Программа «Юные друзья экологи»
материал по биологии

Беркунова Елена Анатольевна

Экология - это биологическая дисциплина, как естествознание, ботаника, зоология, анатомия. Но она помогает объединить их в единое целое.  Познакомившись с экологией, становится ясно, что монолит единства на Земле имеет тесную связь с неживой природой. Данная программа направлена на изучение экологии учащимися, развитие у них экологического мировоззрения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krug.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Васильевская основная общеобразовательная школа»  Сафоновского района Смоленской области

Программа

«Юные друзья экологи»

Программа рассчитана на 1 год обучения

Учитель: Беркунова Е. А.

2019 – 2020 уч. год

Пояснительная записка

        Экология - это биологическая дисциплина, как естествознание, ботаника, зоология, анатомия. Но она помогает объединить их в единое целое.  Познакомившись с экологией, становится ясно, что монолит единства на Земле имеет тесную связь с неживой природой.

       Данная программа направлена на изучение экологии учащимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности.

        Изучение учащимися экологических понятий, законов по прежнему актуально, т, к. способствует расширению кругозора, воспитанию научного мировоззрения, установлению логических связей в окружающей природе.

        Программа предусматривает активное проявление знаний, умений учащихся, осознание значимости экологических  знаний, их ценности. Благодаря данной программе у учеников продолжит развиватъся познавательный интерес к экологии чувство сопричастности к общему делу каждого члена кружка.

Цели:

Сформировать основные понятия экологии.

Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, т.е. развивать  абстрактно-логическое мышление.

 

Выработать навыки самостоятельной работы со справочной и научно-популярной литературой.

Развивать творческие способности вовлечения в игровую ситуацию и школьников и их лидерские качества путем практическую деятельность.

 Воспитывать бережное отношение к природе.

Формировать активную жизненную позицию школьников, предлагая ситуации рационального и нерационального отношения к окружающей среде.

Изучение  экологической культуры на ступени основного общего об образования направлено на решение следующих  задач:

- углубление и расширение научных знаний об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту проживания;

 - ознакомление с общими экологическими законами и их применением при решении практических проблем сохранения природы  родного края;

 - формирование научных представлений об основных способах сохранения природы родного края;

 - выработка  устойчивых  установок на практическое участие в различных направленных на сохранение природы  конкретной  местности.

 

В целом  кружок позволит полнее реализовать  воспитательный  развивающий  потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные  основы  экологической ответственности школьников.

Основные направления работы по программе:

Познавательно - исследовательское:  подготовка исследовательских рефератов, экскурсионных маршрутов, олимпиадах, экологические мониторинги.

Духовно - творческое: конкурсы стихов, рассказов, плакатов, рисунков, сказок, театрализованное представления, изготовление поделок из природных материалов и бытовых отходов,  фотовыставки.

Просветительское: проведение экскурсий по родному краю, изготовление эколистовок,  плакатов, газет; агитвыступления;

Туристско-оздоровительные: турпоходы.

Формы занятий:

Индивидуальная - при проведении отдельными кружковцами экспериментов, подготовке докладов, рефератов.

Групповая – при  проведении практических занятий, наблюдений.

Фронтальная – при изучении  новой темы, проведения контроля над уровнем усвоения знаний, экскурсий, викторин.

Виды занятий

Лекция - используется на занятиях, тематика которых связана с изучением основных положений экологии.

Семинар - с целью отслеживания обратной связи между учениками и педагогами и выяснения уровня усвоения знаний школьниками.

 

Игровая форма проведения занятий с целью обобщения полученной информации на предыдущих занятиях, а также для формирования устойчивого интереса к изучению предмета способом переключения с одного вида деятельности  на другой.

Режим занятий

(35 часов – один  раз в неделю).

Занятия осуществляются в кабинете биологии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения  состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников.

К концу года учащиеся должны знать

Предмет изучения экологии;

Связь между человеком и природой;

Природа родного края;

Основные законы экологии;

Экологические группы растений и животных по отношению к различным  факторам;

Основные экологические проблемы мира и пути их решения.

К концу года учащиеся должны уметь:

Уметь изготавливать гербарий;

Различать изученные группы растений и животных;

Умение выступать  с докладом, презентацией;

Вести наблюдения в природе под руководством  учителя;

Выполнять правила поведения  в природе;

Отстаивать свою позицию по отношению к экологическим проблемам мира;

Решать экологические задачи;

Применять экологические законы для решения проблемных ситуаций;

Конструировать экологические модели, выполнять рисунки по экологической тематике;

 Участвовать в разработке экологических игр, конкурсов;

Уметь вести диалог, беседу по экологической тематике с другими учащимися.

        

Учебно - тематический план

Введение - 2 часа

Человек и природа  13 часов

Охрана природы  - 15 часов

Экологические, сказки, конкурсы - 2 часа

Экологические тропы - 2 часа

Подведение итогов работы кружка  - 1 час

Список литературы

Т,Б,Шипунова, С.А.Пивоварова «Занятия по экологии», Москва «Просвещение» 2005 г.;

В. П.Зверев «Экологические игры» Москва «Просвещение» 2001 г.;

И. Д. Зверев « Практические занятия по экологии» Москва «Просвещение» 1996 г.;

В. В. Балабанова. Биология. «Экология. Здоровый образ жизни», изд. Волгоград 2006 г.;

«Книга для чтения по охране природы» (Тест), Москва «Просвещение» 1986 г.;

А. Н. Захлебный «Экологическое воспитание школьников  во внеклассной работе» Москва «Просвещение» 1984 г.;

М. Х. Левитман «Экология – предмет интересно или нет?» изд. «Санкт – Петербург» 1998 г.;

Л. Н. Левитман  «Экология для зеленых» изд. «Иркутск» 1998 г.;

(сайт : http : //есosys tema.ru/03programs/ igr/iпdex.htm).

Календарно – тематическое планирование

Дата

Название темы

Введение (2 часа)

1

Введение. Поставка целей и задач кружка.

2

Экология как  наука ее методы.

Человек и природа  (13 часов)

3

Лес - важнейший фактор экологического равновесия (презентация).

4

Правила поведения в лесу (презентация).

5

Правила  сбора  лесных  растений и грибов (комбинированный).

6

Лекарственные растения  в жизни человека (семинар - практикум).

7

Ядовитые растения и человек (презентация).

8

Пожар - экологическое бедствие (презентация).

9

Влияние человека на загрязнение морей и океанов (презентация).

10

Проблемы рек, озёр и морей (комбинированный).

11

Проблема утилизации бытовых отходов (лекция - презентация).

12

Человек - часть живой природы (комбинированный).

13

Мир моими глазами (Практическая работа №1 Эмблема экологических проблем).

14

Конкурс плакатов  «Экологический портрет планеты».

15

Экологический праздник «Эта хрупкая планета».

Охрана природы (15 часов)

16

Охрана природы, что это такое? (лекция)

17

Законы об охране природы (презентация  - лекция).

18

Заповедники, заказники (презентация).

19

Национальные парки и памятники природы (презентация).

20

Какие заказники, есть в нашей местности (лекция).

21

История создания Красной  книги (презентация).

22

Растения и животные Красной книги (презентация).

23

«Моя Красная книга» (проект – практикум).

24

«Что я могу сделать полезного для своей планеты?» (практическая работа)

25

Операция »Зеленый  Дом» (практическая работа).

26

Конкурс рисунков  «Спасти и сохранить».

27

Охрана птиц (беседа).

28

Птицы, животные и растения, охраняющие в нашей местности (лекция).

29

Викторина «Охрана природы».

30

«Природа вокруг нас» (фотовернисаж).

Экологические тропы (2 часа)

31

Прокладывание экологических  троп.

32

Прокладывание экологических  троп.

Экологическая сказка (1 час)

33

Экологическая  сказка  «Путешествие лучика».

Подведение итогов работы кружка  - 1 час

34

Подведение итогов работы кружка (презентация).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юные друзья полиции"

План работы кружка «Юные друзья полиции» . Кружок рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год....

Интеллектуально - познавательная игра по экологии "Юные друзья природы"

«Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиня­ется»Ф. Бэкон. Цель: Актуализация знаний, необходимых для правильного обращения с природой.Задачи: воспитывать любовь и интерес к родному к...

Программа Юный геолог-эколог 2013-2014

Программа «Юный геолог-эколог» имеет научно-техническую направленность и направлена на развитие исследовательских способностей воспитанников подросткового возраста с высоким уровнем познавательной акт...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные друзья пожарных"

Цель образовательной программы «Юный пожарный» являетсяформирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое в...

Дидактический комплект к дополнительной общеобразовательной программе «Юные туристы-экологи»

Настоящий дидактический комплект разработан с целью оказания помощи педагогам дополнительного образования в объединениях туристско-краеведческой направленности, учителям начальных классов, преподавате...

Проект "Дополнительная общеобразовательная программа «Юные туристы-экологи»"

Актуальность проекта по созданию и внедрению программы «Юные туристы–экологи»,  определяется необходимостью изучения начального (базового) уровня туристско-экологической  д...

Рабочая программа «Юные друзья пожарных», возраст учащихся 11-14 лет

Рабочая  программа «Юные друзья  пожарных»,возраст учащихся 11-14 лет,повышение уровня знаний учащихся  по пожарной безопасности, подготовка  членов добровольной пожарн...