«Экологическая тропа как учебно-просветительный «кабинет» в природных условиях »
учебно-методический материал по биологии
Воспитание у школьников экологически целесообразного поведения как показателя экологического мышления и экологической культуры, через включение их в разработку и обустройство экологической тропы Шургыер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_shurgyer.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Марий Эл
Отдел образования администрации муниципального образования
«Звениговский муниципальный район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Красногорская средняя общеобразовательная школа №2»
Образовательный проект
«Экологическая тропа как учебно-просветительный «кабинет» в природных условиях »
Составила:
учитель биологии
первой квалификационной категории
Баландина Марина Витальевна
пгт. Красногорский
2017 г.
Все усилия при воспитании окажутся
тщетны, пока вы не научите ваших
воспитанников любить поле, птиц и цветы.
Д. Рескин
Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи
Актуальность.
Современная сложная экологическая ситуация в мире, возрастающие масштабы антропогенных воздействий на окружающую природную среду поставили человечество на грань выживания. Экологический кризис обусловлен не только достижениями научно-технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанной с потерей духовных ценностных ориентиров в отношении природы. В этой связи коренные изменения претерпевает область образования, системообразующим фактором обновления в которой становится экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры – важнейшего качества личности современного человека.
В новом Федеральном государственном общеобразовательном стандарте общего образования подчеркнуто, что механизмом перехода к новой модели экологического образования выступает системно-деятельностная парадигма образования, предусматривающая целенаправленное развитие разных сфер личности учащегося посредством освоения им универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных), как средства реализации общеразвивающей и общекультурной направленности экологического образования.
Знания создают прочную мировоззренческую основу в развитии культуры личности, но личностную значимость они приобретают лишь в процессе деятельности, в ходе их практического применения. Только в деятельности рождаются переживания, переводящие знания в экологические убеждения, при наличии которых возникает ответственность по отношению к природе, здоровью людей и в целом к социоприродной среде.
Для решения проблемы заинтересованности детей к изучению биологии предлагаю образовательный проект «Экологическая тропа как учебно-просветительный «кабинет» в природных условиях».
Цель проекта: воспитание у школьников экологически целесообразного поведения как показателя экологического мышления и экологической культуры, через включение их в разработку и обустройство экологической тропы Шургыер.
Задачи:
- формирование мировоззренческих компетенций, нравственной экологической позиции ученика;
- формирование когнитивных компетенций школьников через изучение богатств природного наследия; креативных компетенций личности;
- формирование коммуникативных компетенций через включение школьников в экологически ориентированную деятельность;
- формирование оргдеятельностных компетенций, овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями.
Организационно-педагогические и дидактические условия реализации образовательного проекта «Экологическая тропа как учебно-просветительный «кабинет» в природных условиях».
- “учиться знать” – формирование когнитивных компетенций – изучение природы своей местности (осуществляется через работу с ключевыми понятиями, ориентирующими на развитие компетентности “учиться познавать живую природу”);
- “учиться быть” – формирование мировоззренческих компетенций – формирование нравственной экологической позиции личности ученика (осуществляется через задания, предполагающие рефлексию, самопознание (оценка себя как личности), осознание своей самостоятельности);
- “учиться делать” – формирование креативных и оргдеятельностных компетенций – реализации исследовательских и познавательных интересов детей, овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями (осуществляется через задания на создание конкретного продукта, разработку проектов, выполнение лабораторно-практических работ, работ творческого, исследовательского и реферативного характера);
- “учиться жить” – формирование коммуникативных компетенций – включение школьников в экологически ориентированную деятельность (осуществляется через задания на взаимодействие с другими людьми, на применение экологических знаний и умений в своей жизни для сохранения здоровья своего и своих близких, для сохранения окружающей среды как среды жизни).
Участники проекта: учащиеся, педагоги, сотрудники ФГБУ «НП «Марий Чодра», родители.
Описание проекта:
Учебная Экологическая Тропа - специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором учащиеся получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги) информацию об этих объектах, а также включаются в практическую деятельность природоохранного характера.
Данная тропа будет проложена по берегу озера Кожласолинское (Шургыер).
Требования к организации экологической тропы.
- доступность маршрута для посещения учащимися школы;
- эстетическая выразительность окружающего ландшафта и информационная емкость маршрута.
Выбор маршрута.
Маршрут тропы выбран с учетом решения учебно-воспитательных задач по вопросам рационального природопользования. При выборе маршрута учитывались привлекательность окружающего ландшафта. Наряду с привлекательностью тропа должна быть информативной: познавательной и просветительной. Она должна воздействовать на эмоции, интеллект и волю слушателя. Натуральные объекты выступают зрительным образом для сообщения преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, форм рельефа и другие элементы живой и неживой природы.
Оформление экотропы.
На тропе должны устанавливаться информационные щиты и знаки. Они должны быть эстетически привлекательными и помогать организовывать движение посетителей по маршруту. Можно использовать следующие типы информационных текстов и знаков:
- общий указатель и схема тропы;
- правила поведения на природе;
- лозунги и призывы;
- сведения об отдельных природных объектах и явлениях;
- сведения о памятниках природы, расположенных в зоне тропы;
- поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;
- экологические дорожные знаки и указатели.
План реализации.
Название этапа | задачи | сроки |
Организационный | Заключить договор с участниками проекта изучить территорию и выделить обзорные точки экологической тропы; нанести их на карту. Разработать план практических природоохранных работ. | апрель |
Информационный | Изучить видовое многообразие растений и животных на обзорных точках, создать компьютерную базу данных по видовому составу растений и животных в каждой обзорной точке. Распространить информацию об ООПТ. Выпустить листовки, буклет, провести первичный блиц-опрос. | май |
Основной | Закрепить этические и правовые нормы поведения в природе. Оформить иллюстративный и фото материал лекарственных растений и создать каталог охраняемых растений, встреченных на тропе. Принять участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы: акция «Любимому озеру – чистые берега». Провести фенологические наблюдения, мини-исследования почвы, воды. Проанализировать и систематизировать полученную информацию. | июнь-август |
Заключительный | Проанализировать и систематизировать полученную информацию. Организовать выставку творческих работ учащихся (рисунки, сочинения, поделки из природных материалов, фотографии, гербарии и т.д.). Представить исследовательские работы на конкурсах и конференциях разного уровня. | Сентябрь |
Ожидаемые результаты:
Долгосрочные результаты:
- повышение уровня экологической культуры;
- сформированность у школьников когнитивных, мировоззренческих, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных компетентностей личности;
- получение хорошей базы для самоопределения и профориентации учащихся в области экологии.
Краткосрочные результаты:
- повышение активности учащихся и родителей в экологических акциях;
- увеличение количества проектов экологического направления, повышения их качества;
- создание сайта образовательного проекта «Экологическая тропа «Шургыер».
Таким образом, организация экологической тропы способствует:
- проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;
- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;
- приобретению педагогами, воспитателями опыта образовательно- воспитательной работы с учащимися в природных условиях;
- изучению и наблюдению учащимися объектов и явлений природы и дальнейшему нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы.
Экологическая тропа - это место не только приобретения, но и пропаганды своего поведения в природном окружении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая тропа как учебный кабинет в природе. Создание экотропы в п. Усть-Баргузин.
Проект создания экологической тропы в п. Усть-Баргузин....
Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»
Работа опирается на опыт учителя СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...
6 класс. Тема 5 «Опасные ситуации в природных условиях», урок 23 «Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях».
Данная презентация иллюстрирует двадцать третий урок ОБЖ в 6 классе «Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях» по программе «Основы безопасности жизнеде...
Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"
Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....
«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»
laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...
Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс
laquo;Внеклассное мероприятие экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...
Экологическая тропа «По тропинкам школьного двора»
Экологическая тропа «По тропинкам школьного двора" Экологическая тропа – это маршрут на местности, который специально оборудован для целей экологического об...