последовательности нуклеотидов ДНК:
1 вариант: 2 вариант:
ДНК: 1- ААГ-ТТЦ-ЦГТ ДНК: 1 –АЦЦ-ГГА-ТАТ
(2 – ТТЦ-ААГ-ГЦА (2 – ТГГ-ЦЦТ-АТА
иРНК: ААГ-УУЦ-ЦГУ иРНК: АЦЦ-ГГА-УАУ
аминокислоты: лизин аминокислоты: треонин
фенилаланин глицин
аргинин) тирозин)
- Дополнительные вопросы: Что такое транскрипция?
Что такое трансляция?
- Определить тРНК, которые необходимы для доставки аминокислот к рибосомам во время синтеза белка (к предыдущему заданию):
1 вариант: 2 вариант:
тРНК: УУЦ-ААГ-ГЦА тРНК: УГГ-ЦЦУ-АУА
4. Установить логическую связь между понятиями. Ответ обосновать:
1. ген 3. кодон
2.трансляция 5. ядро
3. триплет 2. рибосомы
4. тРНК 1.ДНК
5. транскрипция 4. антикодон
Приложение № 3
(схема записывается во время объяснения учителем новой темы, на доске и в тетрадях обучающихся)
Жизненный цикл клетки
Интерфаза Митоз
(между делениями): (деление):
редупликация ДНК профаза
запас АТФ метафаза
увеличение числа органоидов анафаза
удвоение центриолей телофаза
Вопросы, задаваемые по ходу объяснения и заполнения схемы
(поэтапное закрепление)
- Что такое редупликация?
- Как она происходит?
- Как вы думаете, зачем запасается АТФ?
- Для чего происходит увеличение числа органоидов?
- Какую функцию выполняют центриоли в клетке?
- Сколько хромосом будет в соматической клетке человека в профазе митоза?
- Сколько хромосом будет в соматической клетке человека в телофазе митоза?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии 10 класс " Обмен веществ и энергии в клетке"
Урок комплексного применения знаний для 10 класс по теме "Клетка как целостная система" по программе Министерства образования и науки РФ для 10-11 классов. Место урока в учебной теме - текущий. Для ра...
План-конспект урока по биологии. Тема: "Строение растительной клетки"
Цель урока: изучить строение растительной клетки.Задачи урока:Образовательные:-сформировать понятие о клетке как о живой единице растительного организма, об оболочке, цитоплазме, ядре и вакуолях...
конспект открытого урока по биологии 5 класс "Строение клетки"
конспект открытого урока по биологии 5 класс "Строение клетки"...
Технологическая карта урока биологии в 10 классе «Деление клетки. Митоз»
Деятельностная цель: - формирование умений реализации новых способов действий: - формулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний...
Конспект урока по биологии 9 класс Тема: Деление клетки. Митоз.
Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Деление клетки. Митоз.Тип: урок изучение нового материала.Цель: к концу урока у учащихся должны сформироваться знания о процессе деления клетки...
конспект урока по биологии 6 класс на тему "Растительная клетка"
СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИЦель: рассмотреть особенности строения органоидов растительной клетки, позволяющих отличать ее от животной; сформировать умение работать с микроскопом, самостоятельно готов...