Технологическая карта урока биологии в 10 классе «Деление клетки. Митоз»
план-конспект занятия по биологии (10 класс)
Деятельностная цель:
- формирование умений реализации новых способов действий:
- формулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний;
- уметь выбирать способ и средства реализации учебной цели;
- развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы теоретического мышления), умение находить достоверную информацию в учебнике, анализировать, определять понятия, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, умение представлять информацию в виде схемы при изучении темы;
- осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.
Предметно - дидактическая цель: расширить базу биологических понятий при изучении жизненного цикла клетки, фаз митотического деления за счёт включения в неё новых элементов .
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
– научитьсяхарактеризовать процессы, составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического деления;
- учиться понимать биологические термины: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды, веретено деления, центромеры, размножение.
Личностные: формирование научного мировоззрения, включающего знания о химическом составе клетки, о взаимосвязи между строением и свойствами веществ, четких представлений о роли естественных наук в современном обществе; создание в представлении учащихся общей, целостной картины мира с его единством, многообразием свойств живой и неживой природы.
Метапредметные:
1.Познавательные:
– научиться ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);
- учиться строить высказывания;
- учитьсяанализировать содержание определений терминов, проводить сравнительный анализ обьектов, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи.
2.Коммуникативные:
- учиться слушать и понимать речь другого человека;
- учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе;
- учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.
3.Регулятивные:
- учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);
- учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Основные понятия, изучаемые на уроке: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды, веретено деления, центромеры, размножение.
Учащийся должен знать: жизненный цикл клетки, фазы митоза, содержание определений терминов: редупликация, хроматиды, центромеры.
Учащиеся должны уметь: приводить примеры деления клетки у различных организмов, описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза, объяснять биологическое значение митоза, анализировать содержание определений терминов.
Обеспечение урока: учебник, компьютер, интерактивная доска, тестовые задания, наглядное пособие «Митоз».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta._delenie_kletki._mitoz.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательная учреждение
«Пристенская средняя общеобразовательная школа»
Пристенского района Курской области
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ
Тема : «Деление клетки. Митоз»
10 КЛАСС
ВЫПОЛНИЛ: Иванова Лидия Александровна,
учитель биологии МКОУ «Пристенская СОШ»
Пристенского района Курской области
Деятельностная цель:
- формирование умений реализации новых способов действий:
- формулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний;
- уметь выбирать способ и средства реализации учебной цели;
- развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы теоретического мышления), умение находить достоверную информацию в учебнике, анализировать, определять понятия, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, умение представлять информацию в виде схемы при изучении темы;
- осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.
Предметно - дидактическая цель: расширить базу биологических понятий при изучении жизненного цикла клетки, фаз митотического деления за счёт включения в неё новых элементов .
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
– научитьсяхарактеризовать процессы, составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического деления;
- учиться понимать биологические термины: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды, веретено деления, центромеры, размножение.
Личностные: формирование научного мировоззрения, включающего знания о химическом составе клетки, о взаимосвязи между строением и свойствами веществ, четких представлений о роли естественных наук в современном обществе; создание в представлении учащихся общей, целостной картины мира с его единством, многообразием свойств живой и неживой природы.
Метапредметные:
1.Познавательные:
– научиться ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);
- учиться строить высказывания;
- учитьсяанализировать содержание определений терминов, проводить сравнительный анализ обьектов, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи.
2.Коммуникативные:
- учиться слушать и понимать речь другого человека;
- учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе;
- учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.
3.Регулятивные:
- учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);
- учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Основные понятия, изучаемые на уроке: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды, веретено деления, центромеры, размножение.
Учащийся должен знать: жизненный цикл клетки, фазы митоза, содержание определений терминов: редупликация, хроматиды, центромеры.
Учащиеся должны уметь: приводить примеры деления клетки у различных организмов, описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза, объяснять биологическое значение митоза, анализировать содержание определений терминов.
Обеспечение урока: учебник, компьютер, интерактивная доска, тестовые задания, наглядное пособие «Митоз».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. (1-2 мин.) | Проверяет готовность к уроку , проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. | Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. | Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. |
Этап. Актуализация знаний (5 - 6 мин.) | Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. - Выясняет степень усвоения уч-ся заданного учебного материала (выявление знаний о фактах, понятиях, способов действий). - Выясняет причины невыполнения д/з отдельными уч-ся. - Определяет типичные недостатки в знаниях и способах действий уч-ся и причин их появления. - Ликвидирует обнаруженные недостатки. Фронтальная беседа по вопросам: 1. Почему синтез белков является важнейшим процессом ассимиляции в клетке? 2. Что является источником энергии для синтеза белков? 3. Какова последовательность процессов при биосинтезе белка? 4. Что такое трансляция и где она происходит?
Организует класс на оценивание работы ученика у доски. При необходимости корректирует ответ. Педагог предлагает ответить на вопросы: - А по каким признакам вы отличаете живой организм от неживого? - Назовите эти признаки? Учитель фиксирует на доске понятия, названные учащимися в виде схемы | Отвечают на вопрос. Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы. Изучают структуру учебника, рабочей тетради. Знакомятся с заданием, осмысливают его. Выполняют задание (классифицируют объекты, по заданному признаку). Вспоминают, изученный ранее материал (понятия). Перечисляют известные им признаки жизни. | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать,. знакомятся со структурой учебника, рабочей тетрадью. Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. |
Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.) | Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Создает для учеников проблемную ситуацию. - В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма.Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей. Проблемный вопрос. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения? | Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её значимость | Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать. |
Этап. Целеполагание. (3-4 мин.) | Организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. Проводит подводящий диалог: Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы: 2. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений? Организует подводящий диалог : - Каков главный вопрос нашего урока? - Какова цель? Выслушивает предположения детей, лучшие формулировки записываются в таблицу - 2 колонка. Деление клетки. Митоз.(слайд ). | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности. | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока). |
Этап Планирование.(5-6 мин.) | Организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели. Предлагает выполнить задания - Каким образом мы можем изучить признаки живых организмов? (изучить материал учебника) - Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; микроскоп, микропрепараты) Организует работу в паре . - Составьте план нашей дальнейшей работы . - Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы? Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся. Фиксирует план на доске. 1. Осмыслить задание. 2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (вписать в схему изученные признаки живых организмов, дать определение понятию «живой организм»). 4. Мысленно сформулировать ответ. 5. Дать развернутый устный ответ: Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ «Я считаю, что …, потому что, во-первых…, во вторых…». - Как вы предполагаете, каким будет ответ? (Предположения (гипотезы) учащихся фиксируются на доске. ) | Высказывают свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и обсуждают его с учителем. Высказывают свои предположения (гипотезы) | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием, - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - учатся выражать свои мысли. |
Этап. «Открытие» нового знания (7-8 мин.) | Формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению. Организует работу в паре. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь. - Что мы узнали нового? - Какими признаками мы можем дополнить нашу схему? Вносит в схему изученные признаки живых организмов. - Как нам ответить на наш вопрос? – Как вы думаете, подтвердилась наша гипотеза? Корректирует ответы учащихся: Жизнь клетки, как и жизнь любого организма, можно разделить на периоды: – Жизненный цикл клетки, интерфаза, митотический цикл. Запишите эти определения в тетрадь, используя материал учебника А. А. Каменского стр.77 §24 4 абзац . Вам нужно их выучить. (Подводит итоги ответов об-ся, далее работают Деление соматических,т.е.неполовых, клеток называется митозом. И так, что же это за процесс - митоз? Для начала нам надо вспомнить современное положение клеточной теории. Как вы уже знаете, одно из положений клеточной теории звучит: Новые клетки могут возникать Р. Вирхов “Откуда мы взялись, соседка?” – Спросила как-то клетка клетку. Та не услышала вопрос – Она делилась! Шел ….!”(Митоз) Этот процесс проходит в несколько этапов, сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями каждого этапа митоза Организует и проводит физкультминутку: Не сутультесь, грудь вперед, Плечи разверните. (Рывки руками перед грудью.) А теперь рывки руками. Снова повторите. Достаём рукой носочек — Правой — левый, левой — правый. Вертолёт летит, стрекочет, Винт работает исправно. (Наклониться вперёд и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот, левой рукой — правой ступни.) А теперь, как будто мячик, Все на месте мы поскачем. Отдохнули, посвежели И на место снова сели. (Дети садятся.) | Работают в паре. Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях своё «открытие». Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи. Выполняют упражнения. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Этап. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.) | Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия. Усвоение понятия «митоз» у учащихся начинается с выделением существенных признаков этого понятия. Это достигается введением определений, которые отвечают на вопрос «что такое?» И указывают на существенные признаки предмета (явления). Формирование понятий общих и отличительных признаков идёт при выполнении самостоятельной работы с учебником и заполнении таблицы в рабочей тетради Предлагает выполнить данное задание. На этом этапе урока учитель организует работу с текстом учебника (учебник А. А. Каменского п. 24, стр.78 – 81, рис.39, 40), в ходе которой обучающиеся делятся на группы Организует подводящий диалог. - На какой вопрос мы должны будем дать ответ по результатам этого задания? (Что же такое размножение?) - Что нам поможет выполнить это задание? Демонстрирует план работы (алгоритм). - Как мы будем выполнять это задание? (см. план) - Что будем записывать в таблицу? - Как вы считаете, наши записи будут общими или отличными? Почему? - Какой ответ мы можем дать на поставленный вопрос? -Как вы думаете, подтвердились наши предположения? | Осмысливают задание (определяют последовательность действий). Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности). В ходе диалога формулируют проблему, цель и способы её достижения. Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания. Затем предлагают варианты формулировок, по каждому пункту, которые необходимо поместить в таблицу. Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи. | Познавательные УУД - учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Этап. Рефлексия.(2-3 мин). | Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. -Организует деятельность по применению новых знаний; - осуществляет индивидуальный контроль по усвоению учащимися нового материала.
| Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали на уроке. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Этап. Домашнее задание. (2 мин). | Комментирует домашнее задание: Мотивирует учащихся на важность выполнения домашнего задания и дает четкий инструктаж. 1.Прочитать п. 24,ответиь на вопросы устно. 2.Повторить главу 2 «Клеточный уровень», используя материал «Краткое содержание главы» стр. 81-82. 3. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика митоза и мейоза. 4. Составить схему митоза и мейоза. | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания | Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. |
Литература:
Каменский А.А., Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология.- М.: Дрофа, 2017. Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие.- 9-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-542 с.:ил. Чебышев Н.В. Биология: учебник.-5-е издание. М.: Издат. Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.- 320 с.: ил. |
Интернет-ресурсы:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС
Технологическая карта содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....
Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС
Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...
Технологическая карта урока биологии 5 класс.
Предмет: БиологияКласс: 5 классБазовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.Тема урока: «Биолог...
Технологическая карта урока. Биология. 6 класс.
Тема: Взаимосвязи живых организмов....
Технологическая карта урока биологии 7 класс
Тип урока: урок открытия нового знанияЦели урока: ознакомление с общей характеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных...
Технологическая карта урока биологии по теме «Жизнедеятельность клетки» в 5 классе
Технологическая карта урока биологии по теме «Жизнедеятельность клетки» в 5 классе(учебник В. В. Пасечник)Тема урока: Жизнедеятельность клетки Тип урока: урок-проект «открытия&r...
технологическая карта урока биологии 5 класс "Химический состав клетки" программа В. Пасечник
Представлена технологическая карта урока по ФГОС по программе В. Пасечника по теме "Химический составтклетки"....