Урок "Строение мышц"
учебно-методический материал по биологии (8 класс)

Суродина Ирина Владимировна

Методическая разработка урока " Строение мышц" к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс - М., Дрофа, 2018

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_stroenie_myshts.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: «Строение мышц»

Цель: изучить строение мышц, их разновидности.

Задачи:

- образовательные: расширить и углубить знания учащихся о строении и свойствах мышечной ткани, изучить строение и функции скелетных мышц, способ прикрепления их к скелету, сформировать представление об основных группах мышц тела человека, выяснить значение физических упражнений

- развивающие: развивать умение работать с книгой, в парах, анализировать и систематизировать изучаемый материал

- воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, самостоятельности и любознательности, стремление к здоровому образу жизни.

Личностные результаты: понимание ответственности за качество приобретенных знаний, ценности собственных достижений и возможностей;

формирование культуры здорового образа жизни; развитие познавательного интереса к изучению своего организма, формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебной деятельности.

Метапредметные

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую; сравнивать, анализировать информацию, делать выводы, сформировать умение строить логические цепи рассуждений

Коммуникативные: сформирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, сотрудничать с учителем и учащимися; владеть монологической и диалогической речью, правильно и грамотно объяснять свою мысль.

Регулятивные: самостоятельно определять цели учебной деятельности, формулировать учебную проблему; организовывать самостоятельное выполнение заданий и оценивать их правильность; осуществлять рефлексию своей деятельности

Предметные: умение определять виды мышц на рисунках; знать терминологию по теме.

 Стадия вызова

Биологический диктант. Закончи предложения:

Тип соединения костей черепа …..

Тип соединения позвонков…………

Первый шейный позвонок называется……..

Растворяются в кислоте………..

Сгорают в огне……………

Найди ошибку в тексте:

Укажите номер неправильного предложения и исправьте ошибку.

Вариант  1

Череп состоит из лицевого и мозгового отделов. 2. Лицевой отдел черепа преобладает над мозговым. 3. Кости черепа между собой соединены неподвижно путем сращения. 4. Височные , теменные и затылочные кости относятся к мозговому отделу черепа, а лобная, скуловые , челюстные – к лицевому отделу. 5. Верхнечелюстная кость неподвижная, нижнечелюстная – подвижная. 6. На этих костях находятся зубы, корни которых расположены в специальных костных ячейках.

Ответ: 2,3,4

2 – У человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым

3 – Кости черепа соединены между собой неподвижно с помощью швов.

4  - Лобная кость относится к мозговому отделу черепа

Вариант 2

1.Благодаря тому, что верхние конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях и способны выдерживать большие физические нагрузки. 2. Такую опору создают кости плечевого пояса – две лопатки и ключица. 3. Лопатки – большие кости треугольной формы, состоящие из компактного костного вещества. 4. Лопатки соединены с ребрами и позвоночником только при помощи мышц. 5. Скелет верхних конечностей состоит из трех отделов: плеча, предплечья и кисти. 6. Плечо образовано двумя костями, а предплечье – одной.

Ответ: 2, 3, 6

2 – В состав плечевого пояса входят две лопатки и две ключицы

3 – Лопатки плоские кости, состоящие из губчатого вещества

6 – Плечо образовано одной костью – плечевой, а предплечье – двумя: локтевой и лучевой

Вариант 3

Грудная клетка образована 12 грудными позвонками, 12 парами ребер и трубчатой грудной костью – грудиной. 2. Ребра представляют собой  плоские изогнутые дугой кости. 3. Передние и задние концы ребер подвижно соединены с грудными позвонками и грудиной. 4. При дыхании такое соединение костей обеспечивает подвижность грудной клетки. 5 Две нижние пары ребер короче  остальных и оканчиваются свободно. 6. Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень, желудок и кишечник.

Ответы: 1, 3, 6

 – Грудина плоская кость

3 – Передние концы 10 пар верхних ребер соединены с грудиной при помощи гибких хрящей

6 – Кишечник не защищен грудной клеткой

Проверка синквейна и кластера.

  Сегодня мы познакомимся с тем, что обеспечивает нам движение.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- Что вы уже знаете о мышцах?

- Что бы вы хотели узнать о мышцах?

Стадия осмысления

Формулируются тема  и цели урока.

Рассказ учителя

Мышц в организме человека около 600. Они разнообразны  по строению и  форме, свойствам и функциям. Название «мышца» произошло от слова «мускулюс». Древним ученым сокращение мышц напоминало беганье мышки под кожей. А от латинского «musculus» - мышка.На мышечную массу человека приходится около 40% от общей массы всего тела. 50 % мышечной массы приходится на ноги, около 30% - на руки, а оставшиеся 20% сосредоточены в мышцах головы и туловища.

Большинство мышц участвуют в небольших процессах, которые мы никогда не увидим, как, например мышцы в кишечнике, помогающие переваривать пищу, или мышцы внутри ушей, помогающие приглушать или усиливать звук. Каждую секунду в нашем организме сокращаются мышцы.

- Какие функции они выполняют в нашем организме?

- Какой тканью образованы мышцы?

- Какие разновидности мышечной ткани вы уже знаете?

- По каким признакам можно их различить?

(Форме, количеству ядер, окраске, скорости сокращения, месту нахождения в организме)

Заполняем таблицу:

              Разновидности мышечной ткани

Признаки

Поперечно-полосатая

скелетная

Поперечно-полосатая

сердечная

Гладкая

1.Длина волокон

длинные

длинные

короткие

2.Форма волокон

цилиндрические

собраны в пучки

цилиндрические, образуют между собой соединения

веретеновидные

3.Количество ядер

много

много

одно

4.Поперечная исчерченность

есть

есть

нет

5.Скорость сокращения

быстро

быстро

медленно

6.Сокращения

произвольные

непроизвольные

непроизвольные

7.Что образуют

скелетную мускулатуру

сердце

стенки внутренних органов

Поднимите руки вверх. Опустите.

- Какие из названных разновидностей мышц позволили вам это сделать?

Познакомимся со скелетными мышцами  подробнее.

Интересно:

Общая масса скелетной мускулатуры у новорожденных детей в среднем составляет 22% от массы тела. В 17-18 лет она достигает 35- 40%. У пожилых и старых людей уменьшается до 25-30%. А  у тренированных спортсменов мышцы могут составлять до 50% от всей массы тела.

Мышечная ткань состоит из клеток – миоцитов, имеющих вид длинного  и тонкого волокна.

- Почему поперечно-полосатая мышца выглядит исчерченно?

Внутри волокна находятся многочисленные сократительные нити двух типов – толстых (миозина) и тонких (актина). Так как они образованы различными видами белка, то под микроскопом видны чередующиеся темные и светлые полосы.

Каждый мышечный пучок покрывает соединительнотканная пленка, а всю мышцу в целом  общая оболочка – фасция.

Самостоятельная работа с учебником

Рассмотрите рис. 40 стр.85 учебника.

Найдите головку, хвост и тело двуглавой мышцы, сухожилие.

- Почему сухожилие при травме не рвется, а отрывается от кости или мышцы?

(Очень прочное, образовано плотной соединительной тканью)

- Почему мышцы имеют красный цвет?

- Как осуществляется регуляция работы мышц?

-Чем мышцы-синергисты отличаются от мышц-антогнистов?

Рассмотрим микроскопическое строение мышцы.

Самостоятельная работа с текстом  статьи 1 параграфа 13.

Для учащихся претендующих на оценки «4» и «5» .Составьте схему микроскопического строения мышцы начиная от большего к  меньшему.

Мышца – пучки поперечно-полосатых мышечных волокон – мышечное волокно – сократительные нити (миофибриллы) – нити двух типов толстые миозина и тонкие актина

Для остальных учащихся. Вставьте в схему вместо точек пропущенные слова

Мышцы  = …….. +………+………+………..+……….

(пучки мышечных волокон, кровеносные сосуды, нервы, соединительная оболочка, сухожилие)

Учащиеся составляют сами, затем сверяют со слайдом презентации и при необходимости дополняют и исправляют.

 Закрепление материала.

Выберите правильный ответ:

1.Масса скелетной мускулатуры у взрослого человека составляет от массы тела

А. 45 - 50%

Б. 30 - 35%

В. 70 - 75%

2. Мышцы крепятся к костям при помощи

А. надкостницы

Б. сухожилий

В. хрящей

3. Благодаря мышцам обеспечивается

А. регуляция организма

Б.  рост организма

В. движение организма

(Ответы: 1-б, 2-б, 3-в )

Какие утверждения верны:

  1. Мышечная ткань, из которой состоит скелетная мускулатура называется гладкой
  2. Мышцы, придающие лицу человека определенное выражение называются мимическими
  3. Работа сердечной мышцы зависит от воли человека
  4. Сокращение гладких мышц не подчинено воле человека
  5. Функциональной единицей мышечной ткани является миофибрилла

(Ответы: 1-, 2+, 3-, 4+, 5+)

Рефлексия:

- Что сегодня на уроке тебя удивило?

- Что было сложным?

- Где можно использовать полученные знания?

Домашнее задание:

  1. Параграф 13, выполнить лабораторную работу стр.86-89
  2. Найти в интернете название

-самой маленькой и самой большой мышцы,

- самой выносливой  и самой сильной,

- самой  длинной.

    3. Людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц в организме?

   4. Составить синквейн со словом «мышца»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс ОРУ для укрепления мышц, участвующих в поддержании правильной осанки

Комплекс общеразвивающих упражнений для учащихся начальной школы. Комплекс проводится в подготовительной части урока гимнастики или подвижных игр. Продолжительность 10-12 мин. Я провожу этот комплекс ...

Строение и функции мышц.

Разработка урока "Строение и фукции мышц" и компьютерная презентация на эту тему....

презентация к уроку :"Мышцы и их функции"

хорошая презентация к уроку по теме: "Мышцы и их функции"...

Методическая разработка урока "Строение мышц. Обзор мышц"

Учащиеся узнают строения мышцы и расширяют знания о группах мышц,их функциях. Знакомятся с механизмом их сокращений и факторах влифющих на работы мышц....

Конспект урока по теме: «Мышцы, их строение и функции. Работа мышц»

Цель урока: изучить строение мышц, выяснить особенности мышечной системы человека, связанные с вертикальным положением и трудом.Задачи:Образовательные:- раскрыть особенности о микро- и макроскопическо...

Информационные буклеты для родителей ,Самомассаж мышц. головы и шеи, мышц лица, губ и языка", " Самомассаж рук и ушных раковин"

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией,  это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным....