рабочая программа кружка "Занимательная анатомия"
рабочая программа по биологии (8 класс)
Направление - научно-познавательное (общеинтеллектуальное)
Программа имеет прикладное значение – профориентации. Ребята также могут посещать курс с целью получения элементарных знаний об основных вопросах медицины, физиологии и гигиены, о способах сохранения и укрепления здоровья, особенностях влияния вредных привычек и окружающей среды на здоровье человека, навыков оказания первой помощи.
Результатом изучения курса: "Занимательная анатомия" является урок-зачет с элементами практических заданий, где проверяется не только теоретическое знание вопросов, но и практические навыки, полученные на занятиях курса. Или итоги изучения элективного курса можно обсудить на семинарском занятии, либо защитить проект или исследовательскую работу по какой-либо тематике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_8_klass_zanimatelnaya_anatomiya.docx | 58.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
города Чебоксары Чувашской Республики
Рассмотрено: на заседании ШМО Руководитель ШМО: __________ _____________ (подпись) (Ф.И.О.) Протокол №__от ________ | Согласовано Заместитель директора ____________ | Утверждено: Приказом МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары № О-147 от06.08. 2021г. Директор ______________Н.С. Бирюкова |
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная анатомия» (8класс) |
Направление - научно-познавательное (общеинтеллектуальное)
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Педагог дополнительного образования, учитель биологии: Платонова Наталия Валерьевна
г. Чебоксары
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На сегодняшний день очевидны проблемы здоровья граждан России. Именно общество в лице образовательных учреждений формирует систему приоритетов и ценностей, определенный стиль жизни, так называемые социально одобряемые нормы поведения. Поэтому если учащийся не очень понимает необходимость сохранения своего здоровья, то задача образовательного учреждения состоит в разъяснении того, что ты сам в состоянии ответить за свое будущее и твоя успешность напрямую зависит от состояния твоего здоровья. Необходимо найти новые формы пропаганды и внедрения ценностей здорового образа жизни, культуры здоровья, выработать новую систему социально-культурных ценностей, в которой здоровье будет одним из основных личностных приоритетов.
Также предлагаемый курс внеурочной деятельности может поддержать и углубить знания по биологии (анатомии человека), валеологии. Он поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и будущей профессии выпускника. Курс проводится в виде лекционно-практических-исследовательских занятий с оформлением содержания занятия в рабочих тетрадях.
В течение всего курса внеурочной деятельности учащиеся работают с дополнительной литературой, оформляют полученные сведения в виде реферативных работ, проектов и т.д. В конце курса проводится конференция, где школьники выступают с докладами по заинтересовавшей их проблеме.
Для профориентации на такие конференции могут приглашаться медицинские работники.
Предусмотрено ознакомление с приёмами оказания доврачебной помощи, повышающие понимание важности выполняемого дела.
Программа имеет прикладное значение – профориентации. Ребята также могут посещать курс с целью получения элементарных знаний об основных вопросах медицины, физиологии и гигиены, о способах сохранения и укрепления здоровья, особенностях влияния вредных привычек и окружающей среды на здоровье человека, навыков оказания первой помощи.
Результатом изучения курса: "Занимательная анатомия" является урок-зачет с элементами практических заданий, где проверяется не только теоретическое знание вопросов, но и практические навыки, полученные на занятиях курса. Или итоги изучения элективного курса можно обсудить на семинарском занятии, либо защитить проект или исследовательскую работу по какой-либо тематике.
Цель: Формирование у обучающихся бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, развитие культуры здорового образа жизни и расширение кругозора в области медицины.
Практические задачи данной программы:
• обеспечение необходимых условий для личностного развития, повышение мотивации для укрепление своего здоровья;
• адаптация их к жизни в обществе;
• формирование общей культуры, в том числе культуры здорового образа жизни;
Учебно-воспитательные задачи следующие:
• сознание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
• развитие у учащихся причинно-следственных и межпредметных связей в ходе реализации программы;
• формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни.
• повышение мотивации к изучению предмета «Анатомия человека»
• Дать обучающимся знания и обучить практическим навыкам оказания первой доврачебной помощи в различных опасных для жизни ситуациях.
В программу введен не только анатомо-физиологический и морфологический материал, но и сведения по экологии человека, растений и животных, о влиянии разнообразных экологических факторов на организм человека, о зависимости процессов жизнедеятельности и здоровья людей от природных и социальных факторов окружающей среды. Практические занятия ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним.
Ожидаемые результаты:
1. Снижение уровня заболеваемости обучающихся.
2. Формирование культуры здорового образа жизни.
3. Осознанный выбора детьми здорового образа жизни.
Проверка ожидаемых результатов:
1. Конкурс для обучающихся на составление собственной программы здоровья.
2. Диагностика в виде тестов, анкет, опросников у данной категории подростков для выявления отношения их к алкоголю и других вредных привычек.
3. Защита мини – проектов «Программа моего здоровья».
4. Оказание первой доврачебной помощи.
Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
• Самоопределение.
• Смыслообразование.
• Самооценка и личностное самосовершенствование.
• Нравственно-этическая установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД:
• Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
• Высказывать свои версии на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану.
• Составлять конспект и план ответа по определенной тематике.
Познавательные УУД:
• Делать предварительный отбор источников информации:
• Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Составлять ответы на основе простейших моделей (рисунков, схем, таблиц.)
Коммуникативные УУД:
• Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Слушать и понимать речь других.
• Совместно договариваться о правилах общения и работать в группе в паре.
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Метапредметные:
• проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• систематизировать и обобщать разные виды информации;
• составлять план выполнения учебной задачи;
• осуществлять самоконтроль и коррекцию деятельности;
• организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками в ходе учебной деятельности;
• работать с различными источниками информации.
• устанавливать взаимосвязи здоровья и образа жизни; воздействие природных и социальных факторов на организм человека; влияние факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;
• систематизировать основные условия сохранения здоровья; факторы, укрепляющие здоровье в процессе развития человеческого организма;
Виды деятельности: организационно – деятельностные игры, викторины, выпуск буклетов, защита проектов, беседы, исследования, лекции.
Планируемые результаты
Школьники приобретут знания об основных вопросах медицины, физиологии и гигиены, особенностях влияния вредных привычек на здоровье, особенностях воздействия двигательной активности на организм человека, основах рационального питания, о “полезных” и “вредных” продуктах, о значении режима питания, способах сохранения и укрепление здоровья. Осуществляет поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя. Использует средства профилактики ОРЗ, ОРВИ и др. болезней. Определяет благоприятные факторы, воздействующие на здоровье. Заботиться о своем здоровье. Использует навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе. Оказывает первую медицинскую помощь. Задает вопросы, для организации собственной деятельности. Знает основные (самые распестрённые) болезни систем органов, клинику и профилактику болезней человека, источники инфекции, профилактические прививки.
Содержание программы
Введение. (2 часа)
Понятие здоровья. Продолжительность жизни людей. Календарный и биологический возраст. Биологические науки, изучающие организм человека: валеология, геронтология, биометеорология, анатомия, физиология, гигиена и психология человека. Просмотр видеофильма «Ключи от долголетия»
Окружающая среда и здоровье. (4 часа)
.Почему смена погоды влияет на состояние здоровья человека. Повышение и снижение атмосферного давления. Как влияют перепады температуры на состояние здоровья человека. Магнитные бури. Проблема загрязнения воздуха. Воздух жилых помещений. Вода и здоровье. Основные источники загрязнения воды. Минеральная вода, показания к применению. Практикум № 1. Составление рекомендаций метеозависимым людям. Практикум № 2. Составление рекомендаций людям, подверженных влиянию магнитных бурь. Лабораторная работа №1. Какие заболевания провоцирует загрязнение воздуха.
Экстремальные факторы. (2 часа)
Занятие № 1.Влияние перегрузок и невесомости на организм человека. Занятие № 2.Электрические и магнитные поля и их влияние на человека. Занятие № 3. Радиация. Рентгеновское излучение. Просмотр видеофильма «Человек в космосе». Просмотр видеофильма «Чем опасна радиация».
Режим дня. (2 часа)
Режим дня. Биологические ритмы. Роль сна на здоровье человека. Сколько должен спать человек. Нарушение сна. Практикум № 3.Разработка собственного режима дня с учетом школьных занятий и подготовки.
Вредные привычки (2 часа)
Влияние алкоголя и никотина на организм человека и последствия. Алкоголизм. Табакокурение. Электронные сигареты - вредно или нет. Наркотики и наркомания. Влияние наркотиков на организм человека в подростковом возрасте. Просмотр видеофильма «Вредные привычки как разрушители здоровья».
Влияние физкультуры и спорта на организм человека. (2 часа)
Значение физической активности в современном обществе. Укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Влияние физической активности на укрепление дыхательной и кровеносной системы. Повышение иммунитета и качественные изменения в составе крови.
Питание и здоровье. (3 часа).
Понятие о правильном питании и режиме приема пищи. Химический состав пищи. Калорийность. Сбалансированное питание – залог здоровья. Роль витаминов в обмене веществ. Практикум № 4. Составление индивидуального рациона питания. Практикум № 5. Изучение этикеток продуктов питания. Практикум № 6. Расчет калорийности обеда.
Влияние физкультуры и спорта на организм человека (4 часа).
Значение физической активности в современном обществе. Укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Влияние физической активности на укрепление дыхательной и кровеносной системы. Повышение иммунитета и качественные изменения в составе крови.
Диагностические процедуры больных. (2 часа)
Лечебные и диагностические процедуры. Клинические анализы и их расшифровка. Экскурсия в ЦРБ.
Клиническая лаборатория.
Бактерии, вирусы и человек. (4 часа)
Общие сведения об инфекциях. Источники заражения и пути их передачи. Сроки инкубационного периода некоторых И.Б. Сроки изоляции больных и средства защиты (пути) лиц, обращающихся с ними. Бактерии, возбудители болезней: скарлатины, коклюша, ангины, пневмонии, чумы, ботулизма, туберкулеза – клиника, лечение и профилактика. Антибиотики, их влияние на организм человека. Вирусы, возбудители болезней: краснухи, ветрянки, свинки, гриппа, СПИДа - клиника, лечение и профилактика. Практикум № 8. Выращивание бактерии- картофельной палочки.
Уход за больными. (3 часа).
Уход за больными пожилого возраста и лежачими больными. Уход за инфекционными больными.
Уход за новорожденными детьми. Экскурсия в ЦРБ.
Прививки и вакцины. ( 2 часа)
Активная и пассивная иммунизация. Профилактические прививки. Виды вакцинации. Как изготавливают вакцины. Просмотр видеофильма «Вакцина»
Заболевания опорно-двигательной системы. (3 часа)
Возрастные изменения в опорно-двигательном аппарате. Клиника и признаки заболевания артроза, радикулита, остеохондроза, сколиоза, плоскостопия. Травмы: растяжения, вывихи, переломы и оказание первой помощи. Практикум №9 «Диагностика плоскостопия и сколиоза». Практикум №10 «Разработка мер по профилактике сколиоза в школе и дома». Практикум№11. «Наложение шины при переломах»
Основные болезни сердечно - сосудистой системы. (4 часа)
Возрастные изменения в сердечно - сосудистой системе, Изменение кровообращения. Клиника и признаки заболевания ишемической болезни сердца, гипертонии, гипотонии, артериосклероза. Профилактика и лечение инфаркта миокарда, инсульта, анемии. Кровотечения, оказание первой помощи. Практикум №12. Измерение артериального давления. Практикум №13.Наложение стерильных повязок на голову, грудь, живот, конечности. Практикум №14. Наложение жгута при кровотечениях.
Дыхательная система (3 часа).
Возрастные изменения дыхательной системы. Причины возникновения и признаки заболеваний. Клиника и признаки заболевания ринита, ОРЗ, гайморита, горной болезни. Клиника и признаки заболевания бронхиальной астмой, пневмонией, раком легких, туберкулезом. Практикум №15. «Измерение ЖОЛ». Практикум №16 «Оказание первой помощи при остановке дыхания»
Заболевания пищеварительной системы. (2 часа)
Клиника и профилактика болезней желудочно-кишечного тракта: гастрита, язвы желудка, дисбактериоза, панкреатита, холецистита. Симптомы и лечение аппендицита, цирроза печени. Неправильное пищевое поведение – анерексия. Просмотр видеофильма «Живая еда»
Лечебное питание больных (3 часа)
При язвенных болезнях. При болезни печени, ожирении. При гастритах, хирургических больных. При детских болезнях. Питание беременных. Аллергических болезнях. Совместимость и калорийность продуктов питания. Практикум № 17. Составление диет. Расчет калорий в сутки.
Заболевания зубов и гигиена полости рта (2 часа).
Признаки и симптомы кариеса и пульпита, уход за полостью рта. Занятие №2. Зубные инфекции с воспалительным процессом: абсцесс и флегмона. Просмотр видеофильма «Здоровые зубы- здоровый организм».
Заболевания выделительной системы. (1 час)
Симптомы и причины развития цистита и почечнокаменной болезни. Просмотр видеофильма «Искусственная почка»
Распространенные заболевания нервной системы.(3 часа)
Возрастные изменения нервной системы. Симптомы и клиника течения амнезии, мигрени, рака головного мозга, комы. Признаки эпилепсии, менингита, стресса и депрессии. Заболевания, связанные с задержкой психологического развития у детей: ЗПР и олигофрения
Уход и профилактика болезней кожи. (5 часов)
Причины, профилактика и симптомы дерматита, герпеса, меланомы, псориаза, грибковых заболеваний. Как избавиться от веснушек, бородавок и угрей. Какие проблемы кожи можно решить с помощью масок? Различные виды масок. Обморожения и ожоги их классификация. Практикум №18. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Уход за кожей. Способствует ли солярий развитию рака кожи. Практикум №19. Определение типа кожи и подбор крема по уходу за кожей лица. Какой должна быть подростковая косметика. Уход за ногтями и волосами. Просмотр видеофильма (советы врача) «Подростковые угри»
Болезни зрительного анализатора. (2 часа)
Возрастные изменения органов зрения. Особенности развития болезни: катаракта, глаукома, отслоение сетчатки. Причины, профилактика и симптомы близорукости, дальнозоркости, конъюнктивита. Практикум №20. Определение остроты зрения по таблице. Зарядка для глаз.
Болезни слухового анализатора. (1 час)
Возрастные изменения органов слуха. Причины, профилактика и симптомы синусита, отита. серной пробки, тугоухости.
Наследственные болезни. (1 час)
Причины возникновения и симптомы гемофилии, дальтонизма, синдрома Дауна.
Иммуномодуляторы (2 часа)
Современные иммуномодуляторы, можно ли применять без рецепта врача? Проблемы современной иммунологии, аллергии и генетики.
Исследовательская работа: «Проблемы современной иммунологии, аллергии и генетики».
Народная медицина. (2 часа)
Народная медицина сегодня. Лечебные травы и их влияние на организм человека. Можно ли лечить болезни с помощью массажа, показания для массажа.
Исследовательская работа: «Изучение лечебных свойств некоторых растений и их влияние на организм человека».
Итоговое занятие профориентационной направленности.
Этика и деонтология в медицине.
Тематическое планирование.
№пп | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | примечание |
Введение. | 2 | ||
1 | Понятие здоровья. Продолжительность жизни людей. Календарный и биологический возраст. | 1 | |
2 | Биологические науки, изучающие организм человека: валеология, геронтология, биометеорология, анатомия, физиология, гигиена и психология человека. Просмотр видеофильма «Ключи от долголетия» | 1 | |
Окружающая среда и здоровье. | 4 | ||
3 | Почему смена погоды влияет на состояние здоровья человека. Повышение и снижение атмосферного давления. Практикум № 1. Составление рекомендаций метеозависимым людям. | 1 | |
4 | Как влияют перепады температуры на состояние здоровья человека. Магнитные бури. Практикум № 2. Составление рекомендаций людям, подверженных влиянию магнитных бурь. | 1 | |
5 | Проблема загрязнения воздуха. Воздух жилых помещений. Лабораторная работа №1. Какие заболевания провоцирует загрязнение воздуха. | 1 | |
6 | Вода и здоровье. Основные источники загрязнения воды. Минеральная вода, показания к применению. | 1 | |
Экстремальные факторы. | 2 | ||
№пп | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | примечание |
7 | Влияние перегрузок и невесомости на организм человека. | 1 | |
8 | Электрические и магнитные поля и их влияние на человека. | 1 | |
9 | Радиация. Рентгеновское излучение. Просмотр видеофильма «Человек в космосе». Просмотр видеофильма «Чем опасна радиация». | ||
Режим дня. | 2 | ||
10 | Режим дня. Биологические ритмы. | 1 | |
11 | Роль сна на здоровье человека. Сколько должен спать человек. Нарушение сна. Практикум № 3.Разработка собственного режима дня с учетом школьных занятий и подготовки. | 1 | |
Вредные привычки | 2 | ||
12 | Влияние алкоголя и никотина на организм человека и последствия. Алкоголизм. Табакокурение. Электронные сигареты - вредно или нет. | 1 | |
13 | Наркотики и наркомания. Влияние наркотиков на организм человека в подростковом возрасте. Просмотр видеофильма «Вредные привычки как разрушители здоровья» | 1 | |
Влияние физкультуры и спорта на организм человека. | 2 | ||
14 | Значение физической активности в современном обществе. Укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата и нервной системы. | 1 | |
15 | Влияние физической активности на укрепление дыхательной и кровеносной системы. Повышение иммунитета и качественные изменения в составе крови. | 1 | |
Питание и здоровье. | 3 | ||
16 | Понятие о правильном питании и режиме приема пищи. Практикум № 4. Составление индивидуального рациона питания. | 1 | |
17 | Химический состав пищи. Калорийность. Практикум № 5. Изучение этикеток продуктов питания. | 1 | |
18 | Сбалансированное питание – залог здоровья. Роль витаминов в обмене веществ. Практикум № 6. Расчет калорийности обеда. | 1 | |
Влияние физкультуры и спорта на организм человека | 4 | ||
19 | Значение физической активности в современном обществе. | 1 | |
20 | Укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата и нервной системы. | 1 | |
21 | Влияние физической активности на укрепление дыхательной и кровеносной системы. | 1 | |
22 | Повышение иммунитета и качественные изменения в составе крови. Практикум № 7. Измерение жизненного объема легких у тренированного и нетренированного человека. | 1 | |
Диагностические процедуры больных | 2 | ||
23 | Лечебные и диагностические процедуры | 1 | |
24 | Клинические анализы и их расшифровка. Клиническая лаборатория. | 1 | |
№пп | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | примечание |
Бактерии, вирусы и человек. | 4 | ||
25 | Общие сведения об инфекциях. Источники заражения и пути их передачи. Сроки инкубационного периода некоторых И.Б. Сроки изоляции больных и средства защиты (пути) лиц, обращающихся с ними. | 1 | |
26 | Бактерии, возбудители болезней: скарлатины, коклюша, ангины, пневмонии, чумы, ботулизма, туберкулеза – клиника, лечение и профилактика | 1 | |
27 | Антибиотики, их влияние на организм человека. | 1 | |
28 | Вирусы, возбудители болезней: краснухи, ветрянки, свинки, гриппа, СПИДа - клиника, лечение и профилактика. Практикум № 8. Выращивание бактерии- картофельной палочки | 1 | |
Уход за больными. | 3 | ||
29 | Уход за больными пожилого возраста и лежачими больными. | 1 | |
30 | Уход за инфекционными больными. | 1 | |
31 | Уход за новорожденными детьми. | 1 | |
Прививки и вакцины. | 2 | ||
32 | Активная и пассивная иммунизация. Профилактические прививки. | 1 | |
33 | Виды вакцинации. Как изготавливают вакцины. Просмотр видеофильма «Вакцина» | 1 | |
Заболевания опорно-двигательной системы. | 3 | ||
34 | Возрастные изменения в опорно-двигательном аппарате. Практикум №9 «Диагностика плоскостопия и сколиоза». | 1 | |
35 | Клиника и признаки заболевания артроза, радикулита, остеохондроза, сколиоза, плоскостопия. Практикум №10 «Разработка мер по профилактике сколиоза в школе и дома» | 1 | |
36 | Травмы: растяжения, вывихи, переломы и оказание первой помощи. Практикум№11. «Наложение шины при переломах» | 1 | |
Основные болезни сердечно - сосудистой системы. | 4 | ||
37 | Возрастные изменения в сердечно - сосудистой системе, Изменение кровообращения. Практикум №12. Измерение артериального давления. | 1 | |
38 | Клиника и признаки заболевания ишемической болезни сердца, гипертонии, гипотонии, артериосклероза. | 1 | |
39 | Профилактика и лечение инфаркта миокарда, инсульта, анемии. | 1 | |
40 | Кровотечения, оказание первой помощи. Практикум №13.Наложение стерильных повязок на голову, грудь, живот, конечности. Практикум №14. Наложение жгута при кровотечениях. | 1 | |
Дыхательная система | 3 | ||
41 | Возрастные изменения дыхательной системы. Причины возникновения и признаки заболеваний. Практикум №15. «Измерение ЖОЛ» | 1 | |
42 | Клиника и признаки заболевания ринита, ОРЗ, гайморита, горной болезни. | 1 | |
№пп | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | примечание |
43 | Клиника и признаки заболевания бронхиальной астмой, пневмонией, раком легких, туберкулезом. Практикум №16 «Оказание первой помощи при остановке дыхания» | 1 | |
Заболевания пищеварительной системы. | 2 | ||
44 | Клиника и профилактика болезней желудочно-кишечного тракта: гастрита, язвы желудка, дисбактериоза, панкреатита, холецистита. | 1 | |
45 | Симптомы и лечение аппендицита, цирроза печени. Неправильное пищевое поведение – анерексия. Просмотр видеофильма «Живая еда» | 1 | |
Лечебное питание больных | 3 | ||
46 | При язвенных болезнях. При болезни печени, ожирении. При гастритах, хирургических больных. | 1 | |
47 | При детских болезнях. Питание беременных. Аллергических болезнях. | 1 | |
48 | Совместимость и калорийность продуктов питания. Практикум № 17. Составление диет. Расчет калорий в сутки | 1 | |
Заболевания зубов и гигиена полости рта | 2 | ||
49 | Признаки и симптомы кариеса и пульпита, уход за полостью рта. | 1 | |
50 | Зубные инфекции с воспалительным процессом: абсцесс и флегмона. Просмотр видеофильма «Здоровые зубы- здоровый организм». | 1 | |
Заболевания выделительной системы. | 1 | ||
51 | Симптомы и причины развития цистита и почечнокаменной болезни. Просмотр видеофильма «Искусственная почка» | 1 | |
Распространенные заболевания нервной системы | 3 | ||
52 | Возрастные изменения нервной системы. Симптомы и клиника течения амнезии, мигрени, рака головного мозга, комы. | 1 | |
53 | Признаки эпилепсии, менингита, стресса и депрессии. | 1 | |
54 | Заболевания, связанные с задержкой психологического развития у детей: ЗПР и олигофрения | 1 | |
Уход и профилактика болезней кожи. | 5 | ||
55 | Причины, профилактика и симптомы дерматита, герпеса, меланомы, псориаза, грибковых заболеваний. | 1 | |
56 | Как избавиться от веснушек, бородавок и угрей. Какие проблемы кожи можно решить с помощью масок? Различные виды масок. | 1 | |
57 | Обморожения и ожоги их классификация. Практикум №18. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. | 1 | |
58 | Уход за кожей. Способствует ли солярий развитию рака кожи. Практикум №19. Определение типа кожи и подбор крема по уходу за кожей лица. | 1 | |
59 | Какой должна быть подростковая косметика. Уход за ногтями и волосами. Просмотр видеофильма (советы врача) «Подростковые угри» | 1 | |
Болезни зрительного анализатора. | 2 | ||
60 | Возрастные изменения органов зрения. Особенности развития болезни: катаракта, глаукома, отслоение сетчатки. | 1 | |
№пп | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | примечание |
61 | Причины, профилактика и симптомы близорукости, дальнозоркости, конъюнктивита. Практикум №20. Определение остроты зрения по таблице. Зарядка для глаз. | 1 | |
Болезни слухового анализатора. | 1 | ||
62 | Возрастные изменения органов слуха. Причины, профилактика и симптомы синусита, отита. серной пробки, тугоухости. | 1 | |
Наследственные болезни. | 1 | ||
63 | Причины возникновения и симптомы гемофилии, дальтонизма, синдрома Дауна. | 1 | |
Иммуномодуляторы | 2 | ||
64 | Современные иммуномодуляторы, можно ли применять без рецепта врача? | 1 | |
65 | Проблемы современной иммунологии, аллергии и генетики. Исследовательская работа: «Проблемы современной иммунологии, аллергии и генетики». | 1 | |
Народная медицина | 2 | ||
66 | Народная медицина сегодня. Лечебные травы и их влияние на организм человека. | 1 | |
67 | Можно ли лечить болезни с помощью массажа, показания для массажа. | 1 | |
68 | Исследовательская работа: «Изучение лечебных свойств некоторых растений и их влияние на организм человека». | 2 | |
69 | Итоговое занятие профориентационной направленности. | 1 | |
70 | Этика и деонтология в медицине. | 1 | |
Итого | 72 |
Перечень учебно-методического обеспечения учебного процесса
Учебные пособия для учащихся:
- Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001 – 320с.
- Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с.
- Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”. М.; "Аванта + ", 2002. – 640с.
- Детская энциклопедия. Т. 18. Человек. «Аванта +» Москва, 2002 год.
Учебные пособия для учителя:
- Барышников, С.Д. Практикум по анатомии и физиологии человека с основами патологии./ С.Д. Барышников. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2000.
- Савченков, Ю.И. Физиология человека. Задачи и упражнения./ Ю.И. Савченков (и др.) – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
- Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие./ Н.И. Федюкович. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
- Самусев, Р.П., Липченко, В.Я. Атлас анатомии человека./ Р.П. Самусев, В.Я. Липченко. – М.: ООО «Изд. Дом «Оникс 21 век»: 2010.
- Самусев, Р.П.,Селин, Ю.М. Анатомия человека: Учебное пособие для студентов средних медицинских учебных заведений./ Р.П.Самусев, Ю.М. Селин. – М.: ООО «Изд. Дом «Оникс»:2010.
- Швырев, А.А. Малый анатомический атлас./ А.А. Швырев. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2010.
- Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7)
- Чуднов В.И. “Берегите тишину”. М., “Медицина”, 1978.
- Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как вырастить ребенка здоровым?”. – М.:АНС, 1993 – 384 с.
- Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.: АНС, 1992 – 400с.
- Основы медицинских знаний. Е.Е. Тен. Москва. Издательство «Мастерство» 2002 год.
- Основы медицинских знаний. Семейная академия. Р.В. Овчарова. Вопросы и ответы. Москва. «Просвещение». Учебная литература.1996 год
- Основы медицинских знаний учащихся. Пробный учебник для средних учебных заведений, под редакцией М.И. Гоголева. Москва. «Просвещение» 1991год.
Интернет-ресурсы
- http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
- http://www.fcior.edu.ru/
- www.bio.1september.ru – газета «Биология».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по анатомии и физиологии человека по специальности лечебное дело (фельдшер).
Образовательная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности лечебное дело...
Рабочая программа курса по выбору "Анатомия и физиология человека", для 9 класса.
Важное место анатомии и физиологии человека как учебного предмета в системе профильного медико-биологического образования определяется ее значением в формировании правильных представлений учащихся о с...
Рабочая программа элективного курса "Анатомия, физиология и гигиена организма человека"
Данная программа предназначена для поддержки естественнонаучного профиля в 10 или 11 классе и рассчитана на 34 часа....
Контролирующая программа по анатомии к учебнику «Биология. Человек» 8 класс с ответами
Контролирующая программа по анатомии позволяет обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии в 8 классе...
Рабочая программа "Анатомия"
Рабочая программа курса "Анатомия"...
Рабочая программа внеурочного курса "Практическая Анатомия" 8 класс
В повышении научно-методического уровня преподавания анатомии, физиологии и гигиены человека школьные опыты и наблюдения имеют не последнее значение. Они позволяют раскрыть методы научного исследовани...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Анатомия и физиология сенсорных систем" 7 класс (внеурочная деятельность)
Одно из основных свойств живого – это способность воспринимать различные раздражения. Сенсорная система — совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных ...