Методическая разработка учебного занятия по дисциплине Биология " Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом".
план-конспект по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_uroka_2.docx | 51.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом»
Специальность: все специальности технического профиля
Дисциплина: «Биология»
Длительность занятия: 90 мин
Тема: «Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом»
Вид занятия: Изучение новых знаний с использованием мультимедийного оборудования
Форма урока: Комбинированный урок
Принципы: научности, доступности, системности и последовательности, наглядности.
Цель: Организовать работу по изучению механизмов определения пола и наследования, сцепленного с полом
Задачи:
Образовательные:
- Учащийся научится называть различия между аутосомомами и половыми хромосомами, гомогаметным и гетерогаметным полом.
- Учащийся сможет называть причины детерминации развития пола; выявлять особенности наследования сцепленного Y-хромосомой и Х-хромосомой
- Учащийся научится определять алгоритм действий при решении задач и приобретет навык решения генетических задач по данной теме.
Воспитательные:
- У учащихся происходит формирование ориентации в системе моральных норм и ценностей, воспитывается правильное отношение к проблеме пола, сознательное отношение к своему здоровью и здоровью потомков;
Развивающие: Учащийся получит возможность научиться:
- приемам работы с текстовой информацией (выделение главного, структурирование учебного материала, перевод информации из текста в схему).
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
- выступать публично, аргументировать свои действия и мысли.
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Межпредметные связи: География, История, Физическая культура
Внутрипредметные связи: «Моногибридное и дигибридное скрещивание»,
Наглядные пособия: Электронные презентации, фрагменты из кинофильмов, учебник
Раздаточный материал: Рейтинговая ведомость, опорный конспект, алгоритм решения задач.
Технические средства обучения: Компьютер, мультимедиапроектор, экран (интерактивная доска), презентация в Power Point.
Список литературы:
- Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. Общая биология 10-11 класс: Учебник для базового уровня. М.: Просвещение, 2005.
- Захаров В.Б. и др. Общая биология. 10-11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2005.
- Гончаров О.В. Генетика. Задачи.- Саратов: Лицей, 2008.
Методы и формы проведения:
Методы проведения | Формы реализации метода |
Репродуктивный | Устный опрос, сообщения, обобщения, выводы. |
Частично-поисковый | Выполнение заданий по опорному конспекту, заполнение интеллект-карты урока, работа с текстом учебника |
Продуктивный | Решение задач |
Ход урока:
1. Подготовка к восприятию темы.
1слайд Тема нашего занятия «Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом». Возможно, в школе вы уже рассматривали некоторые вопросы по данной теме. Глядя на название темы:
- Скажите, что вам известно по данной теме?
- Может, возникают какие-либо ассоциации с названием темы?
- Как вы думаете, могут ли пригодиться знания по сегодняшней теме в вашей будущей жизни?
Что касается последнего вопроса, мне вспомнился один случай. Однажды, выполняя практическую работу по составлению родословных, один из студентов, он сейчас учится на 4 курсе, сказал следующее: «Представляете, моя мама постоянно упрекает отчима, что у моего брата – дальтонизм. Мол, от первого брака ребенок здоровый, а вот от него – больной. Надо сказать маме, что перестала ругать отчима». А потом он произнес следующие слова: «А впрочем, я ничего говорить не буду. Он ведь все равно ничего по биологии не знает. А ей им так проще управлять.» Так вот, чтобы про вас никогда не сказали «все равно не знает», мы и изучаем эту тему. Поэтому для нас лично эта тема звучит так:
2 слайд «Введение в генетику пола или то, что я еще не знаю, но должен знать»
Сегодня на занятии нам предстоит приподнять завесу над одной из сокровенных тайн природы благодаря одному из направлений современной генетики – генетике пола. А еще мы с вами попытаемся раскрыть и объяснить некоторые исторические тайны и все благодаря генетике пола.
Итак, основная цель нашего занятия - выяснить все механизмы наследования признаков сцепленных с половыми хромосомами.
- Скажите, а какими способами мы сможем достичь нашей цели?
Работая в парах, по ходу занятия вы должны будете заполнить опорный конспект. В конце занятия за работу вы будете выставлять себе оценки в рейтинговую таблицу. Как вы видите, за активную работу идут дополнительные баллы, так что в ваших интересах не сидеть «сложа руки».
Слайд 3 Все наше занятие пройдет под девизом: «Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща». Сразу, сообща, мы с вами и начнем рассматривать первый вопрос
2. Изучение новой темы
2.1. Определение пола
Слайд 4 Сначала давайте разберемся, что такое пол?
- Посмотрите на фотографии
- Чем особи женского пола отличаются от мужского пола?
- Как вы думаете, для чего необходимы эти отличия?
Вывод: особи женского и мужского пола имеют ряд отличий, которые мы обобщенно называем половой диморфизм.
Слайд 5, 6 Существует несколько определений пола:
1. Пол – это совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, которые обеспечивают половое размножение организма.
2. В более широком смысле пол у человека – это комплекс физиологических, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку).
- Половые хромосомы
Все организмы на первых этапах своего развития выглядят абсолютно одинаково.
- Где кроются первоначальные отличия мужского организма от женского организма?
- Каким образом возникают половые отличия?
(Отличия в хромосомах)
Слайд 7
- Посмотрите, пожалуйста, на половые хромосомы. Их называют «Х» и «У». Как вы думаете, откуда такое название?
Кроме самих хромосом, половые отличия определятся сочетанием половых хромосом.
Слайд 8
Вспомните:
- По географии вы изучали тему «Население». Вспомните, каково соотношение девочек и мальчиков при рождении в человеческой популяции? (на 100 девочек рождается приблизительно 109 мальчиков)
Итак, Г.Мендель обратил внимание на то, что соотношение 1:1 по половой принадлежности напоминает расщепление, которое получается при анализирующем скрещивании.
- Вспомните закономерности анализирующего скрещивания.
- Какие по генотипу организмы должны скрещиваться, чтобы получилось расщепление 1:1? (на доске карточки «АА», «Аа», «аа», необходимо выбрать соответствующие)
- Как выглядит генетическая запись анализирующего скрещивания? (составить схему по карточкам)
Таким образом, основоположник генетики Г. Мендель предположил, что по задаткам (хромосомам) один организм должен быть гомозиготным, а другой гетерозиготным.
Слайд 9
Предположение Менделя было отчасти подтверждено в начале ХХ века американским генетиком Т.Морганом.
Слайд 10, 11
Весь хромосомный набор диплоидной клетки получил название кариотип.
- Рассмотрите на слайде кариотип дрозофиллы и попробуйте установить закономерность установленную Томасом Морганом.(работа в парах, выдвижение гипотез)
Моргану удалось установить, что самцы и самки мухи дрозофилы отличаются по хромосомному набору. И у тех, и у других в клетках тела присутствовало по 8 хромосом, 6 из которых были одинаковы у самцов и самок, а одна пара различалась у особей мужского и женского пола.
Следовательно, в хромосомном наборе соматической клетки или кариотипе выделяют два типа хромосом.
- В тексте учебника с.109 прочитайте абзац 2. Найдите, как называются эти два типа хромосом и их основные признаки.
- В опорном конспекте стрелками укажите основные признаки хромосом
- На основании выполненной работы, сформулируйте определения аутосом и половых хромосом
Слайд 12
- Рассмотрите кариотип человека
- Сколько хромосом составляют кариотип человека? Сколько из них аутосом, а сколько половых хромосом?
Обратите внимание, что аутососмы обозначаются с помощью цифр. Половые хромосомы, буквами X и Y. Причём отсутствие хромосомы обозначается цифрой 0 (ноль (zero [зеро])).
Слайд 13 (анимация)
Оказывается на определение пола влияют не просто половые хромосомы, а именно их сочетание.
После мейоза половая клетка – гамета будет содержать только одну половую хромосому - либо Х, либо У. После оплодотворения в зиготе возникает определенное сочетание – ХХ или ХУ. Сочетание ХХ получило название гомогаметный пол, а сочетание ХУ – гетерогаметный пол.
Давайте подумаем, почему сочетания хромосом получили такое название.
- Вспомните, что означают составные части слова – «гомо», «гетеро», «гамета»?
- Попробуйте дать определение гомо- и гетерогаметного пола.
- Закончите фразу: «Пол, образующий одинаковые гаметы называется_________, гетерогаметный пол – это пол…………………………………
Сравните сочетания половых хромосом ХХ и ХУ и вспомните предположения Менделя. В чем- то Мендель был прав.
Слайд 14
- Рассмотрите на рисунке сочетание половых хромосом человека
- Определите, к какому типу относится женский пол у человека? Мужской пол?
Слайд 15 (тест)
Установите соответствие между понятием и его определением.
- Определение пола
Псмотрите в опорный конспект и определите, какой вопрос мы будем рассматривать дальше?
Слайд16
Посмотрите фрагмент из к/ф «Приключения итальянцев в России».
- Кто виноват, что в семье рождаются только мальчики или только девочки?
Слайд 17 (анимация)
Как вы уже поняли, у большинства организмов определение пола зависит от распределения половых хромосом в зиготе.
- Ваше мнение: от какого генотипа – гомогаметного или гетерогаметного - зависит определение пола будущей особи? Почему?(выдвижение гипотез)
- Просмотр анимации
Как бы женщина не хотела, но у неё только одна Х-хромосома, а для рождения мальчика нужна У-хромосома. Итак, мы раскрыли первую тайну – от кого зависит пол будущего ребенка.
Слайд 18
При решении задач необходимо помнить, что гомогаметный пол у некоторых видов не обязательно будет женским. Посмотрите на таблицу. У птиц, пресмыкающихся женский пол наоборот, будет гетерогаметным. Кроме этого в природе существуют виды, у которых У-хромосома вообще отсутствует. В таком случае пол определяется по сочетанию Х-хромосомы или её отсутствию. Например, у кузнечиков женский пол ХХ, а мужской пол ХО.
3.4. Влияние половых гормонов на определение пола.
Слайд 19
Но вернемся к определению пола у человека. Определение пола у большинства организмов происходит в момент оплодотворения, когда ядро яйцеклетки сливается с ядром сперматозоида
Слайд 20
Мы уже знаем, если в зиготу попадут две Х-хромосомы, то родится девочка. Мальчик получится, если от мамы придет X-хромосома, а от папы – Y-хромосома.
И все же в определение пола есть еще один фактор: половые гормоны. Ученые-генетики установили, что на определение пола огромное влияние оказывают гормоны, за синтез которых отвечает У-хромосома.
Слайд 21
На первых месяцах развития зародыши человека бисексуальны. На седьмой неделе развития, если в генотипе имеется У-хромосома, в организме начинают вырабатываться гормоны, которые направляют развитие организма по мужскому пути. Зачаточные женские органы в этом случае исчезают.
Однако не все так просто.
Слайд 22
- Посмотрите фрагмент из фильма «Доктор Хаус» и вы познакомитесь с еще одной тайной определения пола.
- Обратите внимание, как называются женские половые гормоны, а как мужские.
Слайд 23
Оказывается, что на Х-хромосоме находятся гены, отвечающие за синтез белков-рецепторов, благодаря которым клетки зародыша «слышат» мужские гормоны. Но, в некоторых случаях, 1:65000 человек, эти гены на Х-хромосоме оказываются мутированными и соответственно синтез рецепторов не происходит. В результате клетки зародыша «не слышат» сигналы мужского гормоны и, вместо мужского, организм с генотипом ХУ развивается по женскому пути. Таким образом, на свет появляется женщина-гермафродит. Как вы видели из фильма, на вид это обычная женщина, с хорошо развитыми женскими половыми признаками, но у неё имеются зачаточные мужские половые органы, которые находятся в брюшной полости.
Как вы видите, именно из-за неправильной работы гормонов во время эмбрионального развития зародыша на свет появляются люди с синдромом Морриса
По сравнению с обычными женщинами у этих представительниц прекрасной половины имеются свои недостатки и преимущества. Недостатком является бесплодие, т.к у них отсутствует матка и яичники и соответственно отсутствует менструальный цикл. Но это не мешает им создавать семьи и жить обычной половой жизнью. А вот с преимуществами этих женщин связаны некоторые исторические тайны и скандалы. Давайте познакомимся с одной исторической личностью.
Слайд 24
- Выступление о Жанне Дарк (презентация, выступление студента)
Неграмотной крестьянке Жанне предоставили командование армией? Неграмотная крестьянка поразительно успешно управляет целой армией. Не чудо ли?
Владимир Павлович Эфроимсон выдвинул сенсационную гипотезу – у Жанны д’Арк был синдром Морриса. Свою гипотезу он мотивировал следующими фактами:
- Жанна д’Арк была высокой, стройной, статной девушкой, длиннорукой и длинноногой, с очень привлекательным лицом, что характерно для представительниц с синдромом Морриса
- По своим физическим и психическим качествам они гораздо больше похожи на мужчин, а по выносливости и ловкости часто превосходят последних. Нам известно, что Жанна д’Арк очень быстро и хорошо научилась владеть оружием, прекрасно держалась в седле, обладала большой физической силой.
- Мужской половой гормон является, помимо прочего, еще и мощным стимулятором нервной системы. При тестикулярной феминизации гормон не расходуется по естественному назначению, а весь воздействует только на нервные клетки. В результате -чудесные, поразительные умственные способности.
- Аменорея. (Непременный признак синдрома Морриса.) у Орлеанской девы, похоже, действительно, не было менструации. На сей факт указывает даже столь уважаемое издание, как французский энциклопедический словарь «Лярусс».
Конечно, синдром Морриса у Жанны д'Арк - это гипотеза, но гипотеза вполне вероятная. Кроме исторических тайн с синдромом Морриса также связаны и спортивные тайны и скандалы.
Слайд 25
- Выступление «Гендерные скандалы в спорте» (презентация, выступление студента)
Слайд 26
Вывод: Мы рассмотрели биологические механизмы определения пола - это сочетание половых хромосом и влияние половых гормонов.
- Физкультминутка
3.5.Наследование, сцепленное с полом. Проявление признаков в фенотипе.
Прежде чем мы рассмотрим основные механизмы наследования, сцепленного с полом, вспомним некоторые менделеевские принципы наследования.
- Какой признак называется доминантным, а какой рецессивным?
- Какой признак в фенотипе проявляется у гетерозигот?
- Чтобы проявился рецессивный признак, какой генотип должна иметь особь(выбрать из представленных магнитных карточек)
- Скажите, при решении задач, для нас было важным, кому принадлежит признак - самцу или самке? мужчине или женщине?
А сейчас мы с вами приступим к изучению наследования, при котором очень важно какого пола данный организм.
Слайд 27
Наследование, сцепленное с полом - вид наследования, при котором все гены исследуемых признаков находятся в половых хромосомах.
Проявление признака в фенотипе будет зависеть, во-первых, от пола (гомогаметного или гетерогаметного), во-вторых, от состояния гена (доминантного или рецессивного), и, в–третьих, на какой хромосоме (Х или У) находится ген. Рассмотрим, как на наследование влияет тип половых хромосом.
Слайд 28
- Вспомните, какие хромосомы мы называем гомологичными?
- Посмотрите, пожалуйста, на половые хромосомы. Как вы думаете, они гомологичны друг другу?
Слайд 29
Обратите внимание, что у половых хромосом гомологичны лишь небольшие участки возле центромеры. Соответственно, У-хромосома инертна по отношению к Х-хромосоме, т.е. эти хромосомы не оказывают влияния друг на друга. Гены, расположенные на Х-хромосоме не влияют на проявление генов расположенных на У-хромосоме.
Слайд 30
Поэтому для проявления признака в фенотипе большую роль будет играть генотип пола – гомогаметный или гетерогаметный. Хромосомы Х и У не гомологичны, поэтому признак в фенотипе проявляется всегда. У гомогаметного пола Х-хромосомы гомологичны, поэтому проявление признака зависит от состояния гена.
Слайд 31,32
- Ориентируясь по схеме на слайде, выполните задание 7 опорного конспекта.(Отчет 2 человека, отвечают по столбикам)
- Почему строка в таблице с гетерогаметным полом выделена?
3.6. Закономерности наследования, сцепленного с У-хромосомой.
Слайд 33
Гены расположенные на У-хромосоме в фенотипе проявляются только у гетерогаметного пола и соответственно по наследству передаются также гетерогаметному полу (у человека от отца к сыну)
Слайды 36, 34,35
Например, гены ихтиоза, гипертрихоза ушной раковины, раннего облысения передаются по мужской линии.
3.7. Закономерности наследования, сцепленного с Х-хромосомой.
Рассмотрим примеры заболеваний, сцепленных с Х-хромосомой.
Слайд 37
- Выступление о дальтонизме и гемофилии (презентация, выступление студента)
Слайд 38 (фильм)
- А сейчас мы окунемся в «Тайны следствия» и познакомимся с еще одним заболеванием, сцепленным с Х-хромосомой.
- Ваша задача при просмотре видеофрагмента выяснить от кого к кому передается мутантный ген при наследовании, сцепленном с Х-ромосомой. (варианта от отца к сыну, от матери к сыну)
Слайд 39
Вывод: Наследование, сцепленное с Х-хромосомой идет по принципу: «Папенькина дочка, маменькин сыночек».
У человека мужчины по генотипу гетерогаметны: У- хромосому они получают от отца, а Х-хромосому от матери. Ген сцеплен с Х-хромосомой, соответственно больной ген он получает от матери. А мы уже знаем, что у гетерогаметного пола признак в фенотипе проявляется всегда. Поэтому мальчики и болеют.
С девочками обстоит дело несколько иначе. Гены, расположенные на одной Х-хромосоме, могут подавлять проявление генов, сцепленных с другой Х-хромосомой.
Слайд 40
Гемофилия – это заболевание, сцепленное с Х-хромосомой, причем ген является рецессивным. Обратите внимание на женщин. В обоих случаях заболевание в фенотипе не проявляется, т.к. действие больного рецессивного гена подавляется здоровым, доминантным. Если ген в генотипе присутствует, то такой вариант называется носительство.
- Обратите внимание, что женщин - гемофиликов нет. Как вы думаете, почему?
- Выполнить задание 9 в опорном конспекте, ответы прокомментировать
Слайд 41
С особенностями наследования признаков, сцепленных с Х-хромосомой, связаны также некоторые исторические тайны.
- Сообщение о Николае П, презентация, выступление студента
Слайд 42
Рассмотрим, как произошло наследование гемофилии в семье Романовых. Николай П не страдал гемофилией, так же как и его жена Александра. Однако она была носительницей мутантного гена. Девочки в этой семье были здоровы, вполне возможно, что кто-то тоже был носителем гена гемофилии. У Николая П мог родиться и здоровый сын, однако родился больной ребенок.
Вывод: Если женщина является носителем рецессивного гена, в потомстве возможно образование 4 генотипов и следующих фенотипов: мальчик и девочка здоровы, девочка здорова, но носительница и больной мальчик. (Запись на доске) Вот почему в родословных мы видим проявление заболевания только у мужчин.
Итак, мы рассмотрели закономерности наследования, сцепленного с полом. Теперь решим несколько задач по данной теме. Но сначала разберем алгоритм решения задач. (Работа с выданными алгоритмами)
Слайд 44, 43
Задача на дальтонизм (отработка навыков решения задачи)
- Назовите пару альтернативных признаков по условию задачи
- Назовите фенотип скрещиваемых особей
- Какие данные из задачи говорят о генотипе женщины и мужчины
- Какая информация запутывает условие задачи
Слайд 44,45, 46
Наследование цвета у кошек.
Перед вами представитель семейства кошачьих с черепаховой окраской . Это чередование черных и желтых, а в некоторых случаях и белых пятен. Установлено, что гены рыжей и черной окраски у кошек сцеплены с Х-хромосомой. Ген черной окраски является доминантным, а рыжей окраски – рецессивным. Однако, если в зиготу попадут две Х-хромосомы, содержащие разные аллели гена, то в итоге получается черепаховая окраска.
- А теперь, попробуйте ответить на вопрос, кем котенок является по полу – котом или кошкой?
- Могут ли в природе встречаться черепаховые коты?
Слайд 47
- Самостоятельно решить задачу. Решение прокомментировать. (Работа в парах)
- Обобщение материала
Слайд 48, 49
В вашей профессиональной деятельности необходимо будет уметь работать с большими объемами информации. Поэтому одним из требований к выпускнику является умение сбора и обработки информации для принятия управленческих решений. Сегодня мы с вами будем учиться укладывать информацию в схему, которая называется интеллект карта. Сейчас она уже составлена и вам нужно будет её только заполнить, но в будущем такие схемы вы будете составлять самостоятельно на наших занятиях и уроках по спец.дисциплинам.
- Заполнение интеллект карты. После заполнения несколько работ вывешивается на доске с последующим обсуждением.
- Вопросы по схеме(выдаются вместе с интеллект-картой):
- Назовите две группы хромосом в кариотипе соматических клеток.
- Какими символами обозначаются половые хромосомы?
- Как называется пол, который всегда образует один сорт гамет? Его генотип?
- Как называется пол, который образует два сорта гамет? Его генотип.
- От кого к кому идет наследование у гетерогаметного пола?
- По какому правилу идет наследование у гомогаметного пола?
- В чем отличительная особенность аутосом по сравнению с половыми хромосомами?
- По каким законам идет наследование генов и признаков, расположенных на аутосомах?
- Рефлексия.
Подумайте и ответьте на вопросы
- Что сегодня на уроке для вас оказалось новым и значимым.
- С какими сложностями вы сегодня столкнулись. Что не получилось.
- Выставите оценки за свою работу в рейтинговую ведомость
Слайд 50 Домашнее задание Заключительное слово преподавателя.
Слайды 51-54
Сегодня на уроке мы познакомились с механизмами определения пола и наследования, сцепленного с полом. Обратите внимание, что среди вакторов определяющих здоровье, на наследственность приходится всего 20 %. А 50% приходится на здоровый образ жизни. Задумайтесь над этим фактом.
И в заключении мне хочется прочитать вам стихотворение Вадима Шефнера, написанное еще в 1962 году.
Наследственность
Наследственность бессмертной птицей
Влюбленным на плечи садится
И осеняет их крылом.
Нет, дело не в портретном сходстве,—
Вся жизнь твоя бросает отсвет
В далекий день, в грядущий род.
Она души твоей чертами,
Она делами и мечтами
В твоих потомках оживет.
Самой природой ты допущен
В мир предстоящий, настающий,
И от тебя зависит он.
Пусть не расчетливостью черствой,—
Пусть добротою и упорством
Ты в ком-то будешь отражен.
Знай: мы в забвение не канем,
Как в пропасть падающий камень,
Как пересохшая река.
Наследственность бессмертной птицей
Влюбленным на плечи садится,
Зовет в грядущие века.
Только светлые и добрые намерения, только бережное отношение к своему организму и окружающей нас природе могут сделать нашу земную жизнь долгой и счастливой. Я желаю вам крепкого здоровья и удачи во всем.
Бойчевская Инесса Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии. 9 класс.Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом
Цель: сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах...
Презентация "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом
Презентация является дополнением к уроку...
Урок 9 класс учебник биология С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонин Тема: Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.
Урок 9 класс учебник биология С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. СонинТема: Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.Тип урока: комбинированныйЦели: ознакомить с процессом определения по...
Презентация Генетика пола. Наследование сцепленное с полом.
Презентация к уроку содержит ЭОР....
Методическая разработка - урок на тему: "Генетика пола. Наследование. сцепленное с полом"
Разработка, как мне кажется, будет интересна учителям биологии как одна из возможных форм преподнесения известного им материала.В приложении будет размещена презентация к уроку, ин...
Презентация "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"
Презентацияя к уроку...
Конспект урока по биологии для учащихся 9 класса на тему: "Генетика пола. Наследование,сцепленное с полом".
Конспект урока по биологии 9 класс на тему "Генетика пола"....