«Экологическая тропа как учебно-просветительный «кабинет» в природных условиях »
учебно-методический материал по биологии

Баландина Марина Витальевна

Воспитание у школьников экологически целесообразного поведения как показателя экологического мышления и экологической культуры, через включение их в разработку и обустройство экологической тропы Шургыер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_proekt_shurgyer.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Марий Эл

Отдел образования администрации муниципального образования

«Звениговский муниципальный район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Красногорская средняя общеобразовательная школа №2»

logo3

Образовательный проект

 «Экологическая тропа как учебно-просветительный «кабинет» в природных условиях »

Составила:

                                                                             учитель биологии

первой квалификационной категории

Баландина Марина Витальевна

пгт. Красногорский

2017 г.

                   

                                                       Все усилия при воспитании окажутся

                                                тщетны,  пока вы не научите ваших

                                             воспитанников любить поле, птиц и цветы.

  Д. Рескин

                                                               Природа так обо всем позаботилась,

                                                          что повсюду ты находишь, чему учиться.                      

Леонардо да Винчи

Актуальность.

      Современная сложная экологическая ситуация в мире, возрастающие масштабы антропогенных воздействий на окружающую природную среду поставили человечество на грань выживания. Экологический кризис обусловлен не только достижениями научно-технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанной с потерей духовных ценностных ориентиров в отношении природы. В этой связи коренные изменения претерпевает область образования, системообразующим фактором обновления в которой становится экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры – важнейшего качества личности современного человека.

     В новом Федеральном государственном общеобразовательном стандарте общего образования подчеркнуто, что механизмом перехода к новой модели экологического образования выступает системно-деятельностная парадигма образования, предусматривающая целенаправленное развитие разных сфер личности учащегося посредством освоения им универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных), как средства реализации общеразвивающей и общекультурной направленности экологического образования.

     Знания создают прочную мировоззренческую основу в развитии культуры личности, но личностную значимость они приобретают лишь в процессе деятельности, в ходе их практического применения. Только в деятельности рождаются переживания, переводящие знания в экологические убеждения, при наличии которых возникает ответственность по отношению к природе, здоровью людей и в целом к социоприродной среде.

     Для решения проблемы заинтересованности детей к изучению биологии предлагаю образовательный проект «Экологическая тропа как учебно-просветительный «кабинет» в природных условиях».

Цель проекта: воспитание у школьников экологически целесообразного поведения как показателя экологического мышления и экологической культуры, через включение их в разработку и обустройство экологической тропы Шургыер.

Задачи:

  • формирование мировоззренческих компетенций, нравственной экологической позиции ученика;
  • формирование когнитивных компетенций школьников через изучение богатств  природного наследия;  креативных компетенций личности;
  • формирование коммуникативных компетенций через  включение школьников в экологически ориентированную деятельность;
  • формирование оргдеятельностных компетенций, овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями.

Организационно-педагогические и дидактические условия реализации образовательного проекта «Экологическая тропа как учебно-просветительный «кабинет» в природных условиях».

  • “учиться знать” – формирование когнитивных компетенций – изучение природы своей местности (осуществляется через работу с ключевыми понятиями, ориентирующими на развитие компетентности “учиться познавать живую природу”);
  • “учиться быть” – формирование мировоззренческих компетенций – формирование нравственной экологической позиции личности ученика (осуществляется через задания, предполагающие рефлексию, самопознание (оценка себя как личности), осознание своей самостоятельности);
  • “учиться делать” – формирование креативных и оргдеятельностных компетенций – реализации исследовательских и познавательных интересов детей, овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями (осуществляется через задания на создание конкретного продукта, разработку проектов, выполнение лабораторно-практических работ, работ творческого, исследовательского и реферативного характера);
  • “учиться жить” – формирование коммуникативных компетенций – включение школьников в экологически ориентированную деятельность (осуществляется через задания на взаимодействие с другими людьми, на применение экологических знаний и умений в своей жизни для сохранения здоровья своего и своих близких, для сохранения окружающей среды как среды жизни).

Участники проекта: учащиеся, педагоги, сотрудники ФГБУ «НП «Марий Чодра», родители.

Описание проекта:

     Учебная Экологическая Тропа - специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором учащиеся получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги) информацию об этих объектах, а также включаются в практическую деятельность природоохранного характера.

Данная тропа будет проложена по берегу озера Кожласолинское (Шургыер).

Требования к организации экологической тропы.                                                                                    

  • доступность маршрута для посещения учащимися школы;
  • эстетическая выразительность окружающего ландшафта и информационная емкость маршрута.

Выбор маршрута.                                                                                                    

Маршрут тропы выбран с учетом решения учебно-воспитательных задач по вопросам рационального природопользования. При выборе маршрута учитывались привлекательность окружающего ландшафта.  Наряду с привлекательностью тропа должна быть информативной: познавательной и просветительной. Она должна воздействовать на эмоции, интеллект и волю слушателя. Натуральные объекты выступают зрительным образом для сообщения преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, форм рельефа и другие элементы живой и неживой природы.

Оформление экотропы.                                                                                                  

На тропе должны устанавливаться информационные щиты и знаки. Они должны быть эстетически привлекательными и помогать организовывать движение посетителей по маршруту. Можно использовать следующие типы информационных текстов и знаков:

  • общий указатель и схема тропы;
  • правила поведения на природе;
  • лозунги и призывы;
  • сведения об отдельных природных объектах и явлениях;
  • сведения о памятниках природы, расположенных в зоне тропы;
  • поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;
  • экологические дорожные знаки и указатели.

План реализации.

Название этапа

задачи

сроки

Организационный

Заключить договор с участниками проекта

изучить территорию и выделить обзорные точки  экологической тропы; нанести их на карту.                                                                                                     Разработать план практических природоохранных работ.                                              

апрель

Информационный

Изучить  видовое многообразие растений и животных на обзорных точках, создать компьютерную базу данных по видовому составу растений и животных в каждой обзорной точке.                                                                                                                           Распространить информацию об ООПТ.

Выпустить листовки, буклет, провести первичный блиц-опрос.

май

Основной

Закрепить этические и правовые нормы поведения в природе.                                          

Оформить иллюстративный и фото материал  лекарственных растений и создать каталог охраняемых растений, встреченных на тропе.                                                                                                       Принять участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы: акция «Любимому озеру – чистые берега».

Провести фенологические наблюдения, мини-исследования почвы, воды.

 Проанализировать и систематизировать полученную информацию.

июнь-август

Заключительный

Проанализировать и систематизировать полученную информацию.

Организовать выставку творческих работ учащихся (рисунки, сочинения, поделки из природных материалов, фотографии, гербарии и т.д.).

Представить исследовательские работы на конкурсах и конференциях разного уровня.

Сентябрь

Ожидаемые результаты:

Долгосрочные результаты:

  • повышение уровня экологической культуры;
  • сформированность у школьников когнитивных, мировоззренческих, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных компетентностей личности;
  • получение хорошей базы для самоопределения и профориентации учащихся в области экологии.

Краткосрочные результаты:

  • повышение активности учащихся и родителей в экологических акциях;
  • увеличение количества проектов экологического направления, повышения их качества;
  • создание сайта образовательного проекта «Экологическая тропа «Шургыер».

      Таким образом, организация экологической тропы способствует:

- проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;

- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;

- приобретению педагогами, воспитателями опыта образовательно- воспитательной работы с учащимися в природных условиях;

- изучению и наблюдению учащимися объектов и явлений природы и дальнейшему нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы.

     Экологическая тропа - это место не только приобретения, но и пропаганды своего поведения в природном окружении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

6 класс. Тема 5 «Опасные ситуации в природных условиях», урок 23 «Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях».

Данная презентация иллюстрирует двадцать третий урок ОБЖ в 6 классе  «Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях» по программе  «Основы безопасности жизнеде...

Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...

Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс

laquo;Внеклассное мероприятие  экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...

Экологическая тропа «По тропинкам школьного двора»

Экологическая тропа «По тропинкам школьного двора"        Экологическая тропа – это маршрут на местности, который специально оборудован для целей экологического об...