Опыт работы с цифровым микроскопом
статья по биологии на тему

Пора готовиться к приходу новых стандартов в среднюю школу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_cifrovoy_mikroskop__microsoft_office_word.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Применение цифрового микроскопа для повышения познавательного интереса и мотивации учащихся к изучению биологии.

Опыт работы с цифровым микроскопом. СЛАЙД-0.

Школа является сложной педагогической системой, значимой частью Российского образования и общества. В пору бурных перемен в образовании, перед педагогами встают новые задачи по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Модернизация образования по-прежнему определяет как актуальную цель повышения качества образования, качества обучения. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся в новых условиях немыслима без  цифровых образовательных ресурсов. Использование этих ресурсов позволит учителю приблизить школьников к учению, поможет заинтересовать их так, чтобы учеба для них стала жизненной потребностью, необходимой для благополучного существования. Ключ к такому результату – познавательный интерес. Именно познавательный интерес – как направленность личности на изучение каких-либо объектов, является важнейшим мотивом учения и делает успешным процесс овладения знаниями. Мне довелось наблюдать, как учащиеся отреагировали на возможность проведения уроков  биологии с применением цифрового микроскопа.

Цифровые микроскопы в нашей школе появились в сентябре. Но не в кабинете биологии, что казалось бы ожидаемым, а в связи с переходом первоклассников к обучению по программе «Школа 2100» - в начальной школе.

Краткая информация о нашей школе. СЛАЙД-1.  Год назад мы отметили 30-тилетний юбилей. С 2006 года имеем статус «Школы здоровья» и показываем хорошие достижения в этом направлении. СЛАЙД -2.  Наше старое типовое здание – «самолетик» (интересно, сколько таких самолетиков в Москве?), примечательно расположенным перед школой знаменитым в Северном Округе памятным камнем героям-североморцам. СЛАЙД-3.  В школе действует музей героев-североморцев, и достаточно на высоком уровне патриотическое воспитание. Третья наша достопримечательность – активная работа школьного Совета молодежи СЛАЙД-4.  по самым разным направлениям, так что ребятам некогда скучать.  НО! На сегодняшний день у нас 465 учащихся, что в связи с переходом на новое финансирование, - недостаточно. Спальный район, где расположена школа, накладывает специфический отпечаток на контингент обучающихся. Отсюда вытекают проблемы школы, такие как недостаточная учебная мотивация, пониженные познавательный интерес и качество обучения. Педагогический коллектив упорно работает над обозначенными проблемами. И для учителя биологии, в том числе важно добиваться повышения качества знаний, мотивации, и познавательного интереса учащихся. И для этого все средства хороши.

Итак. Поступившее в школу оборудование новое, разнообразное, требует  для освоения учителем сверхусилий и временных затрат. Но! За 2 месяца микроскопы все-таки востребованными не оказались. Так появилась идея их временно позаимствовать, разобраться, что за возможности у новых микроскопов, как их можно использовать в работе в средней  и стершей школе. Ожидалось многое, а вот что получилось.

Сначала  изучила инструкцию и разобралась, как все работает. СЛАЙД-5. Конструкция цифрового микроскопа очень похожа на конструкцию школьного светового микроскопа. Она  такова: микроскоп крепится на стойке - для нас привычнее – штативе. Имеются два осветителя: на предметном столике и внутри микроскопа. Стойка микроскопа снабжена регулировочными винтами, а микроскоп оснащен кольцом регулировки кратности увеличения изображения в 10Х, 60 Х и 200 Х раз, а также кнопкой захвата изображения.   В ручном режиме работы микроскопа кнопка захвата изображения позволяет сделать снимок или видеофрагмент – изображение перемещающегося объекта. Можно рассматривать все, что под рукой.  Порадовала  непривычная возможность рассматривать  то, что не позволяет рассматривать обычный микроскоп: что не лежит на предметном столике, непрозрачные объекты.  Рассматриваешь все на экране компьютера, фотографируешь изображения, создаешь коллекцию…

Вторым шагом организовала рабочие группы из желающих поработать на новом микроскопе ребят 9 и 10 классов. Конечно, приглашала ребят индивидуально и никто не отказался. СЛАЙД-6.  С 9-тиклассниками попробовали готовить микропрепараты сами, но как не старались хорошего результата не добились. Четких изображений клеток кожицы лука, томата,… не получили. Возможно, был с дефектом сам микроскоп, но этого не проверяли.

С 10-тиклассниками попробовали рассматривать готовые микропрепараты, оказалось хорошие изображения клеток получить можно. СЛАЙД-7.  И как раз по планированию в 9 классах подошло время лабораторной работы «Строение растительной и животной клеток под микроскопом».

Провели лабораторную работу.  СЛАЙД-8.   Работали в парах, на парте 1 ноутбук, 1 микроскоп. Что в лабораторной работе было необычным?          Во-первых, потребовалось предварительно рассказать об устройстве микроскопа и правилах  работы с ним, составить инструкцию пошаговых действий для инсталляции программы( (QX5): включаем ноутбук, устанавливаем диск с программой в дисковод, после начала автоматической загрузки следуем указаниям, проходим электронную регистрацию (регистрируем имя пользователя и серийный номер), подключаем кабель микроскопа  к  USB порту ноутбука, запускаем программу, начинаем работать.) С этим учащиеся справились легко, около 3 минут. Быстро создали коллекции снимков в трех увеличениях, около 5 минут. СЛАЙД-9.  Перенесли папки с изображениями на флешку - около 5 минут,  учитель распечатал и раздал фото учащимся около 7 минут.

Во- вторых, вместо выполнения рисунка учащиеся вклеили в тетради лучшие снимки. СЛАЙД-10.  Вместо двух рисунков, получилось от 5 до 9 снимков. (Были предложены 3 объекта в 3-х увеличениях с возможными верхним или нижним освещениями). Таким образом,  у учащихся увеличилось число рассматриваемых объектов, и появилась база для их сравнения и анализа. И в выводах было предложено учащимся провести сравнение изображений.

Работа доставила учащимся удовольствие, но они были удручены тем фактом, что микроскопы и ноутбуки были им предоставлены от первоклассников лишь на время.

Конечно, мы использовали не весь ресурс микроскопа. Цифровой микроскоп позволяет создать слайд-шоу. Можно, например, поместить мелкое насекомое или личинку в кювету и снять о них короткий фильм. Живые объекты можно снимать и в ручном режиме, т. е., снятым с подставки микроскопом, что удобно. Можно для съемки выезжать на природу и «не брать в плен какую-то божью коровку». Можно вести покадровую съемку через заданные интервалы времени и увидеть замедленный биологический процесс. Например, фотопериодизм одуванчика или развертывание побега из почки. Можно сделать звуковое сопровождение фильма. Наложение специальных эффектов на созданные видео осуществляется в покадровом режиме. Это, думаю, тоже не все возможности.

Возможности микроскопа позволяют применять микроскопы в урочное и во внеурочное время, помогут организовать исследовательскую  и творческую деятельность учащихся с живыми и неживыми объектами природы, повысить познавательный интерес к изучению биологии. Цифровой микроскоп - хороший цифровой образовательный ресурс: и обучает, и развивает, и воспитывает. СЛАЙД-11.  Можно сказать словами Корнея Чуковского: Цифровой микроскоп – «умная вещь», да только не каждый школьник «сумеет такими диковинками воспользоваться…» ( только не каждый «сумеет такими диковинками с толком воспользоваться....»).

Мне уже сказали, чтобы дальше работу с микроскопом я не планировала, это для 1-х классов. Остается дожидаться поступления «умных вещей» для кабинета биологии.                  

                                            Учитель биологии И.В. Зиганшина

Москва,

 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс "Использование цифрового микроскопа на уроках биологии"

В презентации представлен опыт работы учителя с цифровым микроскопом на уроках биологии, показана технология его применения....

Использование цифрового микроскопа на уроках (презентация)

Использование электронного микроскопа на уроках биологии...

Использование цифрового микроскопа на уроках

Использование цифрового микроскопа на уроках...

Статья " Работа с цифровым микроскопом на уроках биологии".

Цифровой микроскоп на уроках бмологии .Сочета работу цифрого и светового имкроскопа можно лабораторную работу сделать интерсной и зрелищной....