Физиология подростков
методическая разработка по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
«Физиология подростков»
Автор:
Журавлёва Лилия Анатольевна,
учитель биологии и химии
средней школы № 17 “Юнармеец”
г. Мичуринска Тамбовской обл.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рано или поздно в жизни каждого школьника наступает такой момент, когда он всерьёз задумывается “Кем быть?”. В предпрофильной подготовке ученик самоопределяется относительно профиля обучения в старшей школе. Элективный курс “Физиология подностков” расширяет и углубляет знания ученика по курсу “Анатомия и физиология человека”. Программа позволяет реализовать связь теоретического цикла и практических занятий предметов естественного цикла, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о физиологических механизмах, протекающих в организме человека.
Цель: подкрепить теоретические знания, полученные на уроках биологии, практическими специально – предметными навыками.
Количество часов – 17
Учащиеся должны знать: основные методы изучения функций организма; свою индивидуальность и значимость, более бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих; ознакомиться со специальностями, связанными с изучением физиологических процессов и использованием на практике их результатов
Учащиеся должны уметь: применять теоретические знания на практике; планировать и проводить лабораторный опыт, практическую работу.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Форма контроля | |||
всего | лекция | практикум | игры | |||
1 | Введение | 1 | 1 | |||
2 | Методы самооценки здоровья | 1 | 1 |
| ||
3 | Изучение строения скелета человека в разных возрастных периодах | 1 | 1 | |||
4 | Изучение распределения нагрузки на отдельные части стопы | 1 | 1 | |||
5 | Оценка степени свода стопы | 1 | 1 | |||
6 | Морфофункциональные особенности крови | 1 | 1 | |||
7 | Изучение кровообращения плода | 1 | 1 | |||
8 | Измерение изменений частоты пульса в покое и после физической нагрузки | 1 | 1 | |||
9 | Изучение строения органов дыхания | 1 | 1 |
| ||
10 | Изучение объёма лёгких методом спирометрии | 1 | 1 | |||
11 | Изучение строения органов пищеварения | 1 | 1 | |||
12 | Определение влияния зрительных раздражителей на температурный анализ | 1 | 1 | |||
13 | Определение времени наступления зрительно утомления | 1 | 1 | |||
14 | “Свет мой, зеркальце, скажи!” (викторина) | 1 | 1 | |||
15-16 | “Приметы верные и суеверные” (ролевая игра) | 2 | 2 | |||
17 | Круглый стол | 1 | Зачёт | |||
Всего | 17 | 3 | 10 | 3 | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение – 1 час
Физиология. Значение знаний по физиологии. Методы физиологии. История развития науки.
- Методы самооценки здоровья – 1 час
Образ жизни. Физическое здоровье. Размер здоровья.
- Изучение строения скелета человека в разных возрастных периодах – 1час
Практическая работа
- Изучение распределения нагрузки на отдельные части стопы – 1 час
Практическая работа
- Оценка степени свода стопы
Практическая работа
- Морфофункциональные особенности крови – 1 час
Показатели крови. Возрастные изменения иммунитета.
7. Изучение кровообращения плода – 1 час
Практическая работа
- Измерение изменений частоты пульса в покое и после физической нагрузки – 1 час
Практическая работа
- Изучение строения органов дыхания – 1 час
Практическая работа
- Изучение объёма лёгких методом спирометрии – 1 час
Практическая работа
- Изучение строения органов пищеварения – 1 час
Практическая работа
- Определение влияния зрительных раздражителей на температурный анализ – 1 час
Практическая работа
- Определение времени наступления зрительно утомления – 1 час
Практическая работа
14.“Свет мой, зеркальце, скажи!” – 1 час
Викторина
- “Приметы верные и суеверные” – 2 часа
Ролевая игра
- Круглый стол – 1 час
ЛИТЕРАТУРА
- Анисимова В.С. и др. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учителя / В.С.Анисимова, Е.П.Бруновт, Л.В.Реброва. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.: ил.
- Биология. 9 класс: предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов / сост.И.П.Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2006. – 203 с.
- Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с., ил.
- Головастикова С.Ю. Возрастная физиология детей и подростков. Учеб. – метод.пособие. / Под редакцией О.В.Селивановой, гл.методиста – зав.кабинетом биологии ТОИПКРО. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005. – 76 с.
- Евдокимова Р.М. Внеклассная работа по биологии. – Саратов: Лицей, 2005. – 288 с. – (Библиотечка учителя).
- Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. 8-11 классы / авт. – сост.М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 148 с.
- Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 8-11 классы / авт. – сост.М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 174 с
- Шестаков В.А. Тайны здоровья человека: Учеб. – метод.пособие. / Под общей редакцией О.В.Селивановой, гл.методиста – зав.кабинетом биологии ТОИПКРО. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005. – 110 с.
- Элективные курсы предпрофильной подготовки (биология): Учеб. – метод.пособие. / Под общей редакцией О.В.Селивановой, гл.методиста – зав.кабинетом биологии ТОИПКРО. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005. – 95 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока .Физиология питания.
Ознакомить учащихся с влиянием микроорганизмов на пищевые продукты, с ролью минеральных веществ в жизнедеятельности организма, с влиянием солей кальция, натрия, железа, йода на организм человека; изуч...
Некоторые аспекты спортивной физиологии применительно к видам спорта на выносливость
Некоторые аспекты спортивной физиологии применительно к видам спорта на выносливость...
Урок – презентация по теме "Физиология питания"
Урок-презентация для объединенных 5-6 классов по технологии (девочки) по теме "Физиология питания". Урок изучения и первичного закрепления материала. 5класс "Витамины," 6класс "Минеральные вещес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по пр...
Презентация "Физиология питания"
Презентация к тематике о здоровом питании. Может использоваться на уроках "Технология", на классных часах в начальной, средней и страшей школе. Проста, понятна, доступна по содержанию. Может быть испо...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Для самостоятельной работы по предмету: «Анатомия и физиология» Тема: «ОБЩИЕ ВОПРОСЫ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ. ВИДЫ КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ. КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ.»
Данное методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям:060109 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»,060101 «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»060102 «АК...
Лекция по физиологии.Физиология дыхательной системы
Физиология дыхательной системы...