Интегрированный урок по теме "Звук в природе"
методическая разработка по биологии

Шаповалова Вера Михайловна

Методическая разработка интегрированного урока по теме "Звук в природе".

Цель урока: повышение познавательной активности учащихся через интеграцию учебных предметов.

Задачи урока:

Личностной направленности: личностное совершенствование учащихся через его познавательное развитие; создание условий для формирования мотивированных ценностей к предметам естественнонаучного цикла.

Метапредметной направленности: овладение способами анализа, синтеза и представления информации; применение полученной информации в повседневной жизни.

Предметной направленности: углубление, расширение и обобщение приобретенных знаний по теме «Звук».

Тип урока: обобщающий

Формы работы на уроке: фронтальная и групповая

Используемые педагогические технологии: группового обучения, элементы проектного и проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_shapovalova.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка интегрированного урока

Тема «Звук в природе»

Авторы урока:

Шаповалова В.М.

Место работы: ГБОУ СОШ №309 Центрального района СПб

Цель урока: повышение познавательной активности учащихся через интеграцию учебных предметов.

Задачи урока:

Личностной направленности: личностное совершенствование учащихся через его познавательное развитие; создание условий для формирования мотивированных ценностей к предметам естественнонаучного цикла.

Метапредметной направленности: овладение способами анализа, синтеза и представления информации; применение полученной информации в повседневной жизни.

Предметной направленности: углубление, расширение и обобщение приобретенных знаний по теме «Звук».

Тип урока: обобщающий

Формы работы на уроке: фронтальная и групповая

Используемые педагогические технологии: группового обучения, элементы проектного и проблемного обучения

Технологическая карта и содержание урока

Этап урока

Содержание

Методы, приемы обучения

Средства обучения        

Планируемые результаты (УУД)

1. Организационный момент

Приветствие, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию.

Учащиеся делятся на рабочие группы. Процесс деления на группы можно провести различными способами:

1. по интересам учащихся:

Группа физиков

Группа биологов

Группа  экологов

Группа инженеров  

Группа музыкантов

2. с помощью игры, где учитель предлагает учащимся побыть «молекулами»:

-  в молекуле 4 атома (учащиеся произвольно собираются в группы по 4 человека);

- в молекуле 2 атома (учащиеся произвольно собираются в группы по 2  человека);

- в молекуле 5 атомов (учащиеся произвольно собираются в группы по 5  человека).

Таким образом, формируются 5 групп по 5 человек.

Технический прием обучения: создание условий для оптимизации обучения

Вербальные: речь учителя

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителями предметниками и учащимися

2. Этап актуализации знаний

Учитель демонстрирует учащимся изображения: «ухо», «глаз», «нос», «руки», «язык» а также цифры «90%», «5%» и «5%».

Учитель поясняет, что на картинках представлены основные каналы поступления информации об окружающем мире для человека.

Задание учащимся: «Распределите проценты между представленными каналами».

Учащиеся представляют варианты ответов и комментарии.

После обсуждения учитель демонстрирует правильный вариант распределения процентов:

90% всей мы получаем по зрительному каналу, лишь 5% - по слуховому каналу и 5%  - с помощью остальных органов чувств.

Далее учитель акцентирует внимание на том, что 5% информации, которые к нам приходят через уши, чрезвычайно важны. Никакой язык жестов, никакая зрительная сигнализация не способны заменить нам общение с другими людьми с помощью языка, восприятия музыки, пение птиц, шум морского прибоя.

Беседа – анонс примерной тематики раздаточного материала по рабочим группам

Вербальные: речь учителя и учащихся

Личностные: мотивация учения

Регулятивные: работа в группах

Познавательные:

- формирование интереса к данной теме;

- синтез – составление целого из частей;

 

3. Этап постановки учебной задачи 

Учитель представляет на экране изображение человека и различных объектов:  концертный зал, саксофон, эхолот, рыба, птица, тигр, комар, летучая мышь [1]

Учитель предлагает рассмотреть изображение и подумать:

- что общего у предложенных объектов?

- по какому признаку, и на какие группы можно разделить данные объекты?

После обсуждения в группах учащиеся представляют свои варианты.

С помощью наводящих вопросов учителя дети самостоятельно формулируют тему урока «Звук в природе» и проблемный вопрос: «Что общего в звуках живой и неживой природы?».

Далее учитель сообщает, что для компетентного ответа на поставленные вопросы и проверку своих вариантов ответов нам поможет мини-исследование.

Учитель представляет группы учащихся и выдает им инструктивные карточки [2]:

«Физики», «Биологи», «Экологи», «Инженеры», «Музыканты».

Беседа,

работа в группах

Вербальные: речь учителя; обсуждение в группе учащимися

Регулятивные:

- постановка темы и цели урока;

- самостоятельные действия учащихся по заданному алгоритму.

Познавательные:

-структурирование знаний;

- анализ с целью выделения признаков

- сравнение с целью выявления общего признака;

- самостоятельное выделение и формулирование

познавательной цели

Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и

условиями коммуникации

4. Этап работы в группах

Учащимся предлагается раздаточный материал по специфике группы для самостоятельного анализа.  Определяется общая задача:

познакомиться с содержанием в течение 10 минут и заполнить соответствующую графу таблицы № 1 [3].

Логические приемы: организация внутригруппового диалога для определения, что такое звук с точки зрения каждого «специалиста»;

преобразование текста в схематический вариант записи.

Практический метод: заполнение таблицы № 1

Возможна работа на доске, или через экран проектора

Технические: проектор для просмотра слайдов, презентация результатов работы.

Познавательные: совместные действия учащихся по выявлению  характеристик звука с точки зрения каждой группы специалистов;

построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и

условиями коммуникации.

5. Этап обобщения полученных знаний

Представление материалов учащимися.

Учитель напоминает, что в течение 3-х минут каждая группа представляет свой материал.

Записи размещаются каждой группой через ноутбук в таблицу № 1 или просто зачитываются представителями групп.

Участники других групп фиксируют недостающую информацию в

таблице № 1.

Оценка учащимися выступления представителей групп с помощью смайликов.

Практический метод: самостоятельная работа учащихся с текстовыми заданиями и вопросами с последующим обсуждением

Вербальные: речь учителя и учащихся (во время обсуждения)

Знаковые: с помощью

изображения смайликов: понравилось, не понравилось, информация не вызвала интереса

Регулятивные: самостоятельные действия учащихся по заданному алгоритму.

Познавательные:

- осознанное построение речевого высказывания в устной и

письменной

форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса деятельности.

Коммуникативные: совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля.

6. Этап закрепления усвоенного

На экране демонстрируется сводная таблица, текст которой заполнен детьми самостоятельно.

После чего на экране появляется сформулированный в начале урока проблемный вопрос:

«Что общего в звуках живой и неживой природы?»

С помощью наводящих вопросов педагогов учащиеся приходят к выводу о единстве физики звука:

-наличие источника

-волновое распространение

-скорость распространения зависит от среды

-звук воспринимается органами слуха

-значение звука - передача информации

-роль звука неоднозначна (положительная и отрицательная)

Логический прием:

Формулирование обобщения и выводов о роли звука в природе и его воздействия на человека.

Вербальные: речь учащихся и учителя. Технические: ноутбук, проектор

Регулятивные:

- самостоятельная оценка своей деятельности;

Познавательные:

- осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- формулирование выводов.

7. Этап рефлексии

Учитель задает учащимся вопросы:

—        Какую задачу решали сегодня на уроке?

—        Удалось ли её решить?

—        Как вы думаете, для чего вам могут пригодиться знания, полученные на уроке?

—        Что особенно понравилось на уроке? Что вызвало затруднение?

Учитель просит заполнить рефлексивный лист [4].

Затем учитель предлагает поблагодарить друг друга за работу  на уроке аплодисментами.

Беседа.

Учитель организует познавательную и социальную рефлексию

Вербальные: речь учителя и учащихся.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности и работы группы на уроке.

Личностные: требовательное отношение к себе и своей работе

8. Домашнее задание

Выполняется по желанию учащихся.

Создать музыкальный инструмент самостоятельно. [5]

Словесные: беседа.

Вербальные. Речь учителя        

Коммуникативные:

участие в диалоге

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.

  1. Самооценка и взаимооценка результатов учебной деятельности
  2. Наблюдение за работой групп
  3. Заполнение таблицы «Звуки в природе»
  4. Заполнение рефлексивных листов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме:С природой одною он жизнью дышал..."

Интегрированный урок по биологии и литературе по поизведениям Пришвина М.М.- 6 класс...

Интегрированный урок биологии и географии "Природа тропического пояса" для обучающихся 6 класса в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Цели: 1) обобщить и систематизировать полученные знания обучающихся о материках, океанах, поясах освещённости земли, типах климата и сформировать представления о природе тропического пояса с исп...

Интегрированный урок по теме"Особенности природы Кавказа."

Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. Это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, символ вольной, неукротимой, самобытной природы. О Кавказе писал М.Ю. Лермонтов, Кавказу по...

Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"

Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как  "вечная" тема мировой литературы" (литература, английский язык, изобразительное искусство)Учителя Коваль Т.Е., Ма...

Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"

Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"...

Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"

Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"...

Интегрированный урок литературы и экологии «Природа Дальнего Востока глазами В.К. Арсеньева – путешественника, ученого, писателя».

Интегрированный урок литературы и экологии "Природа Дальнего Востока глазами В.К. Ареньева - путешественника, учёного, писателя"...