Конспект урока «Сперматогенез. Овогенез»
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Дербышева Татьяна Николаевна

Конспект урока в конмплекте с технологической картой по теме «Сперматогенез. Овогенез» для 10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_derbysheva_t.n._s.o.docx504.19 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Дербышева Т.Н.

Урок «Сперматогенез. Овогенез»

Место данного урока в системе уроков: материалы урока изучаются в рамках Главы V «Размножение и развитие организмов».

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: Формировать различные виды УУД через создание предметной среды, обеспечивающей реализацию системно-деятельностного подхода при изучении процесса образования половых клеток,

Задачи:

  • обучающие:

-сформировать знания об особенностях полового размножения организмов, гаметогенеза, строения гамет.

  • развивающие:

-развить известные учащимся понятия о формах размножения организмов, делении клеток;

-развивать навыки самостоятельной работы с текстом и иллюстрациями, умение самостоятельно ставить цель, постигать новый материал, анализировать, формулировать выводы, правильно излагать материал;

-развивать познавательный интерес.

  • воспитывающие:

-воспитание здорового образа жизни и формирование ответственности перед своими будущими детьми за их здоровье на основе знаний о своих физиологических особенностях;

-формирование у школьников научного мировоззрения, культурно-нравственных, этических норм поведения, умения работы в парах.

Планируемые результаты учебного занятия: 

Метапредметные:

  • Регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;
  • Коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владеть письменной речью;
  • Познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Личностные:  принятие социальной роли обучающегося,  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.

Опорные понятия: размножение, половое размножение, митоз, мейоз

Новые понятия: Гаметогенез, спорогенез, овогенез, овогонии, сперматогонии, овоциты, сперматоциты, сперматиды,  микро- и макроспорогенез, микро- и макрогаметогенез

Дидактический материал: презентация к уроку, дидактические карточки

Мультимедийное оборудование: компьютер, проектор.

Предмет: биология

Класс: 10

УМК: Д. К. Беляев, Г.М. Дымшиц Биология. Общая биология. 10-11 классы. М.: Просвещение, 2013


Деятельность учителя

Содержание деятельности

Деятельность учащихся

Актуализация знаний и самоопределение к деятельности (9 мин)

Здоровается.

Раздает листочки и карточки с заданием

Собирает листочки и карточки

Здравствуйте, ребята! На прошлых уроках вы изучили процессы митоза и мейоза, поэтому сейчас вы напишите небольшой тест по пройденным темам.

Тест

(см. приложение)

Приветствуют учителя

Выполняют тест

Сдают карточки и листочки

Мотивационный этап (2 мин)

Создает условия для мотивации к обучению.

Ребята, какие отличия мейоза от митоза вы знаете? (Нужный ответ: в мейозе участвуют половые клетки).

(Если нужного ответа не прозвучит, конкретизирую вопрос: Какие клетки участвуют в мейозе?)

Отвечают: 2 деления, в результате образуется 4 клетки, участвуют половые клетки

Открытие новых знаний (20 мин)

Создает условия для формулирования темы урока. Рассказывает и объясняет материал. Задает вопросы.

Корректирует ответы обучающихся. Координирует деятельность обучающихся

Верно, в процессе мейоза образуются половые клетки, а сегодня мы с вами рассмотрим процессы образования половых клеток. Процесс образования половых клеток называется – гаметогенезом. Именно это является темой нашего урока. Какие виды половых клеток у животных вы знаете?

Верно, мужские половые клетки называется сперматозоидами, а женские - яйцеклетками. Соответственно процесс образования мужских половых клеток называется сперматогенезом, а женских половых клеток овогенезом.

Процесс гаметогенеза осуществляется в 4 стадии:

В ходе урока в своих тетрадях вы заполните таблицу: «Стадии гаметогенеза у животных». Шапка таблицы представлена на слайде:

Стадия

Процесс

Овогенез

Сперматогенез

Название гамет

Хромосомный набор

Название гамет

Хромосомный набор

Процесс гаметогенеза осуществляется в 4 стадии: (СХЕМА НА СЛАЙДЕ)

1. Стадия размножения: Клетки, из которых в последующем образуются мужские и женские гаметы, называются сперматогониями и овогониями соответственно. Они несут диплоидный набор хромосом 2n2c. На этой стадии первичные половые клетки многократно делятся митозом, в результате чего их количество существенно возрастает. Сперматогонии размножаются в течение всего репродуктивного периода в мужском организме. Размножение овогоний происходит главным образом в эмбриональном периоде.

2.   Стадия роста. Клетки увеличиваются в размерах и превращаются в сперматоциты и овоциты I порядка. Эта стадия соответствует интерфазе I мейоза. Важное событие этого периода — репликация молекул ДНК при неизменном количестве хромосом. Хромосомный набор клеток в этот период выглядит как 2n4c.

3. Стадия созревания. Происходят два последовательных деления — редукционное (мейоз I) и эквационное (мейоз II), которые вместе составляют мейоз. После первого деления (мейоза I) образуются сперматоциты и овоциты II порядка (с хромосомным набором  n2c), после второго деления (мейоза II) — сперматиды и зрелые яйцеклетки (с хромосомным набором nc) с тремя редукционными тельцами, которые погибают и в процессе размножения не участвуют. Таким образом, в результате стадии созревания один сперматоцит I порядка (с формулой 2n4c) дает четыре сперматиды (с формулой nc), а один овоцит I порядка (с формулой 2n4c) образует одну зрелую яйцеклетку (с формулой nc) и три редукционных тельца. 

4.   Стадия формирования, или спермиогенеза (только при сперматогенезе). В результате этого процесса каждая незрелая сперматида превращается в зрелый сперматозоид (с формулой nc), приобретая все структуры, ему свойственные.

Теперь мы с вами рассмотрим, как происходит гаметогенез у растений.

У растений процесс формирования половых клеток подразделяется на два этапа: (СХЕМА НА СЛАЙДЕ)

  • 1-й этап—спорогенез, который завершается образованием вегетативных гаплоидных спор,
  • 2-й этап—собственно гаметогенез, в течение которого образуются зрелые гаметы.

Соответственно процесс образования мужских половых клеток складывается из: Микроспорогенеза и микрогаметогенеза, а процесс образования женских половых клеток складывается из: макроспорогенеза и макрогаметогенеза.

Теперь мы с вами рассмотрим эти процессы поподробнее. По мере моего объяснения вам необходимо зарисовать схему указанную на эране. Образование мужских половых клеток происходит в пыльнике, в субэпидермальном слое каждого из двух углов которого появляются клетки, которые имеют крупные ядра, густую цитоплазму и называются клетками первичного археспория. Клетки первичного археспория делятся митозом образуя два слоя:  кнаружи париетальный пристеночный, а вовнутрь – вторичный археспорий.

Из одной материнской клетки археспория путем мейоза образуются 4 микроспоры.

Через определенное время (от нескольких минут до нескольких дней) ядро начинает делиться митотически. Образуются две клетки внутри одной пылинки. Большая клетка с крупным ядром называется вегетативной, другая, называется генеративной. В дальнейшем генеративная клетка отделяется от оболочки и погружается в вегетативную клетку как в источник питания. Вегетативное ядро больше не делится, а генеративная клетка и ее ядро еще раз митотически делятся, в результате чего образуется два спермия.

Образование женских половых клеток происходит у цветковых растений в завязи пестика. В полости завязи развиваются семяпочки, внутри каждой из них появляется археспорий, состоящий из одной или нескольких клеток. Клетки первичного археспория делятся митотически и образуют кнаружи париетальный слой, а вовнутрь – спорогенные клетки. Одна из этих клеток делится путем мейоза, в результате образуется 4 : только одна из 4 спор продолжает развиваться, а остальные три дегенерируют. Оставшаяся клетка становится материнской клеткой зародышевого мешка и начинает развиваться в женский гаметофит. Мегаспора продолжает расти, и затем ее ядро претерпевает ряд митотических делений. В результате образуется восьмиядерный мешок. нем происходит дифференциация внутренних элементов. На микропилярном конце формируется яйцевой аппарат, состоящий из трех клеток. Одна из них становится женской половой гаметой – яйцеклеткой, а две другие по обе стороны от нее – синергидами.

На другом (халазальном) конце образуются три ядра, их называют антиподами. В середине остаются два ядра. Полярные ядра, приближаясь друг к другу, сливаются, образуя вторичное ядро зародышевого мешка.

Отвечают: мужские, женские, сперматозоиды, яйцеклетки

Заполняют таблицу по ходу объяснения

Первичное закрепление знаний и включение новых знаний в систему знаний (4 мин)

Задаёт вопросы, в случае необходимости контролирует деятельность обучающихся.

Теперь вы ответите на несколько вопросов по пройденной теме:

1) Как называются женские половые клетки у животных? (яйцеклетки)

2) Как называется процесс образования половых женских половых клеток у млекопитающих ? (овогенез)

3) Сколько стадий включает в себя гаметогенез мужских половых клеток? (4 стадии)

4)  Как называется клетки, из которых в последующем образуются мужские гаметы? (сперматогонии)

5) На какие два этапа подразделяется процесс формирования половых клеток у растений? (спорогенез; собственно гаметогенез)

6) Какая стаия гаметогенеза отсутствует в образовании женских половых клеток? (четвертая стадия – формирования)

7) Как называется процесс формирования зрелого зародышевого мешка? (мегагаметогенез)

8) Как называется Мужская половая клетка растений? (спермий)

Отвечают на вопросы

Домашнее задание (2 мин)

Координирует дальнейшую деятельность обучающихся, путем сообщения учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения

Давайте запишем домашнее задание. Вам нужно сделать две таблицы.

Учить параграф 84. Ответить на вопросы в конце учебника

Также вам нужно выполнить задание на карточках (см. приложение), которые я вам раздам.

Записывают домашнее задание, задают вопросы по домашнему заданию

Рефлексия (3мин)

Координирует деятельность учащихся

Ребята на моем столе лежат три чаши со смайликами-наклейки, каждая из которых символизирует эмоцию на конец урока. Я предлагаю выбрать тот смайлик, который вам подходит.

Спасибо за урок!

Выбирают смайлики


Приложение 1

1 вариант

1) Какой тип деления клеток не сопровождается уменьшением набора хромосом?

А) амитоз    Б) мейоз      В) митоз

2) Какой набор хромосом получается при митотическом делении?

А) гаплоидный         Б) диплоидный

3) Сколько клеток образуется в результате митоза?

А) одна       Б) две

4) Какое деление сопровождается редукцией (уменьшением числа хромосом в клетке в два раза?

А) митоз        Б) амитоз        В) мейоз

5) В результате какого типа деления клетки получаются четыре гаплоидные клетки

А) митоз      Б) мейоз       В) амитоз

6) Какая стадия предшествует делению клеток

А) профаза       Б) метафаза       В) интерфаза

7) Что называют цитокинезом?

А) разделение митохондрии          Б) разделение цитоплазмы

В) разделение ядра

8)  Чем заканчивается первое деление мейоза?

А) образованием гамет           Б) образованием двух гаплоидных клеток         В) образованием двух диплоидных клеток


2 вариант

1 Какое деление характерно для соматических клеток?

А) амитоз       Б) митоз        В) мейоз

2 Сколько хроматид в хромосоме к началу профазы

А) одна        Б) две

3 Сколько клеток образуется в результате митоза?

А) одна         Б) две           В) три         Г) четыре

4 В какой фазе мейоза происходит конъюгация хромосом?

А) профаза I          Б) метафаза I          В) профаза II

5 Какие из перечисленных клеток делятся мейозом?

А) клетки эпителия            Б) сперматозоиды            В) клетки соединительной ткани

6 Что называют кариокинезом?

А) деление клеточного ядра          Б) разделение цитоплазмы            В) разделение двумембранных органоидов

7 Чем заканчивается второе деление мейоза?

А) образованием соматических клеток         Б) образованием четырех гаплоидных клеток         В) образованием диплоидных клеток

8 ) Какая стадия предшествует делению клеток

А) профаза         Б) метафаза         В) интерфаза


Приложение 2

E:\предметы\4 курс\практика школа\ДЗ БИОЛОГИЯ1.JPG

Приложение 3

https://www.chitalnya.ru/upload3/410/fcfd681950550823714c95b6c7330352.jpg

http://republicbuzz.com/wp-content/uploads/2015/10/20151014/175281_emoji.jpg  smayl.jpg


Технологическая карта урока

«Сперматогенез. Овогенез»

(Урок разработан в соответствие с требованиями ФГОС ООО).

Этап урока

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Используемые методы приемы формы

Формируемые

УУД

Актуализация знаний и самоопределение к деятельности (9 мин)

Настрой на работу.

Здоровается. выдает тест.

Выполняют тест

Тестирование

Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе

развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Познавательные:

- использование знаково-символических средств;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;

- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- умение осуществлять синтез как составление целого из частей.

Регулятивные:

- самоопределение в учебной

деятельности

- принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Мотивационный этап (2 мин)

Мотивация к изучению материала

Создание условий для формулирования темы урока

Отвечают на вопросы учителя

Беседа

Личностные:

- - формирования мотивов достижения Познавательные:

- использование знаково-символических средств

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь задавать вопросы.

Открытие новых знаний (20 мин)

Формирование новых понятий: гаметогенез, спорогенез, овогенез, овогонии, сперматогонии, овоциты, сперматоциты, сперматиды,  микро- и макроспорогенез, микро- и макрогаметогенез

Объясняет новый материал, организует и корректирует деятельность учащихся.

Выполняют инструкции учителя.

Объяснение

Личностные:

- формирование картины мира Познавательные:

- использование знаково-символических средств;

- умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

- умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание.

Первичное закрепление знаний и включение новых знаний в систему знаний (4 мин)

Умение систематизировать изученный материал.

Учитель корректирует ответы обучающихся. Координирует деятельность обучающихся.

Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность

Аналитическая и систематизирующая беседа.

Личностные:

- формирования границ собственного знания и «незнания».

- формирование картины мира;

Познавательные:

становление причинно-следственных связей;

- использование знаково-символических средств;

- умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

- умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

Регулятивные:

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- различать способ и результат действия;

Коммуникативные:

- аргументация своей точки зрения;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Домашнее задание (2 мин)

Запись домашнего задания.

Координирует дальнейшую деятельность обучающихся, путем сообщения учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и

Записывают и осмысляют домашнее задание.

Словесные и наглядные методы

Личностные: - умение осознать необходимость домашней работы для свободного продвижения в дальнейшем изучении химии.

Познавательные: - умение осуществить необходимый поиск информации.

 Коммуникативные: - умение слушать и задать вопросы.

Рефлексия

Формирование ориентиров и смыслов учебной деятельности

Создание условий для развития ключевых учебно-

познавательных компетенций, связанных с

предметной и личностной рефлексией, контролем и

самооценкой проделанной работ.

Оценка своих действий и поступков. Формулировка получаемых результатов; определений целей дальнейшей работы; корректировка последующих действий.

Выбор смайликов

Личностные:

- развития познавательных интересов, учебных мотивов;

- оценка своих поступков.

Познавательные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные:

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

- уметь контролировать действия партнера;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...