Выступление на методическом объединении учителей технологии
статья по технологии
Предварительный просмотр:
"Экологическая грамотность - необходимое условие жизни человека в современном мире"
Подготовила
Учитель биологии и технологии «МОУ Рахмановская СОШ»
Небольсина Н.В.
Достойны похвалы и восхищенья
Проспекты, парки, реки и пруды.
Красиво! Только всюду к сожаленью,
Видны цивилизации следы.
Пустая банка из-под «пепси-колы»
Забыта под сиреневым кустом,
И целлофан летает возле школы,
В пруду плывет бутылка кверху дном.
Наверное, не надо ждать подмоги,
Чтоб мир остался цел и невредим.
Горшки должны, ведь, обжигать не боги,
Да, и Гринпис не справится один.
Вступая в 21 век, понять пора:
Где наведет порядок человек,
Там миром будет править Красота.
(«Оглянись вокруг» Т.М.Корольков)
За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, хищническое отношение к природным богатствам и нерациональное их использование ведут к нарушению экологического равновесия. Нависшая над человечеством реальная угроза природных катаклизмов настойчиво требует отказа от потребительского варварского подхода к природе. Отживает свой век идея ее неисчерпаемости, возможности покорения, пренебрежения законами динамики и устойчивости природных систем.
Формирование экологического мышления и отношения к окружающей среде и природе как ее части не может происходить стихийно. В решении этой важнейшей задачи приоритетная роль принадлежит школе.
Современное школьное экологическое образование междисциплинарно, поскольку в рамках какого-нибудь одного предмета его нельзя осуществить в полной мере. Однако возможности раскрытия элементов экологии не одинаково у разных учебных дисциплин, у «Технологии» они достаточно велики, так как их содержание включает не только научные и практические аспекты экологического образования, но и нравственно-эстетические, мировоззренческие, причем этот предмет может стать базой формирования ответственного отношения учащихся к природе родного края, что служит важнейшим элементом экологического воспитания школьников.
Экологические знания и умения – важный компонент современного общего образования. Они включены как обязательные в учебные программы образовательной области «Технология», целью которой является уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
Личностные результатами в Экологическом воспитании:
• воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой,
• осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
Содержание экологической составляющей каждого из изучаемых в ней учебных курсов призвано способствовать воспитанию у школьников бережного, заботливого отношения к природе и природным ресурсам, к своему здоровью и здоровью окружающих, формированию связанной с этим активной жизненной позиции. Важно не только знать противоречия развития общественного производства, возникающие при удовлетворении потребности людей, и связанные с этим экологические проблемы, но и пути, методы и средства их решения.
Свой значимый вклад в работу по экологическому просвещению и воспитанию учащихся призваны вносить и учителя технологии, знакомящие учащихся с разносторонней преобразовательной деятельностью людей. Экологическая проблематика должна найти отражение практически в каждой изучаемой теме, формируя у школьников представление о природе как колыбели человечества, которая несет ответственность за ее охрану и рациональное использование ограниченных природных ресурсов. Концентрируя эти задачи, надо стремиться включать экологические сведения в рассмотрение на своих уроках, формировать у школьников культуру природопользования.
В предлагаемых ниже методических рекомендациях я стремилась учесть особенности и возможности изучения экологического материала по предмету «Технология» в 5-7 классах.
Экологические знания и способы деятельности
Здесь следует рассмотреть следующие вопросы:
5 класс
В теме «Классификация производств и технологий» экологические проблемы производств, способы сохранности ресурсов.
В теме «Виды материалов» целесообразно рассмотреть вопросы утилизации полиэтилена и его производных.
В теме «Основы рациональное питание» необходимо уделять внимание на важность «здорового» питания, режима питания. Во время практических работ на правила сохранности витаминов, безотходности работ, утилизации упаковочных материалов.
Потребности людей (потребность в безопасности, в том числе экологической)
6 класс
Тема «Сырье как предмет труда»: можно затронуть вопросы вторичной переработки отходов, использование макулатуры.
В теме «Методы и средства получения тепловой энергии» затронуть вопросы загрязнения атмосферы традиционным сжиганием топлива, использование других источников энергии, в том числе загрязнение отходами производства, ядохимикатами, пестицидами, радионуклидами.
В модуле «Растениеводство» влияние экологических факторов на урожай дикорастущих растений. Условия и методы сохранности природной среды.
7 класс
Культура производства –экологическая культура на производстве. Влияние производства на окружающую среду Безотходность производства. Можно рассмотреть безотходность в быту, использование вторсырья для различных поделок.
При рассмотрении темы двигатели можно рассмотреть влияние различных двигателей на экологию.
В теме различные виды энергии нельзя не уделить внимание на влияние электромагнитного излучения на человека.
Широкое поле действия раскрывает проектная деятельность. Это и использование вторичных материалов.
При выполнении творческих проектов 5-9 кл. учащиеся обязательно дают экологическую оценку выполненному изделию.
Ребятам необходимо ответить на два вопроса:
- Опишите, какое влияние на окружающую среду оказывает технология изготовления вашего изделия.
- Какое влияние на здоровье человека оказывает ваше изделие.
Следует отметить, что экологическое просвещение и воспитание на уроках технологии – это научно-методическое направление, раскрывающее вопросы сохранения физических и психологических возможностей в процессе активного взаимодействия человека с окружающей средой и обеспечивающее усвоение этой информации учащимися.
Итак, обучение необходимо строить таким образом, чтобы дети непросто запоминали правила, а формировали их сами на основе пройденного материала. Не дает эффекта «лозунговый» подход в обучении («Береги, люби!» и т.п.). Чтобы ребенок следовал определенным правилам, он должен осмыслить их, понять их значение.
Экологическое просвещение, в первую очередь, направлено на формирование активной жизненной позиции. Оно помогает убедить учащихся в том, что от каждого из нас зависит состояние окружающей среды. Даже маленький человек способен изменить в лучшую сторону свое окружение. С этих позиций большое значение имеет посильная практическая деятельность детей в поисках объектов для природоохранной работы и ее успешного выполнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла "Личностно-ориентированные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и чтения в школе VIII вида"
В докладе отражены основные направления личностно-ориентированных образовательных технологий и использование их на уроках русского языка и чтения в старших классах....
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...
Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Игровые технологии на уроках русского языка»
Игровые технологии на уроках русского языка...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"
В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...
Выступление на методическом объединении учителей технологии по теме: «Развитие трудовых навыков у детей с ослабленным зрением»
Различие трудового обучения в школе слабовидящих в массовой школе состоит в коррекционной направленности методов обучения, определенных в дидактике. Эти особенности определяются индивидуальными возмож...