Конспект урока по биологии в 5 классе по теме "Лишайники"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Кривошеева Наталья Александровна

Конспект урока по биологии в 5 классе по теме "Лишайники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0011f8f6-256e3b94.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока биологии в 5 классе

Тема урока                                  Лишайники

Тип занятия                        Комбинированный, практико-ориентированный.

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников

Формируемые УУД:

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

Развивающие:

Планируемые образовательные результаты                

Предметные: учащиеся должны иметь представление о лишайниках, как особой группой симбиотических организмов, особенностях их строения, питания и размножении.        

Метапредметные : развивается умение работать с текстом, составлять схемы, умение работать в группе.

Личностные: формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.  

Основные понятия, изучаемые на занятии:  лишайники, накипные, листоватые, кустистые, симбиоз, биоиндикаторы.

Вид используемых  ИКТ: работа с интерактивной доской.

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Приветствие. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в этот чудесный зимний день, и, думаю, что мы с вами хорошо поработаем!

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Формируют группы.

Коммуникативные УУД.

Формирование умения взаимодействовать со сверстниками

2. Актуализация знаний.

1. Какой тип питания характерен для грибов?

Грибы - гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не могут их синтезировать самостоятельно.

2.Какой тип питания характерен для растений? Автотрофное – создание питательных веществ в процессе фотосинтеза.

3.Что такое симбиоз? Симбиоз — это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу обоим организмам, или одному из них и не наносит ощутимого вреда другому из них.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Познавательные УУД

Формирование умения применять полученные знания.

3. Постановка проблемы.

Составление плана решения проблемы.

Учитель создаёт для учеников проблемную ситуацию противоречие.

Грибы способны вступать в симбиоз не только с корнями деревьев, но и  с другими организмами, а с какими – это нам предстоит сегодня узнать

В 1885 году на улицах Москвы появилась необычная афиша. Климент Аркадьевич Тимирязев (очень известная личность широким кругам общественности) приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла.

Слушателей собралось много…. Тимирязев рассказывал о…лишайниках!                (6-7 слайд)

Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», во времена Теофраста их называли то мхами, то водорослями, а иногда именовали “хаосом природы” и “убогой нищетой растительности”.

Тема нашего сегодняшнего урока «Лишайники». Почему лишайники сравнивают со сфинксами, нам предстоит узнать сегодня на уроке.

Мы выяснили, что это лишайники, но мы не обладаем полнотой знаний о строении и жизнедеятельности этой группы живых организмов.

Какие вопросы необходимо изучить, чтобы ответить на главный вопрос?

 Что мы уже знаем? (версии фиксируем на доске)

Цель: изучение особенностей строения и жизнедеятельности лишайников.

Слушают рассказ учителя.

Записывают тему урока.

Формулируют цели урока.

Чем лишайники отличаются от растений?

- Каково строение лишайников?

- Как они питаются, размножаются? (1группа)

- Какие группы и формы лишайников бывают? (2 группа)

- Какую роль играют в природе и жизни человека? (3 группа)

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Формирование умения составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

4. Поиск решения проблемы. Работа в малых группах.

Учитель поясняет задачу каждой группе

Долгое время лишайники были загадкой для исследователей. Предлагаю вам побывать в роли исследователей. Каждая группа будет работать над доказательством одного какого-то свойства лишайников и оформит полученную информацию в виде устного сообщения.

1 группа: «Строение лишайников»

 будут исследовать  среду обитания, скорость роста, размеры, возраст, форму.

 2 группа «Жизнедеятельность лишайников» выяснит, как размножаются,  питаются лишайники.

3 Группа «Экологические особенности лишайников»  изучат особенности их мест расселения, значение в природе.

4 группа «»Практическое значение лишайников» изучают информацию о практическом применении лишайников человеком.

- Где можно получить информацию по данной  теме?

Если задания понятны, можно приступать к работе.

Группы по 5-6 человека, обсуждают правила работы. Получают рабочие листы и начинают работать.

(Тексты см. в приложении)

- В параграфе учебника, доп.материале.

Познавательные УУД

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.

Наблюдать, анализировать и делать выводы по результатам наблюдений.

Коммуникативные УУД.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять  цели, распределять роли).

Регулятивные УУД

Работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Составлять ( в группе) план решения проблемы.

5. Обсуждение результатов экспериментов.

Выслушаем представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы)

Давайте обобщим все сказанное и представим информацию в виде схемы, опорного конспекта.

- Ребята, какой вопрос мы задали в начале занятия?

Почему же лишайники Тимирязев назвал растениями-сфинксами?

Животное сфинкс-это животное сочетающее в себе черты нескольких организмов (голова женщины, туловище льва, крылья птицы)

Растениями-сфинксами назвал советский ученый К. А. Тимирязев лишайники, потому что только во второй половине XIX века ученым удалось разгадать тайну их природы и выяснить, что лишайники — это симбиоз грибов и водорослей.

Отчет 1, 2, 3 и 4 групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют схемы и рисунки (фото), делают сообщения.

Зачитывают выводы

Повторяют вопрос и отвечают на него.

- Лишайники – особая группа симбиотических организмов. В составе лишайников грибы и водоросли (или цианобактерии).

Коммуникативные УУД.

Составлять тезисы выступления.

Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения.

Познавательные УУД

Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему).

Регулятивные УУД

Умение слушать учителя и одноклассни-ков, задавать и отвечать на вопросы.

Анализировать полученную информацию, делать вывод.

Закрепление нового материала:

А) определения типов лишайников

Б) нахождение ошибок в тексте

1.Вставьте в текст пропущенные термины:

Главный отличительный признак лишайников – это симбиоз __________________ гриба и _____________ водоросли. ______________ обеспечивают друг другу наилучшие условия для существования. Тело лишайника представлено _____________. Слоевище представляет собой множество переплетенных грибных нитей – _________.

гетеротрофного

симбионты

гиф

корень

тело

автотрофной

симбиотического

слоевищем

Тест.  1. Почему лишайники не относят ни к одному из царств живой природы

1) они совмещают в себе признаки растений и животных

2) по типу питания они сходны с бактериями и животными

3) это симбиотические организмы, состоящие из гриба и водоросли

4) они поглощают воду всей поверхностью тела

2. Ягель или олений мох по своей сути является:

1) зеленым мхом        2) торфяным мхом

3) листовым лишайником   4) кустистым лишайником

3. Лишайники, обитающие на камнях, относятся к

1) кустистым лишайникам     2) листовым лишайникам

3) накипным лишайникам       4) торфяным мхам

4. Какова роль водоросли, входящей в состав лишайника?

1) паразитирует на грибе      

2) обеспечивает гриб органическими веществами

3) обеспечивает гриб водой            

4) защищает гриб от паразитов

5. Лишайники редко встречаются в городах, потому что

1) очень чувствительны к загрязнению воздуха

2) очень чувствительны к недостатку света

3) им не хватает влаги

4) для посадки обычно выбирают деревья без лишайников.

Работают с раздаточным материалом, отвечают на вопросы заданий.  Затем проводится проверка.

УУД Коммуникативные: умение вести диалог с учётом позиции напарника, планировать сотрудничество. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Домашнее задание

§   15 № 1-4 (устно).  Творческое задание : составить ребусы по теме «Лишайники»

Записывают задание в дневник.

Рефексия

Ребята, что нового вы узнали на занятии? Довольны ли вы своей работой? Что для вас было самым сложным? интересным?

Ребята, наше занятие подходит к концу, я благодарю вас за работу.

Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли.

Регулятивные УУД

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся...

План конспект урока по биологии 7 класс "Класс Птицы"

План конспект урока по биологии 7 класс "Класс  Птицы"...