Мастер-класс «Сравнение количества минеральных веществ в различных типах почв» от 10 апреля 2019 года. Автор: Е. В. Саитов
методическая разработка по биологии (8 класс)

Евгений Владимирович Саитов

Мастер-класс «Сравнение количества минеральных веществ в различных типах почв» от 10 апреля 2019 года. Автор: Е. В. Саитов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saitov_e_v_master-klass_10_aprelya_2019.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Сравнение количества минеральных веществ в различных типах почв».

Абиотические факторы играют большую роль в жизни растений. Для растений характерно 2 типа питания – почвенное и воздушное. При почвенном (минеральном) питании растения поглощают почвенный раствор – воду, в которой растворены минеральные соли. Но в разных типах почв состав и количество минеральных веществ различны, что оказывает влияние на рост растения. Оценить концентрацию минеральных веществ в почве прямыми измерениями в условиях школьной лаборатории нельзя. В данной ситуации могут помочь измерения электропроводности почвенного раствора (ведь минеральные вещества в почвах представлены солями, а растворы солей обладают электропроводностью).

Цель: формирование исследовательского подхода к приобретению знаний. Определение количества минеральных веществ в различных типах почв.

Оборудование: ноутбук, датчик электропроводности, различные образцы почв, мерные стаканы, пробирки, воронки, стеклянные палочки, фильтровальная бумага, дистиллированная вода.

        Ход работы:

  1. Возьмите 2 пробирки и налейте в каждую по 10 мл дистиллированной воды.
  2. Затем добавьте туда 1 г почвы (в нашем случае были 2 образца: свежекупленная и почва, на которой уже произрастали овощные культуры). Размешайте содержимое пробирок с помощью стеклянной палочки.
  3. С помощью воронок и фильтров из бумаги отделите почвенный раствор от осадка. Подпишите пробирки, чтобы не перепутать их.
  4. Подключите датчик электропроводности к ноутбуку и опустите измеритель датчика сначала в контрольный раствор (дистиллированная вода). Запустите программу «Практикум», нажмите кнопку «Play». На экране ноутбука начнётся запись измерений.  Когда график измерения электропроводности выйдет на прямую, зафиксируйте значение (под графиком в нижней части экрана).
  5. Далее поместите измеритель датчика в пробирку с почвенным раствором и проведите измерение как описано в пункте 4.
  6. После каждого измерения необходимо промывать измеритель в дистиллированной воде и вытирать сухой, чистой салфеткой.
  7. Затем измеряем электропроводность второго образца почвенного раствора тем же способом (можно исследовать 3 и более образцов почв, в зависимости от темы вашей работы).
  8. Подставьте полученные значения в формулу y=0,5128x2+0,2983x+0,8187 и занесите их в таблицу                                

Параметры

1 образец

2 образец

Электропроводность, См/см

Содержание минеральных солей (примерное)

Укажите, в каком из исследованных образцов почв примерное содержание минеральных солей максимальное. А в каком – минимальное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Подготовка и проведение уроков различного типа на основе использования ЭОР"

Методические рекомендации для организации и проведения уроков физики с использованием ЭОР...

Практическая работа Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности

8 класс Практическая работа № 10 Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с ...

Исследовательская работа «Сравнение рН бутилированной воды из различных источников. Минеральный состав воды»

С проблемой качества питьевой воды столкнулась и моя семья, пытаясь найти ответ на вопрос: «Какую воду мы пьем? Безопасна ли она для нашего организма?» В своей исследовательской работе я р...

Тематическая проверочная работа по теме: Почвы и факторы их образования. Основные типы почв России. Почвы и человек для 8 класса

Тематическая проверочная работа по теме "Почвы и факторы их образования. основные типы почв России. почвы и человек"...

Организация исследовательской работы учащихся в предметной области «Биология» в рамках РИП, 2019 год. Автор: Е. В. Саитов

Организация исследовательской работы учащихся  в предметной области «Биология» в рамках РИП. Автор: Е. В. Саитов...