Разработка программы факультативного курса "Мир под микроскопом" для 5 классов
методическая разработка по биологии (5 класс)
Программа факультативного курса для обучающихся 5 классов "Мир под микроскопом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_pod_mikroskopom.docx | 349.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива по биологии
«МИР ПОД МИКРОСКОПОМ»
для обучающихся 5 классов
Составила: Шарова Василина Александровна,
учитель биологии,
первая квалификационная категория
г. Советский, 2021 - 2022 г.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива «Мир под микроскопом» по биологии 5 класс, построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы, основного общего образования; требований к структуре рабочей программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Рабочая программа факультатива по биологии для 5 класса составлена на основе:
- Биология.Пасечник В.В., Суматохин, С.В., Калинова Г. С., под редакцией Пасечника В. В. - М.: Просвещение 2017.
- Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение.
- Пальдяева Г.М. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 кл». Сборник программ. Издательство Дрофа 2017г.
- Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2017.- 141, (3) с.
В программе соблюдается преемственность с программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Курс, рассчитан на 35 часов. Включает теоретические и практические занятия. Содержание программы «Мир под микроскопом» связано с предметами естественнонаучного цикла.
На курс «Мир под микроскопом» отводится по 1 часу в неделю.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью. Программа направлена на формирование у учащихся умений поставить цель и организовать её достижение, а также, креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Цели задачи
Цель: Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников, познакомить с биологическими специальностями.
Задачи:
- Расширить кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
- Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
- Овладение навыками работы с микроскопом, биологическими объектами.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
- Воспитание интереса к миру живых существ, ответственного отношения к порученному делу.
Общая характеристика учебного предмета
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
Групповая
Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе:
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы: систематизация коллекционного материала.
Исследовательские методы: работа с микроскопом.
Метод наглядности: просмотр видео-, кино-, диа-, мультимедийных компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
-положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
-повышение коммуникативных качеств;
-появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;
-умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
-сформировавшиеся биологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Мир под микроскопом» носит развивающий характер.
Занятия курса разделены на теоретические и практические, причём деятельность в этих направлениях может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Деятельность школьников при изучении курса «Мир под микроскопом» имеет отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Основные принципы программы:
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Описание места факультатива в учебном плане
Рабочая программа факультатива составлена для реализации курса биология в 5 классе, который является частью предметной области естественнонаучных дисциплин.
Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
- вести наблюдения окружающего мира;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся научатся:
· умение работать с разными источниками информации;
· овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать.
· умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.
· способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
· умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства.
Предметными результатами освоения факультативного курса по биологии являются:
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
• клеточное строение растений;
• распознавать и описывать органы цветкового растения;
• функции органов цветкового растения
• описывать процессы, протекающие в растительном организме
• правила поведения в природе;
• какое влияние оказывает человек на природу.
Учащиеся должны уметь:
• работать с различными типами справочных изданий, готовить сообщения и презентации;
• проводить наблюдения за растениями;
• составлять план простейшего исследования;
• описывать полученные результаты опытов и давать им оценку
• выращивать растение из семян
• ухаживать за растениями
• проводить пикировку, пересадку, полив растений.
• Высаживать рассаду в открытый грунт.
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение особенностей строения клеток, тканей и органов и процессов жизнедеятельности растений и грибов, бактерий;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений и животных в жизни человека; значения растительного разнообразия;
• различение частей и органоидов клетки
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
· Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
· Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Содержание программы
Вводное занятие (1 ч)
Цели и задачи, план работы кружка.
Биологическая лаборатория и правила работы в ней (1 ч)
Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.
Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (4 ч)
Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.
Клетка – структурная единица живого организма (3 ч)
Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат».
Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение (3 ч)
Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом.
Грибы и бактерии под микроскопом (5 ч)
Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. Приготовление сенного настоя, выращивание культуры Сенной палочки и изучение её под микроскопом.
Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов (4 ч)
Колонии микроорганизмов. Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов.Питательные среды для выращивания микроорганизмов. Выращивание колоний и изучение их под микроскопом.
Исследовательская работа (8 ч)
Поиск информации. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов. Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) Оформление результатов исследовательской работы.
Польза и вред микроорганизмов. (3 ч)
Влияние физических и химических факторов на рост и развитие микроорганизмов. Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов.
Подведение итогов работы кружка (3 ч)
Представление результатов работы. Отчет о проделанной работе за год. Анализ работы.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Кол-во часов | Характеристика видов деятельности учащихся |
1. | Введение | 1 | Определяют понятия: «биология». Раскрывают значение биологических знаний. |
2. | Биологическая лаборатория и правила работы в ней | 1 | Определяют правила работы в кабинете биологии, основы техники безопасности. Знакомятся с биологическим оборудованием. |
3. | Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы | 4 | Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент». Знакомятся с правилами работы с микроскопом (световым, электронным). Отрабатывают правила работы с микроскопом. |
4. | Клетка – структурная единица живого организма | 3 | Определяют понятия: «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр». Изучают устройство микроскопа, работают с лупой. Выделяют признаки строения клетки. Различают на наглядных материалах части и органы клетки. Ставят биологические эксперименты. |
5. | Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение | 3 | Выделяют признаки процессов жизнедеятельности клетки. Составляют биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. |
6. | Грибы и бактерии под микроскопом | 5 | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Различают на биологических препаратах внутреннее строение грибов (на примере гриба мукора). |
7. | Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов | 4 | Выделяют существенные признаки бактерий. Определяют понятия: «клубеньковые бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. |
8. | Исследовательская работа | 8 | Знакомятся с методами исследовательской работы. Анализируют, делают выводы по индивидуальным исследовательским работам. |
9. | Польза и вред микроорганизмов | 3 | Определяют понятия: «микроорганизмы». Значение микроорганизмов для животных и человека. Рассматривают биологические объекты в микроскоп. |
10. | Подведение итогов работы кружка | 3 | Итоги исследовательской деятельности. Значение факультативного курса в биологии. |
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Основная учебная литература для учащихся:
Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2017.- 141, (3) с.
Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2017.- 141, (3) с.
Дополнительная литература для учащихся:
Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 304с. 6 ил.;
Артамонова В.И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР) Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. – 383с.: ил.;
Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 1994. – с. 92-684;
Большой справочник по биологии. – М.: Издательство АСТ, 2000
«Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001
Основная литература для учителя
Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2017.- 141, (3) с.
Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс. Рабочая тетрадь. К учебнику В. В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ: Вертикаль, 2012 г. Издательство Дрофа
Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение.
Пальдяева Г.М. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 кл». Сборник программ. Издательство Дрофа 2012г.
Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2017.- 141, (3) с.
Дополнительная литература для учителя:
Биология 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.
Кузнецов А.А. О стандарте второго поколения // Биология в школе. - 2009. - №2.
Мухина, В. В. Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются" [Электронный ресурс] / В. В. Мухина. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=415827
Образовательные технологии: сборник материалов. М.: Баласс, 2008.
Петрова О.Г. Проектирование уроков биологии в информационно-коммуникативной среде //Биология в школе. - 2011. - № 6.
Природоведение 5 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. Дрофа. Физикон.
Цифровые образовательные ресурсы
1. Электронное приложение к учебнику Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /Сонин Н.И., Плешаков А.А.. – М.: Дрофа, 2012г.
ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"
4. http://www.plant.geoman.ru/
Занимательно о ботанике. Жизнь растений
Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"
Технические средства обучения
Мультимедийный компьютер Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
Мультимедиа проектор
Экран
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Комплект микропрепаратов «Ботаника 1»
Комплект микропрепаратов «Ботаника2»
Комплект микропрепаратов «Зоология»
Лупа ручная
Микроскоп школьный
Микроскоп школьный электронный
Набор хим.посуды и принадлежностей по биологии для дем. работ.(КДОБУ)
Набор хим.посуды и принадлежн. для лаб. работ по биологии (НПБЛ)
Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.
Комплект оборудования для комнатных растений
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса «Мир под микроскопом» обучающиеся на ступени основного общего образования получают возможность:
- расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира
- овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- знакомство с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получают возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете.
- научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Формирование:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные универсальные учебные действия
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Поурочно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока по плану | Дата проведения урока фактически |
Тема 1: «Вводное занятие» - 1 ч. | ||||
1. | Цели и задачи, план работы кружка. | 1 | ||
Тема2: «Биологическая лаборатории и правила работы в ней» - 1 ч. | ||||
2. | Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории. | 1 | ||
Тема3: «Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы» - 4 ч. | ||||
3. | Методы изучения биологических объектов. | 1 | ||
4. | Увеличительные приборы. Микроскоп. | 1 | ||
5. | Устройство микроскопа, правила работы с ним. | 1 | ||
6. | Овладение методикой работы с микроскопом | 1 | ||
Тема4: «Клетка – структурная единица живого организма» -3ч. | ||||
7. | Клетка: строение, состав, свойства. | 1 | ||
8. | Микропрепараты. | 1 | ||
9. | Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат». | 1 | ||
Тема5: «Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение» -3ч. | ||||
10. | Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука. Изучение под микроскопом. | 1 | ||
11. | Приготовление препарата кожицы томата. Изучение под микроскопом. | 1 | ||
12. | Приготовление препарата кожицы яблока и картофеля. Изучение под микроскопом. | 1 | ||
Тема6: «Грибы и бактерии под микроскопом» - 5 ч. | ||||
13. | Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. | 1 | ||
14. | Микроскопические грибы. | 1 | ||
15. | Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. | 1 | ||
16. | Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. | 1 | ||
17. | Приготовление сенного настоя, выращивание культуры Сенной палочки и изучение её под микроскопом. | 1 | ||
Тема7: «Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов»- 4 ч. | ||||
18. | Колонии микроорганизмов. | 1 | ||
19. | Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов. | 1 | ||
20. | Питательные среды для выращивания микроорганизмов | 1 | ||
21. | Выращивание колоний и изучение их под микроскопом. | 1 | ||
Тема7: «Исследовательская работа» -8 ч. | ||||
22. | Поиск информации. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. | 1 | ||
23. | «Посев» микроорганизмов. | 1 | ||
24. | Изучение бактериологического состояния разных помещений школы – кабинеты. | 1 | ||
25. | Изучение бактериологического состояния разных помещений школы – коридоры. | 1 | ||
26. | Изучение бактериологического состояния разных помещений школы – туалеты. | 1 | ||
27. | Изучение бактериологического состояния разных помещений школы – столовая. | 1 | ||
28. | Изучение бактериологического состояния разных помещений школы – гардероб. | 1 | ||
29. | Оформление результатов исследовательской работы. | 1 | ||
Тема8: «Польза и вред микроорганизмов» - 3 ч. | ||||
30. | Влияние физических факторов на рост и развитие микроорганизмов. | 1 | ||
31. | Влияние химических факторов на рост и развитие микроорганизмов. | 1 | ||
32. | Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов. | 1 | ||
Тема9: «Подведение итогов работы кружка» - 3 ч. | ||||
33. | Представление результатов работы. | 1 | ||
34. | Отчет о проделанной работе за год. | 1 | ||
35. | Анализ работы. | 1 | ||
Итого: 35 часов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса «Информатика» 6 класс
Цели и задачи курсапознакомить учащихся с широким спектром разноплановых задач, где эффективно может применяться компьютерная технология.формировать интерес к изучению программирования. дать ученику в...
Методическая разработка программы факультативного курса по русскому языку «Грамматика. Текст. Стили речи» в 9 классе.
Разработана программа факультативного курса по русскому языку «Грамматика. Текст. Стили речи» в 9 классе....
Программа факультативного курса в 8 классе "Храмовое зодчество города Вязьмы"
Данная программа предусматривает работу с детьми 8 класса, рассчитана на 1 час в неделю, 34 учебные недели.Необходимость работы с обучающимися по теме продиктована желанием воспитать человека, з...
программа факультативного курса в 11 классе "Химия в задачах"
программа факультативного курса в 11 классе "Химия в задачах" содержит пояснительную записку, тематическое планирование...
Программа факультативного курса для 8 класса "Химия для восьмиклассников"
Разработанная прграмма позволяет более углубленно изучать материал по химии в 8 классе....
Рабочая программа факультативного курса для 6 класса "Англия от А до Я"
Факультативный курс «Англия от А до Я» предназначен для учащихся 6-х классов, имеющих основные понятия о грамматическом строе языка, желающих восполнить пробелы предыдущей подготовки и вместе с тем уг...
Рабочая программа факультативного курса для 8 класса "Дистанционные проекты"
Курс носит прикладной характер и призван сформировать у обуча¬емых знания об элементах занимательности и закрепить технологические навыки оперирования различными программными средствами при ...