Витамины
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Витамины – это биологически активные вещества, которые необходимы для существования организма и требуются человеку в небольших количествах. Учащиеся записывают определение витаминов в тетрадь.
Витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Все жизненные процессы протекают в организме при непосредственном участии витаминов. В настоящее время известно около 80 витаминов и обозначаются они латинскими буквами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vitaminy_lezova_otkr_urok.docx | 33.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Витамины
Задачи урока.
Образовательные:
– сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах;
– сформировать у учащихся представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе;
– раскрыть роль витаминов для организма человека (в обмене веществ), нормы их потребления и содержания в продуктах питания;
Развивающие:
– развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умение анализировать информацию, представлять свои творческие работы;
– развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся обосновывать свою точку зрения, делать выводы;
– формировать понятие о здоровой пище.
Воспитательные:
– воспитывать культуру питания и научить применять теоретические знания на практике;
– показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;
-коммуникативности и ответственности (при проверке тестов в паре).
– прививать навыки здорового образа жизни;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы.
Словесный:
– рассказ учителя,
– сообщения учащихся,
– беседа,
– чтение текстов слайдов и учебника,
– работа с таблицами.
Наглядный:
– Работа со слайдами,
– картинками, таблицами.
Частично-поисковый:
– Нахождение ответов на предлагаемые проблемные ситуации,
Оборудование:
– презентация по теме,
– учебники,
– рабочие тетради,
– таблица «Витамины»,
– витаминные препараты,
– плакаты с изображением овощей, плакаты о витаминах, рисунки,
– раздаточный материал,
(устный журнал)
Задачи:
Средства обучения: Таблица «Витамины», «Суточные нормы витаминов», презентация.
Ход урока
Приветствие!
- Здравствуйте ребята! Присаживайтесь! Давайте улыбнемся друг другу! (улыбаются друг другу)
- Как хорошо, что мы приветствуем друг друга такими прекрасными словам, как «здравствуйте», тем самым мы желаем друг другу здоровья!
- Здоровье является самым ценным в нашей жизни элементом, и соответственно мы должны бережно относиться к нему, но постоянно заботиться о нем не у всех к сожалению, получается, и для того чтобы оставаться здоровыми нам необходимо соблюдать определенные условия.
- Как вы думаете, что нам помогает сохранить здоровье?(правильное питание, соблюдение личной гигиены, зож и т.д.).
1.Изучение нового материала
Проблемная ситуация
- Во время одной из экспедиции Колумба часть экипажа заболела. У пораженных страшной болезнью быстро появлялось чувство усталости, днем возникала сонливость, наблюдалась общая психическая подавленность, лицо становилось бледным, синели губы и слизистая оболочка рта. Кожа принимала грязновато-серый оттенок, десны кровоточили, легко выпадали зубы. Это заболевание получило название «лагерной болезни». Умирающие моряки попросили высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Корабли причалили к ближайшему острову, оставили товарищам ружья, запас провианта и порох на всякий случай.
Через несколько месяцев на обратном пути корабли вновь подошли к берегу того острова, чтобы предать останки несчастных моряков. Каково же было их изумление, когда их встретили живые и здоровые товарищи! Остров назвали «Кюрасао», что означает «оздоравливающий». Как выяснилось позже, от гибели моряков спасли фрукты, они и стали лекарством от этой болезни. А какая болезнь и что помогло выздороветь морякам вы узнаете сегодня на уроке.
- Скажите, пожалуйста, что в себе содержали фрукты, что моряки смогли пойти на поправку?
- ВИТАМИНЫ!
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
- Правильно!«ВИТАМИНЫ .» Откройте свои тетради, запишите число, тему урока - “Витамины”.
Ребята, а вы любите читать красочные журналы? Урок мы проведем в виде устного журнала. И так наш журнал называется «Витамины». Дети отвечают. А что этот журнал нам может рассказать о витаминах?. Начинаем наше путешествие по журналу «Витамины». Открываем первую страничку, под названием «Давайте познакомимся».
Витамины – это биологически активные вещества, которые необходимы для существования организма и требуются человеку в небольших количествах. Учащиеся записывают определение витаминов в тетрадь.
Витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Все жизненные процессы протекают в организме при непосредственном участии витаминов. В настоящее время известно около 80 витаминов и обозначаются они латинскими буквами.
2 страница. Историческая
Из истории открытия витаминов(1 мин)
В 1881 году русский врач Николай Иванович Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердились.
Н.И. Лунин решил, что в пище есть еще какое – то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами от латинского «вита» – жизнь. Витамины входят в состав ферментов и гормонов, не могут сами синтезироваться в организме, а поступают вместе с пищей. Лишь некоторые могут «производиться» в кишечнике или в коже человека. Различают две основные группы витаминов: растворимые в воде(B, C )и жирорастворимые( A, D, E, K ).
1)Какой ученый открыл витамины?
2)В каком году произошло это открытие?
3)Почему эти вещества называют – витамины?
4) Какие бывают группы витаминов?
5) Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?
Перелистываем 2 страницу. Следующая наша страница «Удивительная азбука здоровья»
На столах лежит таблица «Удивительная азбука здоровья»,там перепутаны витамины.по ходу рассказа учащихся карандашом соедините витамин с характеристикой.
(ученики-витамины) Витамин С
Витамин С – Аскорбиновая кислота. Содержится цитрусовых, шиповнике, черной смородине. В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах.
Потребность в витамине С высока особенно зимой. В это время молодая хвоя сосны – лучшее средство. Стакан хвойного напитка содержит в 60 раз больше витамина, чем стакан лимонного сока.
Цинга – болезнь, вызванная недостатком витамина С. Выпадают зубы, лопаются кровеносные сосуды, часто наступает смерть. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в Экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там, погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной.
В 1747 г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой.
Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Потребность в витамине С возрастает зимой и весной.
Избыток витамина С ведет к повреждению поджелудочной железы и почек, вызывает аллергии.
Витамин D.
Витамин D участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.
Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.
Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.
У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов.
При избытке витамина D вымывается кальций из костей, повышается содержание кальция в крови, нарушается деятельность центральной нервной системы и почек.
Витамин А
Витамин А содержится в животной пище, особенно много его в рыбьем жире, говяжьей печени, сливочном масле, сметане, молоке. В растениях (абрикос, морковь, томат, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А. Каротин лучше растворяется в жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом.
Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте.
Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения кожи,
на состояние волос и ногтей. При его недостатке кожа становится сухой, трескается темнеет, изменяется состав сальных желез.
При избытке витамина А происходят изменения кожного покрова, слизистых оболочек и костей, возникают головные боли, малокровие.
Витамин В
Различают несколько видов данной группы: В1, В2, В6, В12. Содержатся витамины группы В в печени, мясе, молоке, хлебобулочных изделиях, овощах, яйцах, проросшей пшенице.
В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).
Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.
В настоящее время установлено, что причиной данного заболевания является недостаток витамина В1. Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен.
Отсутствие витамина В2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.
Витамин В12 необходим для продуцирования красных кровяных телец. Отсутствие витамина В6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.
Избыток витаминов группы В приводит к аллергии.
Вернемся к началу нашего урока. Как называлась болезнь, которой болели матросы? И какой витамин вылечил данную болезнь?
Сообщения с использованием презентации .
4 страница «Айболит».
Виды витаминной недостаточности. Недостаток витаминов в пище ведет к снижению работоспособности, сопротивляемости организма инфекциям и действию неблагоприятных факторов окружающей среды.
Недостаток того или иного витамина в организме – гиповитаминоз, состояние, которое чаще всего выражается в ослаблении иммунитета. Избыток витаминов – гипервитаминоз. Существенный недостаток витамина или его полное отсутствие приводит уже к более тяжелому состоянию – авитаминозу. При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма. Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Перед вами – только небольшая часть того, что можно встретить в аптеках. Для обогащения витаминами продуктов и готовой пищи на предприятиях пищевой промышленности специально производится витаминизация муки, сахара-рафинада, маргарина, молочных продуктов и др. Но лучше всего получать витамины из натуральных продуктов. Овощи обеспечивают нас и витаминами, и минеральными веществами – кальцием, калием, железом, фосфором, магнием. Необходимо, по возможности, больше есть свежих овощей и фруктов.
Если в пище отсутствует хотя бы один витамин, нарушается вся цепочка обменных реакций. Избыток витаминов приводит к чрезмерному ускорению обменных процессов или направляет их по другому пути. В обоих случаях происходит нарушение обмена веществ.
У вас на столах лежат таблички « Суточная потребность (мг) в некоторых витаминах для детей и подростков.» Посмотрите внимательно сколько можно употреблять витаминов в сутки.(см.Таблицу на экран)
Потребности человека в витаминах возрастают во время физической работы и после нее, а также при многих заболеваниях.
Учитель .Что может быть причиной авитаминоза?
Причинами авитаминоза могут быть:
-стрессы – при них интенсивно расходуются витамины В1; В2; В3; В6; Р8;
-загрязненная окружающая среда, воздействие радиоактивных и химических веществ, ядов,
-длительный прием антибиотиков;антибиотиков;
- недостаточное пребывание на свежем воздухе.
- И, наконец, алкоголь табакокурение.
Ядовитые компоненты табачного дыма разрушают витамин С. У курильщиков потребность в витаминах возрастает в 1,5–2 раза.
Тест «Есть ли у меня авитаминоз?»
1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?
А – да Б- нет
2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?
А – да Б – нет
3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?
А – да Б – нет
4. Свойственны ли вам весной раздражительность, утомляемость?
А – да Б – нет
5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?
А – да Б – нет
6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?
А – да Б – нет
7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?
А – да Б – нет
8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?
А – да Б – нет
9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?
А – да Б – нет
10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?
А – да Б – нет
Подсчет результатов: За каждый ответ «А» - 1 балл, за каждый ответ «Б» - 0 баллов
0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.
1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.
3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.
6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.
9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни..
Учитель: во всех журналах есть рекламы Посмотрите одну из них ?
Айболит : Кроме активных веществ, в продуктах питания, наши химики и биологи смогли синтезировать и выделять искусственные вещества, которые являются аналогами настоящих витаминов и продается в аптеке любой. Это: «аевит», «гексавит», «ревит», «компливит», «алфавит» и т.д.
Но: надо употреблять их по назначению врача, а не заниматься самолечением, считая их за «Конфетки».(угостить витаминами)
Учитель: последняя страничка нашего журнала очень даже «вкусная», т.к. называется.
Продолжаем перелистывать страницы.Перед тем как вы послушаете нашего кулинара ,вам на дом будет задание .Найти рецепт самого витаминизированного салата.Используя при этом рекомендации кулинара. Следующая страница « Кулинарная»
Сообщение о правилах приготовления пищи, обеспечивающих сохранение
в ней витаминов и их обоснование.
Как сохранить витамины в продуктах
Еда обеспечивает нас важными витаминами, минералами и другими питательными веществами, которые необходимы нам, чтобы поддерживать правильное функционирование организма и оставаться здоровыми. Однако многие методы приготовления и консервирования пищи могут уничтожить содержащиеся в продуктах витамины или уменьшить их количество.
Ешьте свежие продукты. Питательных веществ больше всего во фруктах и овощах, которые вы только что собрали. Чем больше вы ждете, прежде чем съесть свои продукты, тем больше они теряют питательных веществ.
Включите сырые продукты в свой рацион. Температурная обработка овощей может снизить количество витамина С, которое в них содержится, хотя и может повысить содержание других ценных питательных веществ, таких как ликопин. Брокколи, кресс-салат и чеснок, как правило, лучше употреблять в сыром виде, чем в приготовленном.
Воздух, вода и тепло – все эти факторы атакуют витамины, начиная с поверхности продукта. Овощи, нарезанные крупными кусками, сохранят больше питательных веществ при приготовлении, чем нарезанные мелкими кусками.
Выбирайте фрукты, созревшие на солнце. Старайтесь не покупать фрукты, которые были сорваны зелеными. Например, помидоры, выросшие на кустиках на открытом воздухе могут содержать в два раза больше витамина С, чем тепличные помидоры.
Мойте продукты быстро. Если вы замачиваете продукты, из них могут вымыться водорастворимые витамины и минералы.
Выбирайте кастрюли с умом. Железные кастрюли могут уничтожить витамин С, но добавить железа, особенно кислым продуктам, в то время как непокрытая медь разрушит витамин С, витамин Е и фолиевую кислоту
Не пережарьте! Слишком длительное обжаривание мяса разрушает тиамин
Готовьте на пару, когда это возможно Если вы варите овощи или готовите их в большом количестве жира (например, во фритюре), это может вымыть из них ценные витамины. Растворимые в воде витамины, такие как витамин В и витамин С вымоются при кипении, а жирорастворимые витамины, такие как витамин А, уйдут при обжарке в растительное масло. Лучше готовьте овощи на пару, используя небольшое количество воды, на плите или в микроволновой печи. Можно еще потушить овощи в небольшом количестве жира, который будет частью самого блюда.
Накройте крышкой. Если вы накрываете кастрюлю крышкой при приготовлении овощей, внутри образуется пар, благодаря которому овощи готовятся быстрее.
Добавьте к овощам немного масла. Брызните немного оливкового масла в салат или слегка обжарьте зелень в масле, это поможет вам усвоить жирорастворимые витамины, содержащиеся в овощах.
Храните фрукты и овощи в прохладном месте. Ферментативные процессы, которые разрушают витамины, замедлятся, если хранить овощи и фрукты при температуре, близкой к замораживанию.
Храните молоко в прохладном и темном месте. Рибофлавин, витамин А и витамин D могут разрушаться прямыми солнечными лучами
Замораживайте продукты. Замораживание сохраняет питательные вещества лучше, чем любой другой метод сохранения продуктов, например сушение, маринование или консервация
Учитель: в заключении нашего журнала хотелось бы еще раз подчеркнуть роль витаминов в жизни нашего организма, повышаемости сопротивляемости его к инфекционным заболеваниям.
Если вы хотите, что бы у вас было крепкое здоровье, отличное самочуствие, хорошая реакция, дружите с витаминами, ешьте побольше овощей, фруктов, ягод, а лучшей – если они собраны были с собственных ваших садов и огородов, заработаны своим собственным трудом, тогда будет еще лучше.
Закрепление. А теперь, давайте проверим, как вы усвоили материал. На столе лежат тесты .Ответьте на них. Поменяйтесь листочками и проверьте ответы. Выставьте оценки.
Тест по теме «Витамины».
1. Витамины это…
а) минеральные вещества; б) органические вещества; в) белки.
2. Авитаминоз – это…
а) переизбыток витамина;
б) недостаток витамина;
в) нормальное содержание витамина
3. В цитрусовых большом количестве содержится:
а) витамин А;
б) витамин Е;
в) витамин С.
4. Отсутствие какого витамина приводит к заболеванию бери-бери?
а) витамина К;
б) витамина В;
в) витамина С.
5. Переизбыток витаминов вызывает:
а) гипервитамноз;
б) авитаминоз;
в) головокружение
6. Витамины были открыты:
а) Эйкманом;
б) Луниным;
в) Функом.
7. Источниками витамина D являются:
а) Жирная рыба, масло, солнечный загар;
б) свежие овощи, фрукты, молоко;
в) водоросли, мясо, яйца.
8. У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении, что может быть причиной?
а) недостаток витамина В; б) недостаток витамина А; в) недостаток витамина Е
9. Недостаток витамина С приводит к заболеванию:
а) Цинга; б) Пеллагра; в) Рахит.
Ответы:1-б,2-б,3-в,4-б,5-а,6-б,7-а,8-б,9-а.
Оценка « 5»-9 баллов
«4»-7-8 баллов
« 3»-5-6 баллов
На листочке рядом с таблицей «Лесенка «Мое состояние» Подчекните ступеньку.
Окончание урока.В конце урока мне хотелось бы поблагодарить участников за работу. И отметьте в дневниках домашнее задание: Параграф 38, вопросы в конце параграфа.
Песня про витамины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Витамины. 10 класс.
Много дополнительного материала, информацию можно использовать нв классном часе...
значеие витамина А на организм человека
Значение витамина "А" на здоровье человека.матреиал для 5-6 классов....
Презентация витамин "А"
Презентация создана, для наглядного материала по теме сообщения....
Качественное и количественное определение витамина С в продуктах и оценка обеспеченности рациона школьника и студента витамином С
Исследование проводилось в течение двух лет, закончилось в 2009 году. Сырова Алена Владимировна проводила исследование во Владимирском государственном гуманитарном университете....
Презентация для учащихся 8 класса по предмету "Здоровье и безопасность жизнедеятельности" на тему: «Знакомство с понятием «витамины». Продукты питания, содержащие витамины»
Паспорт электронно-образовательного ресурса«Презентация на тему: «Знакомство с понятием «витамины». Продукты питания, содержащие витамины» Название ЭОР: Презентация ...
Витаминная сказка (к уроку "Витамины"
Главный источник витаминов – продукты. Но все ли они полезны?Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с витаминной сказкой.«Витаминная азбука»В некотором царстве, в некото...
Современные витамины (материал к уроку "Витамины"
Приложение к презентацииТеперь вы знаете, что многие овощи и фрукты богаты витаминами. Но вот парадокс! Чтобы обеспечить себя только витаминами В и С, надо выпить 25 стаканов яблочного сока, съесть 1 ...