Образовательный модуль "Палеонтология"
учебно-методический материал по биологии (7 класс)
Палеонтология – наука, изучающая по ископаемым останкам живых организмов (окаменелостям, отпечаткам, следам их жизнедеятельности) историю развития растительного и животного мира на нашей планете на протяжении нескольких сотен миллионов лет, с момента появления на ней первых живых организмов и до наших дней.
Палеонтология очень тесно связана с рядом других естественных наук, таких как: геология, биология, стратиграфия, география и многих других, взаимодействуя с которыми удается устанавливать возраст земных слоев, географию планеты в минувшие геологические периоды, понимать как видоизменялись живые организмы и растения в процессе эволюции, в каком симбиозе проживали живые существа многие миллионы лет назад.
Данный модуль учитывает эти особенности и рассматривает их как возможность привить учащимся исследовательский и научный подход к изучению истории развития жизни на планете. Модуль нацелен на воспитание любви к естественным наукам, природе, внимательности, наблюдательности и эстетически развитой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul_paleontologiya.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
Палеонтология – наука, изучающая по ископаемым останкам живых организмов (окаменелостям, отпечаткам, следам их жизнедеятельности) историю развития растительного и животного мира на нашей планете на протяжении нескольких сотен миллионов лет, с момента появления на ней первых живых организмов и до наших дней.
Палеонтология очень тесно связана с рядом других естественных наук, таких как: геология, биология, стратиграфия, география и многих других, взаимодействуя с которыми удается устанавливать возраст земных слоев, географию планеты в минувшие геологические периоды, понимать как видоизменялись живые организмы и растения в процессе эволюции, в каком симбиозе проживали живые существа многие миллионы лет назад.
Данный модуль учитывает эти особенности и рассматривает их как возможность привить учащимся исследовательский и научный подход к изучению истории развития жизни на планете. Модуль нацелен на воспитание любви к естественным наукам, природе, внимательности, наблюдательности и эстетически развитой личности.
Цель модуля - ознакомление обучающихся с основными объектами исследований в палеонтологии как науки изучающей по ископаемым останкам живых организмов историю развития растительного и животного мира на нашей планете.
Задачи
Предметные:
- формирование у учащихся системы научных знаний в области палеонтологии и методов их исследований;
- изучение условий существования и развития представителей животного и растительного мира населявших нашу планету в разные геологические периоды;
- ознакомление с основными этапами и закономерностями эволюционного процесса;
- определение возраста осадочных пород с помощью руководящих ископаемых;
- изучение специфики поиска и сбора ископаемых.
Метапредметные:
- формирование навыков научно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование навыков проведения исследований в условиях полевых выездов;
- формирование навыков самостоятельной работы;
- формирование навыков работы со словарями, определителями и энциклопедиями;
- формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия;
- формирование учебно-познавательной активности, развитие коммуникативных способностей обучающихся.
Личностные:
- формирование активной жизненной позиции;
- формирование потребности в постановке и достижении цели;
- формирование гуманного отношения к природе;
- развитие наблюдательности, настойчивости, любознательности, терпеливости, аккуратности, ответственности
Модуль предназначен для учащихся 7 - 9 классов общеобразовательных школ. Режим проведения занятий: 2 часа 1 раз в неделю. Модуль рассчитан на 12 часов и предусматривает теоретическую и практическую подготовку обучающихся для проведения полевых палеонтологических исследований. Ожидаемые результаты: - обучающиеся будут знать методики сбора палеонтологического материала и уметь применять полученные знания на практике, пользоваться геологическим инструментом, читать геологические и стратиграфические карты.
Учебно - тематический план.
№ | Тема | Учебные часы | Содержание | Методическое обеспечение | Техническое обеспечение | |||
Возможности | Перспективы | |||||||
Тт Т | П П П | В ВВ В | ||||||
1. | Вводное занятие. Палеонтология как наука. Методы и разделы палеонтологии. | 1 | 1 | Палеонтология как дисциплина, изучающая жизненные формы вымерших организмов. Этапы развития и становления как науки. Ученые внесший свой вклад в ее развитие. | Лекция, Презентация: «Палеонтология как наука с начала своего становления и до наших дней» | Проектор | ||
2. | Основы классификации живых организмов | 1 | 1 | 2 | Основные семейства и классы животных и растений. Отличитель-ные биологические осо- бенности. Демонстрация и обсуждение наглядного материала по многообра-зию животного мира. Разнообразие и эволюция животных и растений в зависимости от климатических и географических условий их обитания. | Лекция, Презентация «Многообразие животного мира» Экскурсия в ДЭС по теме: Разнообразие и эволюция животных и растений в зависимос-ти от климатических и географических условий их обитаний | Проектор. Демонстрационные животные и растения зоопарка ДЭС | |
3. | История развития жизни на планете. | 1 | 2 | 3 | Формирование планеты. Происхождение жизни. Эволюция животных и растений. Биоразнообра-зие живых организмов в разные геологические периоды. Демонстрация и обсуждение научных фильмов и презентаций. | Лекция, Презентация «Эволюция животных и растений», Практикум с определением древних жизненных форм. | Проектор, Демонстрация палеонтологической выставки. Определители окаменелостей, атласы, географии-ческие карты. Палеопесочница. | |
4. | Связь палеонтологии с другими науками. | 1 | 1 | Палеонтология – раздел геологии. Роль палеонто-логии в изучении исто-рии, биологии, зоологии. Стратиграфия и геохро-нологическая шкала. Физические свойства горных пород и минера-лов. | Лекция, Презентация «Роль палеонтологии в изучении истории, биологии, зоологии» Коллекции горных пород и минералов | Проектор, Демонстрация минералогической выставки. Стратиграфические карты, современная геохронологическая шкала | ||
5. | Места нахождения ископаемых, геологические памятники природы. | 1 | 1 | 2 | Геологический разрез. Разнообразие местона-хождений. Карьеры. Берега рек. Охраняе- мые геологические разрезы. Палеоразведка. Определение возраста земных слоев по руково-дящим ископаемым. | Лекция, Презентация «Палеонтологические экспедиции проводи-мые ДЭС в 2018-2020г» Практикум по опре-делению возраста земных слоев по руководящим окаменелостям | Проектор, Раздаточный материал по окаменелостям из различных возрастных земных слоев | |
6. | Документирование сборов. Палеонтологический инструмент. | 1 | 1 | 2 | Документальное сопровождение собранных образцов. Ведение дневника полевых работ. Правила использования инструментов, применяемых при палеонтологических работах. Техника безопасности при проведении палеонтологических работ. | Лекция, Практикум по ведению дневника полевых работ. Практикум по работе с геологическими инструментами: геологический компас, молотки, промывочный лоток, буссоль. | Геологическая документация, Геологические инструменты: компас, молотки, промывочный лоток, буссоль | |
7. | Итоговое занятие по модулю | 1 | 1 | Заслушивание докладов и презентаций на палеонтологические темы | Пленарные слушания, обсуждения докладов и сообщений на палеонтологические темы | Проектор. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....
Знакомство с электронными образовательными ресурсами, размещенными на сайтах федерального центра информационных образовательных ресурсов и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Технологическая карта...
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Выступление на педагогическом совете 30.08.2012г....
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования
Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...