ДНК – молекула наследственной информации.
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Учащиеся актуализируют и углубят знания о структуре ДНК. В ходе практической работы выделят ДНК, сделают выводы, проведут рефлексию деятельности Произойдет дальнейшее развитие способности действовать по алгоритму при выполнении практической работы. В ходе исследования применят способы мыслительной деятельности: сравнение, анализ, обобщение, смогут сделать выводы. В ходе фронтальной работы формируют умения слушать и слышать друг друга, проявляют толерантность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сиротина Галина Викторовна, учитель биологии
МБОУ «Зерносовхозская СШ имени М.Н.Костина п.Новоселки», Ульяновской области Мелекесского района.
Тема урока: ДНК – молекула наследственной информации.
Цели:
Обучающие: углубление имеющихся знаний учащихся через формирование представления о структуре ДНК. Развивающие: Развитие у учащихся умение действовать по алгоритму при выполнении практической работы. Способствование развитию универсальных учебных действий: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Формирование навыков самоанализа учебной деятельности. Воспитательные: Воспитание уважительного и доброжелательного отношения к окружающим через привитие навыков самостоятельной деятельности, формирование умения слушать и слышать друг друга.
Личностные: Создание атмосферы доброжелательности. Осознание для себя общепринятых норм поведения и этике.
Метапредметные.
Регулятивные: Организация своей учебно-познавательной деятельности.
Вид урока: урок-исследование с групповыми формами работы.
Методы обучения: проблемный, исследовательский, частично-поисковый
Технологии обучения: Развивающее обучение: проблемное обучение (создание проблемных ситуаций, эвристическая беседа). Исследовательская деятельность: (постановка цели, определение объекта и предмета исследования, прохождение этапов исследования, формирование выводов при выполнении практической работы). Использование разных форм информационных источников:(текстовые источники, результаты практической работы). Информационно-коммуникативные технологии: ( презентация). Здоровьесберегающие технологии: ( мотивация и целеполагание, работа в группах, смена видов деятельности, рефлексия деятельности). Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа. Оборудование: Компьютер, проектор, лабораторное оборудование. Основные источники информации: Авторский цифровой образовательный ресурс (презентация к уроку), сайты Интернета, методическая литература. Результат: Учащиеся актуализируют и углубят знания о структуре ДНК. В ходе практической работы выделят ДНК, сделают выводы, проведут рефлексию деятельности Произойдет дальнейшее развитие способности действовать по алгоритму при выполнении практической работы. В ходе исследования применят способы мыслительной деятельности: сравнение, анализ, обобщение, смогут сделать выводы. В ходе фронтальной работы формируют умения слушать и слышать друг друга, проявляют толерантность.
Формы организации: в малых группах.
Межпредметные связи: «биология», «химия».
Ход урока.
- Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, садитесь.
Тема урока «ДНК – носитель наследственной информации». На этом уроке мы вспомним о том, как устроена ДНК, как и где хранится «генетическая память», а также какую роль играют нуклеиновые кислоты в клетке. Проведем выделение дезоксинуклепротеида и качественную реакцию на ДНК.
Сегодняшний урок посвящен молекуле жизни. За открытие этой молекулы была вручена нобелевская премия. И оказалась, что суть нашей жизни предельна проста. Эта молекула заплетенная в спираль, и в ней вся информация о нас с момента рождения до момента смерти. Там запрограммированы причина нашей смерти, там запрограммированы наши предрасположенности и сегодня мы можем сделать анализ этой нашей молекулы жизни молекулы ДНК или генома человека.
- Краткое повторение пройденного
Что такое ДНК?
Определение ДНК (Слайд )
Нуклеиновые кислоты представляют собой высокомолекулярные линейные полимеры. Так как содержание нуклеиновых кислот больше всего в ядре, то они получили свое название от латинского слова nucleus («ядро», лат.). Впрочем, нуклеиновые кислоты содержатся не только в ядре, где, безусловно, их больше всего, но и в хлоропластах и митохондриях (Слайд )
Сахар, входящий в состав нуклеотида, представляет собой пентозу, то есть он является пятиуглеродным сахаром. В зависимости от вида пентозы (дезоксирибоза или рибоза) различают молекулы ДНК и РНК (Слайд )
Азотистые основания. Во всех типах нуклеиновых кислот: ДНК или РНК, содержатся основания четырех разных видов. В ДНК: аденин (А), гуанин (Г), цитозин (Ц) и тимин (Т). В РНК вместо тимина (Т) урацил (У) (Слайд )
Итак, нуклеиновые кислоты – это биополимеры, которые состоят из мономеров – нуклеотидов. В состав нуклеотидов входят три основные части, а именно пятиуглеродныйсахар – пентоза, азотистые основания и остаток фосфорной кислоты. В зависимости от природы пентозы различают ДНК и РНК.
В состав ДНК входят аденин, цитозин, гуанин и тимин.
В состав РНК входят аденин, цитозин, гуанин, урацил.
Объединение нуклеотидов в нуклеиновую кислоту идет за счёт образования фосфодиэфирных мостиков, или фосфодиэфирной связи. (Слайд )
Ученик: В 1953 году Джеймс Уотсон и Френсис Крик предложили пространственную модель структуры ДНК
Лауреаты Нобелевской премии «за создание пространственной модели ДНК» (Слайд )
Но первооткрывателями нуклеиновых кислот был Фридрих Иоганн Мишер швейцарский ученый, который работал в Германии.
В 1869 году Мишер занимался изучением животных клеток – лейкоцитов. Для получения лейкоцитов он использовал гнойные повязки, которые ему доставлялись из больниц. Он брал гной, отмывал лейкоциты и выделял из них белок.
В процессе исследований Мишеру удалось установить, что кроме белков, в лейкоцитах содержится ещё какое-то неизвестное вещество.
Оно выделялось в виде нитевидного или хлопьевидного осадка при создании кислой среды. При добавлении щелочи этот осадок растворялся.
Исследуя препарат лейкоцитов под микроскопом, Мишер обнаружил, что в процессе отмывания лейкоцитов соляной кислотой от них остаются ядра. Он сделал вывод, что в ядрах имеется неизведанное вещество, то есть новое вещество, которое он назвал нуклеином, от слова nucleus – ядро.
Кроме этого, по данным химического анализа Мишер установил, что это новое вещество состоит из углерода, водорода, кислорода и фосфора. Фосфорорганических соединений в то время было известно очень мало, поэтому Мишер пришел к выводу, что открыл новый класс соединений в ядре.
Так в XIX веке стало известно о существовании нуклеиновых кислот, но тогда никто не мог предположить, какая огромная роль принадлежит нуклеиновым кислотам в сохранении разнообразия наследственных признаков организмов.
- Практические работы на выделение и обнаружения ДНК.
Практическая работа№1. «Выделение дезоксинуклеопротеида»
1.Возьмите 2-3 г сырой селезенки. Разотрите в ступке, постепенно небольшими порциями добавьте 40 мл насыщенного раствора поваренной соли. Наблюдайте за реакцией растворения дезоксинуклеопротеида (соединения ДНК с белком) в концентрированном солевом растворе.
2. Полученную суспензию профильтруйте через 2 слоя марли. Отмерте шестикратный (по отношению к фильтрату) объем дистиллированной воды и добавьте её в фильтрат. Наблюдайте за выпадением в осадок дезоксинуклеопротеида, которое происходит при снижении концентрации солевого раствора т.е. при его разбавлении водой.
3.Образовавшиеся нити дезоксинуклеопротеида осторжно намотайте на палочку и перенесите в пробирку с водой для дальнейшей работы.
Практическая работа№2. «Качественная реакция на ДНК»
1. Возьмите пробирку с нитями дезоксинуклеопротеида. К одной четвёртой части осадка дезоксинуклеопротеида прилейте 1мл 0,4%-ного раствора гидроксида натрия до полного его растворения. 2.Приготовьте дифениламиновый реактив. Для этого растворите 1 г дифениламина в 100мл ледяной уксусной кислоты и к этому раствору прибавьте (ОСТОРОЖНО!) 2,5 мл концентрированной серной кислоты. 3. Прилейте 0,5 мл дефиниламинового реактива к раствору дезоксинуклеопротеида. Содержимое пробирки перемешайте и аккуратно нагреваем 10мин. Наблюдайте за образованием соединения ДНК с дифениламином, которое дает синее окрашивание.
Сделайте вывод о наблюдаемой реакции. Результаты запишите в тетрадь.
Подведем итог нашего урока
1.Как расшифровывается ДНК?
ОТВЕТ: дезоксирибонуклеиновая кислота
2.Сколько хромосом в норме у человека?
ОТВЕТ : 46
3. Где находится молекула ДНК?
ОТВЕТ : в клетках эукариот (животных, растений и грибов) ДНК находится в ядре клетки в составе хромосом, а также в некоторых клеточных органоидах (митохондриях и хлоропластах).
4. Четыре вида азотистых оснований в ДНК?
ОТВЕТ: (аденин, гуанин, тимин и цитозин)
5. Кем была предложена структура двойной спирали ДНК в 1953 году?
ОТВЕТ: Френсисом Криком и Джеймсом Уотсоном
6. Почему одна нить ДНК красная, а другая синяя?
Одну нить человек получает от мамы, а другую – от папы.
- Заключительный этап урока
учитель: Наш урок подходит к завершению.
Что нового вы узнали и чему научились сегодня на уроке? (Ответы обучающихся)
Объявление оценок.
Спасибо за работу на уроке!
Учебная литература:
- А.В. Теремов, Р.А. Петросова Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций (углубленный уровень)
- А.В. Теремов, Р.А. Петросова Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс: пособие для самостоятельной работы обучающихся (углубленный уровень).
- Свешникова Г.М. Рекомендации по использованию наглядных пособий «Общая биология», М:ООО»Дрофа»,2012.
- Интернет-источники.
- http://www.youtube.com/watch?v=ooZD3U62o50 фрагмент фильма «Большой скачок. ДНК. Код жизни», получение нуклеиновых кислот;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации. Кодирование текстовой информации
Первый урок в 8 классе. Конспект и домашнее задание....
Учебно-методическое пособие для учителей информатики: Информация. Виды и свойства информации. Представление информации в компьютере.
Информация. Виды и свойства информации. Представление информации в компьютере....
Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.
Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...
Викторина по теме "Информация: виды информации, действия с информацией"
Онлайн викторина для 5 класса «Миллионер», flash играhttp://vneuroka.ru/design/victorina.php?ct=6&sb=16&id=179971201184211...
Конспект урока по информатике для 5 класса на тему "Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации."
Данный конспект урока предназначен для учащихся 5 класса, спродвинутым уровнем обучения. Учащиеся уже имеют первоначальное представление о компьютере и его основных устройствах ввода и вывода информац...
Проверочная работа 10 класс «Кодирование и декодирование информации. Передача информации. Вычисление количества информации»
Работу можно использовать для проверки знаний учащихся по данной теме. Работа соотавлена по материалам ЕГЭ по информатике...
Презентация к уроку "Понятие информации. Свойства информации. Единицы измерения информации"
Тип урока: урок открытия новых знанийВид урока: комбинированный урокЦели урока:Образовательные:Сформировать представления о понятии «информация»Дать представление об основных свойствах инф...