КСО: методическая цепочка «Совместно изучаю – проверяю», тема «Строение корня растения»
методическая разработка по биологии
КСО: методическая цепочка «Совместно изучаю – проверяю», тема «Строение корня растения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kso._stroenie_kornya_rasteniya.sovmestno_izuchayu.docx | 284.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая цепочка «Совместно изучаю – проверяю»
I. Совместное изучение
Карточка с вопросами | Тема «Строение корня растения» | № 1 | № 1 |
Изучаем текст по абзацам
- Записать название темы
- Договориться, кто будет первым читать текст
- Читаем по очереди
- Индивидуально выделяем главную мысль абзаца
- Обсуждаем, кто какую выделил главную мысль
- Выбираем удачный вариант и записываем каждый себе
- Составляем опорную схему к каждому абзацу
- По очереди отвечаем на вопросы после каждого абзаца
- По аналогии проработать все абзацы текста
1.B корневой системе растений различают главный, боковые и придаточные корни. Главный корень развивается из зародышевого корешка. Придаточные корни формируются на стеблевой части побега или могут вырастать на листьях. Боковые корни возникают на корнях всех типов — главном, боковых и придаточных.
Вопросы для проверки:
1. Назовите, какие виды корней есть у растений?
2. Поясните мне, откуда развивается главный корень?
3. Где формируются придаточные корни?
4. Где возникают боковые корни?
2. Корневая система, главный корень которой хорошо выражен и занимает
стержневое положение, называют стержневой. Она характерна для большинства двудольных и голосеменных растений (например, одуванчика, берёзы, сосны). Корневую систему, образованную одинаковыми по размерам ветвящимися придаточными и боковыми корнями, называют мочковатой. Она имеет вид пучка. Мочковатые корневые системы характерны для всех однодольных и некоторых двудольных растений (подорожника, лютика).
Вопросы для проверки:
1. Охарактеризуй типы корневых систем? Как бы ты их различал у растений?
2. Скажи мне, для каких растений характерная стержневая корневая система?
3.А теперь для каких растений характерная мочковатая корневая система?
3. Нижняя часть корня покрыта защитным колпачком, образованным несколькими слоями клеток, — корневым чехликом (конус нарастания). Под корневым чехликом находится зона деления. Выше зоны деления находится гладкий участок корня длиной 3—9 мм, клетки которого не делятся, но сильно вытягиваются (растут) и тем увеличивают длину корня. Это зона растяжения, или зона роста. Следом зона корня с корневыми волосками (с их помощью корень всасывает воду и минеральные соли), которую называют зоной всасывания или зоной поглощения. Выше зоны всасывания находится зона проведения корня, по клеткам которой вода и минеральные соли, поглощённые корневыми волосками, продвигаются к стеблю».
Вопросы для проверки:
1. Назови, чем образован корневой чехлик и где он располагается на корне и какую зону он прикрывает?
2. Объясни, чем зона роста отличается от зоны растяжения?
3. Назови зону, которая находится выше и основная ее функция?
II. Отработка
Работа в паре | Тема «Строение корня растения» | № 2 | № 2 |
Выполняйте задания по очереди, ПРОГОВАРИВАЯ КАЖДОЕ ДЕЙСТВИЕ другому. (Тот кто слушает, никакие записи не ведет).
Карточка 1 ученика
- Возьми рисунок 1
- Покажи на рисунке, какие виды корней изображены и откуда они формируются?
- Назови тип корневой системы, изображенной на рисунке, дай ей характеристику и для каких растений характерен?
- Возьми рисунок 3
- Покажи на рисунке 3 какие зоны изображены и расскажи об особенностях каждой зоны
Рисунок к карточке для 1 ученика (к вопросам 2,3)
4
Рисунок 3 к карточке 1 ученика (задание 5)
Карточка 2 ученика
- Возьми рисунок 2
- Покажи на рисунке, какие виды корней изображены и откуда они формируются?
- Назови тип корневой системы, изображенной на рисунке, и дай ей характеристику и для каких растений характерен?
- Возьми рисунок 4
- Покажи на рисунке 4 какие зоны изображены и расскажи об особенностях каждой зоны
Рисунок 2 к карточке ученика 2 (задание 3,4)
Рисунок 4 к карточке ученика 2 (задание 5)
III. Отработка
Работа в паре | Тема «Строение корня растения» | № 3 | № 3 |
Выполняйте задания по очереди, ПРОГОВАРИВАЯ КАЖДОЕ ДЕЙСТВИЕ другому без опоры
Задания для ученика 1 и 2 (Задания для 1 ученика пронумерованы цифрой 1, а для ученика 2 цифрой 2).
- Перед тобой лежит гербарий. Определи тип корневой системы растения.
- Перед тобой лежит гербарий. Назови виды корней в этом гербарии
- Расскажи об особенностях каждых видов корней
- Назови, на какие зоны делится корень.
- Для каких растений характерен каждый тип корневой системы
- Расскажи об особенностях зоны роста и зоны деления
- Покажи зону роста на гербарии
- Расскажи об особенностях зоны растяжения и зоны проведения.
IV. Отработка
Работаю один | Тема «Строение корня растения» | № 4 | № 4 |
Выполняйте задания самостоятельно, ПРОГОВАРИВАЯ КАЖДОЕ ДЕЙСТВИЕ про себя, в присутствии проверяющего.
- Возьми гербарий
- Возьми лупу и рассмотри корень растения.
- Найди все зоны корня на нем.
- Поясни функцию каждой зоны корня.
- Проговори про себя, какие виды корней ты знаешь.
- И какие типы корневых систем существует. Опиши особенности каждой.
Карточка для проверяющего.
- Найдена зона деления, зона растяжения, зона всасывания и зона проведения.
- Зона деления – рост корня за счет деления клеток. Зона роста- рост корня за счет растяжения клеток. Зона всасывания - всасывание воды и минеральных солей из почвы. Зона проведения – проведение воды и минеральных солей, продвигая выше к стеблю
- Виды корней у растения: главный, боковые и придаточные.
- Стержневая корневая система - главный корень, который хорошо выражен и занимает стержневое положение.
- Корневую систему, образованную одинаковыми по размерам ветвящимися придаточными и боковыми корнями, называют мочковатой. Она имеет вид пучка.
V-VI. Отработка
Работаю один | Тема «Строение корня растения» | № 5 | № 5 |
Выполняйте задания самостоятельно, без опоры на речь. Покажи проверяющему на проверку, заполненную таблицу.
- Перед тобой рисунок
- Заполни таблицу
Рисунок 1 для выполнения задания 2
Тип корневой системы | Виды корней в корневой системе | Зоны корня |
Карточка для проверяющего
Тип корневой системы | Виды корней в корневой системе | Зоны корня |
Стержневая | Главный, боковые | Зона деления Зона роста Зона всасывания Зона проведения |
********
Фрагмент ТМК
№ | Тема | Способ освоения | Примерное время (мин) | Материальный результат первичного освоения |
Строение корня растения | Карточка с вопросами | Опорные схемы | ||
Работа в паре с опорами | Выполнение заданий | |||
Работа в паре без опоры | Ответы на вопросы | |||
Работаю один и проговариваю про себя | Выполнение заданий | |||
Работаю один без проговаривания | Выполнение заданий |
Табло учета
Строение корня растения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Карточка с вопросами | Работа в паре с опорами | Работа в паре без опоры | Работаю один и проговариваю про себя | Работаю один без проговаривания | |
t | |||||
Зн. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Строение цветковых растений"
Предлагаемый тест разработан на основании содержания параграфа 38 учебника "Природоведение. Природа. Неживая и живая" (авторы В.М.Пакулова, Н.В.Иванова) для 5 класса. Уровень сложности - с...
Материал для подготовки к ГИА по теме Строение покрытосеменных растений. Вегетативные органы.
Дидактический материал для подготовки к ГИА для учащихся 9 класса....
Материал для подготовки к ГИА по теме Строение покрытосеменных растений. Генеративные органы.
Дидактический материал для подготовки к ГИА для учащихся 9 класса....
Тест по теме: "Строение цветкового растения"
Тест для 6 класса...
презентация на тему: "Строение корня. Типы корневых систем" (6 класс)
используется при изучении темы Корень...
Урок по теме «Строение корня».
Урок по теме «Строение корня».Учитель биологии: Мандрусова Л.Г.6-класс. Задачи урока: 1.Образовательные: сформировать знания о корне как специализированном органе растения; формироват...
план-конспект урока биологии на тему "Строение корня. виды корней"
Сценарий урока биологии в 6 классе по теме "Строение корня. виды корней и типы корневых систем"...