Организационный
| Цель: замотивировать и организовать учащихся на учебно-воспитательный процесс, по теме урока. Задачи: Образовательные: продолжить формирование представление о науке биология. Развивающие: развивать умение рассуждать. Воспитательные: воспитание позитивного общения. | Приобретение мотивации к обучению и познавательной деятельности к учебному предмету, по теме урока, на примере смыслообразования.
| Познавательные: Принять смысловые установки на план урока. Коммуникативные: Формировать умения эффективной передачи и осмыслению информации в процессе общения. Регулятивные: Развивать произвольное внимание учащихся.
| Здравствуйте пятиклассники! Мы начинаем урок, с традиционного приветствия! Учитель: Наш урок - …. Учащиеся: Биология! Учитель: Мы на уроке биология изучаем…. Учащиеся: Живые организмы! Учитель: На нашем уроке существует правила «единого» большинства: Учащиеся: Найти и обосновать ответ! Учитель: Биология – наука полная тайн и загадок, и наша задача их разгадать! Цель урока: Познакомиться с химическим составом клетки и живых организмов. Как вы думаете, о каких химических элементах и веществах пойдет речь на уроке биология. Загадка урока: Я на суше, в почве и горах, Спряталась и в ледниках, Кто меня в пустыне знойной отыскать, пытается, Тот жизнью наполняется. Я снежинку превращаюсь, Я струюсь и удивляюсь! |
Опрос учащихся по заданному материалу | Цель: Повторить и систематизировать изученный материал по теме «Живые клетки».
Задачи:
-Образовательные: Обобщение понятий по строению клетки, многообразие и функции клеток.
-Развивающие: Развитие логического мышления на основе сопоставления, сравнения, классификации понятий.
-Воспитательные: Воспитание межличностных форм общения в процессе выполнения групповых и индивидуальных заданий.
| Формирование внутренней позиции школьника, способности оценивать себя и достигнутый собственный результат. | Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные: Формулировать и аргументировать выбранный ответ, анализировать ответы одноклассников, сотрудничать в процессе работы в группах.
Регулятивные: Осуществлять самоконтроль и контроль в парах при проверке индивидуальных работ, а также в процессе самопроверки.
| Учитель: Мы узнали много интересного о клетке. Строение и формы клеток, деление клеток, отличительные особенности растительной и животной клетки. Работа по группам, в парах и индивидуальные задания. Вариант №1 - Проведите взаимосвязь между следующими понятиями: Биология, цитология.
Ответ: корень «лог» или логия, т.е. наука. - Выберите ответы, что означают следующие ….
«Био» - жизнь, рост, развитие. «Цитос»- клетка, ткани, органы. - Дайте определения, что изучают представленные науки.
Вариант №2
Название клеток | Ядро ( +; - ) | Клеточная стенка (+;-) | А -……. |
|
| Б - …… |
|
| В- …… |
|
|
Рассмотрите внимательно клетки человека и ответьте на следующие вопросы:
- Рассматривая строение клеток, найдите общий признак.
- Найдите пару по сходным признакам, в строение клетки.
- Подпишите клетки.
А. Б. В.
Вариант №3 Заполните таблицу. Название клеток
| Функции, выполняемые клетками
|
|
Проводят импульс от органа к органу. |
| Выполняют транспортную функцию, переносят питательные вещества, кислород и выводят углекислый газ.
|
| Защищают организм от повреждения внутренних органов, от попадания микроорганизмов.
|
| Клетки обеспечивают прочность, сохранность внутренних органов.
|
| Эти клетки связаны с воспроизведением себе подобных организмов.
|
Вариант №4 Допишите пропущенные понятия в предложениях. - При слиянии половых клеток, мужской клетки (………………) и женской клетки ( ………..) образуется ………
- Процесс слияния половых клеток называется ……………….
- Развитие эмбриона до рождения сформированного организма человека длится …………… месяцев.
- В организме человека примерно ……. разновидностей клеток.
- Общее количество клеток насчитывается около ………
- В теле человека клетки образуют группы (…….), например: нервные клетки образуют ( ……. ткань), костные клетки ( …….. ткань).
Вариант №5 Текст «История клетки» - Впишите пропущенные понятия, которые вы узнали, прочитав текст учебника.
Один видный английский ученый, ………, изобрел световой микроскоп, произошло это более ……. лет назад. Рассматривая срез ……………… дерева, он увидел, по его мнению «…………», которые в дальнейшем назвали ……. Сейчас мы заем, что «кирпичики» имеют собственное строение, они живые. В процессе деления живые клетки делятся и из одной материнской клетки образуется ………….. дочерних клетки. Мы знаем, что растения зеленого цвета, так как к их клетках находятся в большем количестве …………….. Эти маленькие «зернышки» совершают большую работу, они синтезируют питательные вещества.
Вариант №6 - Вычислите, сколько материнских клеток участвовало в деление, если в результате образовалось 200 дочерних клеток.
- Какой органоид хранит и передает наследственную информацию в процессе деления клеток?
3..Подпишите части клетки.
|
Изучение нового учебного материала | Цель: Развитие учебно-познавательного интереса к биологическим понятиям, расширение опорной системы знаний.
Образовательная: Формирование умений адекватно оценивать свои сильные и слабые сто- роны, развивать критичность и самоанализ.
Развивающая: Развитие логического мышления, на основе сравнения, обобщения и анализа изученных понятий.
Воспитательная: Развитие способности видеть многогранность и многообразие людей, умение рассматривать события с различных точек зрения.
| Готовность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки, умение объективно их характеризовать.
| Познавательная: Рразвитие волевой сферы ребенка, готовность школьника вкладываться в достижение поставленных целей, прилагая определенные усилия.
Коммуникативные: Развитие умений обсуждать услышанные ответы, корректировать их.
Регулятивные Сформированность навыков самоконтроля, умения осуществить контроль за процесса решения поставленных задач и полученного результата. | Фронтальная работа с классом. 1.Составить схему с использованием следующих понятий.
Вещества, химические элементы, органические, неорганические.
2. В учебнике на странице 33, рассмотрите процентное содержание химических элементов и соединений, и внесите в составленную схему. 3. Сравните, каких соединений органических или неорганических больше в клетки? Подумайте, почему?
4. В какую группу органических или неорганических веществ, вы впишите перечисленные соединения? Продолжите схему, внесите следующие понятия: белки, углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты. Укажите процентное содержание (учебник, стр.33), этих соединений в живой клетке.
5. В какую группу веществ, вы впишите следующие соединения: вода, минеральные вещества. Укажите процентное содержание (учебник, страница 33), неорганических соединений в клетке.
Работа в группах (эксперты по неорганическим соединениям; эксперты по органическим соединениям, эксперты по распределению химических элементов в природе).
Учащиеся делятся на группы, в классе 12 учащихся. Задания получает каждый ученик, задания разные с учетом названия группы, подпирается и тематика задания.
Эксперты по органическим соединениям, итоги подготовки учащихся, в работе по тексту учебника, сформируются вывод о значение белков, углеводов, жиров и нуклеиновых кислот в клетке.
Эксперты по органическим соединениям Эксперт по белкам №1. Сколько процентов сухой массы составляют белки в организме человека? (50%) №2 Что такое гемоглобин? (Гемоглобин – белок, который переносит кислород и удаляет углекислый газ). №3 Роль белков в работе мышц? (В движение тела, участвуют сократительные белки. ) №4 Перечислите роль белков в организме человека. (Защита от инфекций. Свертывание крови.) Эксперт по углеводам №5 Перечислите известные углеводы. (Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза). №6 Главная функция углеводов. (Запасающая функция питательных веществ). №7 Приведите примеры, количество (в процентах) углеводов в живых объектах природы. (Клубни картофеля – 80%; печень, мышцах – 5%). №8. Перечислите второстепенные функции углеводов. Опорная, защитная, строительная). Эксперт по жирам №9. Выберите, какие функции выполняют жиры в организме человека: энергетические, строительные, запасающая, терморегуляторная. Ответ уточните примерами. Ответ: Энергетическая функция (до 30% энергии); запасающая (подкожный жир); терморегуляторная (1 кг жира образуется до 1,1 кг воды), строительная (метаболическая вода). Эксперт по нуклеиновым кислотам №10 Где находятся нуклеиновые кислоты, какую роль они выполняют в клетке, в живых организмах? (Нуклеиновые кислоты находятся в ядре, в специальных образованиях хромосомах. Хромосомы ответственны за хранение и передачу наследственных признаков). Эксперты по неорганическим соединениям Эксперты по воде №11.Какую роль выполняет вода в клетке? Допишите вариант ответа. А) Содержание воды в живом организме составляет 80% от массы тела. Б) Объем и упругость клетки – зависит от физических свойств воды. В) Вода – хороший растворитель. Г) Без воды не возможны химические реакции в клетке. Д) Вода удаляет из организма ненужные вещества, обмена веществ. Е)………………………………….. (Ответ: способствует перемещению кислорода, углекислого газа и питательных веществ). Эксперт по минеральным солям №12. Определите, какие функции выполняют следующие соли металлов: А) соли калия и натрия – (Ответ: выполняют функцию раздражимости организма). Б) соли кальция – (Ответ: придают прочность костям тканей и раковинам многочисленных моллюсков). |
Закрепление учебного материала | Цель: Обобщение и закрепление изученных понятий.
Образовательная: Формирование умений позитивного оценивания полученных знаний.
Развивающая: Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Воспитательная: Воспитание уважения к мнению одноклассников, их оценке.
| Формирование мотивации к обучению и развитию познавательного интереса и позитивной организации, нести ответственность за свои действия, поступки и ответы.
| Познавательные: формировать умение анализировать причины неудач и ставить цели на освоение тех знаний, которые обеспечат правильное выполнение действия.
Коммуникативныеспособствовать развитию умения учащихся самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки в учебной деятельности, в умении ее обосновать.
Регулятивные: Развитие объективной и субъективной оценки учащегося и уважительного отношения к оценочным суждениям и ответам своих одноклассников.
| Блиц-опрос «да или нет»
- Все вещества делят на органические и неорганические. (Ответ: положительный)
- 80 - химических элементов входят в состав клетки.
(Ответ: положительный). - В настоящее время известно 111 химических элементов.
(Ответ: положительный). - Углерода, водород, кислород, азот – составляют основу клетки почти – 100% содержимого.
(Ответ не верный: 98%). - В больших количествах присутствуют следующие элементы, такие как йод, фосфор, сера и т.д.
(Ответ: отрицательный: в небольших количествах процентах, например, цинк – 0,003%). Задания с добавлениями ответа: - В клетках белки составляют…. (от 10до 20%).
- Минеральные соли составляют … (1,0 – 1,5%).
- Органические вещества – это …. (белки, углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты).
- Неорганические вещества – это (вода и минеральные вещества).
- Выполняют функцию раздражимости организма соли следующих металлов (соли калия и натрия).
- Хорошим растворителем является -… (вода).
- Ответственны за передачу и хранение наследственных признаков – …. (хромосомы).
- До 30% энергии дают при расщеплении … (жиры).
- Крахмал запасают клубни картофеля, относится к органическим веществам …. (углеводам).
- Транспортная функция белков связана с …. (гемоглобином).
|
Задание на дом | Цель: Закрепление основных понятий, полученных на уроке.
Образовательная: Развитие умений и навыков работы с разными видами диаграммам.
Развивающая: Развитие логических форм мышления на основе анализа и синтеза полученной информации.
Воспитательная: Осознание роли питательных веществ получаемых клеткой для нормальной жизнедеятельности всего организма.
| Формирование экологического мышления и ответственного отношения к своему здоровью. | Познавательные: Вычленение смысловых единиц (понятий), заучивание этих единиц в процессе повторного их чтения и вос- произведения.
Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и способами взаимодействия.
Регулятивные: Планирование - определение учащимися последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
| Дифференцированная форма заданий. Первая группа: Задания на сопоставления фактов. Первой группе. Используя диаграммы на странице 36 (диаграмма содержания химических элементов в клетке) и на странице 37 (диаграмма распространенности химических элементов на Земле) составьте «Цветная шкала встречаемости химических элементов в клетках и живых организмах». Примечание: зеленым цветом закрашивают квадрат с процентом, если он больше красного. Например: Клетка | Название химического элемента | Земная кора |
70% |
Кислород |
49,13% |
Вторая группа. Сообщение «Распространение веществ и отдельных химических элементов в природе».
|