Лишайники
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Лишайники
Цель урока – знакомство учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- сформировать у учащихся представления о лишайниках как симбиотических организмах.
Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов:
- умение вести диалог на основе взаимного уважения;
- способствовать формированию устойчивого личного познавательного интереса к ранее незнакомым объектам живой природы;
- обеспечить осознание учащимися универсальной ценности природы;
- формировать убеждения в необходимости сохранения природы, бережного к ней отношения;
- формирование у учащихся мотивации к познанию нового и научного мировоззрения на основе проведения простейших исследований.
Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:
- развивать у обучающихся умение составлять план своих действий на уроке;
- организовать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков: работать с текстом, осуществлять сравнение, обобщать и делать выводы;
Формирование УУД
Познавательные УУД:
- Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
- Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
- Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
- Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
- Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
- Оценивать собственный вклад в работу группы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (включение учащихся в деятельность)
Учитель: Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на этом уроке. Хочу пожелать всем нам удачи.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Низшие растения, живущие в основном в воде.
- Группа растений, у которых нет ни корней, ни стеблей, ни листьев.
- Часть плодового тела гриба.
- Организмы, питающиеся органическими веществами других живых организмов.
- Тонкие белые нити, образующие тело гриба.
- Так называется тело низших растений.
- Гриб-паразит
- Тесное сожительство двух живых организмов полезное как одному так и другому.
Учитель: Какое ключевое слово у нас получилось? Как вы думаете, что оно означает? Правильно, это тема нашего сегодняшнего урока. (Слайд 2).
А теперь давайте вместе с вами попробуем определить задачи нашего урока, т.е. чем мы будем сегодня с вами заниматься.
(Дети пытаются сформулировать задачи, учитель направляет и корректирует).
III. Актуализация знаний.
- Что такое грибница?
- Какие организмы называют паразитами?
- Что такое симбиоз?
- В чём различие явления паразитизма и симбиоза?
1. Общая характеристика лишайников
Учитель: Лишайники имеют очень древнюю историю: они появились на Земле более ста миллионов лет назад.
Поистине эти растения сказочно живучи! Они селятся на голых камнях, на песках, обожжённой солнцем Сахары. Они живут всюду: в безжизненной Антарктиде, на кручах Тибета, в полярной тундре, в лесах Дальнего Востока. Они переносят жестокую стужу, годами мокнут в воде, не боятся горячих лучей солнца, живой пылью летают над пустыней. Но стоит им только попасть во влажное место, как они оживают. Нередко лишайники первыми поселяются в совершенно бесплодных местах, где не растут никакие другие растения. Занимая эти бесплодные участки, лишайники, как растения-пионеры, идут впереди. Используя перегной после их отмирания, могут укрепляться на этих местах и другие растения.
(Слайд 3,4) Лишайники - это группа низших растений, которые представляют собой самую высокую форму симбиоза, где из двух организмов создаётся новая форма организма, не похожая ни на гриб, ни на водоросль. Тело лишайника – слоевище, которое состоит из гриба и водоросли.
Лишайники очень неприхотливы. Всей поверхностью тела они впитывают влагу дождей, росы и туманов. Это позволяет им поселяться на голых, бесплодных скалах, на камнях, в пустынях, на крышах, даже на поверхности стекла.
В жару лишайники настолько высыхают, что кажутся совершенно безжизненными и легко крошатся, но после дождя они оживают вновь.
Форма и величина лишайников разнообразны. Размеры их могут быть от нескольких миллиметров до десятков метров.
Растут лишайники очень медленно. Например, ягель за год вырастает всего на 1-3 мм. Продолжительность жизни лишайников от 50-100 лет.
В природе большинство лишайников растут быстро, если воздух чистый и нет агрессивной среды. Поэтому лишайники являются хорошими индикаторами чистоты воздуха.
2. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы
Учитель: Ребята, как вы думаете может ли лишайник существовать без водоросли? Если лишайник не может существовать без водоросли, значит, водоросли выполняют важную роль в данном организме. Вот это нам сейчас и предстоит с вами выяснить.
Логический вопрос. На столе лежат духи, лакмус, желатин, краска, спирт, крахмал. Что объединяет эти вещества?
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Самостоятельная работа - работа в группах
1 группа. Используя текст учебника на стр. «Многообразие и распространение лишайников», рис. составьте таблицу «Разнообразие лишайников». Найдите в коллекции гербариев лишайники с различными слоевищами.
Группы лишайников | Внешний вид | Места поселений | Примеры |
Накипные | Похожи на кору деревьев, в виде «корочки», «накипи». | Поверхность почвы, горных пород, кора растений и кустарников. | Леканора, пертузария, аспицилия. |
Листоватые | В форме пластинок, чешуек. | На камнях, почве, коре деревьев. | Ксантория настенная, гипогимния вздутая, пармелия, пельтигера. |
Кустистые | «Кустики» | Почва, ветки деревьев, скалы. | Кладония, цетрария исландская, уснея, алектория. |
2 группа. Используя текст учебника на стр. «Строение и питание лишайников» составить опорную схему «Жизнедеятельность лишайников».
Жизнедеятельность лишайников
ГРИБ ВОДОРОСЛЬ
Предохраняет водоросль от избыточного Обеспечивает гриб синтезируемыми ею
освещения и высушивания, доставляет органическими веществами
воду и минеральные вещества
3 группа. Используя текст учебника на стр. «Размножение лишайников» и «Значение лишайников», а также дополнительную литературу, составьте схему «Размножение лишайников» и заполните таблицу «Значение лишайников в природе и жизни человека».
Размножение лишайников
Бесполое Половое
кусочками специализированные
слоевища группы клеток
ФИЗМИНУТКА
.
Учитель: Ребята, давайте вернёмся к нашей проблеме: может лишайник существовать без водоросли и какую роль выполняет водоросль в лишайнике.
(Ответы учеников, учитель обобщает)
Учитель: Возвращаемся к веществам, которые представлены: что их объединяет?
(Дети должны ответить, что в состав этих всех веществ входит лишайник)
V. Первичная проверка понимания
Просмотр фильма о лишайниках – электронное приложение
(для формирования целостной картины о лишайниках – Приложение 5)
Вопросы для контроля
- Как вы думаете, лишайники это низшие растения или высшие? Можно ли их вообще отнести к растениям?
- Почему лишайник считают примером симбиоза?
- Лишайники часто встречают на деревьях. Как вы думаете лишайники – паразиты?
- Почему лишайники называют пионерами растительного мира?
Верно ли суждение?
1. Лишайник имеет стебель с листьями.
2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями.
3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза.
4. Лишайники могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела.
5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений.
6. лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.
1) – 2) + 3) + 4) + 5) + 6) +
VI. Домашнее задание:
VII. Рефлексия
Выставление оценок учащимся – листы самоконтроля.
Закончите предложение:
Я узнал(а)…
Я умею…
У меня есть вопросы…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование. Биология 6 класс. Учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г.
Пояснительная записка.Планирование составлено в соответствии с программой «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: И.Н. Пономарева, В. С. Кучменко учебник...
Царства "Бактерии", "Грибы", "Лишайники"
Обобщающий урок биологиив 7 классе...
Лишайники и их группировки в дубовых и грабовых лесах
научно - практическая работа об экологии, систематике и индикационном значении лишайников...
"Лишайники"
"Лишайники" ЛишайникиЛлллжжжжллллллдддддлшшшшшитп...
презентация на тему "Лишайники"
Презентация по биологии на тему "Лишайники"для 6 класса к учебнику И. Н. Пономаревой....
Задания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники
адания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники Кемеровской области....
План-конспект урока: Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов. Значение лишайников в природе и жизни человека.
Урок-презентация, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....