Урок "Строение мышц"
учебно-методический материал по биологии (8 класс)
Методическая разработка урока " Строение мышц" к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс - М., Дрофа, 2018
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_stroenie_myshts.docx | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: «Строение мышц»
Цель: изучить строение мышц, их разновидности.
Задачи:
- образовательные: расширить и углубить знания учащихся о строении и свойствах мышечной ткани, изучить строение и функции скелетных мышц, способ прикрепления их к скелету, сформировать представление об основных группах мышц тела человека, выяснить значение физических упражнений
- развивающие: развивать умение работать с книгой, в парах, анализировать и систематизировать изучаемый материал
- воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, самостоятельности и любознательности, стремление к здоровому образу жизни.
Личностные результаты: понимание ответственности за качество приобретенных знаний, ценности собственных достижений и возможностей;
формирование культуры здорового образа жизни; развитие познавательного интереса к изучению своего организма, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебной деятельности.
Метапредметные
Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую; сравнивать, анализировать информацию, делать выводы, сформировать умение строить логические цепи рассуждений
Коммуникативные: сформирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, сотрудничать с учителем и учащимися; владеть монологической и диалогической речью, правильно и грамотно объяснять свою мысль.
Регулятивные: самостоятельно определять цели учебной деятельности, формулировать учебную проблему; организовывать самостоятельное выполнение заданий и оценивать их правильность; осуществлять рефлексию своей деятельности
Предметные: умение определять виды мышц на рисунках; знать терминологию по теме.
Стадия вызова
Биологический диктант. Закончи предложения:
Тип соединения костей черепа …..
Тип соединения позвонков…………
Первый шейный позвонок называется……..
Растворяются в кислоте………..
Сгорают в огне……………
Найди ошибку в тексте:
Укажите номер неправильного предложения и исправьте ошибку.
Вариант 1
Череп состоит из лицевого и мозгового отделов. 2. Лицевой отдел черепа преобладает над мозговым. 3. Кости черепа между собой соединены неподвижно путем сращения. 4. Височные , теменные и затылочные кости относятся к мозговому отделу черепа, а лобная, скуловые , челюстные – к лицевому отделу. 5. Верхнечелюстная кость неподвижная, нижнечелюстная – подвижная. 6. На этих костях находятся зубы, корни которых расположены в специальных костных ячейках.
Ответ: 2,3,4
2 – У человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым
3 – Кости черепа соединены между собой неподвижно с помощью швов.
4 - Лобная кость относится к мозговому отделу черепа
Вариант 2
1.Благодаря тому, что верхние конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях и способны выдерживать большие физические нагрузки. 2. Такую опору создают кости плечевого пояса – две лопатки и ключица. 3. Лопатки – большие кости треугольной формы, состоящие из компактного костного вещества. 4. Лопатки соединены с ребрами и позвоночником только при помощи мышц. 5. Скелет верхних конечностей состоит из трех отделов: плеча, предплечья и кисти. 6. Плечо образовано двумя костями, а предплечье – одной.
Ответ: 2, 3, 6
2 – В состав плечевого пояса входят две лопатки и две ключицы
3 – Лопатки плоские кости, состоящие из губчатого вещества
6 – Плечо образовано одной костью – плечевой, а предплечье – двумя: локтевой и лучевой
Вариант 3
Грудная клетка образована 12 грудными позвонками, 12 парами ребер и трубчатой грудной костью – грудиной. 2. Ребра представляют собой плоские изогнутые дугой кости. 3. Передние и задние концы ребер подвижно соединены с грудными позвонками и грудиной. 4. При дыхании такое соединение костей обеспечивает подвижность грудной клетки. 5 Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно. 6. Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень, желудок и кишечник.
Ответы: 1, 3, 6
– Грудина плоская кость
3 – Передние концы 10 пар верхних ребер соединены с грудиной при помощи гибких хрящей
6 – Кишечник не защищен грудной клеткой
Проверка синквейна и кластера.
Сегодня мы познакомимся с тем, что обеспечивает нам движение.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
- Что вы уже знаете о мышцах?
- Что бы вы хотели узнать о мышцах?
Стадия осмысления
Формулируются тема и цели урока.
Рассказ учителя
Мышц в организме человека около 600. Они разнообразны по строению и форме, свойствам и функциям. Название «мышца» произошло от слова «мускулюс». Древним ученым сокращение мышц напоминало беганье мышки под кожей. А от латинского «musculus» - мышка.На мышечную массу человека приходится около 40% от общей массы всего тела. 50 % мышечной массы приходится на ноги, около 30% - на руки, а оставшиеся 20% сосредоточены в мышцах головы и туловища.
Большинство мышц участвуют в небольших процессах, которые мы никогда не увидим, как, например мышцы в кишечнике, помогающие переваривать пищу, или мышцы внутри ушей, помогающие приглушать или усиливать звук. Каждую секунду в нашем организме сокращаются мышцы.
- Какие функции они выполняют в нашем организме?
- Какой тканью образованы мышцы?
- Какие разновидности мышечной ткани вы уже знаете?
- По каким признакам можно их различить?
(Форме, количеству ядер, окраске, скорости сокращения, месту нахождения в организме)
Заполняем таблицу:
Разновидности мышечной ткани
Признаки | Поперечно-полосатая скелетная | Поперечно-полосатая сердечная | Гладкая |
1.Длина волокон | длинные | длинные | короткие |
2.Форма волокон | цилиндрические собраны в пучки | цилиндрические, образуют между собой соединения | веретеновидные |
3.Количество ядер | много | много | одно |
4.Поперечная исчерченность | есть | есть | нет |
5.Скорость сокращения | быстро | быстро | медленно |
6.Сокращения | произвольные | непроизвольные | непроизвольные |
7.Что образуют | скелетную мускулатуру | сердце | стенки внутренних органов |
Поднимите руки вверх. Опустите.
- Какие из названных разновидностей мышц позволили вам это сделать?
Познакомимся со скелетными мышцами подробнее.
Интересно:
Общая масса скелетной мускулатуры у новорожденных детей в среднем составляет 22% от массы тела. В 17-18 лет она достигает 35- 40%. У пожилых и старых людей уменьшается до 25-30%. А у тренированных спортсменов мышцы могут составлять до 50% от всей массы тела.
Мышечная ткань состоит из клеток – миоцитов, имеющих вид длинного и тонкого волокна.
- Почему поперечно-полосатая мышца выглядит исчерченно?
Внутри волокна находятся многочисленные сократительные нити двух типов – толстых (миозина) и тонких (актина). Так как они образованы различными видами белка, то под микроскопом видны чередующиеся темные и светлые полосы.
Каждый мышечный пучок покрывает соединительнотканная пленка, а всю мышцу в целом общая оболочка – фасция.
Самостоятельная работа с учебником
Рассмотрите рис. 40 стр.85 учебника.
Найдите головку, хвост и тело двуглавой мышцы, сухожилие.
- Почему сухожилие при травме не рвется, а отрывается от кости или мышцы?
(Очень прочное, образовано плотной соединительной тканью)
- Почему мышцы имеют красный цвет?
- Как осуществляется регуляция работы мышц?
-Чем мышцы-синергисты отличаются от мышц-антогнистов?
Рассмотрим микроскопическое строение мышцы.
Самостоятельная работа с текстом статьи 1 параграфа 13.
Для учащихся претендующих на оценки «4» и «5» .Составьте схему микроскопического строения мышцы начиная от большего к меньшему.
Мышца – пучки поперечно-полосатых мышечных волокон – мышечное волокно – сократительные нити (миофибриллы) – нити двух типов толстые миозина и тонкие актина
Для остальных учащихся. Вставьте в схему вместо точек пропущенные слова
Мышцы = …….. +………+………+………..+……….
(пучки мышечных волокон, кровеносные сосуды, нервы, соединительная оболочка, сухожилие)
Учащиеся составляют сами, затем сверяют со слайдом презентации и при необходимости дополняют и исправляют.
Закрепление материала.
Выберите правильный ответ:
1.Масса скелетной мускулатуры у взрослого человека составляет от массы тела
А. 45 - 50%
Б. 30 - 35%
В. 70 - 75%
2. Мышцы крепятся к костям при помощи
А. надкостницы
Б. сухожилий
В. хрящей
3. Благодаря мышцам обеспечивается
А. регуляция организма
Б. рост организма
В. движение организма
(Ответы: 1-б, 2-б, 3-в )
Какие утверждения верны:
- Мышечная ткань, из которой состоит скелетная мускулатура называется гладкой
- Мышцы, придающие лицу человека определенное выражение называются мимическими
- Работа сердечной мышцы зависит от воли человека
- Сокращение гладких мышц не подчинено воле человека
- Функциональной единицей мышечной ткани является миофибрилла
(Ответы: 1-, 2+, 3-, 4+, 5+)
Рефлексия:
- Что сегодня на уроке тебя удивило?
- Что было сложным?
- Где можно использовать полученные знания?
Домашнее задание:
- Параграф 13, выполнить лабораторную работу стр.86-89
- Найти в интернете название
-самой маленькой и самой большой мышцы,
- самой выносливой и самой сильной,
- самой длинной.
3. Людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц в организме?
4. Составить синквейн со словом «мышца»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс ОРУ для укрепления мышц, участвующих в поддержании правильной осанки
Комплекс общеразвивающих упражнений для учащихся начальной школы. Комплекс проводится в подготовительной части урока гимнастики или подвижных игр. Продолжительность 10-12 мин. Я провожу этот комплекс ...
Строение и функции мышц.
Разработка урока "Строение и фукции мышц" и компьютерная презентация на эту тему....
презентация к уроку :"Мышцы и их функции"
хорошая презентация к уроку по теме: "Мышцы и их функции"...
Контрольная работа по биологии 8 класс по теме: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение. Работа мышц"
Контрольная работа к серии учебников "Линия жизни"...
Методическая разработка урока "Строение мышц. Обзор мышц"
Учащиеся узнают строения мышцы и расширяют знания о группах мышц,их функциях. Знакомятся с механизмом их сокращений и факторах влифющих на работы мышц....
Конспект урока по теме: «Мышцы, их строение и функции. Работа мышц»
Цель урока: изучить строение мышц, выяснить особенности мышечной системы человека, связанные с вертикальным положением и трудом.Задачи:Образовательные:- раскрыть особенности о микро- и макроскопическо...
Информационные буклеты для родителей ,Самомассаж мышц. головы и шеи, мышц лица, губ и языка", " Самомассаж рук и ушных раковин"
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным....