Технологическая карта урока биологии в 5 классе «Путешествие по страничкам Красной книги Якутии»
методическая разработка по биологии (5 класс)
Данная разработка поможет в формировании экологической культуры и привлечении внимания к проблеме сокращения растительного и животного мира Якутии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_biologii_v_5_klasse.docx | 27.32 КБ |
prilozhenie_1.docx | 142.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии в 5 классе «Путешествие по страничкам Красной книги Якутии»
Учитель МКОУ СОШ №25 Козлова Галина Николаевна
Предмет биология
Класс 5 класс
Тема урока Путешествие по страничкам Красной книги Якутии
Тип занятия Комбинированный, практико-ориентированный.
Цель урока: (для учителя): создание условий для открытия новых знаний о растительном и животном мире занесенном в Красную книгу Якутии.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
– формирование экологической культуры и привлечение внимания к проблеме сокращения растительного и животного мира Якутии.
– формирование умения бережного отношения к природным богатствам.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.
Познавательные УУД:
- Формирование умения анализировать, сравнивать , обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений
- формирование умения владеть смысловым чтением, Задавать вопросы на основе извлечённой из текста информации.
- Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе
Личностные УУД
Формируется экологическая культура школьников на основании изучения растительного и животного разнообразия , познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.
Задачи урока:
- Обучающие: расширить представление о многообразии растительного и животного мира Якутии. Познакомить с Красной книгой Якутии. Формировать бережное отношение к растениям и животным.
- Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.
- Воспитывающие: формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, интернет как источник информации, гербарные материалы, лупы, фотографии различных растений и животных, текст для чтения, листы самоконтроля и самооценки учащихся на уроке.
Основные понятия, изучаемые на занятии: Красная книга, эндемики, исчезающие виды, охрана природы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организвционный этап 1 мин | Приветствие учащихся. Организация ребят для работы в группах. Формируем 6 групп по 4 человека. Правила работы в группах в Приложении 1. | Приветствуют учителя. Формируют группы. Вспоминают правила работы в группах | Коммуникативные УУД. Формирование умения взаимодействовать со сверстниками |
2.Актуализация знаний - Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности. 2 мин. | Ребята, давайте вспомним, – Какие царства живой природы мы с вами знаем? Составьте схему на основе ваших знаний. ( Слайд 1) Какие царства живой природы встречаются у нас в Якутии Приведите пример представителей царств обитающих на территории Якутии Что такое Красная книга ? | Составляют схему «Царства живой природы» В результате на слайде образуется схема Приводят примеры растений и животных
Высказывают разные предположения Групповое обсуждение. Обмен мнениями между группами. | Коммуникативные УУД. Раскрывают полученные знания, оформляют мысли в устной форме Познавательные УУД Преобразуют информацию из одной формы в другую. |
3. Постановка проблемы. Определение цели урока. 4 мин Составление плана решения проблемы. | Красная книга – книга особенная. В ней перечислены животные и растения, которые могут навсегда исчезнуть. Цвет книги, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда слайд2
Давайте сформулируем цель урока. Слайд3 И для достижения этого сегодня мы совершим наше путешествие в виртуальный музей и узнаем много нового и интересного о организмах занесенных в Красную книгу. На каждой станции, на которой мы будем останавливаться, вы будете работать в группах: слайд4 Учитель поясняет задачу каждой группе Первая группа формулирует общее понятие «Красная книга » и дает историческую справку о возникновении данного документа Вторая группа познакомит нас с многообразием и распространением растений занесенных в Красную книгу Якутии Третья группа познакомит нас с многообразием и распространением животных занесенных в Красную книгу Якутии Четвертая группа выяснит как можно защитить растения и животных находящихся в стадии вымирания. Каждая группа получает рабочий лист с названием темы и заданиями, которые вам предстоит выполнить, а также вам предоставлены: тексты для чтения, электронные ресурсы, гербарии, и индивидуальные оценочные листы, которые вам потребуются на этапе закрепления материала. Напоминает, что надо составить страничку рукописной книги « Красная книга Якутии » и вывесить ее на доску. Если задания понятны, можно приступать к работе. | Составляют кластер. Формулируют цель урока. Группы по 3-4 человека, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы. Получают рабочие листы и начинают работать. | Регулятивные УУД Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Формирование умения составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. |
4. Поиск решения проблемы. Работа в малых группах. 7 мин | Учитель, при необходимости, консультирует учащихся, контролирует ход работы. | Группы по 3-4 человека, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы. Получают рабочие листы и начинают работать. (Тексты см. в приложении) Оформляют страничку рукописной книги “ Красная книга Якутии” | Познавательные УУД Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации. Наблюдать, анализировать и делать выводы по результатам наблюдений. Коммуникативные УУД. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели, распределять роли). Регулятивные УУД Работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Составлять ( в группе) план решения проблемы. Заполнять рабочие листы |
5. Решение проблемы. Обсуждение результатов. 18мин | Выслушаем представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы) Обобщает все сказанное каждой группы и представляет информацию на слайде. Во время выступления учащихся учитель показывает слайды №5,6,7,8 Ребята, какой вопрос мы задали в начале занятия? Какая была проблема? Итак, мы познакомились с новым материалом, заслушали выступающих , оценили странички рукописной книги. Вспомните, для чего мы все это делали? Какой же вывод вы можете сделать на основе полученной информации?
Предлагает составить синквейн Красная книга Якутии» Физкультминутка 2мин | Отчет групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют схемы и рисунки (фото), делают сообщения. Зачитывают выводы Остальные заслушивают выступающих, отвечают на вопросы, выполняют задания в парах. Оценивают подготовленные рукописные странички, оформляют их маркером и вывешивают на доску. Повторяют вопрос и отвечают на него. Учащиеся отвечают: Чтобы решить проблему! Мы не знали, какие растения и животные занесены в Красную книгу И как необходимо заботиться о них. Составляют синквейн.
Выполняют упражнения | Коммуникативные УУД. Составлять тезисы выступления. Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения. Познавательные УУД 1. формирование умения владеть смысловым чтением , выделять главное. 2. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации. 3. Озвучивают результаты работы, сравнивая с изображением на интерактивной доске. 4.Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему). Регулятивные УУД Умение слушать учителя и одноклассников, задавать и отвечать на вопросы. |
6. Закрепление знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 5 мин. | Ребята, у вас на столах лежат листы самоконтроля. Приложение2 Работайте над ними самостоятельно, а затем мы проведем самоконтроль и самооценку. Обратите внимание При выполнении теста можно воспользоваться онлайн тестом и компьютер вам выдаст оценку. Лист самооценки ученика Приложение 3 На работу дается 5мин, а затем на экране высвечиваются правильные ответы. Подсчитайте свои баллы. Слайд | Самостоятельная работа учащихся. Проводится самоконтроль и самооценка. Учащиеся подсчитывают свои баллы. | Регулятивные УУД. 1. формировать умение адекватно оценивать свои знания и умения. 2. формировать умение определять степень успешности своей работы |
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке. 3 мин. | Учитель предлагает вспомнить тему урока, цели, проблему над которой работали ученики, оценить меру продвижения каждого учащегося к цели, поставленной в начале урока Ребята, мы на сегодняшнем уроке выполнили серьезную работу. Мы изучили новые для нас организмы, совершив путешествие в виртуальный музей. В конце урока определите, как вы оцениваете свою работу? Отметьте в ваших листах самооценки. 1. Я работал активно/ пассивно. 2. Своей работой я доволен/ не доволен. 3. Урок для меня показался интересным/ скучным. 4. Материал урока мне был понятен/ не понятен; 5. Материал урока я усвоил / не усвоил. | Уч-ся отмечают наиболее трудные и понравившиеся этапы урока, Отмечают успешные ответы, интересные вопросы Определили тему, проблему, гипотезу, план работы, источники информации, выполнили задания, создали продукт –странички рукописной книги “лишайники”, сумели сделать вывод. Ребята работают в листах самооценки. | Личностные УУД. Называют тему урока, цели, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы. Познавательные УУД. Анализ, построение логической цепи рассуждений. Личностные УУД Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. |
8. Домашнее задание 1мин | Учитель подводит итоги урока, : Составьте кроссворд на тему “Растения и животные под охраной”. | Записывают задание в тетрадь. | Коммуникативные УУД. Осуществляют взаимный контроль записей домашнего задания в дневнике. |
Информационно – методическое обеспечение урока
1. Биология. 5 класс. Учебник. Под редакцией В.В. Пасечника. УМК «Линия жизни». 2012 год.
3. Презентация «Красная книга Якутии», конспект урока (собственная разработка)
4. Гербарий, фотографии растений и животных занесенных в Красную книгу Якутии.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Правила работы в группе
- Умей выслушивать собеседника, не перебивай.
- Не согласен – объясни, почему.
- Доказывай свое мнение спокойно, вежливо.
- Работайте дружно.
- Уважай мнение других.
- Выберите отвечающего.
Приложение 2
Приложение 3
Лист самооценки
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________-
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)
____________________________________________________________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)
Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________
6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)
____________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС
Технологическая карта содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....
Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС
Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...
Технологическая карта урока биологии 5 класс.
Предмет: БиологияКласс: 5 классБазовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.Тема урока: «Биолог...
Технологическая карта урока. Биология. 6 класс.
Тема: Взаимосвязи живых организмов....
Технологическая карта урока в 5 классе "Путешествие по материкам"
Данная разработка урока подготовлена в соответствие с требованиями ФГОС ООО по программе к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского "Биология. Введение в биологию", линия «Ракурс»; с...
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...
Технологическая карта урока географии, 7 класс «Путешествие по Южной Америке»
Технологическая карта...