Образовательный проект Путешествие по Био-музеям
методическая разработка по биологии
Муниципальный этап всероссийского конкурса
«Педагогический дебют – 2019»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
« ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ ПО БИОМУЗЕЯМ»
Автор: Данзанова Хандама Чойжамсоевна,
учитель биологии
МАОУ «Цаган-Мориская средняя общеобразовательная школа»
2019 г.
Введение
21 век принято считать одновременно веком биологии и веком информатики. Наверное, поэтому не случайно, что именно начало нашего века ознаменовано появлением новой науки – компьютерной биологии, как особой, пограничной области между биологией и информатикой, которая появилась и бурно развивается в настоящее время, используя возможности цифровой фото- и видеотехники. Одним из первых реальных результатов компьютерной революции в биологии стала создание первых виртуальных биологических коллекций или музеев.
Музеи - это древнейшее хранилище общечеловеческого опыта и ценностей, но сокровища, чтобы не таять, а приумножаться, должны работать. Информационные технологии прочно вошли в нашу повседневную жизнь: теперь мы ищем информацию не в книгах, а на сайтах, знакомимся не на улице, а в чате. Иногда даже предпочитаем новые виртуальные музеи настоящим, ведь они имеют ряд преимуществ. Современные информационные технологии позволяют создать программы, делающие доступным осмотр экспоната со всех сторон, что не всегда возможно реализовать в реальном музее.
Актуальность проекта
Федеральный государственный стандарт второго поколения по биологии в основной школе одной из важных целей ставит формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально ценностному отношению к объектам живой природы.
Также одной из основных задач биологии, как науки и как части культурного процесса, было и остается - создание зрительного Образа Живой Природы.
Помочь в реализации этих целей может виртуальные биологические музеи России и зарубежных стран.
Сегодня имеются самые разные возможности для использования виртуальной биологической музеи в образовательной практике. Это увлекательные виртуальные экскурсии, виртуальное путешествие по предложенному маршруту, создание проектов виртуальных экскурсий по тем или иным темам, углублять свои знания, осваивать приемы и методы исследовательской деятельности.
Также виртуальные биологические музеи предоставляют возможность посетить музей, не считаясь ни временем, ни расстоянием, ни финансовыми возможностями.
Актуальность и необходимость виртуальных музеев очевидна. Поэтому остается только освоить эту новую и весьма полезную форму организации образовательного процесса и оценить ее потенциал в реальной практической деятельности.
Новизна проекта заключатся в том, что виртуальная экскурсия является инновационной формой учебной и внеучебной деятельности, направленной не только на получение предметных знаний, но и формирование коммуникативных, познавательных , регулятивных учебных действий , способствует повышению интереса не только к предмету но и культурному наследию.
Цель проекта:
Стимулирование познавательной активности учащихся в изучении предметов естественнонаучной направленности через экскурсионную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt_danzanovoy_h.ch_.docx | 48.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап всероссийского конкурса
«Педагогический дебют – 2019»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
« ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ ПО БИОМУЗЕЯМ»
Автор: Данзанова Хандама Чойжамсоевна,
учитель биологии
МАОУ «Цаган-Мориская средняя общеобразовательная школа»
2019 г.
Введение
21 век принято считать одновременно веком биологии и веком информатики. Наверное, поэтому не случайно, что именно начало нашего века ознаменовано появлением новой науки – компьютерной биологии, как особой, пограничной области между биологией и информатикой, которая появилась и бурно развивается в настоящее время, используя возможности цифровой фото- и видеотехники. Одним из первых реальных результатов компьютерной революции в биологии стала создание первых виртуальных биологических коллекций или музеев.
Музеи - это древнейшее хранилище общечеловеческого опыта и ценностей, но сокровища, чтобы не таять, а приумножаться, должны работать. Информационные технологии прочно вошли в нашу повседневную жизнь: теперь мы ищем информацию не в книгах, а на сайтах, знакомимся не на улице, а в чате. Иногда даже предпочитаем новые виртуальные музеи настоящим, ведь они имеют ряд преимуществ. Современные информационные технологии позволяют создать программы, делающие доступным осмотр экспоната со всех сторон, что не всегда возможно реализовать в реальном музее.
Актуальность проекта
Федеральный государственный стандарт второго поколения по биологии в основной школе одной из важных целей ставит формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально ценностному отношению к объектам живой природы.
Также одной из основных задач биологии, как науки и как части культурного процесса, было и остается - создание зрительного Образа Живой Природы.
Помочь в реализации этих целей может виртуальные биологические музеи России и зарубежных стран.
Сегодня имеются самые разные возможности для использования виртуальной биологической музеи в образовательной практике. Это увлекательные виртуальные экскурсии, виртуальное путешествие по предложенному маршруту, создание проектов виртуальных экскурсий по тем или иным темам, углублять свои знания, осваивать приемы и методы исследовательской деятельности.
Также виртуальные биологические музеи предоставляют возможность посетить музей, не считаясь ни временем, ни расстоянием, ни финансовыми возможностями.
Актуальность и необходимость виртуальных музеев очевидна. Поэтому остается только освоить эту новую и весьма полезную форму организации образовательного процесса и оценить ее потенциал в реальной практической деятельности.
Новизна проекта заключатся в том, что виртуальная экскурсия является инновационной формой учебной и внеучебной деятельности, направленной не только на получение предметных знаний, но и формирование коммуникативных, познавательных , регулятивных учебных действий , способствует повышению интереса не только к предмету но и культурному наследию.
Цель проекта:
Стимулирование познавательной активности учащихся в изучении предметов естественнонаучной направленности через экскурсионную деятельность
Задачи проекта:
- Ознакомить учащихся со структурой виртуального музея;
- Стимулировать освоение и использование учащимися новых информационно-коммуникативных технологий в практике;
- Способствовать вовлечению учащихся в экспозиционную, презентационную, проектную, поисково-исследовательскую деятельность.
Ценность образовательного проекта:
1. При единении биологии и виртуального музея предоставляется возможность внести в традиционный школьный курс биологии разнообразные методы и стили, свойственные дисциплинам естественного цикла;
2. Расширение возможности формирования у учащихся мотивации к обучению через усиление прикладной направленности предмета биологии;
3. Приобретение опыта в более качественном преподавании биологии, культивируя значимость роли предмета в развитии культуры и общества.
Срок реализации: январь - декабрь 2019г.
Участники проекта: учащиеся 7-11 классов.
Кол – во часов: 32 ч.
Предполагаемые образовательные результаты:
1.Приобретение учащимися опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных, социальных и других проблем.
2. Активизация личностной позиции учащихся, проявляющаяся не только во внеурочной, но и в учебной деятельности.
3. Повышение качества знаний по предмету биология.
4. Формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности для решения практических и исследовательских задач.
5.Создание благоприятных условий для повышения интереса к предмету и раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, активности, самостоятельности через познавательную деятельность, путем экскурсий по виртуальным БиоМузеям.
Этапы и сроки реализации проекта:
1 этап: теоретико-проектировочный - январь - февраль 2019 г.
1.План подготовки виртуальной экскурсии.
1. Определить цели экскурсии;
2. Выбрать объект изучения;
3. Поиск Интернет-ресурсов об изучаемом объекте;
4. Формулировка проблемы;
5. Определение задачи, которые учащимся необходимо будет решить;
6. Определение последовательности ознакомления с сайтами БиоМузеев
7. Определение формы отчета или наглядного оформления результатов экскурсии
2 этап: конструкторско - внедренческий – март - ноябрь 2019 г.
На втором этапе учащиеся знакомятся с материалами на сайтах виртуальных биологических и зоологических музеев.
1. Сбор информации. Обмен информацией.
2. Выполнение учебной и практической работы
– творческие и исследовательские проекты, выполнение заданий по маршрутным листам, фотоальбомы, создание презентаций, ментальных карт и т.д.
3 этап: рефлексивно-обобщающий – декабрь 2019 г.
- Обобщение, оформление результатов экскурсионной деятельности, опыта работы и его презентация через выступления или публикации.
- Создание картотеки творческих и исследовательских работ учащихся.
- Рефлексия участников проекта.
- Анализ уровня удовлетворенности участников проекта: организационный, познавательный, эмоциональный.
План реализации проекта
В ходе реализации образовательного проекта возможна корректировка событий по срокам исполнения и мероприятиям.
Первый этап: теоретико-проектировочный (январь-февраль 2019 г.) | |
№ п/п | Содержание |
1. | Разработка образовательного проекта, определение формы предоставления работы. |
2. | Поиск материала, создание информационной базы, систематизация |
3. | Составление календарно – тематического плана в текущем учебном году |
4. | Создание творческой группы учащихся |
5. | Организация бесед, определения интересов учащихся, выявление творческих способностей, формирования интереса к виртуальным БиоМузеям на уроках биологии и внеклассных занятиях |
Второй этап: конструкторско-внедренческий (март - ноябрь 2019 г.) | |
№ п/п | Содержание |
1. | Реализация проекта с учетом возрастных особенностей школьников |
2. | Обеспечение наличия комплекта информационно методических материалов |
3. | Формирования исследовательских навыков, работа творческих мастерских «биологический музей» |
4. | Развитие и расширение познавательных интересов по предмету, в особенности по растительному миру |
5. | Проведение занимательных уроков (урок-викторина, урок-поиск, проектный урок, урок-экскурсия, урок - взаимообучения, урок-фантазия); конкурс знаний, умений и творчества; деловых, ролевых и ситуативных игр по разным темам:
|
6. | Анализ и оформление научных исследований. Участие в научно-практических конференциях. |
Третий этап: рефлексивно-обобщающий (декабрь 2019 г.) | |
№ п/п | Содержание |
1. | Обобщение, оформление результатов образовательной деятельности, опыта работы и его презентация педагогическому сообществу через выступления или публикации |
2. | Создание картотеки творческих и исследовательских работ учащихся |
3. | Рефлексия участников проекта. Анализ уровня удовлетворенности участников проекта: организационный, познавательный, эмоциональный. |
Оценка эффективности реализации Проекта
Активное участие школьников в олимпиадах, конференциях различных уровней.
Выбор выпускниками школы профессий естественнонаучного направления.
Перспективы дальнейшего развития проекта: Особенностью проекта может быть его тиражируемость, использование в рамках не только МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»», но и другими учебными заведениями. На основе данного проекта предполагается:
1. Участие в методических семинарах, совещаниях, конференциях различного уровня (школьного, муниципального, республиканского).
2. Публикации, распространение опыта.
3. Обобщение педагогического опыта «Виртуальная экскурсия по БиоМузеям.».
4. Дальнейшее развитие интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка, формирование ключевых компетенций, повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Литература
1. Бейко В.Б., Березин М.В., Березина М.Ф. и др. Большая энциклопедия животного мира. − М.: Росмэн, 2012, 304 с.
2. Березина М.Ф., Богатырёва Е.Л., Бурмистрова Л.Л. и др. Мир животных. Современная школьная энциклопедия. − М., Росмэн, 2013, 416 с.
3. Зоошкола [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zooschool.ru/zanim/okras/
4. Россолимо О.Л., Павлинов И.Я., Крускоп С.В., Лисовский А.А., Спасская Н.Н., Борисенко А.В., Панютина А.А. Разнообразие млекопитающих. −Часть I. – М.: изд-во КМК, 2014. − 366 с.
5. Россолимо О.Л., Павлинов И.Я., Крускоп С.В., Лисовский А.А., Спасская Н.Н., Борисенко А.В., Панютина А.А. Разнообразие млекопитающих. − Часть II. – М.: изд-во КМК, 2014. − 218 с.
6. Россолимо О.Л., Павлинов И.Я., Крускоп С.В., Лисовский А.А., Спасская Н.Н., Борисенко А.В., Панютина А.А. Разнообразие млекопитающих. − Часть III. – М.: изд-во КМК, 2014. − 408 с.
7. Севостьянов И. Практическая руководство по продвижению сайта в Интернете, Севостьянов И. – Издательство: Питер, 2014 г.
8. Сельскохозяйственная электронная библиотека знаний. − Раздел «Лесные травянистые растения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cnshb.ru/AKDiL/0046/base/k0600002.shtm
9. Экологический центр «Экосистема» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecosystema.ru
10. Sbio info. Проект «Вся биология» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sbio.info/dic/12039.
Приложение 1.
Календарно – тематический план
Виртуальный музей | Тема | Предмет | класс | Кол – во час. | задание | Сайт | примечание |
Виртуальные музеи | Обзор сайтов | Биология | 7-11 | 1 | Знакомство с сайтами и с интерфейсом сайта. | ||
Государственный Дарвиновский музей | «Мир под микроскопом» | Биология | 10-11 | 1 | Практическая работа | http://mosmetod.ru/centr/proekty/urok-v-moskve/bio.. | |
Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева | «Где один гриб, там и другой» | Биология | 7 | 1 | Практическая работа Рабочий лист | http://mosmetod.ru/centr/proekty/urok-v-moskve/nac. | |
Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева | Многообразие растительного мира | Биология | 7 | 1 | Обзорная экскурсия | http://mosmetod.ru/centr/proekty/urok-v-moskve/nac.. | |
Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева | Споровые растения (водоросли, мхи и папородникообразные) | Биология | 7 | 1 | Практическая работа Маршрутный лист | ||
Виртуальный 3D атлас анатомии человека | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Клуб путешественников «Путешествие по экзотическим музеям»
Коллективно творческие дела обеспечивают широкую внеурочную занятость детей, поэтому я решила для сплочения детского коллектива организовывать и проводить классные часы с...
Программа дистанционного курса дополнительного обучения "путешествие в мир музеев"
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья...
Образовательный проект "Путешествие в деревню".
Актуальность образовательного проекта "Путешествие в деревню" заключается в том, что необходимо прививать детям любовь и уважение к своей культуре, к быту и жизни русской деревни....
Образовательный проект с родителями и детьми подготовительной группы по теме: "Путешествие в оперу"
ПАСПОРТ ПРОЕКТА АВТОР: Лукина Т.С. ТЕМА ПРОЕКТА: Путешествие в оперу" ВИД ПРОЕКТА: познавательно - творческий, игровой. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:дети, воспитатели,музыкальный руководитель. ЦЕЛЬ:...
Образовательный проект открытого урока по русскому языку в 5 классе Тема: Путешествие в страну Имя Прилагательное.
Данный урок комбинированный, так как при его проведении сочетаются различные цели и виды учебной работы и в частности, работа над пройденным материалом, усвоением; осмыслением новой темы, выработка пр...
Игра -путешествие "Прогулка по музеям мира"
Методическая разработка игры по обобщению и систематизации знаний учащихся о шедеврах мировой живописи, выдающихся художниках и музеях...
Внеурочное занятие "Путешествие по необыкновенным музеям мира"
А сейчас мы тоже заглянем в древность, очень глубокую древность. Представьте, что мы оказались с вами на нашей планете 1,5 миллиона лет назад. Что мы можем увидеть вокруг? Конечно, совсем по-другому в...