Методическая разработка ТЗ История развития эволюционных идей.
план-конспект занятия по биологии (11 класс)
Методические рекомендации разработаны для проведения со студентами первого курса Специальности 34.02.01Сестринское дело (на базе основного общего образования) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, рабочей программой, календарно-тематическим планом по предмету ОУД 15 «Биология». Вид занятия можно охарактеризовать как урок комбинированного типа. Документ содержит подробную методику проведения занятия, описывая его основные этапы, а также методы и приемы, используемые при объяснении и закреплении нового материала. Особое внимание уделяется наглядному материалу, служащему для изложения нового материала: использованию компьютерных презентаций, учебно-тренировочного материала (в виде учебных карточек), наглядного материала теме занятия (портреты ученых), анкет для проведения само- и взаимооценки работы в группе, рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotkatz_istoriya_razvitiya_evolyutsionnyh_idey._konkurs_2020.docx | 55.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОУД 15 БИОЛОГИЯ
Кузяева Анна Михайловна
ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж»
История развития эволюционных идей.
Аннотация
Методические рекомендации разработаны для проведения со студентами первого курса Специальности 34.02.01Сестринское дело (на базе основного общего образования) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, рабочей программой, календарно-тематическим планом по предмету ОУД 15 «Биология». Вид занятия можно охарактеризовать как урок комбинированного типа. Документ содержит подробную методику проведения занятия, описывая его основные этапы, а также методы и приемы, используемые при объяснении и закреплении нового материала. Особое внимание уделяется наглядному материалу, служащему для изложения нового материала: использованию компьютерных презентаций, учебно-тренировочного материала (в виде учебных карточек), наглядного материала теме занятия (портреты ученых), анкет для проведения само- и взаимооценки работы в группе, рефлексии.
Пояснительная записка
Методическая разработка занятия по дисциплине «Биология» на тему «История развития эволюционных идей» представляет собой подробный план - конспект урока в форме теоретического занятия с применением активных методов обучения и использованием элементов технологии проектного и развивающего обучения, а также использование информационно-коммуникационных технологий. Цель данной разработки - сформировать у учащихся представления о развитии биологии в разные периоды истории, обеспечивающие основу эволюционного учения.
Тематика и содержание методической разработки актуальна и разработана с учетом возрастных особенностей студентов. В данной методической разработке предлагается занятие с использованием метода проектов, дающим возможность расширить знания об эволюционном учении, полученные в 9 классе, расширить и углубить этого понятия.
На занятии студенты закрепляют полученные ранее знания по теме. Работают с аудиторией, получают навыки презентации собственных информационно - исследовательских проектов. На уроке обобщаются и систематизируются знания студентов, а затем материал закрепляется практически путем составлением аналитических таблиц. Такая форма занятия активизирует познавательную деятельность студентов, помогает проявить им свои творческие и интеллектуальные способности, воспитывает культуру общения.
Тема: История развития эволюционных идей.
Продолжительность занятия:90 минут
Тип занятия: Комбинированный
Цели занятия: сформировать у учащихся представления о развитии биологии в разные периоды истории, обеспечивающие основу эволюционного учения.
Обучающая:
Знать:
- Историю развития эволюционных идей;
- Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии;
- Предпосылки возникновения и основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина;
Уметь:
- Оценивать роль эволюционного учения в формировании современной естественно - научной картины мира.
- Развивать способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.
Развивающая:
- развивать умение выделять верное среди положений об эволюции;
- развивать умение сравнивать и сопоставлять результаты деятельности ученых;
- развивать умение работать в группах;
Воспитывающая:
- воспитывать материалистическое понимание мира;
- воспитывать положительное отношение к знаниям.
Место проведения: кабинет биологии, экологии
Оснащение занятия:
- портреты ученых;
- рабочая тетрадь студента;
- печатные таблицы для заполнения в процессе защиты проектов(тезисы эволюционных учений);
- печатные таблицы для подведения итогов занятия (оценка, самооценка);
- анкеты для подведения итогов занятия (рефлексия);
- презентации по теме занятия;
- интерактивная доска;
- компьютер.
Междисциплинарные связи: экология, история, обществознание
Методы и формы деятельности: метод учебных проектов.
Методы:
- По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
- По характеру познавательной деятельности: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проектная работа.
Формы деятельности: беседа, демонстрация, самостоятельная работа, выполнение группового задания.
Практическое применение метода проектов при подготовке ТЗ №14 «История развития эволюционных идей».
Идея проекта.
Изучение темы «История развития эволюционных идей» представляет определенную сложность. Она заключается в том, что преподавателю непрерывно приходится держать в поле своего внимания вопросы эволюционной теории. Развитие эволюционных понятий будет идти и в других темах, однако здесь закладывается основа, от прочности которой будет зависеть усвоение остального материала.
Использование метода проектов при изучении данной темы позволяет:
- опираясь, на имеющиеся у студентов знания, проследить возникновение и развитие эволюционных представлений, становление систематики, изучить историю биологии дедуктивно;
- при выполнении студентами практических заданий придти к осознанному и прочному усвоению знаний о теории эволюции органического мира;
- при оформлении работ в виде презентаций и докладов, лучше усвоить тему, применив свои знания в новой ситуации;
- студентам оценить свои результаты.
Функции, возлагаемые на метод проектов.
1. Общекультурная (опыт освоения учащимися научной картины мира);
2. Учебно-познавательная (овладение креативными навыками продуктивной деятельности, рефлексия, самооценка, анализ, планирование, целеполагание);
3. Информационная (самостоятельно находить, отбирать, структурировать, сохранять и передавать информацию);
4. Коммуникативная (культура вербального и невербального взаимодействия);
5. Личностное самосовершенствование.
Цели и задачи учебного проекта.
Целью проекта является создание условий, при которых:
- Учащиеся самостоятельно получают информацию из различных источников.
- Учатся пользоваться приобретёнными знаниями.
- Развивают исследовательские навыки.
- Учатся выдвигать проблему, учатся анализировать собранный материал.
- Отрабатывают навыки работы на компьютере.
Этапы работы над проектом.
1 этап. Погружение в проект. а) Пробуждение у студентов интереса к теме проекта в ходе беседы.
Приводится высказывание: «Эволюция- необратимое историческое развитие природы». Справедливы ли эти слова? Выясняется, что студенты знают о нем, и из каких источников они получили эту информацию. Дальше задается вопрос: «Всегда ли люди знали о том, что существует эволюционное развитие природы». Студенты высказывают гипотезы.
б) Итогом беседы является формулирование проблемного вопроса: Каковы причины многообразия органического мира?
в) Определяются направления работы, формулируются задачи:
1) Проследить развитие основных эволюционных представлений (Аристотель, К.Линней, Ж.-Б. Ламарк);
2) Выяснить предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина;
3) Рассмотреть основные положения этой теории;
2 этап. Организация деятельности.
За неделю до предполагаемой защиты проекта студентам предлагает самостоятельно разделиться на четыре группы (по желанию и интересам) и выбрать лидера (руководителя). Каждая группа выбирает одно из направлений работы в проекте. Преподаватель помогает учащимся групп составить план работы по решению задач проекта и рекомендует источники получения информации. Выбирается форма представления результатов работы, общие правила оформления продуктов проектной деятельности (презентаций, докладов).
Учащиеся самостоятельно распределяют роли в группах.
3 этап. Осуществление деятельности
Учащиеся самостоятельно отбирают информацию, выполняют задания по намеченному плану работы. Учитель наблюдает и консультирует. Затем в ходе дискуссии в группах отбирается главное, основное содержание будущего проекта.
4 этап. Презентация
Защита проектов по группам согласно календарно-тематическому планированию и учебному расписанию.
Технологическая карта теоретического занятия
№ п/п | Название и содержание этапа | Время (мин) | |
1. | Организационный момент | 2 | |
Деятельность студента Приветствие. Отчет дежурного группы. | Деятельность преподавателя Приветствие студентов, выяснение причин отсутствующих. Установление психологического комфорта. Настрой на рабочий лад. | ||
2. | Проверка домашнего задания по вопросам | 13 | |
Деятельность студента Решение теста «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле» | Деятельность преподавателя Фронтальная проверка в письменной форме. Методы обучения: репродуктивный Формы деятельности: самостоятельная работа. (Приложение №1) | ||
3 | Сообщение новой темы, цели, задач занятия. Мотивация учебной деятельности | 5 | |
Деятельность студента Слушают преподавателя, вспоминают пройденный материал, формулируют определение и записывают в тетрадь дату и тему урока. | Деятельность преподавателя Демонстрирует портреты ученых, позитивно настраивает на достижение задач урока, мотивирует через показ значимости изучения истории биологии для формировании современной естественно - научной картины мира , знакомит с планом урока, правилами заполнения таблицы (Приложение №2) | ||
4 | Ознакомление с новым материалом по вопросам в форме защиты учебных проектов: | 55 | |
Деятельность студента 1.Слушают преподавателя и руководителей групп учебных проектов (докладчиков), Смотрят презентацию, записывают в таблицу основные достижения и заблуждения ученых (Аристотель, К.Линней, Ж.-Б. Ламарк, Ч.Дарвин). 2.Защищают учебные проекты. Отвечают на вопросы. | Деятельность преподавателя Предлагает студентам представить свои проекты. Координирует процесс защиты проектов, поддерживает обратную связь, уточняет значение терминов и понятий, выступает экспертом продукта проекта. Организует обсуждение результатов. Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный. Формы деятельности: демонстрация, просмотр видеоматериалов, самостоятельная работа. | ||
5 | Применение и закрепление знаний, умений: | 5 | |
Деятельность студента Завершают работу с таблицей, проверяют правильность ее заполнения | Деятельность преподавателя Проверяет правильность заполнения таблицы, перечисляя основные положения представленных теорий, обобщает полученные знания. (Приложение №3) Методы обучения: репродуктивный, проблемный. Формы деятельности: самостоятельная работа, беседа, обобщение. | ||
6. | Оценка деятельности студентов. Рефлексия. Подведение итогов | 7 | |
Деятельность студента Оценивают свою работу и работу друг друга. Слушают рекомендации преподавателя и анализ выставляемых оценок | Деятельность преподавателя Подводит итог, оценивает работу обучающихся на занятии, проводит рефлексию, выставляет оценки (Приложение № 4, 5). Методы обучения: репродуктивный, проблемный. Формы деятельности: самостоятельная работа, беседа, обобщение. | ||
7. | Постановка внеаудиторной самостоятельной работы | 3 | |
Деятельность студента Записывают домашнее задание в тетрадь. Получают пояснения по выполнению домашнего задания | Деятельность преподавателя Объясняет выполнения домашнего задания. 1. Выучить новые термины. 2. Подготовиться к самостоятельной работе. Методы обучения: репродуктивный Формы деятельности: беседа, обобщение |
Приложение №1
ТЗ №13
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.
Предмет | ОУД 15 Биология |
Раздел 4 | Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение |
Тема Специальность | 4.1. 34.02.01 Сестринское дело |
Вопрос №1
Установите последовательность этапов развития растительного мира на Земле от наиболее древних к современным:
1) появление псилофитов
2)обилие древовидных папоротников, хвощей и плаунов
3) появление зелёных водорослей
4)появление и расселение покрытосеменных растений
5) появление первых фотосинтезирующих бактерий
Вопрос №2
Установите соответствие между организмами, появившимися или расцветавшими в процессе эволюции, и эрами, в которые они появились и расцветали.
ОРГАНИЗМЫ |
| ЭРЫ |
А) возникновение первых птиц Б) расцвет рептилий В) расцвет моллюсков Г) расцвет насекомых Д) расцвет млекопитающих Е) распространение птиц |
| 1) палеозойская 2) мезозойская 3) кайнозойская |
Вопрос №3
Установите соответствие между организмами, появившимися или расцветавшими в процессе эволюции и эрами, в которые они появились и расцветали.
ОРГАНИЗМЫ |
| ЭРЫ |
А) появление и расцвет приматов Б) появление бактерий и простейших В) появление зелёных водорослей Г) появление красных водорослей Д) расцвет простейших и кишечнополостных Е) появление человека |
| 1) архейская 2) протерозойская 3) кайнозойская |
Вопрос №4
В какой эре растительный мир приобрел современный облик:
1)палеозойской
2)кайнозойской
3) мезозойской
4)протерозойской
Вопрос №5
Установите соответствие между ароморфозом хордовых и эрой, в которой он появился:
АРОМОРФОЗ |
| ЭРА |
А) четырёхкамерное сердце у птиц Б) костные челюсти у панцирных рыб В) лёгочное дыхание у двоякодышащих рыб Г) пятипалая конечность у стегоцефалов Д) матка и плацента у млекопитающих Е) яйцо, покрытое плотной оболочкой, у пресмыкающихся |
| 1)палеозой 2) мезозой |
Вопрос №6
Теория абиогенеза объясняет возникновение жизни на Земле путем:
1) занесения ее из космоса
2) происхождения ее от живого
3) сверхъестественного творения
4) самопроизвольного зарождение из неживого
Вопрос №7
В 1924 году коацерватную гипотезу происхождения жизни на Земле сформулировал:
1)Л.Пастер
2) С.Миллер
3)Дж. Бернал
4) А.Опарин
Вопрос №8
Началом биологической эволюции жизни на Земле принято считать момент возникновения первых:
1)Органических веществ
2) К оацерватных капель из органических веществ
3)Одноклеточных прокариотических организмов
4)Одноклеточных эукариотических организмов.
Вопрос №9
Согласно взглядам А. И.Опарина основным источником энергии для биогенного синтеза органических веществ из неорганических на древней Земле были:
1)Электрические разряды
2)ультрафиолетовое излучение
3)энергия химических реакций
4)Тепловое излучение от извержений вулканов
Вопрос №10
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их:
1) Происхождение жизни на Земле по-разному объясняют несколько различных гипотез. (2) Гипотеза самозарождения указывает на возможность появления живых существ только от живых родителей. (3) Её приверженцами были Р. Гук, Л. Пастер и ряд других учёных. (4) Креационизм – ещё одна гипотеза, утверждающая, что жизнь существовала вечно. (5) А.И. Опарин и английский биолог Дж. Холдейн предположили, что органические вещества и организмы возникли абиогенным путём из неорганического вещества в результате длительной эволюции. (6) Жизнь возникла на Земле примерно 3,5 млрд лет назад.
Эталон правильных ответов:
Вопрос №1
Правильный ответ — 5,3,1,2,4
Вопрос №2
Правильный ответ — 2,2,1,3,3,3
Вопрос №3
Правильный ответ — 3,1,1,2,2,3
Вопрос №4
Правильный ответ — 2
Вопрос №5
Правильный ответ — 2,1,1,1,2,1
Вопрос №6
Правильный ответ — 4
Вопрос №7
Правильный ответ — 4
Вопрос №8
Правильный ответ — 3
Вопрос №9
Правильный ответ — 1
Вопрос №10
Правильный ответ — 2,3,4
Пояснение:
(2) – Гипотеза самозарождения предполагала рождение живого из неживого (например, из дынного дерева или бараньей подливки).
(3) – Р. Гук и Л. Пастер НЕ ЯВЛЯЛИСЬ приверженцами гипотезы самозарождения
(или, Л. Пастер и ряд других учёных опровергли гипотезу самозарождения.
или, Её приверженцами были Демокрит, Платон и Аристотель)
(4) – Креационизм рассматривает жизнь как результат божественного творения.
Приложение №2
Аристотель | |
Достижения | Заблуждения |
|
|
Карл Линней | |
Достижения | Заблуждения |
|
|
|
|
Жан-Батист Ламарк | |
Достижения | Заблуждения |
|
|
|
|
Движущие силы эволюции по Ч.Дарвину | |
|
|
Приложение №3
№ | Критерии выполнения и защиты проекта | Само - оценка | Оценка других групп | |||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | |||
1. | Качество: Соответствие содержания заявленной теме, лаконичность, научность, продуманность структуры. | |||||
2. | Корректность текста: Отсутствие ошибок, точность, законченность. | |||||
3. | Дизайн: Разметка слайдов отвечает эстетическим требованиям, текст легко читается, фон сочетается с элементами, изображения соответствуют содержанию. | |||||
4 | Взаимодействие: Коммуникабельность, уважение и внимание к другим, активность. | |||||
5 | Выступление: Качество сообщения, убедительность, глубина знаний по теме, аргументированность, полнота ответов на вопросы, грамотность речи, владение терминологией. | |||||
Общее количество баллов |
Приложение №4
Анкетирование:
- Было ли мне комфортно в процессе учения? (+/-)
- Мнекомфортно работалось в малой группе? (+/-)
- Авторитетен ли я в вопросах, изучаемых группой? (+/-)
- Были ли у меня затруднения в работе с группой? (+/-)
- Достиг ли я цели обучения? (+/-)
- Нужен ли мне этот материал для дальнейшей учебы? (практики, просто интересен)? (+/-)
- В чем я затруднялся?(свой вариант)
Приложение №5
Сводная таблица (на доске)
№ группы | 1 | 2 | 3 | 4 | Рейтинговая оценка (среднеарифметическая) | Итоговая оценка |
№1 | ||||||
№2 | ||||||
№3 | ||||||
№4 |
Источники информации.
Литература
Основная:
1.Константинов В.М. Биология. – М.: Академия, 2014
2. Биология [Электронный ресурс] : учебник / И.И. Козлова, И.Н. Волков, А.Г. Мустафин - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015.
3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология: учебник для студ. учреждений высш. образования (бакалавриат). — М., 2014.
4.Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014.
Дополнительная:
- Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2009
- Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов , В.В. Сериков// Педагогика. – 2003. – № 10. – С.8–14.
- Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с., с109
- Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. Сборник статей/ Под ред. Пахомовой Н.Ю.,-М.:МИОО,2005. 214с.//Метод проектов: история вопроса. / Полат Е.С., доктор пед . наук, профессор ИСМО,РАО/,с.22;6
- Соответствие нормативной базы образовательного учреждения с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов НПО И СПО. Сборник документов «В помощь руководителям, преподавателям и мастерам производственного обучения ОУ НПО и СПО» сост.: Травкина Н.Н., Агищева Т.И., Каруна Т.А., Трутаева Л.А., Пыжова Т.В., Павленко В.Н..Курск : Изд-во ООО «Учитель», 2012 г. 146 с.; с 6
Интернет –ресурсы
Основные:
1. http://www.medcollegelib.ru/ (Электронная библиотека медицинского колледжа)
2. www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
3. www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История развития эволюционных идей
Представления древних философов о развитии живой природы. Додарвиновский период. Сторонники трансформизма....
Презентация "Развитие эволюционных идей"
Презентация к уроку в 9 классе. Ипользуется на уроке в комплекте с тематическим модулем "Развитие эволюционных идей"...
Методическая разработка урока истории в 6-м классе "История семьи – страница многовековой истории Отечества"
методическая рабработка...
Презентация к уроку "История развития эволюционных идей"
Презентация к уроку "История развития эволюционных идей"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКА»
Урок «Социально – экономическое развитие России в конце 19 – начале 20 века» является частью раздела «Россия в конце 19 – начале 20 века». Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и прием...
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...
Методическая разработка урока истории в 10 классе "Духовный мир восточного человека" на основе технологии развития критического мышления
Данная разработка урока истории в 10 класе составлена на основе технологии развития критического мышления учащихся через чтение и письмо....