Биология 8 ОВЗ класс адаптированная
рабочая программа по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для обучающихся 8 класса, учебный план, который реализует адаптированную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью), обучающихся на дому, разработана на основе:
- адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего и основного общего образования обучающихся с ОВЗ ( с различными формами умственной отсталости) МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»;
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, под ред. В.В. Воронковой;
- учебника - А.И.Никишов А.В.Теремов « Биология» « Животные» 8 класс (учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида), 12 издание, Москва. «Просвещение», 2016.
- Рабочая тетрадь по биологии 8 класс ( пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида), Москва, «Просвещение, 2017.
- локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного курса в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»».
Содержание учебного предмета
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные.
Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных. Беспозвоночные животные
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание.
Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство.
Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных (обитание и на суше, и в воде).
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных
по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком. Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья).
Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные - свинья, северный олень.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.
Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование
овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды.
Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними животными.
Практические работы на животноводческих
фермах. Экскурсии
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
Практическая работа на любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащихся должны знать:
-основные отличия животных от растений;
-признаки сходства и различия между изученными группами
животных;
-общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
-места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
-названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях;
- значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
-основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Учащиеся должны уметь:
-узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
-кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
-устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных;
-проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей
дома;
- рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Биология. 8 класс, 2 часа в неделю (68часов). Животные.
№ | Тема | Дата | Д/З | |
план | факт | |||
1 | Значение животных и их охрана; | Стр.3-9. читать. вопр. стр.8. | ||
2 | Общие признаки беспозвоночных (червей) | Стр.11-12. читать. вопр. стр.8,9. | ||
3 | Дождевой червь | Стр.13-16. Читать вопр. стр.15. | ||
4 | Черви-паразиты. | Стр.15-16. читать. | ||
5 | Черви-санитары, черви-сосальщики | Стр.17-19. читать. Вопр. стр. 19. | ||
6 | Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни. | Стр.20-23. читать. вопр. стр.23. | ||
7 | 5. Бабочка-капустница | Стр.23-25. читать. Вопр. Стр.25. | ||
8 | Яблонная плодожорка | Стр. 25-27 читать. Вопр. стр.27. | ||
9 | Майский жук | Стр.27-29 читать. Вопр. стр.29. | ||
10 | Майский жук | Стр.27-29, закрепление | ||
11 | Комнатная муха | Стр.29-31 читать. Вопр. стр.31. | ||
12. 12 | Медоносная пчела | Стр.31-35. читать. вопр. стр.34,35. | ||
13 | Тутовый шелкопряд | Стр.35-37. читать. Вопр. Стр.37. | ||
14 | Злые мухи. Пчёлы-убийцы | Стр.38-40 читать. | ||
15 | Пришелец из Колорадо. Санитары леса. | Стр.40-43 читать. | ||
16 | Общие признаки позвоночных животных, рыб. | стр.44-47 читать. | ||
17 | Внешнее строение и скелет рыб | Стр.47-49; читать. вопр. стр.49. | ||
18 | Внутреннее строение рыб | Стр.50 читать. | ||
19 | Органы дыхания, кровообращения и нервная система рыб | Стр.50-52 читать. Вопр. стр.52. | ||
20 | Размножение рыб | Стр.52-54 читать. вопр. стр.54. | ||
21 | Речные и морские рыбы | Стр.54-58 читать. Вопр. стр.56,58. | ||
22 22 | Рыболовство и рыбоводство, охрана рыб | Стр.59-62 читать. Вопр. стр.61,62. | ||
23 | Живые электростанции | Стр.63-664 читать. | ||
24 | Золотая рыбка | Стр.64-66 читать. | ||
25 | Рыба, которая любит быть на суше | Стр.66-67 читать. | ||
26 | Рыбы-чистильщики | Стр.67-68 читать. | ||
27 | Прожорливый ротан. «Морской дьявол» | Стр.68-71 читать. | ||
28 | Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки. | Стр.72-74 читать. вопр. стр.74. | ||
29 | Внутреннее строение земноводных | стр.75-77 читать. вопр. стр.77 | ||
30 | Размножение и развитие лягушки | стр.77-79 читать. вопр.стр.79. | ||
31. | Хвостатые родственники лягушки. Самая крупная жаба. | Стр.79-81 читать. | ||
32. | Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся. | стр. 82-84 читать. вопр. стр.84. | ||
33. | Внутреннее строение пресмыкающихся. | стр. 85-86 читать. вопр. стр.87. | ||
34. | Размножение и развитие пресмыкающихся | стр. 87-89 читать. Вопр. стр.89. | ||
35. | Серый варан | Стр.89-91 читать. | ||
36. | Безногие ящерицы | Стр.91-92 читать. | ||
37. | На змеиной ферме | Стр.92-93 читать. | ||
38. | Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения | стр. 94-97 читать. вопр. стр.97 | ||
39. | Особенности скелета птиц | стр.97-98 читать. Вопр. стр.98. | ||
40. | Особенности внутреннего строения птиц | Стр.99-101 читать. Вопр. стр.101. | ||
41. | Размножение и развитие птиц. | стр.101-104 читать. вопр. стр.104. | ||
42 | Птицы . кормящиеся в воздухе, птицы леса | Стр.105-109 читать. Вопр.стр.106,109,110. | ||
43. | Хищные птицы | Стр.110-112 читать. Вопр. стр.113. | ||
44. | Птицы пресных водоёмов и болот | Стр.113-116 читать. Вопр. стр.116. | ||
45. | Птицы обитающие вблизи жилья человека | Стр. 117-118 читать. Вопр. стр. 118,119. | ||
46. | Нелетающие птицы. Птенцы в зимнем лесу. | Стр.119-124 читать. | ||
47. | Птицы, не знающие своих детей | Стр.124-126 читать. | ||
48. | Домашние куры, утки, гуси | Стр.127-131 читать. Вопр. стр. 131. | ||
49. | Птицеводство. Прародители домашних кур. | Стр.131-135 читать. Вопр.стр.134. | ||
50. | Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих. | Стр.136-139 читать. вопр.стр.140. | ||
51. | Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. | Стр.140-142 читать. Вопр.стр.142. | ||
52. | Внутренние органы млекопитающих. | Стр.143-145 читать. вопр.стр.145. | ||
53. | Грызуны . Значение грызунов в природе и жизни человека.
| Стр.146-150 читать. вопр.стр.150,151. | ||
54. | Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов. Родственники длинноухих. | Стр.151-159 читать. Вопр.стр.153. | ||
55. | Хищные звери. Дикие пушные хищные звери. Домашние хищные звери . | Стр.159-176 читать. | ||
56. | Ластоногие. | Стр.176-178 читать. Вопр.стр.178. | ||
57. | Китообразные. | Стр.178-189 читать. Вопр. стр.180. | ||
58. | Парнокопытные. | Стр.181-182 читать. Вопр. стр.182,183. | ||
59. | Лесной великан. Свидетели великого оледенения. | Стр. 183-186 читать. | ||
60. | Непарнокопытные. Лошадь не лошадь, осёл не осёл. | Стр.186-189 читать.
| ||
61. | Приматы. Двоюродная родня человека. | Стр.190-193 читать. | ||
62. | Сельскохозяйственные млекопитающие. Корова. Содержание коров, выращивание телят на фермах. | Стр.194-202 читать. Вопр. стр.202. | ||
63. | Овцы. Содержание овец и выращивание ягнят. | Стр.202-207 читать. вопр. стр. 205,207. | ||
64. | Верблюды. | Стр.207-208 читать. Вопр. стр.209. | ||
65. | Северные олени. | Стр.209-210 читать. Вопр.стр.211. | ||
66. | Домашние свиньи. Содержание свиней на свиноводческих фермах. Выращивание поросят. | Стр.211-216 читать. Вопр.стр.213,215,216. | ||
67. | Домашние лошади. Содержание лошадей и выращивание жеребят. | Стр.217-220 читать. Вопр.стр.218,220. | ||
68. | Итоговый урок «Что вы узнали о животных?» | Стр.221-223 читать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изучению курса «Биология – 8 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю 34 часа)
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной ...
Рабочая программа по изучению курса «Биология- 9 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю, 34 часа)
Рабочая программа по биологии составлена на основе программы Федерального базисного плана. «Природоведение. Биология. Естествознание.» сборник нормативно-правовых документов и методических мате...
рабочая программа по биологии 5 класс адаптированная
Рабочая программа по биологии 5 класс для обучающихся с задержкой психического развития...
Адаптированная рабочая программа по биологии 7 класс
Адаптированная рабочая программа по биологии 7 класс...
Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс
Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс...
Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс
Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс...
Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс
Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс...