Культурные растения семейства крестоцветных
план-конспект урока по биологии (5 класс)

ЦЕЛЬ: изучить общие признаки культурных растений семейства крестоцветных; познакомить с практическим значением и условиями выращивания капусты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_rasteniya_semeystva_krestotsvetnyh.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Культурные растения семейства крестоцветных

ЦЕЛЬ: изучить общие признаки культурных растений семейства крестоцветных; познакомить с практическим значением и условиями выращивания капусты.

Оборудование: кочаны белокачанной и краснокачанной капусты: кольраби, цветная, брюссельская, листовая и др.; капуста второго года жизни; редис, репа, брюква, редька.

Ход занятия

Проверка домашнего задания проводится по следующим вопросам и заданиям: заполнить на доске схему морфолого-биологического анализа редьки дикой; рассказать о строении цветка и плода крестоцветных; рассмотреть представителей семейства, найти их общие и отличительные признаки; по определительной карточке определить растение.

Проверка домашнего задания также проводится и по дидактическим карточкам, которые содержат 2 задания:

1) Среди перечисленных признаков выбрать только те, которые относятся к семейству крестоцветных;

2) Выписать из списка только растения семейства крестоцветные и указать количество родов и видов растений данного семейства.

Изучение нового материала

Рассказ учителя.

Легенда о появлении капусты.

Кочаны выросли из слез фракийского царя, наказанного Дионисом – богом виноделия за то, что царь отказался признать его божеством. Из выжженных царскими слезами отверстий в земле появились невиданные раньше растения, широкие листья которых тут же сворачивались в кочан, напоминающую человеческую голову. Все бросились в страхе, крича "капитум” - голова.

Работа со словарем Ожегова. Словарная статья "Капуста”

Капуста, - ы, ж. Огородное растение семейства крестоцветных, растущее обычно кочаном.

Сообщение учащегося об истории появления капусты.

История появления капусты. О том, что капусту уже использовали первобытные люди, рассказывают археологические находки, относящиеся к каменному и бронзовому векам. Конечно, то была дикая листовая капуста, встречаемая и поныне на островах и побережье Средиземного моря.

Древние египтяне уже за 6 веков до новой эры широко возделывали капусту, затем этот овощ культивировался античными греками и римлянами, о чем можно прочесть в трудах Гиппократа, Аристотеля и Плиния.

В первые века нашей эры умением выращивать капусту овладевают и южные славяне на Балканах, и грузины Закавказья, и русские. В пределы русской земли, очевидно, сперва попала кочанная капуста, на это намекает само название овоща: "капуста” от латинского "капуциум” – голова.

В "Изборнике Святослава” (1073 г.) – древнейшем памятнике Киевской Руси – о капусте упоминается как о чем-то самом обыденном, а в одной из Смоленских уставных грамот 1150 года так и записано: "На горе огород с капустником”.

Демонстрация учителем разновидностей капусты, проведение беседы о том, что употребляют в пищу у белокачанной и краснокачанной капусты, с какой целью выращивают цветную, кольраби и т.д. В беседе выясняется, какую работу проводили учащиеся по выращиванию капусты на пришкольном участке, какие опыты они проводили с капустой.

(Сообщение учащихся о химическом составе капусты).

Капуста – это универсальный, с точки зрения кулинара, овощ, ибо из него не готовят разве что десертов. Она богата веществами, которые оказывают чрезвычайно выраженное воздействие на организм. Капуста небогата белками (впрочем, как и все овощи). Зато в ней есть немало минеральных веществ и витаминов, особенно аскорбиновой кислоты: в некоторых сортах столько же, сколько в апельсинах и землянике. Но гораздо важнее не содержание витамина С само по себе, а тот факт, что свежая капуста даже к весне сохраняет большое количество аскорбиновой кислоты. 100-200 г свежей или квашеной капусты в рационе обеспечивают профилактику дефицита витамина С.

Пищевая ценность 100 г сырых овощей.

(Сообщение учащегося о применении капусты в медицине).

Лечебные свойства капусты были известны еще древним римлянам. Сок и листья капусты широко применялись и в русской народной лечебной практике. В свежем капустном соке содержится противоязвенный витамин, который способствует рубцеванию язв желудка и двенадцатиперстной кишки. Уже через 5 – 10 дней утихают боли, и улучшается самочувствие.

Клетчатка, содержащаяся в листьях капусты, полезна как лечебное средство. Она способствует улучшению моторной функции желудочно-кишечного тракта, участвует в выведении из организма холестерина, предупреждая тем самым развитие атеросклеротического поражения кровеносных сосудов.

Сок капусты полезен при гастритах с пониженной кислотностью желудочного сока. Кашицу из листьев капусты, смешанную с яичным желтком, прикладывают к гнойным ранам, язвам и ожогам. В капусте содержатся вещества, которые оказывают губительное действие на целый ряд болезнетворных бактерий, в частности, на золотистый стафилококк, туберкулезную палочку и др. Это делает понятным и оправданным использование капусты для лечения ряда кожных заболеваний.

Для полоскания ротовой полости при воспалительных явлениях используют свежий капустный сок, разведенный теплой водой. При охриплости голоса, кашле принимают капустный сок в смеси с сахаром по 1 чайной ложке несколько раз в день; помимо того, можно использовать отвар капусты с медом.

(Сообщение учащегося о выращивании капусты нашими предками).

Нашим предкам, видно, по душе пришелся этот могучий овощ, ведь в период длительных постов он вместе с хлебом заменял собой скоромную пищу. Да и в другое время капустой не гнушались; круглый год она была любимым яством трудовых людей. В "Домострое” (16 в) уже дается наставление домохозяевам о том, как вырастить капусту, как ее лучше сберечь от порчи и на что с пользой употребить.

Отечественные огородники любили возделывать капусту. В крестьянском обиходе имелись даже покровители этого овоща. 18 мая, по новому стилю, слывет днем – капустником: "На Арину – рассадницу рассаду садить”. С середины мая подходит настоящее тепло, а значит и пора высадки рассады в грунт. К исконному опыту, к сметке, конечно, примешивалось и немало суеверий.

"В драной рубахе капусту садить – к урожаю”, - передавалась молва. Сажая рассаду, приговаривали : " Не будь голенаста, а будь пузаста”, " Не будь стара, а будь молода”, "Не будь мала, а будь велика”.

Зная полезную силу овоща, крестьяне подмечали: "Хлеб да капуста лихого не допустят”. Весьма своеобразно сказано о капусте в русских загадках. Вот только часть из них: "Был ребенок – не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем”, " Не шита, не кроена, а вся в рубцах”, " Антипка низок, на нем сто ризок”.

Большим искусством выращивать капусту владели ростовские мастера гряд. Окрестности Ростова Великого по праву называют очагом русского огородничества. Неудивительно, что именно из этих мест вышел талантливый умелец – овощевод Ефим Грачев.

Это ему, самоучке, доставались самые высшие призы на международных выставках плодов и овощей. В сентябре 1875 года в Вене Грачев выставил кочаны капусты 70 сантиметров в поперечнике "при чрезвычайно сомкнутых листьях”. Таких овощеводов не было ни у одной страны, это выявилось и на других подобных всемирных выставках. Кельн, Филадельфия, Брюссель и Париж были свидетелями селекционных достижений Грачева. Поистине его слава шагала по континентам, не зная преград.

Рассказ учителя "Агротехника выращивания капусты и ее хранение”. (Обработка почвы, внесение удобрений, повышение полевой всхожести и ускорение прорастания семян, предупреждение заражения семян, глубина заделки семян, оптимальная температура прорастания семян, уход за рассадой, высадка рассады, уход за растением в течение всего лета. Особенности хранения капусты, оптимальная температура и относительная влажность воздуха.)

Самостоятельная работа учащихся по морфолого-биологическому анализу капусты первого и второго годов жизни.

Беседа по результатам проведенной самостоятельной работы.

1. Какая корневая система у капусты?

2. С какой целью проводится пикировка?

3. Как называют укороченный и утолщенный стебель капусты?

4. Почему наружные листья в кочане зеленые, а внутренние белые?

5. Как располагаются листья на стебле?

6. Что вырастает из семян капусты в первый год жизни?

7. Как получить семена капусты? И др.

Работа со словарем Ожегова. Статья "Кочан”

Кочан. Верхушка стебля капусты – округлое утолщение из плотно прилегающих друг к другу крупных широких листьев. "Не голова, а кочан”. (О глупом человеке, а также о человеке с большой взлохмаченной головой).

(Сообщение учащегося о сортовом разнообразии капусты).

Особенно широко наши предки занялись освоением новых форм и сортов капусты в 17 веке, когда Русь наладила оживленные торговые связи с Европой, которая пополнила сортимент капусты во время крестовых походов. В настоящее время благодаря кропотливому труду селекционеров выведено огромное количество сортов капусты.

У белокочанной капусты в пищу употребляют укороченный побег с нераспустившейся верхушечной почкой. Лучшими сортами считают сорт Надежда, сорт Подарок, номер Первый.

У капусты брокколи принято употреблять в пищу молодые побеги с зелеными соцветиями. Лучшим сортом краснокочанной капусты считают сорт Каменная головка и Михневская.

У цветной капусты в пищу употребляют соцветия. Положительно зарекомендовал себя сорт Гарантия. Брюссельская капуста в пазухах листьев образует маленькие кочанчики, которые человек и употребляет в пищу. У савойской капусты с гофрированными листьями и рыхлым кочаном ценится сорт Юбилейная. Брюссельская капуста формирует высокий стебель с редко расположенными листьями, в пазухах которых развиваются небольшие кочанчики. На одном растении может быть 30-50 кочанчиков, которые и употребляют в пищу. Зарекомендовал себя сорт Геркулес. А вот у пекинской капусты используют мощную розетку листьев. Ценится сорт Хибинская. У кольраби используют в пищу шарообразное утолщение – стеблеплод. Ценится сорт Венская белая.

При всем разнообразии форм капусты, в природе есть реликтовый вид капусты, который называется капуста крымская. Данный вид занесен в Красную книгу.

Подведение итогов занятия.

Творческое задание на дом: нарисуйте все сферы использования растений семейства крестоцветные; найдите загадки о капусте.

Задание для учеников, интересующихся биологией: сделайте определительные карточки для определения растений, находящихся в кабинете биологии. При написании карточек учитывайте только внешние признаки, которые хорошо заметны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра по теме РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВА КРЕСТОЦВЕТНЫЕ (КАПУСТНЫЕ)

Интерактивная игра для повторения и закрепления знаний о растениях семейства КРЕСТОЦВЕТНЫЕ или КАПУСТНЫЕ ...

Характерные особенности семейств Крестоцветные и Пасленовые"

Презентация  ""    "Характерные особенности семейств Крестоцветные и Пасленовые...

Разработка урока на тему :"Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветных. Характерные особенности растений семейств Крестоцветных, Пасленовых."

Данная разработка является конспектом урока для 7 класса "Семейства класса Двудольные", составленная в соответствии с учебником В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» -...

Урок "Растения семейства Крестоцветные"

Познакомить с признаками растений семейства Крестоцветные....

Модульный урок . Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные

Цель: изучить характерные признаки семейства Крестоцветные, Розоцветные, хозяйственное значение растений этого семейства; научиться определять растения по определительным карточкам и находить их в при...

Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».

Тема:  «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные»....