Образовательный проект Путешествие по Био-музеям
проект

Данзанова Хандама Чойжамсоевна

Муниципальный этап всероссийского конкурса

«Педагогический дебют – 2019»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

« ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ ПО БИОМУЗЕЯМ»

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Данзанова Хандама Чойжамсоевна,

учитель биологии

МАОУ «Цаган-Мориская средняя общеобразовательная школа»

                                                

 

 

 

 

 

  2019 г.

 

 

Введение

21 век принято считать одновременно веком биологии и веком информатики. Наверное, поэтому не случайно, что именно начало нашего века ознаменовано появлением новой науки – компьютерной биологии, как особой, пограничной области между биологией и информатикой, которая появилась и бурно развивается в настоящее время, используя возможности цифровой фото- и видеотехники. Одним из первых реальных результатов компьютерной революции в биологии стала создание первых виртуальных биологических коллекций или музеев.

Музеи - это древнейшее хранилище общечеловеческого опыта и ценностей, но сокровища, чтобы не таять, а приумножаться, должны работать. Информационные технологии прочно вошли в нашу повседневную жизнь: теперь мы ищем информацию не в книгах, а на сайтах, знакомимся не на улице, а в чате. Иногда даже предпочитаем новые виртуальные музеи настоящим, ведь они имеют ряд преимуществ. Современные информационные технологии позволяют создать программы, делающие доступным осмотр экспоната со всех сторон, что не всегда возможно реализовать в реальном музее.

Актуальность проекта

 

      Федеральный государственный стандарт второго поколения по биологии  в основной школе одной из важных целей ставит формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально­ ценностному отношению к объектам живой природы.

    Также одной из основных задач  биологии,  как науки и как части культурного процесса, было и остается - создание зрительного Образа Живой Природы.

    Помочь в реализации этих целей может виртуальные биологические музеи России и  зарубежных стран.

      Сегодня имеются самые разные возможности для использования виртуальной биологической музеи  в образовательной практике. Это  увлекательные виртуальные экскурсии, виртуальное путешествие по предложенному маршруту, создание проектов виртуальных экскурсий по тем или иным темам, углублять свои знания, осваивать приемы и методы исследовательской деятельности.

       Также виртуальные биологические музеи предоставляют возможность посетить  музей, не считаясь ни временем, ни расстоянием, ни финансовыми возможностями.

 

       Актуальность и необходимость виртуальных музеев очевидна. Поэтому остается только освоить эту новую и весьма полезную форму организации образовательного процесса и оценить ее потенциал в реальной практической деятельности.

 

Новизна проекта заключатся  в том, что виртуальная экскурсия является инновационной формой учебной и внеучебной  деятельности, направленной не только на получение предметных знаний, но и формирование коммуникативных, познавательных , регулятивных учебных действий ,  способствует повышению интереса не только к предмету но и культурному наследию.

 

Цель проекта:

Стимулирование познавательной активности учащихся в изучении предметов естественнонаучной направленности через экскурсионную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_danzanovoy_h.ch_.docx48.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап всероссийского конкурса

«Педагогический дебют – 2019»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

« ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ ПО БИОМУЗЕЯМ»

     

Автор: Данзанова Хандама Чойжамсоевна,

учитель биологии

МАОУ «Цаган-Мориская средняя общеобразовательная школа»

                                                 

  2019 г.


Введение

21 век принято считать одновременно веком биологии и веком информатики. Наверное, поэтому не случайно, что именно начало нашего века ознаменовано появлением новой науки – компьютерной биологии, как особой, пограничной области между биологией и информатикой, которая появилась и бурно развивается в настоящее время, используя возможности цифровой фото- и видеотехники. Одним из первых реальных результатов компьютерной революции в биологии стала создание первых виртуальных биологических коллекций или музеев.

Музеи - это древнейшее хранилище общечеловеческого опыта и ценностей, но сокровища, чтобы не таять, а приумножаться, должны работать. Информационные технологии прочно вошли в нашу повседневную жизнь: теперь мы ищем информацию не в книгах, а на сайтах, знакомимся не на улице, а в чате. Иногда даже предпочитаем новые виртуальные музеи настоящим, ведь они имеют ряд преимуществ. Современные информационные технологии позволяют создать программы, делающие доступным осмотр экспоната со всех сторон, что не всегда возможно реализовать в реальном музее.

Актуальность проекта

      Федеральный государственный стандарт второго поколения по биологии  в основной школе одной из важных целей ставит формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально ценностному отношению к объектам живой природы.

    Также одной из основных задач  биологии,  как науки и как части культурного процесса, было и остается - создание зрительного Образа Живой Природы.

    Помочь в реализации этих целей может виртуальные биологические музеи России и  зарубежных стран.

      Сегодня имеются самые разные возможности для использования виртуальной биологической музеи  в образовательной практике. Это  увлекательные виртуальные экскурсии, виртуальное путешествие по предложенному маршруту, создание проектов виртуальных экскурсий по тем или иным темам, углублять свои знания, осваивать приемы и методы исследовательской деятельности.

       Также виртуальные биологические музеи предоставляют возможность посетить  музей, не считаясь ни временем, ни расстоянием, ни финансовыми возможностями.

       Актуальность и необходимость виртуальных музеев очевидна. Поэтому остается только освоить эту новую и весьма полезную форму организации образовательного процесса и оценить ее потенциал в реальной практической деятельности.

Новизна проекта заключатся  в том, что виртуальная экскурсия является инновационной формой учебной и внеучебной  деятельности, направленной не только на получение предметных знаний, но и формирование коммуникативных, познавательных , регулятивных учебных действий ,  способствует повышению интереса не только к предмету но и культурному наследию.

Цель проекта:

Стимулирование познавательной активности учащихся в изучении предметов естественнонаучной направленности через экскурсионную деятельность

   Задачи проекта:

  • Ознакомить учащихся со структурой  виртуального  музея;
  • Стимулировать освоение и использование учащимися  новых информационно-коммуникативных технологий в   практике;  
  • Способствовать вовлечению учащихся в экспозиционную, презентационную, проектную, поисково-исследовательскую деятельность.

Ценность образовательного проекта:

1. При единении биологии и виртуального музея предоставляется возможность внести в традиционный школьный курс биологии разнообразные методы и стили, свойственные  дисциплинам естественного цикла;

2.  Расширение возможности формирования у учащихся   мотивации   к обучению  через усиление прикладной направленности  предмета биологии;

3. Приобретение опыта  в более качественном преподавании биологии, культивируя значимость роли  предмета в развитии культуры и общества.

Срок реализации: январь - декабрь 2019г.

Участники проекта: учащиеся 7-11 классов.

Кол – во часов: 32 ч.

Предполагаемые образовательные результаты:

1.Приобретение учащимися опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных, социальных и других проблем.

2. Активизация личностной позиции учащихся, проявляющаяся не только во внеурочной, но и в учебной деятельности.

    3. Повышение качества знаний по предмету биология.

4. Формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности для решения практических и исследовательских задач.

5.Создание благоприятных условий для повышения интереса к предмету и раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, активности, самостоятельности через познавательную деятельность, путем экскурсий по виртуальным БиоМузеям.

Этапы и сроки реализации проекта:

1 этап: теоретико-проектировочный -  январь - февраль 2019 г.

1.План подготовки виртуальной экскурсии. 

1. Определить цели экскурсии;

2. Выбрать объект изучения;

3. Поиск Интернет-ресурсов об изучаемом объекте;

4. Формулировка проблемы;

5. Определение задачи, которые учащимся необходимо    будет решить;

6. Определение последовательности ознакомления с  сайтами БиоМузеев

  7. Определение формы отчета или наглядного оформления результатов экскурсии

2 этап: конструкторско - внедренческий – март  - ноябрь 2019 г.

На втором этапе учащиеся  знакомятся с материалами на сайтах виртуальных биологических и зоологических музеев.

1. Сбор информации. Обмен информацией.

2. Выполнение учебной и практической работы

– творческие и исследовательские проекты, выполнение заданий по маршрутным листам, фотоальбомы, создание презентаций, ментальных карт и т.д.

3 этап: рефлексивно-обобщающий –  декабрь 2019 г.

  1. Обобщение, оформление результатов экскурсионной деятельности, опыта работы и его презентация  через выступления или публикации.
  2. Создание картотеки творческих и исследовательских работ учащихся.
  3. Рефлексия участников проекта.
  4.  Анализ уровня удовлетворенности участников проекта: организационный, познавательный, эмоциональный.

План реализации проекта

В ходе реализации образовательного проекта возможна корректировка событий по срокам исполнения и мероприятиям.

Первый этап: теоретико-проектировочный

(январь-февраль 2019 г.)

№ п/п

Содержание

1.

Разработка образовательного проекта, определение формы предоставления работы.

2.

Поиск материала, создание информационной базы, систематизация

3.

Составление календарно – тематического плана в текущем учебном  году

4.

Создание творческой группы учащихся

5.

Организация бесед, определения интересов учащихся, выявление творческих способностей, формирования интереса к виртуальным БиоМузеям на уроках биологии и внеклассных занятиях

Второй этап: конструкторско-внедренческий

(март  - ноябрь 2019 г.)

№ п/п

Содержание

1.

Реализация проекта с учетом возрастных особенностей школьников

2.

Обеспечение наличия комплекта информационно методических материалов

3.

Формирования исследовательских навыков, работа творческих мастерских «биологический музей»

4.

Развитие и расширение познавательных интересов по предмету, в особенности по растительному миру

5.

Проведение занимательных уроков (урок-викторина, урок-поиск, проектный урок, урок-экскурсия, урок - взаимообучения, урок-фантазия); конкурс знаний, умений и творчества;  деловых, ролевых и ситуативных игр по разным темам:

  1. Виртуальная экскурсия по Ботаническому саду: http://kray63.ru/virtualnye-ekskursii/ekologicheskie-i-prirodnye-resursy/virtualnaya-ekskursiya-po-botanicheskomu-sadu 
  2. Виртуальная экскурсия по Зоологическому музею: http://zoomuseum.net/virtual 
  3. Виртуальная экскурсия по Баргузинскому заповеднику: http://zapovednoe-podlemorye.ru/virtual
  4. Виртуальный 3D атлас анатомии человека https://www.zygotebody.com
  5. Виртуальный биологический музей http://www.gbmt.ru/ru/display/3d.php 

6.

Анализ и оформление научных исследований. Участие в научно-практических конференциях.

Третий этап: рефлексивно-обобщающий

(декабрь 2019 г.)

№ п/п

Содержание

1.

Обобщение, оформление результатов образовательной деятельности, опыта работы и его презентация педагогическому сообществу через выступления или публикации

2.

Создание картотеки творческих и исследовательских работ учащихся

3.

Рефлексия участников проекта.

 Анализ уровня удовлетворенности участников проекта: организационный, познавательный, эмоциональный.

Оценка эффективности реализации Проекта

Активное участие школьников в олимпиадах, конференциях различных уровней.

Выбор выпускниками школы профессий естественнонаучного направления.

        

Перспективы дальнейшего развития проекта: Особенностью проекта может быть его тиражируемость, использование в рамках не только МАОУ «Цаган-Моринская  СОШ»», но и другими учебными заведениями. На основе данного проекта предполагается:

1. Участие в методических семинарах, совещаниях, конференциях различного уровня (школьного, муниципального, республиканского).

2. Публикации, распространение опыта.

3. Обобщение педагогического опыта «Виртуальная экскурсия по БиоМузеям.».

4. Дальнейшее развитие интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка, формирование ключевых компетенций, повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Литература

1. Бейко В.Б., Березин М.В., Березина М.Ф. и др. Большая энциклопедия животного мира. − М.: Росмэн, 2012, 304 с.

2. Березина М.Ф., Богатырёва Е.Л., Бурмистрова Л.Л. и др. Мир животных. Современная школьная энциклопедия. − М., Росмэн, 2013, 416 с.

3. Зоошкола [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zooschool.ru/zanim/okras/ 

4. Россолимо О.Л., Павлинов И.Я., Крускоп С.В., Лисовский А.А., Спасская Н.Н., Борисенко А.В., Панютина А.А. Разнообразие млекопитающих. −Часть I. – М.: изд-во КМК, 2014. − 366 с.

5. Россолимо О.Л., Павлинов И.Я., Крускоп С.В., Лисовский А.А., Спасская Н.Н., Борисенко А.В., Панютина А.А. Разнообразие млекопитающих. − Часть II. – М.: изд-во КМК, 2014. − 218 с.

6. Россолимо О.Л., Павлинов И.Я., Крускоп С.В., Лисовский А.А., Спасская Н.Н., Борисенко А.В., Панютина А.А. Разнообразие млекопитающих. − Часть III. – М.: изд-во КМК, 2014. − 408 с.

7. Севостьянов И. Практическая руководство по продвижению сайта в Интернете, Севостьянов И. – Издательство: Питер, 2014 г.

8. Сельскохозяйственная электронная библиотека знаний. − Раздел «Лесные травянистые растения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cnshb.ru/AKDiL/0046/base/k0600002.shtm

9. Экологический центр «Экосистема» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecosystema.ru 

10. Sbio info. Проект «Вся биология» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sbio.info/dic/12039.

 Приложение 1.

 Календарно – тематический план

Виртуальный музей

Тема

Предмет

класс

Кол – во час.

задание

Сайт

примечание

Виртуальные  музеи

Обзор сайтов

Биология

7-11

1

Знакомство с сайтами  и  с интерфейсом сайта.

Государственный Дарвиновский музей

«Мир под микроскопом»

Биология

10-11

1

Практическая работа

http://mosmetod.ru/centr/proekty/urok-v-moskve/bio..

Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева

«Где один гриб, там и другой» 

Биология

7

1

Практическая работа

Рабочий лист

http://mosmetod.ru/centr/proekty/urok-v-moskve/nac.

Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева

Многообразие растительного мира

Биология

7

1

Обзорная экскурсия

http://mosmetod.ru/centr/proekty/urok-v-moskve/nac..

Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева

Споровые растения (водоросли, мхи и папородникообразные)

Биология

7

1

Практическая работа

Маршрутный лист

http://mosmetod.ru/centr/proekty/urok-v-moskve/nac...

Виртуальный 3D атлас анатомии человека

https://www.zygotebody.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб путешественников «Путешествие по экзотическим музеям»

  Коллективно творческие дела обеспечивают широкую внеурочную занятость детей, поэтому я решила для сплочения детского коллектива организовывать и проводить классные часы с...

Программа дистанционного курса дополнительного обучения "путешествие в мир музеев"

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья...

Образовательный проект "Путешествие в деревню".

Актуальность образовательного проекта "Путешествие в деревню" заключается в том, что необходимо прививать детям любовь и уважение к своей культуре, к быту и жизни русской деревни....

Образовательный проект с родителями и детьми подготовительной группы по теме: "Путешествие в оперу"

ПАСПОРТ ПРОЕКТА АВТОР: Лукина Т.С. ТЕМА ПРОЕКТА: Путешествие в оперу" ВИД ПРОЕКТА: познавательно - творческий, игровой. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:дети, воспитатели,музыкальный руководитель. ЦЕЛЬ:...

Образовательный проект открытого урока по русскому языку в 5 классе Тема: Путешествие в страну Имя Прилагательное.

Данный урок комбинированный, так как при его проведении сочетаются различные цели и виды учебной работы и в частности, работа над пройденным материалом, усвоением; осмыслением новой темы, выработка пр...

Игра -путешествие "Прогулка по музеям мира"

Методическая разработка игры по обобщению и систематизации знаний учащихся о шедеврах мировой живописи, выдающихся художниках и музеях...

Внеурочное занятие "Путешествие по необыкновенным музеям мира"

А сейчас мы тоже заглянем в древность, очень глубокую древность. Представьте, что мы оказались с вами на нашей планете 1,5 миллиона лет назад. Что мы можем увидеть вокруг? Конечно, совсем по-другому в...