Физиология подростков
методическая разработка по биологии (8 класс)

Журавлёва Лилия Анатольевна

Программа курса "Физиология подростков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fiziologiya_podrostkov.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Физиология подростков»

Автор:

Журавлёва Лилия Анатольевна,

учитель биологии и химии

средней школы № 17 “Юнармеец”

г. Мичуринска Тамбовской обл.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рано или поздно в жизни каждого школьника наступает такой момент, когда он всерьёз задумывается “Кем быть?”. В предпрофильной подготовке ученик самоопределяется относительно профиля обучения в старшей школе. Элективный курс “Физиология подностков” расширяет и углубляет знания ученика по курсу “Анатомия и физиология человека”. Программа позволяет  реализовать связь теоретического цикла и практических занятий предметов естественного цикла, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний  о физиологических механизмах, протекающих в организме человека.  

Цель: подкрепить теоретические знания, полученные на уроках биологии, практическими специально – предметными навыками.

Количество часов – 17

Учащиеся должны знать: основные методы изучения функций организма; свою индивидуальность и значимость, более бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих; ознакомиться со специальностями, связанными с изучением физиологических процессов и использованием на практике их результатов

Учащиеся должны уметь: применять теоретические знания на практике; планировать и проводить лабораторный опыт, практическую работу.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма контроля

всего

лекция

практикум

игры

1

Введение

1

1

2

Методы самооценки здоровья

1

1

       

3

Изучение строения скелета человека в разных возрастных периодах

1

1

4

Изучение распределения нагрузки на отдельные части стопы

1

1

5

Оценка степени свода стопы

1

1

6

Морфофункциональные особенности крови

1

1

7

Изучение кровообращения плода

1

1

8

Измерение изменений частоты пульса в покое и после физической нагрузки

1

1

9

Изучение строения органов дыхания

1

1

 

10

Изучение объёма лёгких методом спирометрии

1

1

11

Изучение строения органов пищеварения

1

1

12

Определение влияния зрительных раздражителей на температурный анализ

1

1

13

Определение времени наступления зрительно утомления

1

1

14

“Свет мой, зеркальце, скажи!” (викторина)

1

1

15-16

“Приметы верные и суеверные” (ролевая игра)

2

2

17

Круглый стол

1

Зачёт

Всего

17

3

10

3

1


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение – 1 час

Физиология. Значение знаний по физиологии. Методы физиологии. История развития науки.

  1. Методы самооценки здоровья – 1 час

Образ жизни. Физическое здоровье. Размер здоровья.

  1. Изучение строения скелета человека в разных возрастных периодах – 1час

 Практическая работа

  1. Изучение распределения нагрузки на отдельные части стопы – 1 час

Практическая работа

  1. Оценка степени свода стопы

Практическая работа

  1. Морфофункциональные особенности крови – 1 час

Показатели крови. Возрастные изменения иммунитета.

7.  Изучение кровообращения плода – 1 час

Практическая работа

  1. Измерение изменений частоты пульса в покое и после физической нагрузки – 1 час

Практическая работа

  1. Изучение строения органов дыхания – 1 час

Практическая работа

  1. Изучение объёма лёгких методом спирометрии – 1 час 

Практическая работа

  1.  Изучение строения органов пищеварения – 1 час

 Практическая работа

  1. Определение влияния зрительных раздражителей на температурный анализ – 1 час

Практическая работа

  1. Определение времени наступления зрительно утомления – 1 час 

Практическая работа

14.“Свет мой, зеркальце, скажи!” – 1 час

Викторина

  1. “Приметы верные и суеверные” – 2 часа

Ролевая игра

  1. Круглый стол – 1 час


ЛИТЕРАТУРА

  1. Анисимова В.С. и др. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учителя / В.С.Анисимова, Е.П.Бруновт, Л.В.Реброва. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.: ил.
  2. Биология. 9 класс: предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов / сост.И.П.Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2006. – 203 с.
  3. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с., ил.
  4. Головастикова С.Ю. Возрастная физиология детей и подростков. Учеб. – метод.пособие. / Под редакцией О.В.Селивановой, гл.методиста – зав.кабинетом биологии ТОИПКРО. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005. –  76 с.
  5. Евдокимова Р.М. Внеклассная работа по биологии. – Саратов: Лицей, 2005. – 288 с. – (Библиотечка учителя).
  6. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. 8-11 классы / авт. – сост.М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 148 с.
  7.  Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 8-11 классы / авт. – сост.М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 174 с
  8. Шестаков В.А. Тайны здоровья человека:  Учеб. – метод.пособие. / Под общей редакцией О.В.Селивановой, гл.методиста – зав.кабинетом биологии ТОИПКРО. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005. – 110 с.
  9. Элективные курсы предпрофильной подготовки (биология): Учеб. – метод.пособие. / Под общей редакцией О.В.Селивановой, гл.методиста – зав.кабинетом биологии ТОИПКРО. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005. – 95 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока .Физиология питания.

Ознакомить учащихся с влиянием микроорганизмов на пищевые продукты, с ролью минеральных веществ в жизнедеятельности организма, с влиянием солей кальция, натрия, железа, йода на организм человека; изуч...

Некоторые аспекты спортивной физиологии применительно к видам спорта на выносливость

Некоторые аспекты спортивной физиологии применительно к видам спорта на выносливость...

Урок – презентация по теме "Физиология питания"

Урок-презентация для объединенных 5-6 классов по технологии (девочки) по теме  "Физиология питания". Урок изучения и первичного закрепления материала. 5класс "Витамины," 6класс "Минеральные вещес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по пр...

Презентация "Физиология питания"

Презентация к тематике о здоровом питании. Может использоваться на уроках "Технология", на классных часах в начальной, средней и страшей школе. Проста, понятна, доступна по содержанию. Может быть испо...