Конспект урока по теме: «Органы пищеварения»
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Музаева Альбина Тенгизовна

Урок предназначен для учащихся 8 класса. По учебнику И.Н.Пономаревой "Биология". Применяется на уроке самостоятельная работа с учебником,по индивидуальным карточкам-заданиям, используется дополнительный и занимательный материал по биологии. Напраление на ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_v_8_klasse_po_fgos_po_teme.docx316.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7 классе по ФГОС по теме «Строение и функции почек»

Сведения о разработчике

Фамилия, имя, отчество (полностью):

Музаева Альбина Тенгизовна

Место работы

ГБОУ РФМЛИ

Должность

Учитель

Общая информация

Предмет

биология

Класс

8 класс

Тема урока

Строение и функции почек

Дата

21.02.2019

Тип урока:

  • По ведущей дидактической цели: 
  • По способу организации деятельности: 
  • По ведущему методу обучения:

урок открытие новых знаний;

индивидуально-групповой;

проблемно-поисковый.

Методы:

  • Основной: 
  • Дополнительные:

  • проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
  •  словесные (беседа, диалог);
  • наглядные (работа с рисунками, схемами);
  • практические (поиск информации, выполнение лабораторной работы, работа с интерактивной доской);
  • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Цель

  • Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала (строение почек), осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Задачи

  • образовательные 
  • сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы, раскрыть механизм образования первичной и вторичной мочи;
  • развивать общеучебные умения и навыки: умение анализировать информацию, выделять главное, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к своему организму;
  • развивающие
  • Развивать умения учащихся работать с учебников, раздаточным материалом, с различными ЭОР; учить выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы
  •  продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
  • воспитательные
  • Продолжить работу по формированию научного мировоззрения учащихся, созданию условия для развития их познавательного интереса.
  • Воспитывать любовь к природе;

Планируемые результаты

  • личностные
  • Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира,  саморазвитию  и самообразованию;
  • Ответственно относятся  к выполнению учебных задач;
  • Демонстрируют коммуникативную компетентность,   уважительное отношение к мнению другого человека.
  • предметные
  • объяснять значение процесса выделения, строение и функции нефрона, органов мочевыделительной системы; перечислять механизмы образования мочи; меры профилактики почек; распознавать на рисунках органы мочевыделительной системы;
  • метапредметные
  • Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
  • Выдвигают простейшие гипотезы;
  • Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их;
  • Работают с информацией и преобразуют её;
  • Находят причинно-следственные связи;

Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

  • регулятивные УУД
  • Целеполагание, планирование, оценка, элементы волевой саморегуляции.
  • познавательные УУД
  • научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; участвовать в групповой работе (малая группа, класс).
  • коммуникативные УУД
  • Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Фонды оценочных средств

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

  • Тест, мини проекты, презентации.

Форма обучения (очная, заочная, очно-заочная)

  • Очная, заочная

Педагогические технологии организации учебной деятельности

  • Информационно-коммуникативная,  здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения,  моделирования  («перевернутое обучение», проектное обучение, исследовательское обучение, проблемное обучение, обучение в малых группах, ТРИЗ, ТРКМ и др.)

Программно-техническое и дидактическое обеспечение

Необходимое оборудование

  • Мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал (муляжи грибов), интерактивная доска.

Дидактическое обеспечение

  • Печатные материалы (тест), электронная презентация, доступ к эл. ресурсам

Дополнительная литература

  • Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8 класс. М.: Вента-Граф, 2017;
  • Поурочные разработки по биологии Драгомилов А.Г. , Маш Р.Д. 8 класс Волгоград 2008

Интернет-ресурсы

  • Интерактивные рисунки "Строение мочевыделительной системы", "Макростроение почки", "Микростроение почки". Анимация "Образование первичной и вторичной мочи". Фотография "Почка левая".

Основные понятия и термины

  • Почка: корковый слой, мозговой слой (почечные пирамиды), почечная лоханка,  нефрон: капсула, каналец, капиллярный клубочек, первичная и вторичная моча, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал

Ход работы

Ход урока Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме  «Строение и функции почек»

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Методы, приемы, формы

Формирование УУД

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент

1-2 мин.

Учитель приветствует учащихся. Приветствие учеников, создание благоприятных морально-психических условий:

- Добрый день, ребята.

 Присаживайтесь на свои места. - С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. По традиции в начале урока каждый из вас выберет смайлик, отражающий ваше настроение.

https://fsd.videouroki.net/html/2017/12/19/v_5a390fed51032/99703695_1.jpeg https://fsd.videouroki.net/html/2017/12/19/v_5a390fed51032/99703695_2.jpeg https://fsd.videouroki.net/html/2017/12/19/v_5a390fed51032/99703695_3.jpeg

Организация рабочих мест, приветствие. Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

2. Актуализация имеющихся знаний учащихся

 5-7 мин.

Осуществляет фронтальный контроль.

Повторим, что мы изучали на прошлом уроке:

- Что такое витамины?

- Как называется состояние, при котором количество витаминов недостаточно?

- Как называется заболевание, при котором нарушаются процессы обмена веществ из-за недостатка витаминов?

- В каких продуктах питания содержится витамин С?

- Какие последствия развиваются при нехватке витамина D?

- Что происходит при недостатке витамина С?

Ученики отвечают на вопросы.(Витамины - это биологически активные вещества, которые в микроскопических количествах встраиваются в молекулы ферментов и помогают им обеспечивать обмен веществ в организме.) (Гиповитаминоз.) (Авитаминоз.)

 (В свежих овощах и фруктах: шиповнике, лимоне, черной смородине, капусте.) (Недостаток витамина D приводит к размягчению костей, их деформации - рахиту.)

(При недостатке витамина С повышается утомляемость, появляется слабость, уменьшается сопротивляемость инфекциям. Полное его отсутствие в пище приводит к тяжелому заболеванию - цинге, при котором на фоне общей слабости развиваются одышка, кровотечение из десен, кровоизлияния в коже и мышцах: выпадают зубы.)

Фронтальная работа с классом

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

3. Мотивация.

Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей.

1-2 мин

Чтобы узнать, о каком органе  будем говорить на сегодняшнем уроке, предлагаю вам  разгадать ребус:  (слайд 1)

 hello_html_33a58316.jpg,,,,, hello_html_md7d6006.jpghello_html_2e598eed.gif,,,,,, (почка)

,,

hello_html_m19570f13.jpg,,,,, hello_html_m705731a9.png, (нефрон)

Итак, как вы думаете, о каком органе сегодня пойдет речь на уроке?

Следовательно тема урока «Строение и функции почек.»

(слайд 3)

Изучив достаточно много органов нашего организма, мы часто упоминаем термин «жизненно важный орган». Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться ещё одним органом, который входит в состав выделительной системы – почек. Познакомившись со значением, строением и работой почек, мы должны подтвердить или опровергнуть их статус «жизненно важные органы».

Называют тему урока, записывают ее в тетрадь.

 

Определяют цель урока (изучение строения и функции мочевыделительной системы и профилактика ее заболеваний)

 Слушают, запоминают

Фронтальная работа с классом

Регулятивные: Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале.

Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.

4. Объяснение нового материала

20 мин.

Создание проблемной ситуации: Существует такой факт. При нарушении работы обеих почек, человек сможет прожить не более пяти дней.

Обсуждение: Почему?

Для того чтобы понять почему, предлагает, отправится в путешествие, в неизведанный ещё для них орган –  почки.

Гипотеза 1. Не знаем строение почек, а в особенностях строения может быть скрыта причина;

Гипотеза 2. Не знаем, как функционируют почки, а это могло быть причиной гибели организма.

Пути решения:

 Необходимо узнать: Этапы урока записываются на доску:

Значение выделительной системы (группа 1)

Строение органов мочевыделения (группа 2)

Микроскопическое строение почки (группа 3)

Кровоснабжение почки (группа 4)

- Молодцы мы с вами успешно прошли 2 этап, самое время отдохнуть.

Самостоятельная работа с текстом учебника в группах.

После выполнения задания учащиеся защищают свои проекты у доски. По 2человека с каждой команды. Они делятся своими знаниями о ракообразных с одноклассниками.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:  имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Физминутка

Физминутка для зрения. https://yandex.ru/video/preview/?text=физминутка+на+уроке+мочеполовая+система&path=wizard&parent-reqid=1639836185218145-2587846296394735357-sas2-0481-644-sas-l7-balancer-8080-BAL-9706&wiz_type=v4thumbs&filmId=18103140019170312077&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2Fvch_93cu2Klc

ё

Второй этап:

Учитель обращает внимание детей на стол с накрытыми предметами (1 ведро – 10 л.  и банка 1,5 л. с жидкостью),  предлагает сюрприз-загадку. Что означают цифры на ведре и банке?

Кто с математикой дружит, сколько вёдер  жидкости  пропускают через себя почки в сутки? (18 вёдер).

- Как? Органы меньше чем кулачки, могут пропустить через себя 180 литров в сутки?

- А я вам помогу ребята. Оказывается если развернуть все клубочки и канальца нефрона то получится площадь всасывания 1,5 м². С какой системой связан нефрон (с кровеносной), правильно, поэтому это становится возможным.

- Что произойдёт с организмом, если он будет терять жидкость на стадии первичной мочи?

5.Закрепление изученного материала

5 мин.

Стихотворение

Они как два больших боба

На связках закрепились, '
У позвоночного столба
Уютно разместились

Фильтруют почки нашу крови
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.

Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.

Проходит кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.

Объяснения к нему

Почки расположены по обе стороны позвоночника

Имеют бобовидную форму

Почка – биологический фильтр .Выводит вредные и лишние вещества, тем самым обеспечивает сохранение постоянства внутренней среды организма

Нефрон – структурно – функциональная единица почки

Кровь фильтруется через капсулу нефрона, полезные вещества возвращаются в кровь, а вредные собираются во вторичной моче

Выполняют тест

Оценивают себя  

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что усвоено; элементы волевой саморегуляции.

Познавательные: логические: анализ и синтез информации.

6.Рефлексия

       6 мин.

Самоанализ

Задание на  самоанализ.

Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо?

Что оказалось новым?

Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего?

Почему?

Что понравилось на уроке, что не понравилось?

Моя оценка за урок

Высказывают мнение об уроке.

Сегодня на уроке

  1. Я  узнал…
  2. Меня удивило…
  3. Мне понравилось…
  4. Лучше всего я запомнил….

Индивидуальная работа

Личностные:  имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

  7Домашнее задание

2 мин.

Выучить параграф 46, определения выписать в словарь и выучить их наизусть.

Из дополнительных источников информации сделать сообщение:  Подготовить сообщения, по заболеваниям мочевыделительной системы.»

Записывают домашнее задание.

Используемая литература:

  1. Биология: 7 класс: учебник /И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2015
  2. Технологические карты уроков. В.Н.Семенцова – С-П.: Паритет,2001

2. Поурочные разработки по биологии по учебнику И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова.

Волгоград:Учитель,2014.-206 с.

3. Пономарёва И.Н. Биология: 7 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2016.

4.. Биология: 5 – 11 классы: программы./[И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др.]. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Интернет-ресурсы:

  1. Якласс
  2. ЭОР
  3. Видео уроки.

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

 Дата: 21.02.2019

Класс, учитель:  8А, Музаева Альбина Тенгизовна

Количество учащихся в классе: 21

Присутствовали на уроке:                 19

Тема урока: «Строение и функции почек»

         Тип урока:   урок открытие новых знаний;

Дидактическая задача урока: Систематизировать знания о строении и функционировании организма человека, взаимосвязях систем учащихся по решению биологических задач и заданий; органов;

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая): сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы и раскрыть взаимосвязь строения почек с его функциями.

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

В течение всего урока, в том числе и при изучении новой темы, учитель старалась как можно больше привлечь ребят к деятельности, то есть использовала активные формы обучения, например, в том случае, когда после постановки целей и задач урока, ребята попытались первично дать характеристику членистоногих. Как уже отметила, ребята в классе увлечённые, поэтому они активно участвовали в обсуждении просмотренного видео. Заинтересованность учащихся доказывается и вопросами, поступившими после её просмотра.

Была рассмотрена разборная модель почки. Ребята узнали и убедились в том, что почка действительно жизненно важный орган.

Содержание урока

Содержание урока соответствовало принципам дидактики: доступность, системность, последовательность, связь с жизнью, наглядность. Стремилась выдержать системную структуру урока. Каждый этап имел логическую завершённость.  

Методы обучения

В соответствии с требованиями к современному уроку осуществлялась координация учебного материала с целью формирования у учащихся целостного восприятия информации об особенностях строения и функции почек. С целью развития эрудиции, расширения кругозора включены задачи творческого характера по теме урока. Особую ценность представляют методы развития познавательного интереса, поэтому на уроке использовались частично-поисковые методы

Формы обучения

1 Формы обучения коллективная, индивидуальная, парная; устная, письменная; беседа по вопросам учителя соответствуют решению основной дидактической задачи урока.

2. Предложенные задания использовались целесообразно, способствовали развитию образного мышления за счет яркой наглядности; повышению мотивации к учению.

Результативность урока

Высокая работоспособность на уроке обеспечивается  сменой видов деятельности, формой организации работы. На протяжении всего урока учитель работал над развитием умственных способностей, образного мышления. Функциональной грамотностью

Практическая направленность урока

Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

Самостоятельная работа носит репродуктивный  характер, присутствует взаимопомощь, проводится с целью ставить вопросы и уметь на них отвечать, строить связное высказывание

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

II. Актуализация имеющихся знаний учащихся

 5-7 мин.. Повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового» знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

III. Мотивация.Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей. 1-2 мин. Решая предложенные задания, появляется проблема, на основе которой выдвигают предположение о теме урока.

IV. Открытие «нового» знания. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учебного материала учащимися . 

V. Первичное закрепление. Обогащение, преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; побуждение эмоциональных переживаний. Постановка проблемных вопросов.

VI. Итог урока (рефлексия деятельности). Осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

VII. Домашнее задание . Объяснение домашнего задания.

Формирование ИКТ-компетентности

Для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся, на уроке использовались информационно-компьютерные средства.

Структура урока

Содержание урока соответствует требованиям стандарта. На уроке прослеживается взаимосвязь с жизненными ситуациями, интеграция с такими предметами, как физика, химия, ОБЖ. На каждом из этапов проводится закрепление в виде схемы, игрового момента. Учащиеся совместно с учителем в конце урока делают выводы. Структура урока соответствует основной дидактической задаче.

Педагогический стиль

Соблюдены  нормы педагогической этики: доброжелательный тон, умение контролировать внутри коллективные отношения, уважительное отношение к учащимся, создаёт ситуацию успеха.

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения преподаваемого предмета

Использование на уроках биологии компьютерных технологий, в том числе и элементы работы с интерактивной доской, позволяет не только повысить познавательный интерес к предмету, но и привлечь учащихся к проектно творческой деятельности, которой сейчас уделяется большое внимание.

Применение здоровьесберегающих технологий

На уроке были использованы здоровьесберегающие технологии (физминутка) Здоровьесбережению способствовала смена видов деятельности. (Работа у доски, с учебником, в тетради и т.д.) Физминутка для глаз, интересная по содержанию и музыкальному сопровождению, способствовала снятию напряжения и повышению внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему - "Органы цветковых растений" 6 класс.

Конспект урока - Органы цветковых растений на примере Портулака крупноцветкового....

Конспект урока по теме " Органы дыхания.Строение.Значение дыхания".

Конспект урока по биологии по теме " Органы дыхания.Строение.Значение дыхания" в 8 классе. Основные цели и задачи урока, краткое изложение материала,закрепление, домашнее задание....

Конспект урока на тему "Органы чувств"

Разработка плана урока по природоведению на тему "Органый чуств" (5 класс)...

План-конспект урока биологии по теме "Органы пищеварения".

План-конспект открытого урока биологии в 9 классе специальной (коррекционной) школы....

Конспект урока по теме "Органы кровообращения: сердце и сосуды" (9 кл)

Продолжить формирование знаний о системе кровообращения, ее строении и функциях;закрепить знания о строении и функциях крови, также о строении и работе сердца и сосудов; формировать понятия &ldqu...