Биология 8 ОВЗ класс адаптированная
рабочая программа по биологии (8 класс)

Вохменцев Андрей Владимирович

Биология 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_8.docx36.34 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа учебного предмета «Биология» для обучающихся 8 класса, учебный план, который реализует адаптированную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью), обучающихся на дому,  разработана на основе:

    - адаптированной основной общеобразовательной программы начального  общего  и основного общего образования обучающихся с ОВЗ ( с различными формами  умственной отсталости)  МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»;

    - программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, под ред. В.В. Воронковой;

    - учебника -    А.И.Никишов  А.В.Теремов « Биология» « Животные» 8 класс  (учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида), 12 издание, Москва. «Просвещение», 2016.

- Рабочая тетрадь  по биологии 8 класс ( пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида), Москва, «Просвещение, 2017.

- локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного курса в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов»».

Содержание учебного предмета

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные.

Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных. Беспозвоночные животные

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).

Черви

Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Демонстрация живого червя или влажного препарата.

Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание.

Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство.

Рациональное использование и охрана рыб.

Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.

Земноводные. Общие признаки земноводных (обитание и на суше, и в воде).

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.

Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.

Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных

по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.

Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.

Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.

Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком. Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья).

Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные - свинья, северный олень.

Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.

Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.

Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование

овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.

Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.

Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Приматы. Общая характеристика.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды.

Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними животными.

Практические работы на животноводческих

фермах. Экскурсии

Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.

Практическая работа на любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащихся должны знать:

-основные отличия животных от растений;

-признаки сходства и различия между изученными группами

животных;

-общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

-места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;

-названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях;

- значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

-основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

Учащиеся должны уметь:

-узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

-кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

-устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных;

-проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей

дома;

- рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

Биология. 8 класс,  2 часа в неделю (68часов). Животные.

Тема

Дата

Д/З

план

факт

1

 Значение животных и их охрана;

Стр.3-9. читать. вопр. стр.8.

2

 Общие признаки беспозвоночных (червей)

Стр.11-12. читать.

 вопр. стр.8,9.

3

 Дождевой червь

Стр.13-16. Читать  вопр. стр.15.

4

Черви-паразиты.

Стр.15-16. читать.

5

Черви-санитары, черви-сосальщики

Стр.17-19. читать.

 Вопр. стр. 19.

6

 Общие признаки насекомых.  Внешнее строение и образ жизни.

Стр.20-23.  читать.

вопр. стр.23.

7

5. Бабочка-капустница

Стр.23-25. читать.

 Вопр. Стр.25.

8

Яблонная плодожорка

Стр. 25-27 читать.

Вопр. стр.27.

9

Майский жук

Стр.27-29 читать.

Вопр. стр.29.

10

Майский жук

Стр.27-29, закрепление

11

Комнатная муха

Стр.29-31  читать.

Вопр. стр.31.

12.

12

 Медоносная пчела

Стр.31-35.  читать.

вопр. стр.34,35.

13

Тутовый шелкопряд

Стр.35-37. читать.

 Вопр. Стр.37.

14

Злые мухи. Пчёлы-убийцы

Стр.38-40  читать.

15

Пришелец из Колорадо. Санитары леса.

Стр.40-43  читать.

16

 Общие признаки позвоночных животных, рыб.

стр.44-47  читать.

17

Внешнее строение и скелет рыб

Стр.47-49; читать.

 вопр. стр.49.

18

 Внутреннее строение рыб

Стр.50   читать.

19

Органы дыхания, кровообращения и нервная система рыб

Стр.50-52  читать.

Вопр. стр.52.

20

 Размножение рыб

Стр.52-54 читать.

  вопр. стр.54.

21

Речные и морские рыбы

Стр.54-58  читать.

Вопр. стр.56,58.

22

22

Рыболовство и рыбоводство, охрана рыб

Стр.59-62  читать.

Вопр. стр.61,62.

23

Живые электростанции

Стр.63-664 читать.

24

Золотая рыбка

Стр.64-66  читать.

25

Рыба, которая любит быть на суше

Стр.66-67  читать.

26

Рыбы-чистильщики

Стр.67-68  читать.

27

Прожорливый ротан. «Морской дьявол»

Стр.68-71  читать.

28

 Общие признаки земноводных. Среда  обитания  и  внешнее строение  лягушки.

Стр.72-74  читать.

 вопр. стр.74.

29

 Внутреннее строение земноводных

стр.75-77   читать.

вопр. стр.77

30

 Размножение и развитие лягушки

стр.77-79   читать.

вопр.стр.79.

31.

Хвостатые  родственники  лягушки. Самая крупная жаба.

Стр.79-81  читать.

32.

 Общие  признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся.

стр. 82-84  читать.

 вопр. стр.84.

33.

 Внутреннее строение пресмыкающихся.

стр. 85-86  читать.

 вопр. стр.87.

34.

Размножение и развитие пресмыкающихся

стр. 87-89   читать.

Вопр. стр.89.

35.

Серый варан

Стр.89-91  читать.

36.

Безногие ящерицы

Стр.91-92  читать.

37.

На змеиной ферме

Стр.92-93  читать.

38.

 Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения

стр. 94-97  читать.

 вопр. стр.97

39.

Особенности скелета птиц

стр.97-98  читать.

 Вопр. стр.98.

40.

Особенности внутреннего строения птиц

Стр.99-101  читать.

Вопр. стр.101.

41.

 Размножение и развитие птиц.

стр.101-104 читать.

 вопр. стр.104.

42

Птицы . кормящиеся в воздухе, птицы леса

Стр.105-109 читать.

Вопр.стр.106,109,110.

43.

Хищные птицы

Стр.110-112  читать.

Вопр. стр.113.

44.

Птицы пресных водоёмов и болот

Стр.113-116  читать.

Вопр. стр.116.

45.

Птицы обитающие вблизи жилья человека

Стр. 117-118  читать.

Вопр. стр. 118,119.

46.

Нелетающие птицы. Птенцы в зимнем лесу.

Стр.119-124  читать.

47.

Птицы, не знающие своих детей

Стр.124-126  читать.

48.

Домашние куры, утки, гуси

Стр.127-131  читать.

Вопр. стр. 131.

49.

Птицеводство. Прародители домашних кур.

Стр.131-135   читать.

Вопр.стр.134.

50.

 Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение  млекопитающих.

Стр.136-139  читать.

вопр.стр.140.

51.

Особенности скелета  и нервной системы   млекопитающих.

Стр.140-142   читать.

Вопр.стр.142.

52.

Внутренние органы млекопитающих.

Стр.143-145 читать.

 вопр.стр.145.

53.

  Грызуны .   Значение грызунов в природе и жизни человека.    

 

Стр.146-150 читать.

вопр.стр.150,151.

54.

Зайцеобразные. Разведение  домашних кроликов. Родственники  длинноухих.

Стр.151-159  читать.

Вопр.стр.153.

55.

Хищные звери. Дикие пушные хищные звери. Домашние хищные  звери .

Стр.159-176 читать.

56.

Ластоногие.

Стр.176-178  читать.

 Вопр.стр.178.

57.

Китообразные.

Стр.178-189  читать.

Вопр. стр.180.

58.

Парнокопытные.

Стр.181-182  читать.

Вопр. стр.182,183.

59.

Лесной великан. Свидетели великого оледенения.

Стр. 183-186  читать.

60.

Непарнокопытные. Лошадь не лошадь,

осёл  не  осёл.   

Стр.186-189  читать.

 

61.

 Приматы. Двоюродная  родня  человека.

Стр.190-193   читать.

62.

Сельскохозяйственные  млекопитающие. Корова. Содержание коров,  выращивание телят  на фермах.

Стр.194-202  читать.

Вопр. стр.202.

63.

 Овцы. Содержание овец и выращивание ягнят.

Стр.202-207  читать.

вопр. стр. 205,207.

64.

Верблюды.

Стр.207-208  читать.

Вопр. стр.209.

65.

Северные олени.

Стр.209-210  читать.

Вопр.стр.211.

66.

Домашние свиньи. Содержание свиней на свиноводческих  фермах. Выращивание  поросят.

Стр.211-216  читать.

Вопр.стр.213,215,216.

67.

Домашние лошади. Содержание лошадей  и  выращивание  жеребят.

Стр.217-220  читать.

Вопр.стр.218,220.

68.

Итоговый урок «Что вы узнали о животных?»

Стр.221-223  читать.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изучению курса «Биология – 8 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю 34 часа)

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования,     требований к результатам освоения основной образовательной ...

Рабочая программа по изучению курса «Биология- 9 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю, 34 часа)

Рабочая программа по биологии составлена на основе   программы Федерального базисного плана. «Природоведение. Биология. Естествознание.» сборник нормативно-правовых документов и методических мате...

рабочая программа по биологии 5 класс адаптированная

Рабочая программа по биологии 5 класс для обучающихся с задержкой психического развития...

Адаптированная рабочая программа по биологии 7 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 7 класс...

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс...

Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс...

Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс...