Биология 9 ОВЗ класс адаптированная
рабочая программа по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для обучающихся 9 класса, учебный план, которого реализует адаптированную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью), обучающегося на дому, разработана на основе:
- адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего и основного общего образования обучающихся с ОВЗ ( с различными формами умственной отсталости) МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»;
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, под ред. В.В. Воронковой;
- учебника - Е. Н. Соломина Т. В. Шевырёва « Биология» «Человек» 9 класс (учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) 7-е издание, Москва, «Просвещение, 2017.
Е. Н. Соломина Т. В. Шевырёва. Рабочая тетрадь по биологии 9 класс (пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида), Москва, «Просвещение», 2010.
- локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного курса в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»».
Содержание учебного предмета
Введение
Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на
основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
Демонстрация торса человека.
Опора тела и движение
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.
Кровь и кровообращение
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно -сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм).
Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.
Лабораторные работы
1. Микроскопическое строение крови.
2. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда
физических упражнений (приседания, прыжки, бег).
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции.
Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Пищеварение
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных
веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.
Демонстрация опытов:
1. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
2. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
3. Действие слюны на крахмал.
4. Действие желудочного сока на белки.
Почки
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа. Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса по
разделу «Человек»
Учащиеся должны знать:
-названия, строение и расположение основных органов организма человека;
-элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
-влияние физических нагрузок на организм;
-вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
-основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
-применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
-соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Календарно-тематическое планирование
9 класс Человек 34 часа
№ | Тема | Дата | Домашнее задание | |
план | факт | |||
1. | 1. Место человека среди млекопитающих | стр.4-9 читать, вопр. стр. 9 | ||
2. | Общий обзор организма человека; клетки. Ткани. Органы, системы органов. | Стр. 9- 16 читать, вопр. стр. 13, 16. | ||
3. | Скелет человека, его значение, основные части скелета. | Стр. 17-21 читать, вопр. стр. 21. | ||
4. | Состав и строение костей; соединение костей. | Стр.22-28 читать, вопр. стр. 24, 28. | ||
5. | Череп, скелет туловища. | Стр.29-35 читать, вопр. стр.31, 35. | ||
6. | Скелет верхних и нижних конечностей. | Стр.36-41 читать, вопр. стр. 38, 39 41. | ||
7. | Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. | Стр.42-46 читать, вопр. стр. 45. | ||
8. | Мышцы, их строение и значение. Основные группы мышц, работа мышц. Физическое утомление. | Стр.46-61 читать, вопр. стр. 50, 53, 56, 61. | ||
9. | Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие. Значение опорно-двигательной системы. | стр.62-64.вопр. Стр.64. | ||
10. | Значение крови и кровообращения. | стр.66-68. вопр. стр.68. | ||
11. | Состав крови. | стр.69-72. вопр. стр.71. | ||
12. | Органы кровообращения. Сосуды. | стр.73-77. вопр. стр.76. | ||
13. | Органы кровообращения. Сердце и его работа. | стр.77-81. вопр. стр.80. | ||
14. | Большой и малый круги кровообращения | стр.82-85. вопр. стр.84. | ||
15. | Сердечнососудистые заболевания; первая помощь при кровотечениях. | стр. 85-92. вопр. стр.88.91. | ||
16. | Дыхание. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. | стр.94-99. вопр.стр.98. | ||
17. | Газообмен в лёгких и тканях. | стр. 94-101. вопр. стр.101. | ||
18. | Гигиена дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение. | стр. 102-113. вопр. стр.105.110. | ||
19. | Итоговый урок по теме «Дыхание». | повторить стр. 111. | ||
20. | Значение питания. Пищевые продукты. Питательные вещества. Витамины. | стр. 115-123. вопр. стр.115.118.123. | ||
21. | Изменение пищи в желудке и кишечнике. Печень. | стр. 124-136. вопр. стр.133.134.136. | ||
22. | Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных, инфекционных и глистных заболеваний. | стр. 137-144. вопр. стр.140.144. | ||
23. | Пищевые отравления. | стр.151-154. вопр. стр. 155. | ||
24. | Почки- органы выделения. | Стр.158-161. Вопр.стр.161. | ||
25. | Предупреждение почечных заболеваний | Стр.162-163. Вопр. Стр.163.164.165. | ||
26. | Кожа и её роль в жизни человека. Уход за кожей. | Стр. 165-170.вопр.стр.168.171. | ||
27. | Уход за волосами и ногтями. | Стр.171-174. Вопр.стр.174. | ||
28. | Закаливание. Первая помощь при травмах кожи. | Стр.176-184. Вопр.стр.178.184. | ||
29. |
| Стр.186-192. Вопр. Стр.190.192. | ||
30. | Значение нервной системы . | Стр.193-194.вопр.стр.194. | ||
31. | Режим дня, гигиена труда. Сон и его значение. Влияние вредных привычек на нервную систему. | Стр.195-202. Вопр.стр.194.199,202 | ||
32. | Органы зрения и слуха, их гигиена. | Стр.205-218. Вопр. Стр.209.212.215.218. | ||
33. | Органы обоняния и вкуса. | Стр.219-224. Вопр. Стр.221.223. | ||
34. |
| Стр.225-231. Вопр. Стр. 228.231. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изучению курса «Биология – 8 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю 34 часа)
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной ...
Рабочая программа по изучению курса «Биология- 9 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю, 34 часа)
Рабочая программа по биологии составлена на основе программы Федерального базисного плана. «Природоведение. Биология. Естествознание.» сборник нормативно-правовых документов и методических мате...
рабочая программа по биологии 5 класс адаптированная
Рабочая программа по биологии 5 класс для обучающихся с задержкой психического развития...
Адаптированная рабочая программа по биологии 7 класс
Адаптированная рабочая программа по биологии 7 класс...
Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс
Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс...
Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс
Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс...
Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс
Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс...