Клеточное строение листа
план-конспект урока по биологии (6 класс)

В даннома файле содержится разработка конспекта урока в 6 классе по теме "Клеточное строение листа". также содержатся инструктивные карты для групповой работы. Данную разработку можно использовать для проведения интегрированного урока биологии\химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока      «Клеточное строение листа»

Цель:  познакомить учащихся с  особенностями клеточного строения листа и его функциях.

Задачи:

1)  углубить понятие о клеточном строении растений, о растительных тканях;

2) дать представление учащимся о клеточном строении листа (ключевые слова и понятия: кожица листа (эпидерма), устьица, устьичная щель, замыкающие клетки, кутикула; мякоть листа (мезофилл), столбчатая ткань, губчатая ткань; сосуды листа, проводящая ткань ксилема (древесина), проводящая ткань флоэма (луб), ситовидные трубки);

3)  дать представление о взаимосвязях строения листа с выполняемой функцией;

Оборудование:

Компьютер с презентацией урока; инструкции выполнения самостоятельной работы с учебником по заполнению таблицы, выполнению практической работы «Клеточное строение листа»; «Хроматография» микроскопы, готовый микропрепарат поперечного разреза листа камелии, свежие листы растений (герани, гибискуса, традесканции), кусочки листа алое (агавы), препаровальные иглы, скальпели, пинцеты, предметные и покровные стекла, пипетки, водный раствор йода, тряпочки (на каждый стол).

Методика: комбинированный урок с использованием тестовых заданий для проверки домашнего задания, практической работы «Клеточное строение листа», самостоятельной работы учащихся с учебником с преобразованием текста (составление таблицы), эвристической беседы, самостоятельная подготовка учащимися дополнительного материала с использованием Интернет-ресурсов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вводная часть. Актуализация опорных знаний учащихся.

Клеточное строение растений. Ткани.

  1. Выполнение тестовых заданий по теме «Внешнее строение листа».
  2.  Беседа учителя с учащимися.

        

        На прошлом уроке мы познакомились  с внешним строением листьев.

-Какие части можно выделить во внешнем строении листа?

- Как различаются листья по внешнему строению?

- А что же у листа внутри? Из чего он состоит? (Дети отвечают).

Лист, как и любой орган растения, состоит из клеток. И сегодня на уроке мы  погрузимся с вами в тайны клеточного  строения и функционирования листьев.

        Демонстрация 1 слайда презентации. (Растительная клетка)

        - Как вы думаете, все ли клетки листа одинаковые?  (Дети отвечают) Клетки листа различаются по форме и размерам.

        - С чем связано различие формы и размеров клеток листа?

(Дети отвечают)  Это связано с различием выполняемых функций.

- Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока. 

Демонстрация 2 слайда презентации. (Тема)

Запись темы урока детьми в тетради, постановка цели учителем перед учащимися.

        - Как называются группы клеток, сходных по строению и выполняемым функциям?

(Дети отвечают) Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям, называется тканью.

Демонстрация 3 слайда презентации. (Растительные ткани)

        - Посмотрите на кусочки листа алоэ, которые лежат у вас на столе. Рассмотрите их. Как вы думаете, какая ткань расположена с двух сторон листа и какова ее функция?

(Дети отвечают)  Покровная ткань.  Ее  функция заключается в защите листа от механических повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных микроорганизмов.

        - Какая ткань находится внутри данного поперечного среза листа алоэ?

(Дети отвечают) Основная ткань – мякоть листа.

III. Основная часть.

Сегодня на уроке нам предстоит закрепить и углубить знания по теме клеточное строение листа. Работать вам предстоит в группах. Первая группа должна будет выполнить лабораторную работу «Строение кожицы листа» и выяснить особенности ее строения и выполняемые функции.

Вторая группа выполняет лабораторную работу «Строение мякоти листа. Жилки». Третья группа выполняет лабораторную работу, в ходе которой ребята нам ответят на вопрос – почему листья растений имеют зеленую окраску. Инструктивные карты и необходимое оборудование находится у вас на столах.

  1. Самостоятельная работа учащихся.
  2. Отчет групп.
  3. Беседа с учащимися, выводы о проделанной работе.

1. Какие клетки образуют листовую пластинку?

2. Какое значение имеет кожица листа? Клетками какой ткани она образована?

3. Что такое устьица и где они расположены?

4. Какое строение имеют клетки мякоти листа? К какому типу тканей они относятся?

5. В каких клетках листа особенно много хлоропластов?

6. Какую функцию выполняют проводящие пучки листа? Клетками каких тканей они образованы?

  1. Рефлексия.

1 группа – Изучение строения кожицы листа

  1. Изучите материал учебника «Строение кожицы листа» на стр.37-38.
  2. Приготовьте микропрепарат кожицы листа, используя инструкцию  (стр. 38 учебника п.1).
  3. Найдите бесцветные клетки кожицы. Рассмотрите их форму и строение. Определите выполняемые функции.
  4. Найдите на микропрепарате устьица. Какое они имеют строение? Определите выполняемые функции.
  5. Как расположены устьица у растений разных сред обитания?
  6. Заполните в рабочем листе первую строку таблицы «Клеточное строение листа».  В графе «Особенности строения» ответьте на вопросы:

- Укажите сколько слоёв в кожице, какие клетки ее составляют.  

- Почему клетки кожицы бесцветные?

- Что такое устьица, какое они имеют строение?

- Где преимущественно расположены?

- Какую функцию выполняют?

Клеточное строение листа

Название части листа

Название ткани

Особенности строения

Выполняемая функция

Кожица листа

        

2 группа – Изучение строения мякоти листа

  1. Изучите материал учебника «Строение мякоти листа. Жилки» на стр.38.
  2. Рассмотрите готовый  микропрепарат мякоти листа камелии.
  3.  Какой тканью образована мякоть листа? Каковы особенности строения клеток губчатой и столбчатой ткани мякоти листа. Укажите форму клеток, как плотно они прилегают друг к другу и что содержат.  Определите выполняемые функции.
  4. Заполните в рабочем листе вторую строку таблицы «Клеточное строение листа».

Клеточное строение листа

Название части листа

Название ткани

Особенности строения

Выполняемая функция

Мякоть листа

Жилки листа

3 группа

Лабораторная работа «Получение вытяжки хлорофилла и изучение его свойств».

 Материалы и оборудование

  • 2-3 листочка комнатного растения гибискуса.
  • 15 мл медицинского Мел - небольшой кусочек.
  • Фарфоровая ступка с пестиком
  • Воронка, для процеживания.
  • Фильтровальная бумага
  • Пробирки, химический  стакан
  • Фонарик.
  • Черная бумага (для оборачивания пробирки),  скотч для закрепления.
  • Ножницы

Метод выделения хлорофилла путем бумажной хроматографии: в основе метода лежит экстрагирование - это выделение вещества  под действием растворителя. Экстракция хлорофилла проводится спиртом, так как именно в нем, зеленый пигмент растворяется.

Ход работы

1. Измельчите листья с помощью ножниц, поместите в фарфоровую ступку и растирайте пестиком. Когда масса станет более или менее кашеобразной, добавьте немного спирта, продолжая растирать. 

2. Добавьте в массу меловую крошку (маленькую щепотку). Это необходимо, чтобы нейтрализовать кислотность клеточного сока, выходящего из вакуолей.

3. Отфильтруйте получившуюся жидкость через бумажный фильтр, помещенный в стеклянную воронку.

  1. Нанесите фильтрат на полоску фильтровальной бумаги, заранее отметив линию старта простым карандашом. Повторите нанесение несколько раз, просушивая полоску.
  2. Поместите полоску в хроматографическую камеру так, чтобы ее край был погружен в спирт. Наблюдайте за тем, как пигменты растворяются и концентрируются на полоске. Сделайте вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 6 классе по теме "Клеточное строение листа"

Конспект урока составлен по программе В.В.Пасечника и на основании учебника В.В.Пасечника "Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники". Содержит контроль материала, изученного ранее и подробный конспект изу...

Презентация "Клеточное строение листа"

Материал к уроку в 6 классе  " Клеточное строение листа",  по программе Сухоруковой Л.Н. "Биология. Живой организм"...

урок по биологии в 6 классе на тему Клеточное строение листа

конспект уроко по клеточному строению листа, и план самообразования...

методическая разработка урока на тему: "клеточное строение листа" для 6 класса

Цели и задачи:Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения кожицы листа и его внутренним строением, тканями, входящими в состав мякоти листа. Развивающие: развивать представлени...

методическая разработка урока на тему: "клеточное строение листа" для 6 класса

Цели и задачи:Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения кожицы листа и его внутренним строением, тканями, входящими в состав мякоти листа. Развивающие: развивать представлени...

Внешнее и клеточное строение листа

Тест составила: учитель биологии Колмакова Т.Н....

Клеточное строение листа.

Клеточное строение листа.Цель:    познакомить обучающихся с клеточным строением листа.Задачи:    1.   закрепить представления о различных типах тканей...