Основные понятия по генетике шпора
учебно-методический материал по биологии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Гетическая символика и термины.
- ♀ – женский организм.
- ♂ – мужской организм.
- Х – скрещивание
- Р – родители
- F1, F2 – дочерние организмы 1 и 2 поколения
- А, В, С – гены, кодирующие доминантные гены (внешне проявляющиеся в генотипе)
- а, в, с – гены, кодирующие рецессивные признаки (внешне подавляются доминантными генами и проявляются только в гомозиготе)
- Зигота – оплодотворенная яйцеклетка.
- Гомозигота – особь, имеющая одинаковые гены и не дающая расщепления в потомстве (АА, ВВ, аа).
- Гетерозигота – особь, имеющая разные гены и дающая расщепление в потомстве (Аа, Вв).
- Генотип – совокупность генов в организме.
- Фенотип – совокупность внешних и внутренних признаков в организме.
- Закон чистоты гамет – при формировании гамет в каждую гамету попадает один из пары признаков. Аа – генотип (организм)
– гаметы (половые клетки)
- Моногибридное скрещивание – скрещивание родительских особей, резко отличающихся по одной паре альтернативных признаков (на схеме).
- 1 закон Менделя (закон единообразия) – гибриды 1 поколения всегда единообразны по генотипу и фенотипу.
- 2 закон Менделя (закон расщепления) – при дальнейшем скрещивании гибридов 1 поколения появляются особи с рецессивными признаками по фенотипу в отношении 3:1.
- Дигибридное скрещивание – это скрещивание родительских особей резко отличающихся по двум парам альтернативных признаков.
- 3 закон Менделя (закон независимого наследования) – признаки наследуются независимо друг от друга.
- Сцепленное наследование признака (изучал Т. Морган). Закон Моргана – признаки, локализованные в одной хромосоме, наследуются сцеплено.
- Аллельные гены – парные гены (АА, Аа, АаВв). Обычно аллельными генами обозначают организмы. Гаметы имеют один из пары признаков.
- Анализирующее скрещивание – это скрещивание испытуемой особи с особью, имеющей рецессивные признаки (♀Аа Х ♂аа).
- Промежуточное наследование (неполное доминирование). Когда доминантный ген не полностью подавляет рецессивный, и в результате возникают промежуточные признаки
(АА Х аа => Аа)
красный белый розовый
Руководство к решению задач по генетике.
- Внимательно изучите условие задачи.
- О каких передаваемых по наследству признаках идет в ней речь.
- Введите буквенные обозначения аллельных генов, ответственных за эти признаки.
- Определите тип задачи.
- Запишите краткое условие задачи.
- Определите, о чём спрашивается в задаче.
- Выясните генотипы и фенотипы родителей.
- Начните с особей, несущих рецессивный признак.
- Если особи имеют доминантный признак, то обратите внимание на расщепление в потомстве.
- После того, как определите генотипы особей, запишите схему скрещивания.
- Изобразите на схемах все типы гамет, которые образуются у родительских форм, взятых для скрещивания.
- Определите и запишите генотипы и фенотипы потомков (если задача сложная, то для облегчения можно заполнить решетку Пеннета).
- Проведите анализ скрещивания и подсчет потомков по генотипу и фенотипу.
- Запишите результаты скрещивания (ответ).
Символика.
♀ – женская особь
♂ – мужская особь
Ғ – гибриды
× – скрещивание
Запись скрещивания.
Р ♀(г.) × ♂(г.)
(ф) (ф)
Гаметы Ғ1 (генотипы, фенотипы)
Ответ:
Правила решения задач по генетике.
Правило первое. Гибриды первого поколения единообразны по генотипу и фенотипу в том случае, если одна родительская особь гомозиготна по доминантым признакам, а другая – гомозиготна по рецессивным признакам (чистые линии).
Правило второе. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготны.
Правило третье. Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей была гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецесивному признаку.
Правило четвертое. Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в отношении 1:2:1, то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что особи гетерозиготны.
Правило пятое. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в отношении 9:3:3:1, то исходные особи были дигетерозиготными.
Правило шестое. Если при скрещивании особи, у которой доминантные признаки с особью, имеющей рецессивные признаки:
а) в потомстве отсутствует расщепление признака, и все гибриды (100%) имеют доминантные признаки, следовательно, испытуемая особь имеет гомозиготный генотип (АА);
б) если в потомстве наблюдается расщепление признака в отношении 1:1 (50% особей имеют доминантные признаки, 50% – рецессивные), следовательно, генотип испытуемой особи гетерозигота (Аа). Это относится и к дигибридному скрещиванию. Расщепление идет в отношении 1:1:1:1, а можно и по каждому признаку отдельно.
Правило седьмое. Если при скрещивании дигетерозиготной особи с дигомозиготным:
а) в потомстве появляются особи двух генотипов и фенотипов в пропорции близком 1:1, то это указывает на полное сцепленное наследование;
б) если в потомстве идет расщепление и появляются особи, имеющие в фенотипе доминантные или рецессивные признаки по 41,5%, и особи, имеющие доминантные и рецессивные признаки по 8,5%, то мы наблюдаем неполное сцепленное наследование (кроссинговер).
Правило восьмое. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в отношениях; 9:3:4, 9:6:1, 9:7, 12:3:1, 13:3, 15:1, то это свидетельствует о явлении взаимодействия генов; при этом расщепления в отношениях 9:3:4, 9:6:1, 9:7 свидетельствует о комплементарном взаимодействии генов, а расщепление в отношениях 12:3:1, 13:3, 15:1 – об эпистатическом взаимодействии.
Альтернативные признаки | |
Доминантный признак | Рецессивный признак |
Горох | |
Желтая окраска семян | Зеленая окраска семян |
Гладкая поверхность семян | Морщинистая поверхность семян |
Красная окраска венчика | Белая окраска венчика |
Высокий рост | Карликовый рост |
Томаты | |
Круглая форма плода | Грушевидная форма плода |
Красная окраска плода | Желтая окраска плода |
Высокий стебель | Низкий стебель |
Дрозофила | |
Серая окраска тела | Черная окраска тела |
Нормальные крылья | Зачаточные крылья |
Куры | |
Гороховидный гребень | Простой гребень |
Оперенные ноги | Неоперенные ноги |
Рогатый скот | |
Черная шерсть | Красная шерсть |
Комолость | Наличие рогов |
Человек | |
Темные волосы | Светлые волосы |
Нормальный цвет кожи, волос | Альбинизм |
Карий цвет глаз | Голубой цвет глаз |
Наличие веснушек на лице | Отсутствие веснушек на лице |
Низкий рост | Нормальный рост |
Резус – положительная кровь | Резус – отрицательная кровь |
Владение правой рукой | Владение левой рукой |
Карликовость | Нормальный рост |
Полидактилия (многопалость) | Пятипалая конечность |
Нормальный слух | Глухота |
Нормальное зрение | Слепота |
Нормальный обмен веществ | Фенилкетонурия (отсутствие фермента) |
Норка | |
Коричневая окраска шерсти | Голубая окраска шерсти |
Тутовый шелкопряд | |
Полосатая окраска гусеницы | Гладкая окраска гусеницы |
Попугайчики | |
Зеленая окраска оперения | Голубая окраска оперения |
Определение типа наследования при решении задач
Тип наследования | Схема скрещивания | Типы гамет | F1 расщепление по генотипу | F1 расщепление по фенотипу | ||||
1. Моногибридное | а) р ♀ АА х ♂ аа | ♀А; ♂а | Аа - 100% | 100% несут доминантные признаки. | ||||
б) ♀А а х ♂ Аа | ♀ А а ♂ А а | 1. АА: 2Аа:1аа | 3:1 3\4 имеют доминантные признаки 1\4 -рецессивные | |||||
2. Неполное доминирование | р ♀ Аа х ♂ Аа | ♀ А; а ♂ А; а | 1. АА:2Аа:1аа | 1:2:1 1\4 имеет доминантные признаки 2\4 - промежуточный признак 1\4 -рецессивные признаки | ||||
3. Независимое наследование при дигибридном скрещивании. | а) р ♀ААВВ х ♂аа bb b) pAaBb х ♂Aa Bb | ♀ AB ♂ ab | АаBb - 100% | 100% несут оба доминантных признака. | ||||
p AaBb AaBb | ♀♂ | AB | Ab | aB | ab | 16 генотипов | 9:3:3:1 A-B- aaB- A-bb aabb | |
AB | ||||||||
Ab | ||||||||
aB | ||||||||
ab | ||||||||
5. Сцепленное наследование. а) полное сцепление; б) кроссинговер. | p♀AaBb х ♂aabb p♀ AaBb х ♂aabb
| ♀ A--B, a--b ♂ a--b ♀A--B a--b A--b a--B ♂ a--b | 1AaBb: 1aabb AaBb - 45,5% aabb - 45,5% Aabb- 8,5% aaBb - 8,5 % | 1: 1 41,5% несут домин.признаки 41,5% несут рецессивные признаки 8,5% - домин, признаки 8,5% -рецесс, признаки кроссоверные особи | ||||
6. Взаимодействие генов: а)комплементарное (дополнительное взаимодействие нескольких неаллельных генов), б) эпистатическое - взаимодействие генов, когда один из них подавляет проявление другого, неаллельного ему гена. | p♀AaBb х ♂AaBb p♀ AaBb х ♂AaBb | ♀AB, Ab, aB, ab ♂AB, Ab, aB, ab ♀ AB, Ab, aB, ab ♂ AB, Ab, aB, ab | 16 генотипов 16 генотипов | а) 9:3:4 б) 9:6:1 в) 9:7 а) 12:3:1 б) 13:3 в) 15:1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные понятия генетики.
Урок.Введение .Основные понятия генетики....
Основные понятия генетики
Первый урок по разделу Генетика в 9 классе...
Презентация к уроку: Основные понятия генетики.
Презентация выполнена в виде опорной схемы, ее лучше всего использовать в сочетании с фрагметами учебного видеоматериала издательства " Дрофа"....
Тест по теме:"Основные понятия генетики"
Тест для контроля основных понятий по разделу "Генетика" в 9 классе....
Основные понятия генетики
Урок "Основные понятия генетики" создан на основе блочно-модульной системы. Большую часть нового материала учащиеся изучают самостоятельно с помощью алгоритмических предписаний. Урок разработан к учеб...
Методическая разработка по теме "Основные понятия генетики. Основные закономерности наследственности"
Представляю план-конспект урока...
История генетики. Основные понятия генетики. Урок биологии в 10 классе
Урок может ипользоваться в первом уроке изучения раздела Генетики в 9-11 классах.Сначала предлагается вспомить Эмбриологию,ребята читают определения основных понятий эмбриологии (дают термин),за...