Тема урока: «Скелет. Строение, состав и соединение костей»
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Практическая работа: методическая разработка.
«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по биологии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota_-_stepina_ga.docx | 29.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа: методическая разработка.
«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по биологии»
Степина Галина Александровна, учитель биологии МБОУ «ООШ села Бобровка»
Технологическая карта урока биологии в 8 классе.
Тема урока: «Скелет. Строение, состав и соединение костей»
Учебный предмет | биология |
Класс | 8 |
Учитель | Степина Галина Александровна |
Учебник | Драгомилов А.Г. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – 5-у изд., стереотип. –М.: Вентана – Граф, 2019. – 288с.:ил. – (Российский учебник). |
Тема учебного занятия | Скелет. Строение, состав и соединение костей |
Тип учебного занятия | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Цель учебного занятия | Создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных способностей школьников. Формирование понятий о скелете человека. |
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
|
Планируемые образовательные результаты | Личностные: • осознают единство и познаваемость окружающего мира. • проявляют познавательные интересы, направленные на изучение организма человека, его приспособленности к социальным факторам эволюции. Метапредметные: - Познавательтные УУД • работают с различными источниками информации для решения учебной проблемы; • участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения; • применяют рисунки и схемы для решения учебных и познавательных задач; • осуществляют сравнение и делают вывод; • проводят биологическое исследование, используя натуральные объекты, муляжи, рисунки и схемы. - Регулятивные УУД • владеют навыками самоконтроля к готовности к учебной деятельности, • осуществляют целеполагание и планирование действий; • проявляют навыки самооценки, взаимооценки, коррекции, понимания границ своего знания, формируют запроса на недостающую информацию. - Коммуникативные УУД: • умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; • владеют навыками планирования, учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умениями работать в группе; Предметные: • выделяют признаки сходства и признаки отличия скелета человека и позвоночных животных; • отрабатывают умение работать с натуральными объектами (скелетами позвоночных животных), макетом скелета человека; • сравнивают скелеты человека и животных; • определяют черты приспособлености к прямохождению и трудовой деятельности; • устанавливают связь между строением и функциями скелета человека. |
Методы и формы обучения | объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, работа в группах, моделирование. |
Оборудование: экран, компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник, тетрадь, скелет, тесты.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
Межпредметные связи: связь с химией, анатомией, физиологией, медициной.
Ожидаемые результаты:
-усвоение материала в полном объёме на уроке;
- применение полученных знаний при выполнении практических заданий;
-умение «оперировать» биологическими терминами.
№ | Этапы урока | Методы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Организационный момент | Метод стимулирования отношений долга и ответственности | Приветствие учеников. Организовать контроль начала работы, обеспечить интеллектуальный и эмоциональный настрой учеников на урок. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания позитивной эмоциональной обстановки. Посмотрите, ребята, Какой хороший денёк! Улыбнёмся друг другу. И начнём урок! | Стоя приветствовать учителя. Настроиться на восприятие материала урока. | Оценивание ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики. (коммуникативные) |
2 | Актуализация знаний | Актуализация знаний «Движенье – это жизнь», - заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться, и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы. В скелете человека насчитывается около 210 костей. Скелет обеспечивает опору и движение нашего тела, защищает внутренние органы. Предложите цель нашего урока и вопросы, на которые нам нужно найти ответить на уроке. | Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске. | ||
3 | Мотивация. Этап целеполагание | Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в УД | Учитель задаёт вопросы. Предложить учащимся вспомнить все системы органов. Ребята, мы не просто так вспомнили и перечислили все системы органов, а нам с вами необходимо определить тему нашего сегодняшнего урока. Для всех живых организмов характерно движение. Человек тоже совершает различные движения. Какие? Движение тела происходит за счёт какой системы? А что составляет опорно-двигательную систему, почему ещё эту систему называют костно-мышечной? А кости в совокупности составляют что? Скелет представляет собой единое прочное образование. Помимо костей в него входят хрящи и связки, состоящие из прочной соединительной ткани. В скелете человека насчитывается более 200 костей. Так какова же тема нашего сегодняшнего урока? (слайд 1) Учитель объявляет тему урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей», просит записать в тетрадь. А теперь давайте сформулируем цель нашего сегодняшнего урока, исходя из нашей темы. | Отвечают на вопросы учителя. Система покровных органов, опорно-двигательная, пищеварительная, иммунная, кровеносная, дыхательная, мочевыделительная, нервная, эндокринная, половая или репродуктивная. Он ходит, бегает, прыгает, выполняет упражнения, занимается спортом. Без движений невозможна трудовая деятельность. Движение способствует физическому развитию человека, укрепляет и поддерживает его здоровье. За счёт опорно-двигательной системы Мышцы, которые прикреплены к костям. Скелет. «Скелет. Строение, состав и соединение костей» Записывают в рабочих тетрадях тему: Скелет Наша цель: Изучить отделы скелета, строение, химический состав и соединение костей. | Осознание осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности. (личностные) Самоопределение в целях учебной деятельности (регулятивные) |
Профилактика утомляемости перенапряжения | Физкультминутка-перезагрузка: Руки в стороны поставим, Правой левую достанем. А потом наоборот: Будет вправо поворот, Раз хлопок, два хлопок, Повернись ещё разок! Раз, два, три, четыре, Руки выше, плечи шире! Опускаем руки вниз И за парты вновь садись. | Выполняют динамические упражнения | |||
4 | Изучение нового материала | Исследовательский метод | Постановка вопросов, обеспечение готовности к усвоению нового материала. (создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?») Демонстрация скелета. Предложить учащимся, пользуясь рисунком 13 на стр.36 «Скелет человека спереди» § 6 учебника или слайдом самим выделить и записать в тетрадь отделы скелета человека. (слайд 2) Показать на скелете все отделы. Предложить учащимся самим сформулировать функции скелета. Задание 1: 1. Предложить учащимся найти в учебнике типы костей и подобрать примеры к каждому типу. Найти эти кости на рисунке в учебнике и показать на скелете. Задание 2: 1. Предложить учащимся вспомнить какие типы тканей существуют. 2. Описать строение костей, опираясь на текст учебника, рисунок 14 «Строение трубчатой кости». (слайд 3) Дополнительная информация: Скелет новорожденного ребёнка состоит из более чем трёхсот косточек, но в результате того что многие из них срастаются в процессе взросления, в скелете взрослого их остаётся лишь 206 Возраст окончания роста у каждого человека индивидуален, но среднее значение возраста, в котором человек завершает стадию роста и развития организма – это 25 лет. У разных людей он может варьироваться от 22 до 27, реже – от 20 до 30 лет. (слайд 4) Старославянское слово «кощь» («кошть») означает «сухой». От него произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок - Кощей Бессмертный. Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь. Давайте выясним, какие особенности химического состава и строения придают костям уникальные свойства.
1. Предложить учащимся выяснить состав кости. Записать какие вещества составляют химический состав кости и какую функцию они выполняют. (слайд 5) 2. Ответьте на вопрос: Как изменяется состав костей с возрастом? Почему у детей часто встречаются искривления костей, а у пожилых людей переломы? Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой?
3. Предложить учащимся найти в тексте параграфа, на рисунке 16 «Соединение костей» три типа соединения костей и привести примеры этих типов соединения. Описать строение сустава, опираясь на текст параграфа рисунок 17 «Строение сустава». (слайд 6) | Отвечают на вопросы учителя. Слушают, выполняют необходимые задания. Сравнивают скелет с рисунком в учебнике и рисунком на слайде, находят основные отделы скелета и записывают (скелет головы (череп), скелет туловища, скелет верхней конечности, скелет нижней конечности. Работа со скелетом у доски. Определяет форму тела, обеспечивает опорную, защитную и двигательную функцию Учащиеся находят типы костей и подбирают примеры по каждому типу Длинные (трубчатые) – кости плеча, предплечья, бедра, голени; короткие – кости кисти и стопы, плоские – кости черепа, лопатки.) Перечисляют типы тканей (эпителиальная, соединительная, мышечная – гладкая и поперечно-полосатая, нервная). Кости образованы соединительной костной тканью. Снаружи они покрыты плотной оболочкой – надкостницей, а места, где кости сочленяются друг с другом суставным хрящом. Надкостница обеспечивает рост кости в толщину и её срастание при переломе. Надкостница и кость пронизаны кровеносными сосудами, по которым идёт снабжение ткани питательными веществами и кислородом. В надкостнице очень много нервных окончаний, поэтому её повреждение очень болезненно. Надкостница прилегает к компактному веществу кости. На слайде и на рисунке 15 учебника «Строение кости под микроскопом», видно, что оно пронизано мельчайшими костными канальцами, по которым проходят сосуды и нервы. Вокруг них располагаются костные клетки, которые выделяют межклеточное вещество, имеющие форму костных пластинок. Компактное вещество, находящееся под надкостницей, образует наружный слой кости. За ним следует губчатое вещество. Оно заполняет головки длинных костей. Губчатое вещество состоит из многочисленных костных перекладин, между которыми видны полости, заполненные красным костным мозгом. Эта ткань вырабатывает клетки крови. Внутри между головками длинных костей имеется костномозговая полость. Она заполнена жёлтым костным мозгом, богатым жировой тканью. Кости состоят из органических (белки, жиры, углеводы) и неорганических веществ (кальций, фосфор, магний). Органические вещества придают гибкость и упругость кости, неорганические – твёрдость. Состав костей меняется в течение всей жизни человека. У детей в костях процент органических веществ больше, поэтому они более гибкие и упругие, менее ломкие, но легче поддаются искривлению. С возрастом кости становятся более хрупкими, т.к. в них Увеличивается процентное содержание минеральных солей. Соединение костей в скелете может быть неподвижным (шов) – кости черепа, кроме нижней челюсти, подвижным - суставы и полуподвижным | Поиск и выделение необходимой информации на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей. (познавательные). Формы оценивания: активную работу учащихся (устные ответы) оценивает учитель Формы оценивания: активную работу учащихся (устные ответы) оценивает учитель |
5 | Закрепление учебного материала | Проблемно-дискуссионный (учащиеся формулируют проблему и защищают свою точку зрения по ее содержанию и способу решения) | Предлагает выполнить тест. 1. Скелет человека состоит из отделов: а-скелета головы б-скелета туловища в-скелета конечностей г-верны все ответы 2. Неподвижное соединение костей а-называется б-стык в-сустав г-шов д-хрящ 3. Кости состоят из ткани: а-эпителиальной б-мышечной в-нервной г-соединительной 4. Мышцы и кости составляют систему органов: а-Опорно-двигательную б- Нервную в- Пищеварительную г- Половую Критерии оценивания – «5» - ни одной ошибки, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, «2» - 4-5 ошибок (слайд 7) | Выполняют тест. Проверяют друг у друга ответы. Ставят отметки. Ответы : г, в, г, а. | Оценивание ситуаций защиты и взаимодействия в соответствии с правилами логики, поведения и этики. (коммуникативные, регулятивные) |
6 | Домашнее задание | Проинструктировать о выполнении дом.задания. §6 и вопросы после параграфа. (слайд 8) | Применить полученные знания на уроке при самостоятельном выполнении домашнего задания. | ||
7 | Итоги урока. Рефлексия. | Цель учителя: Развивать умения соотносить цель и результат. Деятельность учителя: Организует беседу с классом по вопросам: -Какие затруднения у вас возникли на уроке? -Что нового вы узнали? -Что было интересно? -Чему научились? Продолжите предложения: 1.Сегодня я узнал … 2.Я научился … 3.Я могу рассказать другим о … 4.Мне было интересно узнать, что. 5.На уроке мне понравилось … Спасибо всем за урок. Молодцы! | Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса. Отвечают на вопросы. | Оценивание ситуаций защиты и взаимодействия в соответствии с правилами логики, поведения и этики. (коммуникативные, регулятивные |
Источники информации
- CD-диск 1С: Школа. Биология. Человек. 8кл. ООО «1С-Паблишинг», 2007. Издательский центр «Вентана-Граф»
- Учебник Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. « Биология. Человек. 8 класс» – М.: Вентана-Граф, 2015.
- Рабочая тетрадь № 2 к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» авторов А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Константинова И.Ю.. Поурочные разработки по биологии. 8 кл. – М.:ВАКО, 2019. – 448с. – (В помощь школьному учителю)
- Методическое пособие «Биология. Человек. 8класс: поурочные планы по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша/авт.-сост. О.Л.Ващенко.- Волгоград:Учитель, 2008.- 265с.
- Человек в цифрах: занимательная анатомия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Строение, состав и свойства костей, рост костей. Типы соединения костей»
Разработка урока «Строение, состав и свойства костей, рост костей. Типы соединения костей» с презентацией....
Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»
Технологическая карта урока биологии в 8 классе.Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»...
Мероприятие по биологии "Строение, состав и свойства костей. Типы соединения костей"
Строение, состав и свойства костей. Типы соединения костей...
Открытый урок по теме: «Скелет. Строение, состав и свойства костей»
Цель урока: познакомить учащихся со скелетом человека, с видами костей, строением , химическим составом и типами соединения....
Конспект урока. «Строение, состав и свойства костей, рост костей. Типы соединения костей».
Цель урока: учить описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение черепа, называть отделы позвоночника и части позвонка, раскрывать значение частей позвонка, объяснять связь между строением и...
Тема урока: Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей, типы их соединений.
Выяснить значение опорно – двигательной системы; раскрыть особенности строения связанные с прямохождением и свойства костей, сформировать понятие о химическом составе, о типах костей; выявить вз...
Скелет. Строение, состав и соединение костей
Тема: Скелет. Строение, состав и соединение костей...