Конспект урока по биологии для 6 класса «Фотосинтез: доказательства и значение»
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Данный урок разработан для 6 класса.
Цель: Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле.
Задачи:
- изучить результаты экспериментов по выявлению условий, необходимых для процесса фотосинтеза;
- выявить приспособления растений к фотосинтезу;
- сделать выводы о значении фотосинтеза;
- развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать умение использовать ранее приобретенные знания для получения новых знаний;
- развивать навыки самостоятельной работы с новым материалом, умение делать выводы и обобщения;
- развивать навыки устной монологической речи;
- воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле.
В конспекте имеются задания на закрепление темы, подготовке к ВПР по данной теме. Описаны опыты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_fotosintez.docx | 472.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 6 «б» классе
Тема: «Фотосинтез: доказательства и значение»
Цель: Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле.
Задачи:
- изучить результаты экспериментов по выявлению условий, необходимых для процесса фотосинтеза;
- выявить приспособления растений к фотосинтезу;
- сделать выводы о значении фотосинтеза;
- развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать умение использовать ранее приобретенные знания для получения новых знаний;
- развивать навыки самостоятельной работы с новым материалом, умение делать выводы и обобщения;
- развивать навыки устной монологической речи;
- воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле.
Тип урока: обобщение материала.
Планируемые результаты обучения
Предметные УУД: учащиеся узнают о способе получения растением веществ, необходимых для питания, из воздуха, об условиях протекания фотосинтеза, о роли хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ.
Метапредметные УУД: развивается умение на основе наблюдений простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений фиксировать, анализировать и объяснять их результаты.
Личностные УУД: формируется экологическая культура на основании осознания необходимости борьбы с загрязнением воздуха, охраны растений и сохранения лесов.
Оборудование: карточки с заданиями, раствор йода, штатив, спиртовка, фарфоровые чашки, чашка Петри, пинцет, спирт, 2 растения фиалки, бегония, колеус.
Ход урока:
- Проверка домашнего задания
- «Мозговой штурм»: на слайде появляется ребус. Учащиеся должны его разгадать.
- «Работа с карточками»
Ученикам раздаются карточки с текстом, в котором пропущены слова. Ребятам нужно заполнить пробелы словами из предложенного списка.
Карточка:
Фотосинтез – это процесс, протекающий в ______________ листьях растений на_______, при котором из _____________газа и_____ образуются_____________ вещества и__________.
Хлоропласты листа содержат зеленый пигмент_______________. Он обладает удивительной способностью улавливать _____________ энергию. Растения путем сложных химических превращений из неорганических веществ образуют необходимые им __________________вещества.
хлорофилл зелёных
солнечную свету
органические хлорофилл
углекислого кислород
воды неорганические
- Приспособления растений к фотосинтезу
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Как растение получает воду?
- По каким специализированным тканям вода поступает к месту фотосинтеза?
- С помощью чего растение поглощает углекислый газ из атмосферы?
- В каких органоидах протекает процесс фотосинтеза?
- Какой пигмент содержится в зелёных пластидах?
- Какое обязательное условие необходимо для протекания воздушного питания?
- Что образуется в результате?
- Основная часть
Постановка экспериментов по выявлению условий, необходимых для фотосинтеза
Таким образом, в фотосинтезе принимают участие все вегетативные органы растения – лист, корень, стебель.
Для этого процесса растения используют углекислый газ и воду, а производят органические вещества и кислород. Необходимым условием является наличие солнечного света и хлоропластов с хлорофиллом.
Для того, чтобы нам это проверить, проведём несколько экспериментов.
Экспериментальная проверка:
Предположим, что органическое вещество образуется в листьях, но как его обнаружить?
Знаете ли вы, что существуют вещества – индикаторы, с помощью которых можно точно узнать о наличии других определённых веществ.
Например: раствор йода помогает обнаружить органическое вещество – крахмал (учитель демонстрирует изменение окраски раствора йода на срезе клубня картофеля, затем наносит раствор йода на лист герани и показывает, что лист не изменил свою окраску).
Но ведь изменению окраски может мешать зелёный цвет листа.
Способность к фотосинтезу характерна только для зелёных растений, некоторых бактерий и протистов. Грибы, большая часть бактерий, многие протисты и все животные не способны осуществлять фотосинтез, т. к. в их клетках нет хлоропластов.
Эксперимент 1: Возьмём два одинаковых комнатных растения (бегония). Одно из них поставим на окно, где оно будет освещаться ярким солнечным светом. Второе растение поставим в тёмный шкаф, куда солнечный свет вообще не проникает.
Через неделю срежем с каждого растения по одному листу. Опустим листья сначала в кипящую воду, а затем на несколько минут в горячий спирт, пока листья не обесцветятся. Промоем обесцвеченные листья, расправим их и обработаем слабым раствором йода. Известно, что от йода синеет крахмал. Тот лист, который был на свету, посинел. Второй же лист, на который не попадал солнечный свет, остался бесцветным.
Что показывает это опыт?
Ответ: Опыт показывает, что только в том листе, который был освещён солнцем, образовался крахмал.
На самом деле первоначально под действием света в листьях образуется глюкоза. Но она быстро превращается в крахмал, который накапливается в листьях. В темноте крахмал вновь превращается в глюкозу, которая по проводящим тканям оттекает от листьев к другим органам растений.
Органические вещества используются растением для различных целей: идут на построение его тела, откладываются в запас, используются при прорастании семян.
Эксперимент 2: Далее возьмём растение, у которого на листьях есть белые участки, лишённые хлорофилла (колеус). Выдержим это растение некоторое время на ярком свету для того, чтобы в листьях образовалось достаточное количество крахмала. После этого лист срежем и проделаем с ним то же, что и в первом опыте. Лист окрашивается в синий цвет не полностью. Те участки листа, где не было хлорофилла, остаются белыми.
Что показывает это опыт?
Ответ: Этот опыт показывает, что для образования органических веществ из неорганических в клетках листа должны быть хлоропласты, содержащие хлорофилл. Только в таких клетках будет протекать процесс фотосинтеза.
Эксперимент 3: Проведём ещё один опыт с комнатными растениями (фиалки). Одно растение мы несколько дней держали на свету, второе – в тёмном шкафу. Оба растения мы накрыли стеклянными колпаками. Возьмём тлеющую лучину и погрузим её под колпак растения, стоявшего на свету. Лучина вспыхнула. Проделаем тоже самое с растением, стоявшем в шкафу. С лучиной ничего не произошло.
Что показывает это опыт?
Ответ: Этот опыт показывает, что на свету протекал процесс фотосинтеза и в результате выделился кислород – газ поддерживающий горение.
Таким образом, фотосинтез — это сложный процесс образования в живых клетках, содержащих хлоропласты, на свету органических веществ из углекислого газа и воды с выделением кислорода.
- Значение фотосинтеза:
- В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.
- Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.
- Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой.
- Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли.
- Готовимся к ВПР
Разбираем задания по данной теме, которые могут встретиться на ВПР.
- Рефлексия
На столе у учащихся находятся смайлики. Учитель интересуется понравился ли им урок и просит поднять нужную карточку.
- Домашнее задание: параграф 15, записи в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии на тему "Фотосинтез" (6 класс)
Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле....
Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».
В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Значение и состав пищи. Органы пищеварения".
Краткий конспект урока биологии....
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...
Кожа. Значение в жизни человека. Конспект урока по биологии 9 класс коррекционная школа
Конспект урока биологии для 9 класса коррекционной школы с презентацией.Кожа, значение в жизни человека....
Конспект урока географии в 6 классе. Тема "Атмосфера :строение, значение, изучение".
Используемые технологии: здоровьесбережение, поэтапное формирование умственных действий, информационно-коммуникационные, продуктивного чтения, проблемного обучения, деятельностного подхода в обучении....
Методическая разработка урока по биологии 6 класс "Фотосинтез"
Методическая разработка подробно отражает тему урока, к ней прилагается презентация....