Интегрированный урок по теме "Звук в природе"
методическая разработка по биологии
Методическая разработка интегрированного урока по теме "Звук в природе".
Цель урока: повышение познавательной активности учащихся через интеграцию учебных предметов.
Задачи урока:
Личностной направленности: личностное совершенствование учащихся через его познавательное развитие; создание условий для формирования мотивированных ценностей к предметам естественнонаучного цикла.
Метапредметной направленности: овладение способами анализа, синтеза и представления информации; применение полученной информации в повседневной жизни.
Предметной направленности: углубление, расширение и обобщение приобретенных знаний по теме «Звук».
Тип урока: обобщающий
Формы работы на уроке: фронтальная и групповая
Используемые педагогические технологии: группового обучения, элементы проектного и проблемного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_shapovalova.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка интегрированного урока
Тема «Звук в природе»
Авторы урока:
Шаповалова В.М.
Место работы: ГБОУ СОШ №309 Центрального района СПб
Цель урока: повышение познавательной активности учащихся через интеграцию учебных предметов.
Задачи урока:
Личностной направленности: личностное совершенствование учащихся через его познавательное развитие; создание условий для формирования мотивированных ценностей к предметам естественнонаучного цикла.
Метапредметной направленности: овладение способами анализа, синтеза и представления информации; применение полученной информации в повседневной жизни.
Предметной направленности: углубление, расширение и обобщение приобретенных знаний по теме «Звук».
Тип урока: обобщающий
Формы работы на уроке: фронтальная и групповая
Используемые педагогические технологии: группового обучения, элементы проектного и проблемного обучения
Технологическая карта и содержание урока
Этап урока Содержание | Методы, приемы обучения | Средства обучения | Планируемые результаты (УУД) |
1. Организационный момент Приветствие, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию. Учащиеся делятся на рабочие группы. Процесс деления на группы можно провести различными способами: 1. по интересам учащихся: Группа физиков Группа биологов Группа экологов Группа инженеров Группа музыкантов 2. с помощью игры, где учитель предлагает учащимся побыть «молекулами»: - в молекуле 4 атома (учащиеся произвольно собираются в группы по 4 человека); - в молекуле 2 атома (учащиеся произвольно собираются в группы по 2 человека); - в молекуле 5 атомов (учащиеся произвольно собираются в группы по 5 человека). Таким образом, формируются 5 групп по 5 человек. | Технический прием обучения: создание условий для оптимизации обучения | Вербальные: речь учителя | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителями предметниками и учащимися |
2. Этап актуализации знаний Учитель демонстрирует учащимся изображения: «ухо», «глаз», «нос», «руки», «язык» а также цифры «90%», «5%» и «5%». Учитель поясняет, что на картинках представлены основные каналы поступления информации об окружающем мире для человека. Задание учащимся: «Распределите проценты между представленными каналами». Учащиеся представляют варианты ответов и комментарии. После обсуждения учитель демонстрирует правильный вариант распределения процентов: 90% всей мы получаем по зрительному каналу, лишь 5% - по слуховому каналу и 5% - с помощью остальных органов чувств. Далее учитель акцентирует внимание на том, что 5% информации, которые к нам приходят через уши, чрезвычайно важны. Никакой язык жестов, никакая зрительная сигнализация не способны заменить нам общение с другими людьми с помощью языка, восприятия музыки, пение птиц, шум морского прибоя. | Беседа – анонс примерной тематики раздаточного материала по рабочим группам | Вербальные: речь учителя и учащихся | Личностные: мотивация учения Регулятивные: работа в группах Познавательные: - формирование интереса к данной теме; - синтез – составление целого из частей;
|
3. Этап постановки учебной задачи Учитель представляет на экране изображение человека и различных объектов: концертный зал, саксофон, эхолот, рыба, птица, тигр, комар, летучая мышь [1] Учитель предлагает рассмотреть изображение и подумать: - что общего у предложенных объектов? - по какому признаку, и на какие группы можно разделить данные объекты? После обсуждения в группах учащиеся представляют свои варианты. С помощью наводящих вопросов учителя дети самостоятельно формулируют тему урока «Звук в природе» и проблемный вопрос: «Что общего в звуках живой и неживой природы?». Далее учитель сообщает, что для компетентного ответа на поставленные вопросы и проверку своих вариантов ответов нам поможет мини-исследование. Учитель представляет группы учащихся и выдает им инструктивные карточки [2]: «Физики», «Биологи», «Экологи», «Инженеры», «Музыканты». | Беседа, работа в группах | Вербальные: речь учителя; обсуждение в группе учащимися | Регулятивные: - постановка темы и цели урока; - самостоятельные действия учащихся по заданному алгоритму. Познавательные: -структурирование знаний; - анализ с целью выделения признаков - сравнение с целью выявления общего признака; - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации |
4. Этап работы в группах Учащимся предлагается раздаточный материал по специфике группы для самостоятельного анализа. Определяется общая задача: познакомиться с содержанием в течение 10 минут и заполнить соответствующую графу таблицы № 1 [3]. | Логические приемы: организация внутригруппового диалога для определения, что такое звук с точки зрения каждого «специалиста»; преобразование текста в схематический вариант записи. Практический метод: заполнение таблицы № 1 Возможна работа на доске, или через экран проектора | Технические: проектор для просмотра слайдов, презентация результатов работы. | Познавательные: совместные действия учащихся по выявлению характеристик звука с точки зрения каждой группы специалистов; построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации. |
5. Этап обобщения полученных знаний Представление материалов учащимися. Учитель напоминает, что в течение 3-х минут каждая группа представляет свой материал. Записи размещаются каждой группой через ноутбук в таблицу № 1 или просто зачитываются представителями групп. Участники других групп фиксируют недостающую информацию в таблице № 1. Оценка учащимися выступления представителей групп с помощью смайликов. | Практический метод: самостоятельная работа учащихся с текстовыми заданиями и вопросами с последующим обсуждением | Вербальные: речь учителя и учащихся (во время обсуждения) Знаковые: с помощью изображения смайликов: понравилось, не понравилось, информация не вызвала интереса | Регулятивные: самостоятельные действия учащихся по заданному алгоритму. Познавательные: - осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса деятельности. Коммуникативные: совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля. |
6. Этап закрепления усвоенного На экране демонстрируется сводная таблица, текст которой заполнен детьми самостоятельно. После чего на экране появляется сформулированный в начале урока проблемный вопрос: «Что общего в звуках живой и неживой природы?» С помощью наводящих вопросов педагогов учащиеся приходят к выводу о единстве физики звука: -наличие источника -волновое распространение -скорость распространения зависит от среды -звук воспринимается органами слуха -значение звука - передача информации -роль звука неоднозначна (положительная и отрицательная) | Логический прием: Формулирование обобщения и выводов о роли звука в природе и его воздействия на человека. | Вербальные: речь учащихся и учителя. Технические: ноутбук, проектор | Регулятивные: - самостоятельная оценка своей деятельности; Познавательные: - осознанное построение речевого высказывания в устной форме; - формулирование выводов. |
7. Этап рефлексии Учитель задает учащимся вопросы: — Какую задачу решали сегодня на уроке? — Удалось ли её решить? — Как вы думаете, для чего вам могут пригодиться знания, полученные на уроке? — Что особенно понравилось на уроке? Что вызвало затруднение? Учитель просит заполнить рефлексивный лист [4]. Затем учитель предлагает поблагодарить друг друга за работу на уроке аплодисментами. | Беседа. Учитель организует познавательную и социальную рефлексию | Вербальные: речь учителя и учащихся. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности и работы группы на уроке. Личностные: требовательное отношение к себе и своей работе |
8. Домашнее задание Выполняется по желанию учащихся. Создать музыкальный инструмент самостоятельно. [5] | Словесные: беседа. | Вербальные. Речь учителя | Коммуникативные: участие в диалоге |
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.
- Самооценка и взаимооценка результатов учебной деятельности
- Наблюдение за работой групп
- Заполнение таблицы «Звуки в природе»
- Заполнение рефлексивных листов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по теме:С природой одною он жизнью дышал..."
Интегрированный урок по биологии и литературе по поизведениям Пришвина М.М.- 6 класс...
Интегрированный урок биологии и географии "Природа тропического пояса" для обучающихся 6 класса в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Цели: 1) обобщить и систематизировать полученные знания обучающихся о материках, океанах, поясах освещённости земли, типах климата и сформировать представления о природе тропического пояса с исп...
Интегрированный урок по теме"Особенности природы Кавказа."
Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. Это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, символ вольной, неукротимой, самобытной природы. О Кавказе писал М.Ю. Лермонтов, Кавказу по...
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы" (литература, английский язык, изобразительное искусство)Учителя Коваль Т.Е., Ма...
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"...
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"...
Интегрированный урок литературы и экологии «Природа Дальнего Востока глазами В.К. Арсеньева – путешественника, ученого, писателя».
Интегрированный урок литературы и экологии "Природа Дальнего Востока глазами В.К. Ареньева - путешественника, учёного, писателя"...