Тема урока: Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей, типы их соединений.
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Тогузова Светлана Николаевна

Выяснить значение опорно – двигательной системы; раскрыть особенности строения связанные с прямохождением и свойства костей, сформировать понятие о химическом составе, о типах костей; выявить взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока:  Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей, типы их соединений.

учитель биологии Тогузова С.Н.,  МБОУ СОШ №3

Тип урока: Комбинированный

Авторы УМК: «Биология. Человек», 8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д., Москва издательство «Вентана-Граф», 2021 год.

Цели урока:

 Образовательные: выяснить значение опорно – двигательной системы; раскрыть особенности строения связанные с прямохождением и свойства костей, сформировать понятие о химическом составе, о типах костей; выявить взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций. 

Развивающие:  развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать логическое мышление (устанавливать причинно-следственные связи, подтверждая на данном предметном материале зависимость свойств объекта от его состава и строения);

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья (формировать представления учащихся о необходимости следить за своей осанкой и питанием). 

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

 Предметные: выработка умений проведения исследовательского эксперимента, освоение практических навыков регистрации эксперимента, понимание значения терминологии: скелет, строение, функции.

Метапредметные : развитие умений работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль, заносить полученные результаты в таблицу, анализировать, систематизировать материал.

Личностные: развитие исследовательских навыков: аккуратность, точность, последовательность, воспитание чувства ответственности за полученный результат, ориентирование на здоровый образ жизни.

Оборудование:

 Модели скелета человека и млекопитающего животного кошки, модели  скелета головы раздаточный материал «Позвонки человека».сухое горючее, пинцет, куриная кость. html  Презентации на тему «Опорно-двигательная система. Скелет человека»

Образовательные ресурсы:http://ppt4web.ru/medicina/skelet-cheloveka0.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I.Мотивация к учебной деятельности

 (2 мин)

Цели: Подготовка учащихся к работе на занятии.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Приветствие учеников. Настрой на работу

Приветствие учителя. Проверка всех принадлежностей к уроку на своем рабочем месте

Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия

Благоприятный настрой на урок.

II.  Проверка знаний (проверка выполнения домашнего задания)       

(5 мин)

Цели: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция

Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы и корректирует их.

На доске записывает понятия прошлого урока.(для слабых уч-ся)

Раздает тесты по домашнему параграфу (для сильной группы уч-ся)

 

Одна группа ребят работают с понятиями (рассказывают их друг другу). Другая группа ребят решают тест на предложенной заготовке в виде перфокарты и взаимно проверяют их

Работа с перфокартами по проверке  тестов

Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу

Получение оценок за результат

III. Формулирование темы урока, постановка цели

(5 мин)

Цели: Актуализация опорных знаний и умений.

 

Записывает тему урока на доске. Задает вопросы, для выявления опорных знаний и умений.

Ребята ! Давайте вспомним эволюцию появления скелета у животных. А чем  строение скелета животных отличается от скелета человека?

А на этот вопрос мы ответим в конце урока

 и выясним какие же особенности скелета человека, связанные с прямохождением.

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Ответ уч-ся:

- появление хорды  у ланцетника.

Эволюция типа Хордовых: от класса рыб к классу млекопитающих

Работа на повторение  по группам с учебником биологии за 7 класс.

Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.       

IV. Изучение нового

 (20 мин)

Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Ввести понятия урока.

Учитель делит уч-ся на группы для изучения темы.

Каждой группе раздает карточку с заданием

 I группа-  Разбирает функцию Опорно-двигательной системы

II группа  разбирает виды костей и обсуждают их  функцию

III группа   Работает  со свойствами костей (Проводят мини исследование . "Сжигание куриной косточки")

IV группа  по таблице  разбирает типы соединения костей.

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Учащиеся готовят ответы от группы. Выходят к доске и по таблицам дают свои ответы, а остальные на местах в рабочих тетрадях делают записи, рисунки.

Уч-ся внимательно слушают требования учителя.

Работают по инструктивной карточке.

Регулятивные :  способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент.

Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;    формирование;

составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов  с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.

Закрепление 10 мин

Задает вопросы:

Мы с вами рассмотрели осевой скелет человека, и можем отметить особенности скелета человека, связанные с прямохождением (учитель выслушивает ответы учащихся, дополняет, учащиеся записывают в тетрадь).

Учитель вызывает 2 -3 человек в зависимости от времени к доске показать на модели скелета отделы и кости скелета человека, задает по теме дополнительные вопросы.

Работа в парах заполнение кроссворд

Дети отвечают на поставленный учителем вопрос.

 Записывают особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью в тетрадь:

1.четыре плавных изгиба позвоночника

2.широкая грудная клетка

3.массивность костей нижних конечностей

4.широкие кости таза

5.сводчатая стопа

6.преобладание мозгового отдела над лицевым

Уч-ся работают с моделью скелета у доски.

 Заполняют кроссворд в парах

Ответы с комментариями

Фронтальный опрос у доски.

Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои действия.

Домашнее задание и выставление оценок

5 минут

Учитель выставляет и комментирует  оценки.

На доске

Устно:  §11,  вопросы после параграфа ответить устно

Письменно:  Раб. Тетрадь № 11 (1), 20, 23, 24, 25(1)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

 Регулятивные:

самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Опорно-двигательная система» 8-е классы.

Тема урока: «Опорно-двигательная система»...

Урок «Строение, состав и свойства костей, рост костей. Типы соединения костей»

Разработка урока «Строение, состав и свойства костей, рост костей. Типы соединения костей» с презентацией....

Тема урока: «Опорно-двигательная система»

Тема урока: «Опорно-двигательная система»...

Мероприятие по биологии "Строение, состав и свойства костей. Типы соединения костей"

Строение, состав и свойства костей. Типы соединения костей...

Открытый урок по теме: «Скелет. Строение, состав и свойства костей»

Цель урока:    познакомить учащихся со скелетом человека, с видами костей, строением , химическим   составом  и  типами соединения....

Конспект урока. «Строение, состав и свойства костей, рост костей. Типы соединения костей».

Цель урока: учить описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение черепа, называть отделы позвоночника и части позвонка, раскрывать значение частей позвонка, объяснять связь между строением и...