Задание 2 ЕГЭ
рабочая программа по биологии
Предварительный просмотр:
Задания Д34 № 22071
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Примеры каких научных методов иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс»?
1) абстрагирование
2) моделирование
3) эксперимент
4) измерение
5) наблюдение
Задание 2 № 23261
Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Объект изучения |
Ископаемые переходные формы организмов | |
Анатомия | Строение внутренних органов |
Задание 2 № 24473
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
? | наследование генов, отвечающих за окраску шерсти собак |
цитология | строение клеток эпителия собаки |
Задание 2 № 23216
Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Пример |
Экология | Пищевые цепи |
Проведение нервного импульса |
Задание 2 № 23217
Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Пример |
Цитология | Строение эндоплазматической сети |
Строение поджелудочной железы |
Задание 2 № 23218
Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Пример |
Генетика | Закономерности наследственности и изменчивости |
Выработка условного рефлекса - выделение слюны на вид лимона |
Задание 2 № 27518
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
Экология | Взаимодействие организмов в биогеоценозе |
? | Строение и функционирование клеток |
Задание 2 № 23219
Рассмотрите таблицу «Вклад ученого в развитие данной науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Вклад ученого в развитие данной науки |
Физиология | Мечников И.И. − Фагоцитарная теория иммунитета |
К. Линней - Бинарная номенклатура |
Задание 2 № 23220
Рассмотрите таблицу «Вклад ученого в развитие данной науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Вклад ученого в развитие данной науки |
Мечников И.И. − Фагоцитарная теория иммунитета | |
Микробиология | Кох Р. − Открытие туберкулезной палочки |
Задания Д1 № 16685
Какая наука изучает биологическую систему — клетку?
1) физиология
2) бионика
3) цитология
4) морфология
Источник: ЕГЭ по биологии 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 2.
Раздел кодификатора ФИПИ: 1.1 Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы
Пояснение ·
Задание 2 № 23269
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Метод | Применение метода |
Сезонные изменения в живой природе | |
Близнецовый | влияние условий среды на развитие признаков |
Задание 2 № 27452
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
? | Строение тканей собаки |
Анатомия | Внутреннее строение собаки |
Задание 2 № 34298
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
? | влияние факторов окружающей среды на численность популяции животных лошади |
палеонтология | ископаемые останки животных |
Задание 2 № 34326
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
генетика | наследование генов, отвечающих за окраску лошади |
? | строение тела лошади |
Задания Д1 № 12546
Наука, изучающая роль митохондрий в метаболизме, —
1) генетика;
2) селекция;
3) органическая химия;
4) молекулярная биология.
Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.
Задания Д1 № 19803
Гипотеза, предполагающая, что сходство некоторых мух с пчёлами защищает их от врагов, проверяется
1) наблюдением в естественной среде
2) экспериментально
3) описанием других авторов
4) сравнением строения мухи и пчелы
Задание 2 № 35556
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Метод | Применение метода |
Центрифугирование | Разделение органоидов клетки |
Определение числа хромосом в кариотипе |
Задания Д1 № 17818
Науку, объектом которой являются процессы исторического развития органического мира, называют
1) экология
2) цитология
3) эволюционное учение
4) молекулярная биология
Задания Д34 № 20667
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Палеонтологи изучают
1) закономерности развития организмов
2) распространение живых существ на Земле
3) среду обитания организмов
4) ископаемые останки организмов животных
5) окаменелые остатки пыльцы и спор древних растений
Задание 1 № 24237
Рассмотрите предложенную схему классификации методов изучения эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
ОТВЕТЫ:
Задания Д34 № 22071
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Примеры каких научных методов иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс»?
1) абстрагирование 2) моделирование 3) эксперимент 4) измерение 5) наблюдение
Пояснение.
Данный сюжет иллюстрирует метод — измерение. Он измеряет пульс.
Наблюдение — метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (восприятие природных объектов с помощью органов чувств). Наблюдать можно визуально, например, за поведением животных. Можно наблюдать с помощью приборов за изменениями, происходящими в живых объектах: например, при снятии кардиограммы в течение суток, при замерах веса телёнка в течение месяца. Наблюдать можно за сезонными изменениями в природе, за линькой животных и т.д. Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.
К основным методам биологии относятся: наблюдение, позволяющее описать биологическое явление; сравнение, дающее возможность найти закономерности, общие для разных явлений; эксперимент, в ходе которого исследователь искусственно создает ситуацию позволяющую выявить глубоко лежащие (скрытые) свойства биологических объектов; метод, при котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они влияют на живые организмы; исторический метод, позволяющий на основе данных о современном мире живого и о его прошлом, раскрывать законы развития живой природы.
Метод моделирования позволяет воспроизвести в лабораторных условиях процессы, которые невозможно наблюдать в природе. В настоящее время активно используется метод компьютерного моделирования. Это дает возможность прогнозировать последствия природных и техногенных катастроф, направление смены экосистем, воздействие новых лекарственных препаратов на организм человека и т. д.
Абстрагирование — метод научного познания в форме операции мысленного отвлечения от ряда свойств, связей и отношений исследуемого объекта, которые несущественны для решения поставленных задач.
Ответ: 45.
Задание 2 № 23261
Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Объект изучения |
Ископаемые переходные формы организмов | |
Анатомия | Строение внутренних органов |
Пояснение.
БИОЛОГИЯ — комплексная наука, в которой выделяют следующие разделы.
Вирусология — наука о вирусах.
Микробиология (бактериология) — наука о бактериях.
Микология — наука о грибах.
Ботаника — наука о растениях.
Зоология — наука о животных.
Антропология — наука о человеке.
Палеонтология — наука об ископаемых растениях и животных.
Анатомия — наука о внутреннем строении организма.
Биофизика — наука о физических и физико-химических процессах в клетке.
Биохимия — наука о химических процессах в организме.
Генетика — наука о наследственности и изменчивости.
Гистология — наука о тканях организмов.
Иммунология — наука об иммунитете (способности организма защищаться от чужеродных тел).
Молекулярная биология — наука о реализации наследственной информации, о нуклеиновых кислотах и белках.
Морфология — наука о внешнем строение организма.
Селекция — наука о создании новых пород животных, сортов растений, штаммов грибов и микроорганизмов.
Систематика — наука о разнообразии организмов.
Физиология — наука о функциях органов и жизнедеятельности организма.
Цитология — наука о клетке.
Экология — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Ископаемые переходные формы изучает палеонтология — наука об ископаемых растениях и животных.
Ответ: палеонтология.
Задание 2 № 24473
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
? | наследование генов, отвечающих за окраску шерсти собак |
цитология | строение клеток эпителия собаки |
Пояснение.
БИОЛОГИЯ – комплексная наука, в которой выделяют следующие разделы.
Вирусология – наука о вирусах.
Микробиология (бактериология) – наука о бактериях.
Микология – наука о грибах.
Ботаника – наука о растениях.
Зоология – наука о животных.
Антропология – наука о человеке.
Палеонтология – наука об ископаемых растениях и животных.
Анатомия – наука о внутреннем строении организма.
Биофизика – наука о физических и физико-химических процессах в клетке.
Биохимия – наука о химических процессах в организме.
Генетика – наука о наследственности и изменчивости.
Гистология – наука о тканях организмов.
Иммунология – наука об иммунитете (способности организма защищаться от чужеродных тел).
Молекулярная биология – наука о реализации наследственной информации, о нуклеиновых кислотах и белках.
Морфология – наука о внешнем строение организма.
Селекция – наука о создании новых пород животных, сортов растений, штаммов грибов и микроорганизмов.
Систематика – наука о разнообразии организмов.
Физиология – наука о функциях органов и жизнедеятельности организма.
Цитология – наука о клетке.
Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Наследование генов, отвечающих за окраску собак, т.е. наследственность, изучает генетика.
Ответ: генетика.
Задание 2 № 23216
Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Пример |
Экология | Пищевые цепи |
Проведение нервного импульса |
Пояснение.
БИОЛОГИЯ – комплексная наука, в которой выделяют следующие разделы.
Вирусология – наука о вирусах.
Микробиология (бактериология) – наука о бактериях.
Микология – наука о грибах.
Ботаника – наука о растениях.
Зоология – наука о животных.
Антропология – наука о человеке.
Палеонтология – наука об ископаемых растениях и животных.
Анатомия – наука о внутреннем строении организма.
Биофизика – наука о физических и физико-химических процессах в клетке.
Биохимия – наука о химических процессах в организме.
Генетика – наука о наследственности и изменчивости.
Гистология – наука о тканях организмов.
Иммунология – наука об иммунитете (способности организма защищаться от чужеродных тел).
Молекулярная биология – наука о реализации наследственной информации, о нуклеиновых кислотах и белках.
Морфология – наука о внешнем строение организма.
Селекция – наука о создании новых пород животных, сортов растений, штаммов грибов и микроорганизмов.
Систематика – наука о разнообразии организмов.
Физиология – наука о функциях органов и жизнедеятельности организма.
Цитология – наука о клетке.
Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Проведение нервного импульса, как и другие процессы жизнедеятельности организма, изучает физиология.
Раздел биологии | Пример |
Экология | Пищевые цепи |
ФИЗИОЛОГИЯ | Проведение нервного импульса |
Ответ: ФИЗИОЛОГИЯ
Задание 2 № 23217
Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Пример |
Цитология | Строение эндоплазматической сети |
Строение поджелудочной железы |
Пояснение.
БИОЛОГИЯ – комплексная наука, в которой выделяют следующие разделы.
Вирусология – наука о вирусах.
Микробиология (бактериология) – наука о бактериях.
Микология – наука о грибах.
Ботаника – наука о растениях.
Зоология – наука о животных.
Антропология – наука о человеке.
Палеонтология – наука об ископаемых растениях и животных.
Анатомия – наука о внутреннем строении организма.
Биофизика – наука о физических и физико-химических процессах в клетке.
Биохимия – наука о химических процессах в организме.
Генетика – наука о наследственности и изменчивости.
Гистология – наука о тканях организмов.
Иммунология – наука об иммунитете (способности организма защищаться от чужеродных тел).
Молекулярная биология – наука о реализации наследственной информации, о нуклеиновых кислотах и белках.
Морфология – наука о внешнем строение организма.
Селекция – наука о создании новых пород животных, сортов растений, штаммов грибов и микроорганизмов.
Систематика – наука о разнообразии организмов.
Физиология – наука о функциях органов и жизнедеятельности организма.
Цитология – наука о клетке.
Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Строение поджелудочной железы, как и других органов, изучает анатомия.
Раздел биологии | Пример |
Цитология | Строение эндоплазматической сети |
АНАТОМИЯ | Строение поджелудочной железы |
Ответ: АНАТОМИЯ
Задание 2 № 23218
Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Пример |
Генетика | Закономерности наследственности и изменчивости |
Выработка условного рефлекса - выделение слюны на вид лимона |
Пояснение.
БИОЛОГИЯ – комплексная наука, в которой выделяют следующие разделы.
Вирусология – наука о вирусах.
Микробиология (бактериология) – наука о бактериях.
Микология – наука о грибах.
Ботаника – наука о растениях.
Зоология – наука о животных.
Антропология – наука о человеке.
Палеонтология – наука об ископаемых растениях и животных.
Анатомия – наука о внутреннем строении организма.
Биофизика – наука о физических и физико-химических процессах в клетке.
Биохимия – наука о химических процессах в организме.
Генетика – наука о наследственности и изменчивости.
Гистология – наука о тканях организмов.
Иммунология – наука об иммунитете (способности организма защищаться от чужеродных тел).
Молекулярная биология – наука о реализации наследственной информации, о нуклеиновых кислотах и белках.
Морфология – наука о внешнем строение организма.
Селекция – наука о создании новых пород животных, сортов растений, штаммов грибов и микроорганизмов.
Систематика – наука о разнообразии организмов.
Физиология – наука о функциях органов и жизнедеятельности организма.
Цитология – наука о клетке.
Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Выработку условного рефлекса, как и другие процессы жизнедеятельности организма, изучает физиология.
Раздел биологии | Пример |
Генетика | Закономерности наследственности и изменчивости |
ФИЗИОЛОГИЯ | Выработка условного рефлекса - выделение слюны на вид лимона |
Ответ: ФИЗИОЛОГИЯ
Задание 2 № 27518
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
Экология | Взаимодействие организмов в биогеоценозе |
? | Строение и функционирование клеток |
Пояснение.
БИОЛОГИЯ – комплексная наука, в которой выделяют следующие разделы.
Вирусология – наука о вирусах.
Микробиология (бактериология) – наука о бактериях.
Микология – наука о грибах.
Ботаника – наука о растениях.
Зоология – наука о животных.
Антропология – наука о человеке.
Палеонтология – наука об ископаемых растениях и животных.
Анатомия – наука о внутреннем строении организма.
Биофизика – наука о физических и физико-химических процессах в клетке.
Биохимия – наука о химических процессах в организме.
Генетика – наука о наследственности и изменчивости.
Гистология – наука о тканях организмов.
Иммунология – наука об иммунитете (способности организма защищаться от чужеродных тел).
Молекулярная биология – наука о реализации наследственной информации, о нуклеиновых кислотах и белках.
Морфология – наука о внешнем строение организма.
Селекция – наука о создании новых пород животных, сортов растений, штаммов грибов и микроорганизмов.
Систематика – наука о разнообразии организмов.
Физиология – наука о функциях органов и жизнедеятельности организма.
Цитология – наука о клетке.
Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Ответ: цитология
Задание 2 № 23219
Рассмотрите таблицу «Вклад ученого в развитие данной науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Вклад ученого в развитие данной науки |
Физиология | Мечников И.И. − Фагоцитарная теория иммунитета |
К. Линней - Бинарная номенклатура |
Пояснение.
БИОЛОГИЯ – комплексная наука, в которой выделяют следующие разделы.
Вирусология – наука о вирусах.
Микробиология (бактериология) – наука о бактериях.
Микология – наука о грибах.
Ботаника – наука о растениях.
Зоология – наука о животных.
Антропология – наука о человеке.
Палеонтология – наука об ископаемых растениях и животных.
Анатомия – наука о внутреннем строении организма.
Биофизика – наука о физических и физико-химических процессах в клетке.
Биохимия – наука о химических процессах в организме.
Генетика – наука о наследственности и изменчивости.
Гистология – наука о тканях организмов.
Иммунология – наука об иммунитете (способности организма защищаться от чужеродных тел).
Молекулярная биология – наука о реализации наследственной информации, о нуклеиновых кислотах и белках.
Морфология – наука о внешнем строение организма.
Селекция – наука о создании новых пород животных, сортов растений, штаммов грибов и микроорганизмов.
Систематика – наука о разнообразии организмов.
Физиология – наука о функциях органов и жизнедеятельности организма.
Цитология – наука о клетке.
Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Бинарная номенклатура для названий видов организмов, предложенная К. Линнеем, лежит в основе изучения разнообразия и классификации организмов – предмета изучения систематики.
Раздел биологии | Вклад ученого в развитие данной науки |
Физиология | Мечников И.И. − Фагоцитарная теория иммунитета |
СИСТЕМАТИКА | К. Линней - Бинарная номенклатура |
Ответ: СИСТЕМАТИКА
Задание 2 № 23220
Рассмотрите таблицу «Вклад ученого в развитие данной науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Вклад ученого в развитие данной науки |
Мечников И.И. − Фагоцитарная теория иммунитета | |
Микробиология | Кох Р. − Открытие туберкулезной палочки |
Пояснение.
БИОЛОГИЯ – комплексная наука, в которой выделяют следующие разделы.
Вирусология – наука о вирусах.
Микробиология (бактериология) – наука о бактериях.
Микология – наука о грибах.
Ботаника – наука о растениях.
Зоология – наука о животных.
Антропология – наука о человеке.
Палеонтология – наука об ископаемых растениях и животных.
Анатомия – наука о внутреннем строении организма.
Биофизика – наука о физических и физико-химических процессах в клетке.
Биохимия – наука о химических процессах в организме.
Генетика – наука о наследственности и изменчивости.
Гистология – наука о тканях организмов.
Иммунология – наука об иммунитете (способности организма защищаться от чужеродных тел).
Молекулярная биология – наука о реализации наследственной информации, о нуклеиновых кислотах и белках.
Морфология – наука о внешнем строение организма.
Селекция – наука о создании новых пород животных, сортов растений, штаммов грибов и микроорганизмов.
Систематика – наука о разнообразии организмов.
Физиология – наука о функциях органов и жизнедеятельности организма.
Цитология – наука о клетке.
Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Фагоцитарную теорию иммунитета, предложенную Мечниковым И.И., изучает, как и другие процессы жизнедеятельности организма, наука физиология. Иммунитет – способность организма защищаться от чужеродных тел – также является предметом изучения иммунологии.
Раздел биологии | Вклад ученого в развитие данной науки |
ФИЗИОЛОГИЯ | Мечников И.И. − Фагоцитарная теория иммунитета |
Микробиология | Кох Р. − Открытие туберкулезной палочки |
Ответ: ФИЗИОЛОГИЯ, или ИММУНОЛОГИЯ
Задания Д1 № 16685 Какая наука изучает биологическую систему — клетку?
1) физиология 2) бионика 3) цитология 4) морфология
Пояснение.
Цитология — раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти.
Физиология —наука, изучающая закономерности функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток. Процессы ассимиляции и диссимиляции.
Морфология — научная дисциплина, изучающая форму и строение организмов.
Бионика — прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, то есть формы живого в природе и их промышленные аналоги. Проще говоря, бионика — это соединение биологии и техники.
Ответ: 3
Задание 2 № 23269
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Метод | Применение метода |
Сезонные изменения в живой природе | |
Близнецовый | влияние условий среды на развитие признаков |
Пояснение.
Метод исследования — это способ, с помощью которого изучают объекты, процессы, явления. Выделяют общие и частные методы.
Общие методы исследования: эксперимент, наблюдение, описание, измерение, сравнение, обобщение, абстрагирование, моделирование, исторический. Используются всеми биологическими науками.
Частные методы: цитологические, генетические, физиологические и т.д. Особые методы исследования, характерные для конкретной биологической науки.
Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью общего метода наблюдения.
Метод | Применение метода |
НАБЛЮДЕНИЕ | Сезонные изменения в живой природе |
Близнецовый | влияние условий среды на развитие признаков |
Ответ: НАБЛЮДЕНИЕ
Задание 2 № 27452
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
? | Строение тканей собаки |
Анатомия | Внутреннее строение собаки |
Пояснение.
Гистология — раздел биологии, изучающий строение, жизнедеятельность и развитие тканей живых организмов.
Анатомия — раздел биологии и конкретно морфологии, изучающий строение тела, организмов и их частей.
Ответ: гистология
Задание 2 № 34298
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
? | влияние факторов окружающей среды на численность популяции животных лошади |
палеонтология | ископаемые останки животных |
Пояснение.
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
экология | влияние факторов окружающей среды на численность популяции животных лошади |
палеонтология | ископаемые останки животных |
Ответ: экология.
Задание 2 № 34326
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
генетика | наследование генов, отвечающих за окраску лошади |
? | строение тела лошади |
Пояснение.
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
генетика | наследование генов, отвечающих за окраску лошади |
анатомия ИЛИ морфология | строение тела лошади |
Ответ: анатомия ИЛИ морфология.
Задания Д1 № 12546
Наука, изучающая роль митохондрий в метаболизме, —
1) генетика; 2) селекция; 3) органическая химия; 4) молекулярная биология.
Пояснение.
Наука, изучающая роль митохондрий в метаболизме — молекулярная биология.
Молекулярная биология изучает явления жизни на уровне макромолекул (главным образом белков и нуклеиновых кислот) в бесклеточных структурах (рибосомы и др. ), в вирусах, а также в клетках. Цель молекулярной биологии — установление роли и механизма функционирования этих макромолекул на основе знания их структуры и свойств.
Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Селекция — наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов
Органическая химия — наука, изучающая соединения углерода с другими элементами (органические соединения), а также законы их превращений.
Ответ: 4
Задания Д1 № 19803
Гипотеза, предполагающая, что сходство некоторых мух с пчёлами защищает их от врагов, проверяется
1) наблюдением в естественной среде
2) экспериментально
3) описанием других авторов
4) сравнением строения мухи и пчелы
Пояснение.
Гипотеза, предполагающая, что сходство некоторых мух с пчёлами защищает их от врагов, проверяется экспериментально
Ответ: 2
...
Можно ли считать простым совпадением то, что эти мухи отличаются от своих близких родичей-комнатных мух-и похожи на неродственных им пчел? Современные биологи усомнятся в этом и выдвинут гипотезу, что окраска этих мух возникла в процессе эволюции, поскольку сходство с пчелами давало им какое-то преимущество (изучением эволюции мы займемся в гл. 2). В чем может заключаться это преимущество?
Для того чтобы ответить на такой вопрос, нужны какие-то идеи или гипотезы, которые позволят объяснить сделанные наблюдения. Так, можно предположить, что сходство с пчелами защищает мух от поедания хищниками или же что оно позволяет мухам, обманув пчел, проникнуть в улей и полакомиться медом.
Следующий шаг состоит в том, чтобы разработать и провести эксперименты, которые позволят проверить выдвинутые гипотезы. Некоторые гипотезы для науки бесполезны, потому что их нельзя проверить. Например, гипотеза о том, что «хищники принимают безобидных мух за опасных пчел», не поддается проверке, так как вы не можете узнать, о чем думает то или иное животное. Но даже если гипотезу можно проверить, это обычно не удается сделать непосредственно; надо прежде придумать какое-нибудь вытекающее из нее и поддающееся проверке предсказание.
Допустим, что вы на основе своей первой гипотезы (о том, что окраска мухи защищает ее от хищников) делаете следующее предсказание: если данный хищник был ужален пчелами и научился не трогать их, то он не станет нападать на муху, которая выглядит как пчела. Это предсказание можно проверить.
Для проведения соответствующего эксперимента нужен хищник, питающийся насекомыми. Таким хищником может быть, например, жаба, которая ловит насекомых, летающих или ползающих поблизости от нее. Если в садок с «неопытной» жабой, ранее не встречавшейся с пчелами, выпустить этих насекомых, то она поймает несколько штук, поймет, что они жалят, и откажется от дальнейшей охоты. Если затем, поместив в садок муху, имеющую полосатую, черную с желтым, окраску, мы убедимся, что жаба откажется от этой мухи, то, следовательно, наша гипотеза, согласно которой сходство мухи с пчелой спасает ее от хищников, подтверждается.
Но, быть может, пчелы здесь совсем ни при чем. Быть может, жабы просто не едят полосатых мух. Чтобы проверить это, придется использовать еще одну «неопытную» жабу. Если окажется, что жаба охотно пожирает мух в черную и желтую полоску, то, значит, вы получили дополнительное подтверждение гипотезы о том, что преимущество полосатого наряда мухи объясняется его сходством с окраской пчелы.
Настоящий научный эксперимент должен непременно сопровождаться контрольным экспериментом, который отличался бы от основного эксперимента одним (и только одним) фактором. В рассматриваемом здесь случае необходимо, чтобы обе используемые жабы практически не отличались друг от друга, т.е. принадлежали к одному виду, были одного пола, одного возраста и имели одинаковые размеры. Их следует содержать в одинаковых садках, при одинаковых условиях освещения, температуры, влажности и т.п. Единственное различие между ними должно состоять в том, что одна жаба до того, как ей предложат муху, уже имела возможность столкнуться с пчелой, а другой жабе такой случай не представился. Без контрольного эксперимента может возникнуть мысль, что жаба отказывается от полосатых мух по какой- то иной, не учтенной нами причине, например потому, что она не голодна, вы же делаете ошибочное заключение, что дело здесь в сходстве с пчелами. (Фактически вы можете провести еще один контрольный эксперимент, предложив первой жабе безобидную комнатную муху после того, как она откажется от полосатой мухи; это позволит проверить, действительно ли жаба сыта.)
Итак, вы провели хорошо поставленный научный эксперимент. Какие выводы вы можете сделать? Вернемся снова к гипотезе: «сходство мухи с пчелами защищает ее от хищников». Удалось ли вам доказать это? Нет; вы всего лишь показали, что одна жаба отказалась от полосатой мухи после того, как она научилась отказываться от пчел, тогда как другая жаба, никогда не имевшая дела с пчелами, поедала полосатых мух.
Исследователи не принимают результаты эксперимента до тех пор, пока не убедятся в их воспроизводимости. Возможность многократного воспроизведения результатов позволяет избежать ошибок. Достоверность результатов можно повысить, если многократно повторить эксперимент, используя большое число жаб и в точности воспроизводя те же условия. Сколько следует использовать жаб? Чем больше, тем лучше, но было бы непрактично (и утомительно) проводить эксперимент на всех жабах земного шара. На самом деле существуют статистические методы, позволяющие определить, насколько «надежны» результаты при данной величине выборки.
Вы можете также подвергнуть проверке предсказание о том, что окраска мух отпугивает «знакомых с пчелами» хищников; для этого следует проделать дополнительные эксперименты, используя вместо жаб лягушек, птиц, ящериц и других хищников, питающихся насекомыми. Чем больше альтернативных гипотез вам удастся опровергнуть и чем большее число разных хищников откажется от полосатых мух после близкого знакомства с пчелами, тем убедительнее вы докажете правильность своей гипотезы.
Гипотеза, подтвержденная многочисленными и разнообразными данными, полученными в результате воспроизводимых экспериментов, обычно считается теорией и в конце концов рассматривается как научно установленный «факт».
Задание 2 № 35556
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Метод | Применение метода |
Центрифугирование | Разделение органоидов клетки |
Определение числа хромосом в кариотипе |
Пояснение.
Метод | Применение метода |
Центрифугирование | Разделение органоидов клетки |
Цитогенетический ИЛИ цитологический | Определение числа хромосом в кариотипе |
Метод исследования — это способ научного познания действительности.
Существуют общие методы исследования (как биологические, так и других наук): эксперимент, наблюдение, описание, сравнение, моделирование.
А есть частные, относящиеся к конкретному разделу. Например, методы генетики: генеалогический, гибридологический и т. д.
Цитогенетический метод. С помощью данного метода можно изучать наследственный материал клетки: совокупность хромосом в целом — число хромосом (кариотипирование) или наличие и количество Х-хромосом (определение полового хроматина — число глыбок полового хроматина или телец Барра).
Цитологический, т. к. исследование проводится с помощью светового микроскопа (изготовление и изучение микропрепаратов).
Ответ: цитогенетический ИЛИ цитологический ИЛИ кариотипирование ИЛИ микроскопирование.
Задания Д1 № 17818
Науку, объектом которой являются процессы исторического развития органического мира, называют
1) экология
2) цитология
3) эволюционное учение
4) молекулярная биология
Пояснение.
Эволюционное учение — это наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях исторического развития живого мира.
Цитология — наука о клетке;
экология – наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой;
Доклеточный уровень включает молекулы, которые входят в состав клеток, белки, жиры, углеводы, ДНК. Этим занимается молекулярная биология.
Ответ: 3.
Задания Д34 № 20667
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Палеонтологи изучают
1) закономерности развития организмов
2) распространение живых существ на Земле
3) среду обитания организмов
4) ископаемые останки организмов животных
5) окаменелые остатки пыльцы и спор древних растений
Пояснение.
Палеонтология — это наука,которая изучает ископаемые остатки животных и прочих живых организмов, живших в древние времена (прошедших геологических эпох). Отрасль палеонтологии, занимающаяся вымершими животными, называется палеозоологией и может быть разделена на палеонтологию беспозвоночных и палеонтологию позвоночных. Вымершие растения изучает палеоботаника. В ее составе насчитывают много дочерних наук. Это и палеоальгология (изучение ископаемых водорослей), и палеопалинология (изучение окаменелых остатков пыльцы и спор древних растений), и т. д.
Физиология — рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни.
Экология — изучает взаимодействия живых организмов между собой и с окружающей их средой.
Биогеография — наука о закономерностях распространения и распределения по земному шару различных Биоценозов, а также животных, растений и микроорганизмов.
Ответ: 45.
Задание 1 № 24237
Рассмотрите предложенную схему классификации методов изучения эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Методы изучения эволюции — это доказательства эволюции живой природы.
Палеонтологический метод: филогенетический ряд лошади; окаменелости и отпечатки организмов.
Палеонтология — наука, изучающая остатки вымерших организмов, выявляющая их сходства и различия с современными организмами. Благодаря палеонтологическим данным удалось установить переходные формы и филогенетические ряды.
Филогенетические ряды — последовательные ряды ископаемых форм организмов, эволюция которых совершалась в указанных направлениях. Такие ряды видов, последовательно сменяющих друг друга организмов, свидетельствуют о существовании эволюционного процесса.
Ответ: ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашнее задание - это очень важное задание!
Совет для родителей...
Математика 6 класс. "Координатная плоскость" Задания для развития и обучения учащихся (задания для интерактивной доски)
Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы....
Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).
Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен). ...
Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания
Презентация "Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. " Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе....
Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении "КОМП"
Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах...
задание для подготовки ОГЭ по информатике (задание по Exel, задание 19)
Данный фал может использоваться как для подготовки, так и для итоговой проверки по 19 заданию ОГЭ по информатике. На закладках файла собраны тексты и сами задания для школьников....
Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол
Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...