Образовательный модуль "Палеонтология"
учебно-методический материал по биологии (7 класс)

Палеонтология – наука, изучающая по ископаемым останкам живых организмов (окаменелостям, отпечаткам, следам их жизнедеятельности) историю развития растительного и животного мира на нашей планете на протяжении нескольких сотен миллионов лет, с момента появления на ней первых живых организмов и до наших дней.

    Палеонтология очень тесно связана с рядом других естественных наук, таких как: геология, биология, стратиграфия, география и многих других, взаимодействуя с которыми удается устанавливать возраст земных слоев, географию планеты в минувшие геологические периоды, понимать как видоизменялись живые организмы и растения в процессе эволюции, в каком симбиозе проживали живые существа многие миллионы лет назад.

    Данный модуль учитывает эти особенности и рассматривает их как возможность привить учащимся исследовательский и научный подход к изучению истории развития жизни на планете. Модуль нацелен на воспитание любви к естественным наукам, природе, внимательности, наблюдательности и эстетически развитой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_paleontologiya.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

                        МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

    Палеонтология – наука, изучающая по ископаемым останкам живых организмов (окаменелостям, отпечаткам, следам их жизнедеятельности) историю развития растительного и животного мира на нашей планете на протяжении нескольких сотен миллионов лет, с момента появления на ней первых живых организмов и до наших дней.

    Палеонтология очень тесно связана с рядом других естественных наук, таких как: геология, биология, стратиграфия, география и многих других, взаимодействуя с которыми удается устанавливать возраст земных слоев, географию планеты в минувшие геологические периоды, понимать как видоизменялись живые организмы и растения в процессе эволюции, в каком симбиозе проживали живые существа многие миллионы лет назад.

    Данный модуль учитывает эти особенности и рассматривает их как возможность привить учащимся исследовательский и научный подход к изучению истории развития жизни на планете. Модуль нацелен на воспитание любви к естественным наукам, природе, внимательности, наблюдательности и эстетически развитой личности.

    Цель модуля - ознакомление обучающихся с основными объектами исследований в палеонтологии как науки изучающей по ископаемым останкам живых организмов историю развития растительного и животного мира на нашей планете.

    Задачи

Предметные: 

- формирование у учащихся системы научных знаний в области палеонтологии и методов их исследований;

- изучение условий существования и развития представителей животного и растительного мира населявших нашу планету в разные геологические периоды;

 - ознакомление с основными этапами и закономерностями эволюционного процесса;

- определение возраста осадочных пород с помощью руководящих ископаемых;

- изучение специфики поиска и сбора ископаемых.

Метапредметные:

- формирование навыков научно-исследовательской и проектной деятельности;

- формирование навыков проведения исследований в условиях полевых выездов;

- формирование навыков самостоятельной работы;

- формирование навыков работы со словарями, определителями и энциклопедиями;

- формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия;

- формирование учебно-познавательной активности, развитие коммуникативных способностей обучающихся.

Личностные:

- формирование активной жизненной позиции;

- формирование потребности в постановке и достижении цели;

- формирование гуманного отношения к природе;

- развитие наблюдательности, настойчивости, любознательности, терпеливости, аккуратности, ответственности

Модуль предназначен для учащихся 7 - 9 классов общеобразовательных школ. Режим проведения занятий: 2 часа 1 раз в неделю. Модуль рассчитан на 12 часов и предусматривает теоретическую и практическую подготовку обучающихся для проведения полевых палеонтологических исследований. Ожидаемые результаты: - обучающиеся будут знать методики сбора палеонтологического материала и уметь применять полученные знания на практике, пользоваться геологическим инструментом, читать геологические и стратиграфические карты.

                                                                                   Учебно - тематический план.

Тема

Учебные часы

Содержание

Методическое обеспечение

Техническое обеспечение

Возможности

Перспективы

Тт     Т

П П      П

В ВВ     В

1.

Вводное занятие. Палеонтология как наука. Методы и разделы палеонтологии.

1

1

Палеонтология как дисциплина, изучающая жизненные формы вымерших организмов. Этапы развития и становления как науки.

Ученые внесший свой вклад в ее развитие.

Лекция,

Презентация: «Палеонтология как наука с начала своего становления и до наших дней»

Проектор

2.

Основы классификации живых организмов

1

1

2

Основные семейства и классы животных и растений. Отличитель-ные биологические осо-

бенности. Демонстрация и обсуждение наглядного материала по многообра-зию животного мира. Разнообразие и эволюция животных и растений в зависимости от климатических и географических условий их обитания.

Лекция, Презентация «Многообразие животного мира»

Экскурсия в ДЭС по теме: Разнообразие и эволюция животных и растений в зависимос-ти от климатических и географических условий их обитаний

Проектор.

Демонстрационные животные и растения зоопарка ДЭС

3.

История развития жизни на планете.

1

2

3

Формирование планеты. Происхождение жизни. Эволюция животных и растений. Биоразнообра-зие живых организмов в разные геологические периоды. Демонстрация и обсуждение научных фильмов и презентаций.

Лекция, Презентация «Эволюция животных и растений», Практикум с определением древних жизненных форм.

Проектор,

Демонстрация палеонтологической выставки. Определители окаменелостей, атласы, географии-ческие карты.

Палеопесочница.

4.

Связь палеонтологии с другими науками.

1

1

Палеонтология – раздел геологии. Роль палеонто-логии в изучении исто-рии, биологии, зоологии. Стратиграфия и геохро-нологическая шкала. Физические свойства горных пород и минера-лов.

Лекция, Презентация

«Роль палеонтологии в изучении истории, биологии, зоологии»

Коллекции горных пород и минералов

Проектор, Демонстрация минералогической выставки. Стратиграфические карты, современная геохронологическая шкала

5.

Места нахождения ископаемых, геологические памятники природы.

1

1

2

Геологический разрез. Разнообразие местона-хождений. Карьеры. Берега рек. Охраняе-

мые геологические разрезы. Палеоразведка. Определение возраста земных слоев по руково-дящим ископаемым.

Лекция, Презентация «Палеонтологические экспедиции проводи-мые ДЭС в 2018-2020г»

Практикум по опре-делению возраста земных слоев по руководящим окаменелостям

Проектор, Раздаточный материал по окаменелостям из различных возрастных земных слоев

6.

Документирование сборов. Палеонтологический инструмент.

1

1

2

Документальное сопровождение собранных образцов. Ведение дневника полевых работ. Правила использования инструментов, применяемых при палеонтологических работах. Техника безопасности при проведении палеонтологических работ.

Лекция, Практикум по ведению дневника полевых работ. Практикум по работе с геологическими инструментами: геологический компас, молотки, промывочный лоток, буссоль.

Геологическая документация, Геологические инструменты: компас, молотки, промывочный лоток, буссоль

7.

Итоговое занятие по модулю

1

1

Заслушивание докладов и презентаций на палеонтологические темы

Пленарные слушания, обсуждения докладов и сообщений на палеонтологические темы

Проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...