"В гости к поморам"
методическая разработка по биологии (5 класс)
Бинарный урок учителя биологии и технологии по теме "В гости к поморам". Вметодической разработке представлены: схема конспекта урока, презентация к уроку, приложения (технологические карты и рецепты)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
приложения | 31.24 КБ |
схема конспекта-урока | 31.24 КБ |
v_gosti_k_pomoram.pptx | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Схема конспекта урока.
Капустина Валентина Борисовна, учитель биологии
Веремеева Наталья Александровна, учитель технологии
Класс: 5 класс
Тема урока: «В гости к поморам»
Цель:
- Познакомить учащихся с историей нашего края, традициями северной кухни.
- Научить готовить северные блюда: пирог "Кудрявый" и поморский кёж (горячий ягодный кисель).
Задачи:
- Формирование знаний учащихся о северной кухне и бережного отношения к традициям наших предков.
- Формирование умений и навыков приготовления блюд северной кухни.
- Развитие понимания важности соблюдения санитарно–гигиенических норм при приготовлении пищи.
- Воспитание экономного использования продуктов и самостоятельности в работе.
Тип урока: бинарный, комбинированный
Метод преподавания: объяснительно–побуждающий
Метод обучения: эвристическое обучение
Метод учения: пропедевтический, поисковый.
Оснащение урока:
- Раздаточный материал
- Инструкционные карты
- Технологические карты (схемы)
- Компьютер
- Мультимедиа проектор
- Интерактивная доска
Формы работы на уроке:
Фронтальная, групповая и индивидуальная при изучении нового материала; индивидуальная работа, работа в парах и группах при выполнении практического задания.
Наглядные пособия: электронный дидактический материал: презентации: «В гости к поморам», фотографии блюд.
Оборудования, инструменты и принадлежности:
Духовой шкаф, посуда и инвентарь для приготовления блюд из яиц и подачи их на стол, продукты для приготовления северного пирога, киселя и подачи их на стол, тетрадь творческих работ, компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска
Ход урока:
Этапы работы | Содержание этапа | Оценка эксперта | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
Организационный момент Цепочка вопросов Постановка цели: |
Сегодня мы с вами проводим урок в нетрадиционной форме. Это будет кулинарное путешествие к истокам традиций наших предков. Ребята, назовите область, в которой мы живём. Как можно назвать наш край по-другому? На берегу, какого моря мы живём? Как называют иначе местных жителей? Тема нашего урока. Поставим цель нашего занятия | Учащиеся по желанию отвечают на вопросы Ответы учащихся: Архангельская. Район Крайнего Севера, Поморье. Белого. Поморы В гости к поморам. Познакомиться с историей и традициями северной кухни. Научиться готовить северные блюда. | |
Опрос учащихся по заданному на дом материалу |
| Работа в группе: Учащиеся сравнивают рецепты салатов из овощей, определяют самый полезный, самый оригинальный. Работа в группе Ответы учащихся | |
Объяснение нового учебного материала | Мы начнём с просмотра презентации "В гости к поморам". Сегодня на уроке мы готовим горячий ягодный кисель. На столах у вас карточки "Общие правила варки киселей". Что такое кисель? Чем полезен кисель? Для борьбы, с каким заболеванием придумали поморы кисель? Как называли кисель поморы? Из чего делают крахмал? Почему крахмал следует разводить в холодной кипячёной воде? Проводим эксперимент: Берём 2 стакана с горячей водой. Проанализируем результаты: В каком стакане меньше комков? Из каких продуктов готовят кисель? Чем полезна клюква? Брусника? "Мозговой штурм" Проблема: В августе - сентябре мы, северяне, заготавливаем клюкву, бруснику, чтобы круглый год были витамины на нашем столе, чтобы зимой поменьше болеть. Задание: Как сохранить ягоды в течение длительного времени? Как предотвратить их почву? | Внимательно смотреть и слушать. Ознакомьтесь с ними. Ученики приготовили сообщение на тему: "Что такое кисель?" Ответы учащихся: Напиток, сладкое блюдо, которое готовиться из ягод с добавлением крахмала. Обеспечивает организм жизненно важными веществами (витаминами), несет в себе все полезные свойства ягод. Цинга Кёж Сообщение о крахмале. См. "Общие правила варки киселей". Один ученик всыпает в стакан сухой крахмал. Второй ученик вводит крахмал, разведённый в холодной воде, в стакан с горячей водой. Вывод: Чтобы кисель был однородным, разведённый крахмал в холодной воде надо вливать в кипящий сироп. Ягоды, крахмал, сахарный песок. Сообщение о клюкве. Эти ягоды богаты витамином С. Учащиеся продумывают возможные варианты: 1.Заморозить (в морозильной камере или на балконе зимой). 2. Залить холодной водой (мочёная брусника, клюква). 3. Толчёная брусника, клюква. 4. Сварить варенье. 5. Раньше хранили в деревянных коробах, корзинах или деревянной посуде. | |
Подготовка к практической работе 1. Показ на экране северных блюд, которые будем готовить. 2. Требования, предъявляемые к качеству сладких блюд из ягод и пирогов с ягодной начинкой. 3. Рассказ учителя. | Знакомятся с интересными названиями северных блюд. | ||
Учитель проводит инструктаж по охране труда при приготовлении блюд. Показывает приёмы работы: 1.Погасить соду разведённым уксусом. 2. Проверить качество яиц путём погружения в солёную воду. 3. Натереть из теста кудри на крупной тёрке. 4. Размять толкушкой (деревянный пестик)) клюкву. 5. Отвар процедить через частое сито. 6. Часть отвара отлить в стакан, остудить и развести в нем крахмал. Сервировка стола (меню, кисель, пирог) Подготовка к защите своей работы. | Бригады знакомятся с технологическими картами. Учащиеся в спецодежде вымыли руки и приготовились к выполнению самостоятельной практической работы. Первая бригада делится на 2 группы и готовит кисель двумя способами. 1-я группа по технологической карте №1 2-я группа по технологической карте №2 Вторая бригада готовит по технологической карте пирог "Кудрявый". Каждая группа сервирует свой стол. Учащиеся дегустируют приготовленные блюда с оценкой качества приготовления и подачи на стол. Самооценка выполненной работы по карточке. (Пять критериев оценки - пятибалльная система). | ||
Закрепление учебного материала. | Отгадать загадку: Я красна и кисла, На болоте росла, Дозревала под снежком, Ну-ка кто со мной знаком. Сегодня на уроке мы научились готовить полезный кисель и вкусный северный пирог. И в ближайшие выходные вы можете порадовать родных своими кулинарными способностями. "Нормальная и полезная еда, это еда с аппетитом, еда с удовольствием", - говорил великий русский учёный физиолог И.П. Павлов. Давайте чаще дарить радость своим родным и близким, готовить полезные блюда северной кухни. Успехов вам на этом поприще. | Клюква Учащиеся в выходные закрепляют умения и навыки по приготовлению северных блюд для своих родных и близких. | |
Домашнее задание |
|
приложения
Предварительный просмотр:
Схема конспекта урока.
Капустина Валентина Борисовна, учитель биологии
Веремеева Наталья Александровна, учитель технологии
Класс: 5 класс
Тема урока: «В гости к поморам»
Цель:
- Познакомить учащихся с историей нашего края, традициями северной кухни.
- Научить готовить северные блюда: пирог "Кудрявый" и поморский кёж (горячий ягодный кисель).
Задачи:
- Формирование знаний учащихся о северной кухне и бережного отношения к традициям наших предков.
- Формирование умений и навыков приготовления блюд северной кухни.
- Развитие понимания важности соблюдения санитарно–гигиенических норм при приготовлении пищи.
- Воспитание экономного использования продуктов и самостоятельности в работе.
Тип урока: бинарный, комбинированный
Метод преподавания: объяснительно–побуждающий
Метод обучения: эвристическое обучение
Метод учения: пропедевтический, поисковый.
Оснащение урока:
- Раздаточный материал
- Инструкционные карты
- Технологические карты (схемы)
- Компьютер
- Мультимедиа проектор
- Интерактивная доска
Формы работы на уроке:
Фронтальная, групповая и индивидуальная при изучении нового материала; индивидуальная работа, работа в парах и группах при выполнении практического задания.
Наглядные пособия: электронный дидактический материал: презентации: «В гости к поморам», фотографии блюд.
Оборудования, инструменты и принадлежности:
Духовой шкаф, посуда и инвентарь для приготовления блюд из яиц и подачи их на стол, продукты для приготовления северного пирога, киселя и подачи их на стол, тетрадь творческих работ, компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска
Ход урока:
Этапы работы | Содержание этапа | Оценка эксперта | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
Организационный момент Цепочка вопросов Постановка цели: |
Сегодня мы с вами проводим урок в нетрадиционной форме. Это будет кулинарное путешествие к истокам традиций наших предков. Ребята, назовите область, в которой мы живём. Как можно назвать наш край по-другому? На берегу, какого моря мы живём? Как называют иначе местных жителей? Тема нашего урока. Поставим цель нашего занятия | Учащиеся по желанию отвечают на вопросы Ответы учащихся: Архангельская. Район Крайнего Севера, Поморье. Белого. Поморы В гости к поморам. Познакомиться с историей и традициями северной кухни. Научиться готовить северные блюда. | |
Опрос учащихся по заданному на дом материалу |
| Работа в группе: Учащиеся сравнивают рецепты салатов из овощей, определяют самый полезный, самый оригинальный. Работа в группе Ответы учащихся | |
Объяснение нового учебного материала | Мы начнём с просмотра презентации "В гости к поморам". Сегодня на уроке мы готовим горячий ягодный кисель. На столах у вас карточки "Общие правила варки киселей". Что такое кисель? Чем полезен кисель? Для борьбы, с каким заболеванием придумали поморы кисель? Как называли кисель поморы? Из чего делают крахмал? Почему крахмал следует разводить в холодной кипячёной воде? Проводим эксперимент: Берём 2 стакана с горячей водой. Проанализируем результаты: В каком стакане меньше комков? Из каких продуктов готовят кисель? Чем полезна клюква? Брусника? "Мозговой штурм" Проблема: В августе - сентябре мы, северяне, заготавливаем клюкву, бруснику, чтобы круглый год были витамины на нашем столе, чтобы зимой поменьше болеть. Задание: Как сохранить ягоды в течение длительного времени? Как предотвратить их почву? | Внимательно смотреть и слушать. Ознакомьтесь с ними. Ученики приготовили сообщение на тему: "Что такое кисель?" Ответы учащихся: Напиток, сладкое блюдо, которое готовиться из ягод с добавлением крахмала. Обеспечивает организм жизненно важными веществами (витаминами), несет в себе все полезные свойства ягод. Цинга Кёж Сообщение о крахмале. См. "Общие правила варки киселей". Один ученик всыпает в стакан сухой крахмал. Второй ученик вводит крахмал, разведённый в холодной воде, в стакан с горячей водой. Вывод: Чтобы кисель был однородным, разведённый крахмал в холодной воде надо вливать в кипящий сироп. Ягоды, крахмал, сахарный песок. Сообщение о клюкве. Эти ягоды богаты витамином С. Учащиеся продумывают возможные варианты: 1.Заморозить (в морозильной камере или на балконе зимой). 2. Залить холодной водой (мочёная брусника, клюква). 3. Толчёная брусника, клюква. 4. Сварить варенье. 5. Раньше хранили в деревянных коробах, корзинах или деревянной посуде. | |
Подготовка к практической работе 1. Показ на экране северных блюд, которые будем готовить. 2. Требования, предъявляемые к качеству сладких блюд из ягод и пирогов с ягодной начинкой. 3. Рассказ учителя. | Знакомятся с интересными названиями северных блюд. | ||
Учитель проводит инструктаж по охране труда при приготовлении блюд. Показывает приёмы работы: 1.Погасить соду разведённым уксусом. 2. Проверить качество яиц путём погружения в солёную воду. 3. Натереть из теста кудри на крупной тёрке. 4. Размять толкушкой (деревянный пестик)) клюкву. 5. Отвар процедить через частое сито. 6. Часть отвара отлить в стакан, остудить и развести в нем крахмал. Сервировка стола (меню, кисель, пирог) Подготовка к защите своей работы. | Бригады знакомятся с технологическими картами. Учащиеся в спецодежде вымыли руки и приготовились к выполнению самостоятельной практической работы. Первая бригада делится на 2 группы и готовит кисель двумя способами. 1-я группа по технологической карте №1 2-я группа по технологической карте №2 Вторая бригада готовит по технологической карте пирог "Кудрявый". Каждая группа сервирует свой стол. Учащиеся дегустируют приготовленные блюда с оценкой качества приготовления и подачи на стол. Самооценка выполненной работы по карточке. (Пять критериев оценки - пятибалльная система). | ||
Закрепление учебного материала. | Отгадать загадку: Я красна и кисла, На болоте росла, Дозревала под снежком, Ну-ка кто со мной знаком. Сегодня на уроке мы научились готовить полезный кисель и вкусный северный пирог. И в ближайшие выходные вы можете порадовать родных своими кулинарными способностями. "Нормальная и полезная еда, это еда с аппетитом, еда с удовольствием", - говорил великий русский учёный физиолог И.П. Павлов. Давайте чаще дарить радость своим родным и близким, готовить полезные блюда северной кухни. Успехов вам на этом поприще. | Клюква Учащиеся в выходные закрепляют умения и навыки по приготовлению северных блюд для своих родных и близких. | |
Домашнее задание |
|
приложения
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К то такие поморы? Поморы - это небольшая по численности группа русского населения, проживающая по берегам Белого моря. Возникновение термина «поморы» тесно связано с рыбными промыслами . Письменные источники второй половины XVIII и XIX веков говорят о том, что поморами называли жителей Поморского берега от Онеги до Кеми включительно, некоторых сел Карельского берега и части сел Летнего и Зимнего берегов
Быт поморов Поморы всем известны, как «покорители морей», искусные судостроители, удачливые промысловики . «Наше поле – море» - так говорили о себе поморы. Другими занятиями поморов были: зверобойный промысел, пивоварение, добыча соли . Поморы также владели и гончарным делом, осваивали декоративно-прикладное искусство(глиняные игрушки, резьба по кости , роспись по дереву ).
Культура и традиции поморов Культура Поморья своеобразна и самобытна Поморы очень внимательно относились к местам ловли рыбы. Ставили крест на добычу. Проходящий мимо обязательно молился. Любого прохожего встречали и кормили до отвала. Угостить случайного человека - благо, это было не только проявлением гостеприимства, но и заклинанием удачи, достатка. Специальные обряды были посвящены уходу охотников на опасный зверобойный промысел. В церкви заказывали молебен "за здравие", пекли и давали с собой специальную пищу "ужну" и " тещник ". Воспоминания о зверобойном промысле сохранились в колыбельных: котику за баюканье младенца обещают "белого белечка на шапочку, кунжуевое яичко на игрушечку". Кунжуем называли морского зверя, а белечком детеныша тюленя.
Культура питания Еда, которой питались поморы, была так же связана с обычаями местных жителей. Никто лучше поморов на Руси не разбирался в рыбе, ловить рыбу можно было круглый год. Отсюда и поморская поговорка: »Безрыбье хуже бесхлебья» Всегда было уважительное отношение к хлебу, так как своего зерна здесь собирали крайне мало.
Поморская кухня совершенно уникальна. Она практически не испытала никаких чужеродных влияний, поскольку эти земли ни разу никто не завоевывал. Примечательно также, что на севере России не было крепостного права, а значит поморы придумывали и готовили блюда исключительно для себя, делая акцент на их полезности и энергетической ценности.
Может, огурчиков с мёдом? Из овощных культур в Поморье были распространены репа, морковь, свекла, капуста. Овощи тушили с маслом (в скоромные дни) и без масла ( в постные). Огурцы солили на зиму, а летом ели их с мёдом, как лакомство. Ещё один деликатес, который ныне оценили по достоинству во всём мире- кедровые орехи.
Поморская кухня Поморская кухня строилась вокруг рыбы, так же как и вокруг рыбного промысла строилась вся поморская жизнь. « Трескоеды » - так сами поморы называли себя. Поморы переняли финский обычай соединять в одном блюде рыбу с молоком. Из «основной» русской кухни поморы взяли запекание и томление в печи.
Попробуйте воложи или кёж Интересен также поморский кёж - горячий ягодный кисель. Когда-то его варили с ржаными высевками, заменив их позднее небольшим добавлением крахмала. Рецептов кёжа сохранилось видимо- невидимо. Для борьбы с цингой, опасным спутником суровых северных зим, поморы придумали воложи - ягодные соусы- морошковые, шиповниковые, брусничные.
Волож - соус, в котором еду тушили, запекали, или поливали им перед подачей . Воложей — великое множество. В первую очередь, молочные , сметанные и масляные. Ягодные — из брусники, клюквы, черники, морошки, менее известных северных ягод — костяники, княженики, вороники. В городах воложи были еще более разнообразными и порой весьма экзотичными. Богатые архангелогородцы еще триста-четыреста лет назад готовили воложи , к примеру, из лимонов, с обилием специй.
На основе пахты ( подинье – как называли ее поморы) делались шаньги — сдобные пирожки, начинка у которых была не внутри, а сверху, как у ватрушки. Основным зерном для шанег и хлеба была, конечно, рожь. Из ржаной муки пекли и главное поморское лакомство — « козули ». Это ржаные пряники в форме птиц и животных, совсем не обязательно именно коз .
Приятного аппетита! Запивали козули и вяленицы кёжем — ягодным отваром со специями и медом, загущенным ржаной мукой. Получалось что-то среднее между сбитнем и негустым киселем. Также поморы готовили ягодные морсы, которые могли быть морошковыми, брусничными, шиповниковыми, смородинными. Часто к блюдам подают плошку, наполненную ягодами мочёными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Карельское поморье"
К огромному сожалению, мне пришлось удалить поморские народные песни,так как вес работы был более 3МБ...
физики в истории Поморья
Вопросы к викторине по физике и презентация....
Сценарий выступления "Наше поморье"
Выступление фольклорной группы "Поморяночки" расширяет знания детей о Поморье. Дети могут участвовать в поморских играх и хороводах....
"В гости к поморам"
Бинарный урок (технология (обслуживающий труд) + биология "В гости к поморам". В методической разработке представлен конспект урока, презентация, приложения....
"В гости к поморам"
Бинарный урок (технология (обслуживающий труд) + биология "В гости к поморам". В методической разработке представлен конспект урока, презентация, приложения....
В гости к поморам
презентация к бинарному уроку (технология + биология) "В гости к поморам" о жизни, традициях помор...
"В гости к поморам"
В данном вложении представлены технологические карты приготовления пирога, киселя и и их рецептура + презентация к уроку + схема конспекта...