Разработка урока на тему "Природный комплекс"
методическая разработка по биологии (6 класс)

Дать понятие природного комплекса, выявить взаимосвясь ПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Природный комплекс22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет        география, биология

Класс        6б

УМК        «Русское слово»  Домогацких Е.М. др., «Дрофа» Пасечник В.В.

Тип урока        Урок открытия новых знаний

Тема урока        Природный комплекс

Цель урока        Способствовать формированию первоначальных знаний (представлений) о природном комплексе, географической оболочке.

Задачи урока        

Общеобразовательные: показать природный комплекс как закономерное сочетание компонентов природы, составляющих одно целое; научить выявлять природные комплексы окружающей территории

Развивающие: продолжить формирование умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме; продолжить развитие навыков  коммуникативных и информационных компетенций; формировать навыки работать индивидуально и в группах, анализировать ответы товарищей; формировать способности к творческому, креативному  мышлению в рамках изучаемой темы.

Воспитательные: воспитывать культуру речи; воспитывать бережное отношение к окружающей среде; показать связь изучаемого материала с жизнью.

Планируемые результаты        Личностные результаты - Формирование личностно-ценного отношения к природному комплексу.

Предметные результаты - овладение на начальном уровне географическими знаниями о природном комплексе и географической оболочке и умениями их применения в различных жизненных ситуациях

Метапредметные результаты - Осознание цели урока, формировать умение анализировать факты при работе с текстом учебника. Формулирование темы и цели урока

Методы обучения        Проблемной метод, метод дискуссии, групповой метод

Формы организации познавательной деятельности обучающихся        :  Групповая , фронтальная, работа в парах

Средства обучения        Компьютер, мультимедийный проектор,  презентация, атласы, учебник.

        Содержание урока

Организационный момент.

Цель: создание положительного эмоционального фона на уроке

Приветствует учащихся, отмечает присутствующих, рассаживает уч-ся по группам.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день и наш урок

пройдет в необычной форме. Я хочу пригласить всех совершить

путешествие по просторам нашей природы.

Работать мы будем в группах. Правила, условия работы в группах

помните? Давайте улыбнемся друг другу и

пожелаем успехов и удачи, настроимся на поиск и творчество.

В добрый путь! Итак, начнем урок.

И перед тем, как мы отправимся в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дальнейшем. Предлагаю вспомнить понятия, которые мы изучали на предыдущих уроках.

III.   Актуализация знаний учащихся

1.Ребята, вспомним то, что проходили на предыдущем уроке. На столах карточки с вопросами тестов. Выполняем тесты и взаимопроверяем по ключам.( 3 минуты) 2. Фронтальный опрос

- Что такое природа?

- Какая бывает природа?

- Чем отличается живая природа от неживой?

- Назовите объекты природы?

- Чем отличаются объекты природы?

- Что бы вы хотели узнать о природе? (Слайд 3,4)

3.Работа по тексту в группах «Путешествие по окраине села»- 5 минут

Дети отвечают на вопросы текста и готовят выступление по группам.

Рассказ путешествие

Мы совершили путешествие по окрестностям нашего села.

Мы вышли из дома и направились к цветущему лугу, где глаза разбегались от разнообразных красивых цветов, вокруг нас порхали бабочки, нам мешали мухи, мошки, комары.

Дорога была неровной, мы проходили холмы и низины и ровные участки, конечно легче было шагать по ровному лугу.

Был жаркий солнечный день. Нас радовало то, что дул легкий ветерок, овеянный прохладой, а иногда небольшие тучки закрывали солнышко.

Наконец – то мы зашли в лес, сразу ощутили прохладу и свежесть, чистый воздух, наполненный запахом цветущих растений.

По небольшому песчаному откосу мы дальше спустились к озеру. Правый берег озера пологий, там начинается лес, а левый  берег крутой.

 На крутом левом  берегу хорошо виден почвенный разрез.

Вода в озере чистая и теплая. У берега песчаный пляж, где купаются люди. Мы тоже решили искупаться.

Задания:

1.Какие объекты природы вы встретили на своем пути?

2. Какие элементы природы встретили во время путешествия?

3. Составьте кластер  природа.

Отчеты групп ( Слайд 4)

3.Слайд 5 – Элементы природы назовем другим словом -  Компоненты природы.

Для каждой территории земного шара можно указать, из каких присущих только ей « кирпичиков», т.е. компонентов она построена.

4. Задание: Обведите свою руку в тетради. Вспомним, какие пальцы составляю нашу руку: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой. Вместе с ладонью они образуют кисть руки. При взаимодействии всех пальцев между собой мы можем выполнять множество операции.

Теперь представьте, что пальцы руки -  это природные компоненты. Назовите их: горные породы, воздух, вода, почва, растения и животные. Напишите их названия на каждом пальце вашей обведенной  кисти.  

 Эти компоненты,  точно так же как наши пальцы,  взаимодействуют друг с другом, они прошли длительный путь развития, поэтому они  закономерно сочетаются между собой и образуют при этом единые неразрывные системы – природные комплексы. ( Слайд 6)

Итак мы подошли к изучению нашей темы

III.        Cообщение  темы, цели. Дети пишут тему в тетрадях

Итак, мы подошли к формулировке темы урока -  «Природный комплекс» (1 слайд)

IV.        Изучение нового материала

(Слайд 7,8) 

- ПК – это закономерное сочетание компонентов природы: горных пород, воздуха, вод, растительности и животных, почв на определенной территории.

Природный комплекс – это в переводе сочетание или сплетение.

- Ученики приводят примеры взаимосвязи природных компонентов внутри природного комплекса

- Виды природных комплексов: ( Слайды 9,10,11)

Самый крупный природный комплекс : Географическая оболочка

Фронтальный опрос: 

- Какие оболочки Земли изучили в этом учебном году?

- Что означают понятие: Литосфера, Атмосфера, Гидросфера, Биосфера?

- Какие вещества составляют основу этих оболочек Земли? (Литосфера — твердое вещество, атмосфера — газообразное вещество, гидросфера — жидкое вещество, биосфера — органическое вещество).

- Перечислите компоненты природы, являющиеся основой каждой оболочки Земли. (горные породы, вода, воздух, живые организмы)

Групповая работа: Приведите примеры взаимодействия веществ в оболочках Земли ( учащимся получили карточки с заданиями)

Оболочки

Воздействие на Литосферу

Атмосфера

Воздух проникает в почву, горные породы позволяет развиваться корневой системе растений, живым организмам.

Гидросфера

Вода проникает в почву, горные породы способствует развитию растений, размывает рыхлые породы, образуя овраги, подмывает и расширяет берега рек, растворяет и вымывает растворимые горные породы  из недр земли, образуя пещеры.

Биосфера

Растения укрепляют почву корневой системой, повышают плодородие почвы, разрушают горные породы, участвуя в процессе выветривания, создают органические полезные ископаемые.

Оболочки

Воздействие на Атмосферу

Литосфера

Пыль, частицы почвы попадают в воздух, влияя на прозрачность, что в свою очередь влияет на нагревание воздуха. Вокруг пылевых частиц сгущаются водяные пары, образуются облака.

Гидросфера

Испарение воды способствует увеличению влажности воздуха. Влияет на образование природных зон, особенностей климата.

Биосфера

Растения поглощают углекислый газ, выделяют кислород в процессе фотосинтеза.  Растения  очищают воздух от пыли.

3 группа

Оболочки

Воздействие на Гидросферу

Литосфера

При размывание берегов твердые вещества   попадают в воду, обуславливая  мутность воды  рек, откладываются (аккумулируются) твердые частицы в дельтах рек, образуя острова.

Атмосфера

Насыщает воду кислородом, способствуют развитию жизни в водной среде.

Биосфера

Живые организмы очищают воду.

Отчеты групп

Географическая оболочка, примеры взаимосвязи компонентов г.о..

Основные свойства географической оболочки. ( Слайды 10, 13,14,15)

V.          Закрепление изученного материала.

Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Формируемые УУД

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью

Коммуникативные: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Методический прием: схема с белыми пятнами

Учитель:     Давайте подведем итог изученного сегодня на уроке. У вас на партах схема природного комплекса . Вам необходимо заполнить пустые ячейки схемы.  

Работа в группе (2 минуты).  Обсуждение результатов.

В тетради учащиеся вычерчивают схему природного комплекса, показывая взаимосвязь компонентов природы в нем.   (слайд 25)

Решение проблемной задачи.

-Вводная информация.
 Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но барсуки и ежи. Огражденные от них расплодились мыши. Они погубили молодые насаждения.
  Вопрос. Почему расплодились мыши, от которых погибли растения? 

Барсуки и ежи – хищники, они питаются мясом других животных, (мышами) и регулируют их численность.

Нахождение решения.

 В этом природном комплексе нарушено сочетание компонентов.

- Географический диктант на партах задания (взаимопроверка ответов ) 2 минуты

- Составление кластера по группам  (листы А4, фломастеры):

1 группа – ПК «СМЕШАННЫЙ ЛЕС»

2 группа – ПК « РЕКА»

3 группа – «ЛУГ»

Отчет групп

ИГРА СИНКВЕЙН:

1 группа - «Природа»

2 группа – « Природный комплекс»

3 группа – «Атмосфера» 

VI. Рефлексия

Заверши фразу:

- Мне было интересно

 - Я понял материал урока

 - Я не понял материал урока

 - Узнал больше , чем знал

 - Было бы хорошо, если бы

VII. Домашнее задание.

 §28, ответы на вопросы  на с.190. Творческое задание: написать правила: «Природе мы друзья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока 8 класс " Природные комплексы России. Урал"..

Разработку урока по географии  выполнила: Губа Оксана Николаевна,учитель географии, высшей категории МОУ «Волчихинская средняя школа №1». Данный урок разработан в соответствииприм...

Разработка урока и презентация на тему :"Край неисчерпаемых возможностей.Природные комплексы Восточной и Северо- Восточной Сибири."

Разработка урока "Край неисчерпаемых возможностей. Природные комплексы Восточной и Северо  - Восточной Сибири (плато Путорана,река Лена, Хреббты Ческого и Верхоянский." Форма урока ролевая играна...

Разработка урока по географии в 9 классе с использованием ИКТ на тему: "Состав и значение комплексов, производящих конструкционные материалы и химические вещества"

Представление о комплексах, производящих конструкционные материалы и химические вещества, их состав и значение в хозяйстве страны....

Разработка урока по теме" Синтаксические средства связи слов в словосочетаниях"с использованием электронно-образовательного комплекса.

В материале представлен конспект урока по теме "Синтаксические средста связи слов в словосочетаниях", разработана презентация, а также тесты электронно-образовательного комплекса для закрепления ...

Методическая разработка урока по географии в 9 классе.Тема "Машиностроительный комплекс России".

Машиностроительный комплекс изучается по УМК "Сфера". Учащиеся узнают состав машиностроительного комплекса, его особенности, факторы размещения, развитие машиностроения в будущем. Учащиеся работают по...

Методическая разработка урока географии в 8 классе по теме: «Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы»

Разработка урока в 8 классе по теме: "Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы". Рекомендации учителю географии по созданию творческого проекта  с целью закрепления знаний, получен...

разработка урока по теме: "Научный комплекс России"

Разработка урока по теме: "Научный комплекс России" география...