Занятие "Перспективы управления демографическими процессами"
план-конспект занятия по биологии (9, 10, 11 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Конпект занятия содержит краткое описание опыта разных стран по управлению демографическими процессами, оптимистический и пессимистический взгляд современных ученых на развитие демографической ситуации в мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_sots._zan._9._upravlenie_demografiey.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие № 9. Перспективы управления демографическими процессами.

Опыт разных стран

Цель занятия: изучение нового теоретического материала и формирование понятийного аппарата обучающихся.

Задачи:  

  1. ознакомление обучающихся со следующими понятиями: смертность, рождаемость, численность населения, миграции, депопуляция;
  2. формирование навыков работы с информацией, навыков составления конспекта;
  3. воспитание интереса к изучению экологических закономерностей влияния человечества на природу Земли.

Оборудование:

  1. тетради, ручки;
  2. учебная литература по экологии и биологии.

Ход занятия.

  1. Организационная часть занятия. Приветствие.
  2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия.

        Негативные следствия стихийного хода демографических процессов требуют от человечества мер по упорядоченности, т.е. управлению демографическими процессами. Единственной приемлемой формой такого управления является регулирование рождаемости.

        Во многих развивающихся странах эта необходимость была осознана вскоре после начала фазы быстрого роста численности их населения. В результате появились программы, названные планированием семьи. Эти программы направлены на снижение чрезмерно высокой рождаемости. Программы по регулированию уровня рождаемости выполняются в странах с самой высокой численностью населения – Индии и Китае.

Суть демографической политики планирования семьи заключается в настойчивом разъяснении экономических преимуществ малодетной семьи с 1-2 детьми перед многодетной, имеющей 5-10 детей, в обучении населения пользованию противозачаточными средствами, а также в материальном поощрении семей, которые выполняют рекомендации правительства. Наиболее эффективного снижения рождаемости достигли в Китае. В Индии и других развивающихся странах прирост населения снижается, но значительно медленнее, чем в Китае. Политика планирования семьи оказалась в целом результативной и породила обоснованные надежды на предотвращение всеобщего демографического кризиса.

В экономически развитых странах Северного региона не проводится всеобъемлющей, скоординированной демографической политики. Подобной программам планирования семьи. Однако начавшееся в 90-е гг. ХХ века сокращение коренного населения – депопуляция в некоторых странах Европы вызвала реакцию общества и правительств этих стран. В таких государствах, как Франция, Германия, Финляндия и другие проводятся разного рода акции, направленные на повышение рождаемости. Это пропагандистские компании, моральное или материальное стимулирование и т.д. В начале двадцать первого века Россия присоединилась к программам стимулирования рождаемости, и в 2013 году впервые за 20 лет рождаемость в стране превысила смертность.

Таким образом, основными формами управления демографическими процессами являются: планирование семьи через снижение рождаемости в странах Южного региона и предотвращение падения численности населения через увеличение рождаемости коренного населения в странах Северного региона.

Если стихийные демографические процессы станут управляемыми, в перспективе возможен демографический переход от прежнего неустойчивого баланса высокой смертности и высокой рождаемости к новому, более стабильному балансу низкой смертности и низкой рождаемости. Достижение этой цели во второй половине XXI века позволит стабилизировать мировое население на уровне 10-12 млрд. человек. Это будет означать соответствие фундаментальному экологическому закону роста численности населения по оптимальному варианту S-образной кривой, который соответствует предельной социально-экологической емкости среды.

Пессимистический взгляд на демографическую перспективу. Развивающиеся страны могут попасть в «демографическую ловушку», когда снижение смертности приводит к диспропорциям между быстро растущей численностью населения и медленно возрастающей социально-экологической емкостью среды. Результатом становятся экологические потрясения и катастрофы. Такая ситуация в настоящее время наблюдается в странах Африки. Нагрузки на окружающую среду становятся разрушительными, что приводит к дефициту пресной воды, истощению земель, исчезновению лесов.

Оптимистический взгляд на демографическую перспективу. Переход от неустойчиво высокого к стабильно низкому демографическому балансу осуществляется медленно, но неотвратимо. Рождаемость падает неуклонно, что в перспективе обещает стабилизацию населения на планете во второй половине XXI века. Современные ресурсосберегающие и чистые технологии, разработанные в развитых странах, станут доступны для использования и в развивающихся странах. Это приведет к повышению жизненного уровня в населения развивающихся стран. Пример – использование агротехнических технологий и приемов обеспечило повышение в 2-3 раза продуктивности сельского хозяйства в Индии, Таиланде, на Филиппинах и в других странах. Современный уровень развития информационных связей (радио, телевидения, автоматических телефонных линий, компьютерных сетей) позволяет обеспечивать всеобщую доступность общемирового позитивного опыта социально-экономического развития в гармонии с природой.

Практическая часть занятия: выполнение творческих заданий.

1. Разделить обучающихся на две группы «ученых – оптимистов» и «ученых – пессимистов». Необходимо сделать прогноз развития человечества, учитывая оптимистическую и пессимистическую точки зрения.

2. По интернет - источникам подобрать новейшие материалы по современному состоянию численности народонаселения России. Сделать прогноз дальнейшего развития ситуации в области демографии.

3. Заключительная часть занятия. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность – как один из факторов изменений в управлении воспитательным процессом

 Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, а наша   с вами задача, дорогие коллеги, - м...

Проект программы «Особенности работы социально-психологической службы в системном управлении инновационными процессами трех возрастных автономных школ как средство создания оптимальных условий для реализации личностного развития ребенка»

В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в  модели  «Российское образование 2020»намечены основные приоритетные направления и компле...

ПРОБЛЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ. Публикация сборника II Всероссийской конференции "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012" , г. Москва

В публикации повествуется о проблемах школы в области автоматизации образовательного процесса и возможностях автоматизации улучшить работу участников образовательного процесса....

«Школа, как зеркало современных демографических процессов.»

«Школа, как зеркало современных демографических процессов.»«Школа, как зеркало современных демографических процессов.»...

«Школа, как зеркало современных демографических процессов.»

«Школа, как зеркало современных демографических процессов.»«Школа, как зеркало современных демографических процессов.»...

КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ АннотацияВ статье описаны возможности применения методов компьютерного моделирования в области социологии. Обсуждаются вопросы прогнозир...