Программа "Биология под микроскопом"
рабочая программа по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Белоярского района
«Средняя общеобразовательная средняя школа № 1 г. Белоярский»
РАССМОТРЕНО Приказ Директора
на заседании экспертного совета СОШ №1 г.Белоярский
Протокол от августа 2020 г.,№ от. №
СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО
Зам. директора на заседании педагогического
___________ Т.Г.Ефименко совета школы от « » .,
« » 08 2020 г. Протокол №
Рабочая программа
курса по выбору
«Биология под микроскопом»
Учитель: Штрек И.А.
СОШ № 1 г. Белоярский
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их это основа организации биологического факультатива, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Факультатив по биологии организуется для учащихся 8 классов, которые уже
знакомы по урокам биологии с миром живых организмов.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Курс, рассчитанный на 35 академических часов. Включает теоретические и практические занятия.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.
Цель: ознакомление учащихся с многообразием мира живой природы, выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.
Задачи программы:
1. Углубить и расширить знания о многообразии форм и уровней живых организмов;
2.Повысить познавательный интерес, способствовать профориентации учащихся;
3. Развить практические умения учащихся работать с биологическими объектами, приборами, выполнять лабораторные работы, проводить эксперименты.
4. Способствовать решению задач экологического воспитания учащихся, воспитания бережного отношения к окружающей природе.
5. Сформировать приемы, умения и навыки по организации поисковой и исследоватеской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы:воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы(при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- методику работы с биологическими объектами и микроскопом;
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
- вести наблюдения окружающего мира;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
- работать в группе.
Учебно-тематический план.
Наименование темы | Количество часов | |
Всего часов по теме | Лабораторные работы | |
Введение. Биологическая лаборатория и правила работы в ней | 1 | |
Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы | 2 | |
Клетка – структурная единица живого организма | 5 | 2 |
Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение | 6 | 2 |
Грибы и бактерии под микроскопом | 6 | 2 |
Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов | 4 | 1 |
Исследовательская работа | 6 | 3 |
Польза и вред микроорганизмов | 2 | |
Подведение итогов | 3 | |
35 | 10 |
Содержание программы.
Введение. Биологическая лаборатория и правила работы в ней (1 ч).
Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.
Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (2 ч).
Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.
Клетка – структурная единица живого организма (5 ч).
Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат».
Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение (6 ч).
Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом.
Грибы и бактерии под микроскопом (6 ч).
Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. Приготовление сенного настоя, выращивание культуры Сенной палочки и изучение её под микроскопом.
Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов (4 ч).
Колонии микроорганизмов. Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов.Питательные среды для выращивания микроорганизмов. Выращивание колоний и изучение их под микроскопом.
Исследовательская работа (6ч).
Поиск информации. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов. Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) Оформление результатов исследовательской работы.
Польза и вред микроорганизмов. (2 ч).
Влияние физических и химических факторов на рост и развитие микроорганизмов. Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов.
Подведение итогов ( 3ч).
Представление результатов работы. Анализ работы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Электронное приложение к учебнику Сухоруковой JI.H., Кучменко B.C.
- Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Дмитриева Е.А. Методические рекомендации. Пособие для учителей.
Сайт интернет-поддержки УМК «Сферы»: www.spheres.ru
2.http://www.uroki.net/docrus.htm
3.http://www.rusedu.ru/detail_1019.html
5.www.bio.nature.ru
6.www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
8.Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»
9. http://nsportal.ru
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Корректировка | Тема |
Введение. Биологическая лаборатория и правила работы с ней. 1 ч | |||
1 | Введение. Биологическая лаборатория и правила работы с ней. | ||
Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы. 2 ч | |||
2 | Методы изучения живых организмов. | ||
3 | Увеличительные приборы. | ||
Клетка – структурная единица живого организма. 5 ч | |||
4 | Клетка: строение, состав, свойства. | ||
5 | Микропрепараты. | ||
6 | Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат». | ||
7 | Л.р. № 1 «Клетки растений под микроскопом.» | ||
8 | Л.р. № 2 «Отработка навыков микроскопирования готовых фиксированных микропрепаратов. Ознакомление с микрофото и видеосъемкой. » | ||
Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение. 6 ч | |||
9 | Систематика растений. Особенности растений и их отличие от животных. | ||
10 | Основные правила приготовление временных препаратов из растений. | ||
11 | Л.р. № 3 «Приготовление препарата мякоти плодов томата, арбуза, яблока, шиповника и их изучение под микроскопом». | ||
12 | Л.р. № 4 «Приготовление препарата кожицы лука, листа элодеи, листьев, побегов, корней разных мест обитания и их изучение под микроскопом.» | ||
13 | Ткани растений. | ||
14 | Демонстрация и обсуждение фрагментов видео фильмов «Эволюция», «Водоросли», «В мире растений». | ||
Грибы и бактерии под микроскопом. 6 ч | |||
15 | Микроскопические грибы. | ||
16 | Классификация возбудителей инфекционных болезней человека и животных. | ||
17 | Л.р. № 5 «Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. Приготовление микропрепарат дрожжей». | ||
18 | Методы бактериологических исследований. Методы окраски мазков. Методы изготовления микропрепаратов бактерий. | ||
19 | Окраска по Граму. | ||
20 | Л.р. № 6 «Приготовление сенного настоя, выращивание культуры Сенной палочки и изучение ее под микроскопом». | ||
Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов. 4 ч | |||
21 | Колонии микроорганизмов. | ||
22 | Методы выращивания и изучения колонии микроорганизмов. | ||
23 | Питательные среды для выращивания микроорганизмов. | ||
24 | Л.р. № 7 «Выращивание колоний и изучении их под микроскопом» | ||
Исследовательская работа. 6ч | |||
25 | Поиск информации по теме «Питательная среда для посева микроорганизмов» | ||
26 | Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов. | ||
27 | Изучение бактериологического состояния разных помещений школы ( коридор, классы, столовая, туалет и др.) | ||
28 | Оформление результатов исследовательской работы | ||
29 | Защита результатов исследовательской работы. | ||
30 | Защита результатов исследовательской работы. | ||
Польза и вред микроорганизмов. 2 ч. | |||
31 | Влияние физических и химических факторов на рост и развитие микроорганизмов. | ||
32 | Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов. | ||
Подведение итогов. 3 ч | |||
33 | Представление результатов работы. | ||
34 | Анализ работы. | ||
35 | Анализ работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа "Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом" (природоведение)
лабораторная работа "Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом", с чётко поставленной целью, позволяющая не только провести исследования, но и повторить ранее изученный материал....
Элективный курс по русскому языку "Текст под микроскопом" для 9 класса
Элективный курс по русскому языку для 9 класса `Текст под микроскопом`. Рассчитан на 34 часа. Программа курса утверждена экспертами СПб АППО. Автор: Дунаевская И.А....
Опыт работы с цифровым микроскопом
Пора готовиться к приходу новых стандартов в среднюю школу....
мастер - класс "Использование цифрового микроскопа на уроках биологии"
В презентации представлен опыт работы учителя с цифровым микроскопом на уроках биологии, показана технология его применения....
Практическая работа № 7 (с использованием цифрового микроскопа) «Строение вегетативных и генеративных почек»
Данна работа проводиться при изучении биологии 6 класс, тема "Почки"...
Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».
В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....
Лабораторная работа № 2. Тема: "Знакомство с микроскопом"
Электронное приложение к интерактивной доске SMART. Используется на уроке природоведения в 5 классе....