Выступление на методическом объединении учителей технологии
статья по технологии

Нина Владимировна Небольсина

Выступление на методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

"Экологическая грамотность - необходимое условие жизни человека в современном мире"

Подготовила

Учитель биологии и технологии «МОУ Рахмановская СОШ»

Небольсина Н.В.

                                                                       Достойны похвалы и восхищенья

Проспекты, парки, реки и пруды.

Красиво! Только всюду к сожаленью,

Видны цивилизации следы.

Пустая банка из-под «пепси-колы»

Забыта под сиреневым кустом,

И целлофан летает возле школы,

В пруду плывет бутылка кверху дном.

Наверное, не надо ждать подмоги,

Чтоб мир остался цел и невредим.

Горшки должны, ведь, обжигать не боги,

Да, и Гринпис не справится один.

Вступая в 21 век, понять пора:

Где наведет порядок человек,

Там миром будет править Красота.

(«Оглянись вокруг» Т.М.Корольков)

За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, хищническое отношение к природным богатствам и нерациональное их использование ведут к нарушению экологического равновесия. Нависшая над человечеством реальная угроза природных катаклизмов настойчиво требует отказа от потребительского варварского подхода к природе. Отживает свой век идея ее неисчерпаемости, возможности покорения, пренебрежения законами динамики и устойчивости природных систем.

       Формирование экологического мышления и отношения к окружающей среде и природе как ее части не может происходить стихийно. В решении этой важнейшей задачи приоритетная роль принадлежит школе.

       Современное школьное экологическое образование междисциплинарно,  поскольку в рамках какого-нибудь одного предмета его нельзя осуществить в полной мере. Однако возможности раскрытия элементов экологии не одинаково у разных учебных дисциплин, у «Технологии» они достаточно велики, так как их содержание включает не только научные и практические аспекты экологического образования, но и нравственно-эстетические, мировоззренческие, причем этот предмет может стать базой формирования ответственного отношения учащихся к природе родного края, что служит важнейшим элементом экологического воспитания школьников.

        Экологические знания и умения – важный компонент современного общего образования. Они включены как обязательные в учебные программы образовательной области «Технология», целью которой является уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

Личностные результатами в Экологическом воспитании:

• воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой,

• осознание пределов преобразовательной деятельности человека.

         Содержание экологической составляющей каждого из изучаемых в ней учебных курсов призвано способствовать воспитанию у школьников бережного, заботливого отношения к природе и природным ресурсам, к своему здоровью и здоровью окружающих, формированию связанной с этим активной жизненной позиции. Важно не только знать противоречия развития общественного производства, возникающие при удовлетворении потребности людей, и связанные с этим экологические проблемы, но и пути, методы и средства их решения.

        Свой значимый вклад в работу по экологическому просвещению и воспитанию учащихся призваны вносить и учителя технологии, знакомящие учащихся с разносторонней преобразовательной деятельностью людей. Экологическая проблематика должна найти отражение практически в каждой изучаемой теме, формируя у школьников представление о природе как колыбели человечества, которая несет ответственность за ее охрану и рациональное использование ограниченных природных ресурсов. Концентрируя эти задачи, надо стремиться включать экологические сведения в рассмотрение на своих уроках, формировать у школьников культуру природопользования.

              В предлагаемых ниже методических рекомендациях я стремилась учесть особенности и возможности изучения экологического материала по предмету «Технология» в 5-7 классах.

           Экологические знания и способы деятельности

Здесь следует рассмотреть следующие вопросы:

5 класс

В теме «Классификация производств и технологий»  экологические проблемы производств, способы сохранности ресурсов.

В теме «Виды материалов» целесообразно рассмотреть вопросы утилизации полиэтилена и  его производных.

В теме «Основы рациональное питание» необходимо уделять внимание на важность «здорового» питания, режима питания. Во время практических работ на правила сохранности витаминов, безотходности работ, утилизации упаковочных материалов.

Потребности людей (потребность в безопасности, в том числе экологической)

6 класс

Тема «Сырье как предмет труда»: можно затронуть вопросы вторичной переработки отходов, использование макулатуры.

В теме «Методы и средства получения тепловой энергии» затронуть вопросы загрязнения атмосферы традиционным сжиганием топлива, использование других источников энергии, в том числе загрязнение отходами производства, ядохимикатами, пестицидами, радионуклидами.

В модуле «Растениеводство» влияние экологических факторов на урожай дикорастущих растений. Условия и методы сохранности природной среды.

7 класс

Культура производства –экологическая культура на производстве. Влияние производства на окружающую среду Безотходность производства. Можно рассмотреть безотходность в быту, использование вторсырья для различных поделок.

При рассмотрении темы двигатели можно рассмотреть влияние различных двигателей на экологию.

В теме различные виды энергии нельзя не уделить внимание на  влияние электромагнитного излучения на человека.    

        Широкое поле действия раскрывает проектная деятельность. Это и использование вторичных материалов.

При выполнении творческих проектов 5-9 кл. учащиеся обязательно дают экологическую  оценку выполненному изделию.

         Ребятам необходимо ответить на два вопроса:

  1. Опишите, какое влияние на окружающую среду оказывает технология изготовления вашего изделия.
  2. Какое влияние на здоровье человека оказывает ваше изделие.

        Следует отметить, что экологическое просвещение и воспитание на уроках технологии – это научно-методическое направление, раскрывающее вопросы сохранения физических и психологических возможностей в процессе активного взаимодействия человека с окружающей средой и обеспечивающее усвоение этой информации учащимися.

        Итак, обучение необходимо строить таким образом, чтобы дети непросто запоминали правила, а формировали их сами на основе пройденного материала. Не дает эффекта «лозунговый» подход в обучении («Береги, люби!» и т.п.). Чтобы ребенок следовал определенным правилам, он должен осмыслить их, понять их значение.

        Экологическое просвещение, в первую очередь, направлено на формирование активной жизненной позиции. Оно помогает убедить учащихся в том, что от каждого из нас зависит состояние окружающей среды. Даже маленький человек способен изменить в лучшую сторону свое окружение. С этих позиций большое значение имеет посильная практическая деятельность детей в поисках объектов для природоохранной работы и ее успешного выполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла "Личностно-ориентированные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и чтения в школе VIII вида"

В докладе отражены основные направления личностно-ориентированных образовательных технологий и использование их на уроках русского языка и чтения в старших классах....

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...

Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"

       В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...

Выступление на методическом объединении учителей технологии по теме: «Развитие трудовых навыков у детей с ослабленным зрением»

Различие трудового обучения в школе слабовидящих в массовой школе состоит в коррекционной направленности методов обучения, определенных в дидактике. Эти особенности определяются индивидуальными возмож...