Клеточное строение листа
план-конспект урока по биологии (6 класс)
В даннома файле содержится разработка конспекта урока в 6 классе по теме "Клеточное строение листа". также содержатся инструктивные карты для групповой работы. Данную разработку можно использовать для проведения интегрированного урока биологии\химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/kletochnoe_stroenie_lista.docx | 29.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Клеточное строение листа»
Цель: познакомить учащихся с особенностями клеточного строения листа и его функциях.
Задачи:
1) углубить понятие о клеточном строении растений, о растительных тканях;
2) дать представление учащимся о клеточном строении листа (ключевые слова и понятия: кожица листа (эпидерма), устьица, устьичная щель, замыкающие клетки, кутикула; мякоть листа (мезофилл), столбчатая ткань, губчатая ткань; сосуды листа, проводящая ткань ксилема (древесина), проводящая ткань флоэма (луб), ситовидные трубки);
3) дать представление о взаимосвязях строения листа с выполняемой функцией;
Оборудование:
Компьютер с презентацией урока; инструкции выполнения самостоятельной работы с учебником по заполнению таблицы, выполнению практической работы «Клеточное строение листа»; «Хроматография» микроскопы, готовый микропрепарат поперечного разреза листа камелии, свежие листы растений (герани, гибискуса, традесканции), кусочки листа алое (агавы), препаровальные иглы, скальпели, пинцеты, предметные и покровные стекла, пипетки, водный раствор йода, тряпочки (на каждый стол).
Методика: комбинированный урок с использованием тестовых заданий для проверки домашнего задания, практической работы «Клеточное строение листа», самостоятельной работы учащихся с учебником с преобразованием текста (составление таблицы), эвристической беседы, самостоятельная подготовка учащимися дополнительного материала с использованием Интернет-ресурсов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вводная часть. Актуализация опорных знаний учащихся.
Клеточное строение растений. Ткани.
- Выполнение тестовых заданий по теме «Внешнее строение листа».
- Беседа учителя с учащимися.
На прошлом уроке мы познакомились с внешним строением листьев.
-Какие части можно выделить во внешнем строении листа?
- Как различаются листья по внешнему строению?
- А что же у листа внутри? Из чего он состоит? (Дети отвечают).
Лист, как и любой орган растения, состоит из клеток. И сегодня на уроке мы погрузимся с вами в тайны клеточного строения и функционирования листьев.
Демонстрация 1 слайда презентации. (Растительная клетка)
- Как вы думаете, все ли клетки листа одинаковые? (Дети отвечают) Клетки листа различаются по форме и размерам.
- С чем связано различие формы и размеров клеток листа?
(Дети отвечают) Это связано с различием выполняемых функций.
- Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока.
Демонстрация 2 слайда презентации. (Тема)
Запись темы урока детьми в тетради, постановка цели учителем перед учащимися.
- Как называются группы клеток, сходных по строению и выполняемым функциям?
(Дети отвечают) Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям, называется тканью.
Демонстрация 3 слайда презентации. (Растительные ткани)
- Посмотрите на кусочки листа алоэ, которые лежат у вас на столе. Рассмотрите их. Как вы думаете, какая ткань расположена с двух сторон листа и какова ее функция?
(Дети отвечают) Покровная ткань. Ее функция заключается в защите листа от механических повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных микроорганизмов.
- Какая ткань находится внутри данного поперечного среза листа алоэ?
(Дети отвечают) Основная ткань – мякоть листа.
III. Основная часть.
Сегодня на уроке нам предстоит закрепить и углубить знания по теме клеточное строение листа. Работать вам предстоит в группах. Первая группа должна будет выполнить лабораторную работу «Строение кожицы листа» и выяснить особенности ее строения и выполняемые функции.
Вторая группа выполняет лабораторную работу «Строение мякоти листа. Жилки». Третья группа выполняет лабораторную работу, в ходе которой ребята нам ответят на вопрос – почему листья растений имеют зеленую окраску. Инструктивные карты и необходимое оборудование находится у вас на столах.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Отчет групп.
- Беседа с учащимися, выводы о проделанной работе.
1. Какие клетки образуют листовую пластинку?
2. Какое значение имеет кожица листа? Клетками какой ткани она образована?
3. Что такое устьица и где они расположены?
4. Какое строение имеют клетки мякоти листа? К какому типу тканей они относятся?
5. В каких клетках листа особенно много хлоропластов?
6. Какую функцию выполняют проводящие пучки листа? Клетками каких тканей они образованы?
- Рефлексия.
1 группа – Изучение строения кожицы листа
- Изучите материал учебника «Строение кожицы листа» на стр.37-38.
- Приготовьте микропрепарат кожицы листа, используя инструкцию (стр. 38 учебника п.1).
- Найдите бесцветные клетки кожицы. Рассмотрите их форму и строение. Определите выполняемые функции.
- Найдите на микропрепарате устьица. Какое они имеют строение? Определите выполняемые функции.
- Как расположены устьица у растений разных сред обитания?
- Заполните в рабочем листе первую строку таблицы «Клеточное строение листа». В графе «Особенности строения» ответьте на вопросы:
- Укажите сколько слоёв в кожице, какие клетки ее составляют.
- Почему клетки кожицы бесцветные?
- Что такое устьица, какое они имеют строение?
- Где преимущественно расположены?
- Какую функцию выполняют?
Клеточное строение листа
Название части листа | Название ткани | Особенности строения | Выполняемая функция |
Кожица листа |
2 группа – Изучение строения мякоти листа
- Изучите материал учебника «Строение мякоти листа. Жилки» на стр.38.
- Рассмотрите готовый микропрепарат мякоти листа камелии.
- Какой тканью образована мякоть листа? Каковы особенности строения клеток губчатой и столбчатой ткани мякоти листа. Укажите форму клеток, как плотно они прилегают друг к другу и что содержат. Определите выполняемые функции.
- Заполните в рабочем листе вторую строку таблицы «Клеточное строение листа».
Клеточное строение листа
Название части листа | Название ткани | Особенности строения | Выполняемая функция |
Мякоть листа | |||
Жилки листа | |||
3 группа
Лабораторная работа «Получение вытяжки хлорофилла и изучение его свойств».
Материалы и оборудование
- 2-3 листочка комнатного растения гибискуса.
- 15 мл медицинского Мел - небольшой кусочек.
- Фарфоровая ступка с пестиком
- Воронка, для процеживания.
- Фильтровальная бумага
- Пробирки, химический стакан
- Фонарик.
- Черная бумага (для оборачивания пробирки), скотч для закрепления.
- Ножницы
Метод выделения хлорофилла путем бумажной хроматографии: в основе метода лежит экстрагирование - это выделение вещества под действием растворителя. Экстракция хлорофилла проводится спиртом, так как именно в нем, зеленый пигмент растворяется.
Ход работы
1. Измельчите листья с помощью ножниц, поместите в фарфоровую ступку и растирайте пестиком. Когда масса станет более или менее кашеобразной, добавьте немного спирта, продолжая растирать.
2. Добавьте в массу меловую крошку (маленькую щепотку). Это необходимо, чтобы нейтрализовать кислотность клеточного сока, выходящего из вакуолей.
3. Отфильтруйте получившуюся жидкость через бумажный фильтр, помещенный в стеклянную воронку.
- Нанесите фильтрат на полоску фильтровальной бумаги, заранее отметив линию старта простым карандашом. Повторите нанесение несколько раз, просушивая полоску.
- Поместите полоску в хроматографическую камеру так, чтобы ее край был погружен в спирт. Наблюдайте за тем, как пигменты растворяются и концентрируются на полоске. Сделайте вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 6 классе по теме "Клеточное строение листа"
Конспект урока составлен по программе В.В.Пасечника и на основании учебника В.В.Пасечника "Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники". Содержит контроль материала, изученного ранее и подробный конспект изу...
Презентация "Клеточное строение листа"
Материал к уроку в 6 классе " Клеточное строение листа", по программе Сухоруковой Л.Н. "Биология. Живой организм"...
урок по биологии в 6 классе на тему Клеточное строение листа
конспект уроко по клеточному строению листа, и план самообразования...
методическая разработка урока на тему: "клеточное строение листа" для 6 класса
Цели и задачи:Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения кожицы листа и его внутренним строением, тканями, входящими в состав мякоти листа. Развивающие: развивать представлени...
методическая разработка урока на тему: "клеточное строение листа" для 6 класса
Цели и задачи:Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения кожицы листа и его внутренним строением, тканями, входящими в состав мякоти листа. Развивающие: развивать представлени...
Внешнее и клеточное строение листа
Тест составила: учитель биологии Колмакова Т.Н....
Клеточное строение листа.
Клеточное строение листа.Цель: познакомить обучающихся с клеточным строением листа.Задачи: 1. закрепить представления о различных типах тканей...