Программа «Юные друзья экологи»
материал по биологии
Экология - это биологическая дисциплина, как естествознание, ботаника, зоология, анатомия. Но она помогает объединить их в единое целое. Познакомившись с экологией, становится ясно, что монолит единства на Земле имеет тесную связь с неживой природой. Данная программа направлена на изучение экологии учащимися, развитие у них экологического мировоззрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krug.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Васильевская основная общеобразовательная школа» Сафоновского района Смоленской области
Программа
«Юные друзья экологи»
Программа рассчитана на 1 год обучения
Учитель: Беркунова Е. А.
2019 – 2020 уч. год
Пояснительная записка
Экология - это биологическая дисциплина, как естествознание, ботаника, зоология, анатомия. Но она помогает объединить их в единое целое. Познакомившись с экологией, становится ясно, что монолит единства на Земле имеет тесную связь с неживой природой.
Данная программа направлена на изучение экологии учащимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности.
Изучение учащимися экологических понятий, законов по прежнему актуально, т, к. способствует расширению кругозора, воспитанию научного мировоззрения, установлению логических связей в окружающей природе.
Программа предусматривает активное проявление знаний, умений учащихся, осознание значимости экологических знаний, их ценности. Благодаря данной программе у учеников продолжит развиватъся познавательный интерес к экологии чувство сопричастности к общему делу каждого члена кружка.
Цели:
Сформировать основные понятия экологии.
Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, т.е. развивать абстрактно-логическое мышление.
Выработать навыки самостоятельной работы со справочной и научно-популярной литературой.
Развивать творческие способности вовлечения в игровую ситуацию и школьников и их лидерские качества путем практическую деятельность.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Формировать активную жизненную позицию школьников, предлагая ситуации рационального и нерационального отношения к окружающей среде.
Изучение экологической культуры на ступени основного общего об образования направлено на решение следующих задач:
- углубление и расширение научных знаний об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту проживания;
- ознакомление с общими экологическими законами и их применением при решении практических проблем сохранения природы родного края;
- формирование научных представлений об основных способах сохранения природы родного края;
- выработка устойчивых установок на практическое участие в различных направленных на сохранение природы конкретной местности.
В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.
Основные направления работы по программе:
Познавательно - исследовательское: подготовка исследовательских рефератов, экскурсионных маршрутов, олимпиадах, экологические мониторинги.
Духовно - творческое: конкурсы стихов, рассказов, плакатов, рисунков, сказок, театрализованное представления, изготовление поделок из природных материалов и бытовых отходов, фотовыставки.
Просветительское: проведение экскурсий по родному краю, изготовление эколистовок, плакатов, газет; агитвыступления;
Туристско-оздоровительные: турпоходы.
Формы занятий:
Индивидуальная - при проведении отдельными кружковцами экспериментов, подготовке докладов, рефератов.
Групповая – при проведении практических занятий, наблюдений.
Фронтальная – при изучении новой темы, проведения контроля над уровнем усвоения знаний, экскурсий, викторин.
Виды занятий
Лекция - используется на занятиях, тематика которых связана с изучением основных положений экологии.
Семинар - с целью отслеживания обратной связи между учениками и педагогами и выяснения уровня усвоения знаний школьниками.
Игровая форма проведения занятий с целью обобщения полученной информации на предыдущих занятиях, а также для формирования устойчивого интереса к изучению предмета способом переключения с одного вида деятельности на другой.
Режим занятий
(35 часов – один раз в неделю).
Занятия осуществляются в кабинете биологии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников.
К концу года учащиеся должны знать
Предмет изучения экологии;
Связь между человеком и природой;
Природа родного края;
Основные законы экологии;
Экологические группы растений и животных по отношению к различным факторам;
Основные экологические проблемы мира и пути их решения.
К концу года учащиеся должны уметь:
Уметь изготавливать гербарий;
Различать изученные группы растений и животных;
Умение выступать с докладом, презентацией;
Вести наблюдения в природе под руководством учителя;
Выполнять правила поведения в природе;
Отстаивать свою позицию по отношению к экологическим проблемам мира;
Решать экологические задачи;
Применять экологические законы для решения проблемных ситуаций;
Конструировать экологические модели, выполнять рисунки по экологической тематике;
Участвовать в разработке экологических игр, конкурсов;
Уметь вести диалог, беседу по экологической тематике с другими учащимися.
Учебно - тематический план
Введение - 2 часа
Человек и природа 13 часов
Охрана природы - 15 часов
Экологические, сказки, конкурсы - 2 часа
Экологические тропы - 2 часа
Подведение итогов работы кружка - 1 час
Список литературы
Т,Б,Шипунова, С.А.Пивоварова «Занятия по экологии», Москва «Просвещение» 2005 г.;
В. П.Зверев «Экологические игры» Москва «Просвещение» 2001 г.;
И. Д. Зверев « Практические занятия по экологии» Москва «Просвещение» 1996 г.;
В. В. Балабанова. Биология. «Экология. Здоровый образ жизни», изд. Волгоград 2006 г.;
«Книга для чтения по охране природы» (Тест), Москва «Просвещение» 1986 г.;
А. Н. Захлебный «Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе» Москва «Просвещение» 1984 г.;
М. Х. Левитман «Экология – предмет интересно или нет?» изд. «Санкт – Петербург» 1998 г.;
Л. Н. Левитман «Экология для зеленых» изд. «Иркутск» 1998 г.;
(сайт : http : //есosys tema.ru/03programs/ igr/iпdex.htm).
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Название темы | |
Введение (2 часа) | |||
1 | Введение. Поставка целей и задач кружка. | ||
2 | Экология как наука ее методы. | ||
Человек и природа (13 часов) | |||
3 | Лес - важнейший фактор экологического равновесия (презентация). | ||
4 | Правила поведения в лесу (презентация). | ||
5 | Правила сбора лесных растений и грибов (комбинированный). | ||
6 | Лекарственные растения в жизни человека (семинар - практикум). | ||
7 | Ядовитые растения и человек (презентация). | ||
8 | Пожар - экологическое бедствие (презентация). | ||
9 | Влияние человека на загрязнение морей и океанов (презентация). | ||
10 | Проблемы рек, озёр и морей (комбинированный). | ||
11 | Проблема утилизации бытовых отходов (лекция - презентация). | ||
12 | Человек - часть живой природы (комбинированный). | ||
13 | Мир моими глазами (Практическая работа №1 Эмблема экологических проблем). | ||
14 | Конкурс плакатов «Экологический портрет планеты». | ||
15 | Экологический праздник «Эта хрупкая планета». | ||
Охрана природы (15 часов) | |||
16 | Охрана природы, что это такое? (лекция) | ||
17 | Законы об охране природы (презентация - лекция). | ||
18 | Заповедники, заказники (презентация). | ||
19 | Национальные парки и памятники природы (презентация). | ||
20 | Какие заказники, есть в нашей местности (лекция). | ||
21 | История создания Красной книги (презентация). | ||
22 | Растения и животные Красной книги (презентация). | ||
23 | «Моя Красная книга» (проект – практикум). | ||
24 | «Что я могу сделать полезного для своей планеты?» (практическая работа) | ||
25 | Операция »Зеленый Дом» (практическая работа). | ||
26 | Конкурс рисунков «Спасти и сохранить». | ||
27 | Охрана птиц (беседа). | ||
28 | Птицы, животные и растения, охраняющие в нашей местности (лекция). | ||
29 | Викторина «Охрана природы». | ||
30 | «Природа вокруг нас» (фотовернисаж). | ||
Экологические тропы (2 часа) | |||
31 | Прокладывание экологических троп. | ||
32 | Прокладывание экологических троп. | ||
Экологическая сказка (1 час) | |||
33 | Экологическая сказка «Путешествие лучика». | ||
Подведение итогов работы кружка - 1 час | |||
34 | Подведение итогов работы кружка (презентация). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Юные друзья полиции"
План работы кружка «Юные друзья полиции» . Кружок рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год....
Интеллектуально - познавательная игра по экологии "Юные друзья природы"
«Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется»Ф. Бэкон. Цель: Актуализация знаний, необходимых для правильного обращения с природой.Задачи: воспитывать любовь и интерес к родному к...
Программа Юный геолог-эколог 2013-2014
Программа «Юный геолог-эколог» имеет научно-техническую направленность и направлена на развитие исследовательских способностей воспитанников подросткового возраста с высоким уровнем познавательной акт...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные друзья пожарных"
Цель образовательной программы «Юный пожарный» являетсяформирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое в...
Дидактический комплект к дополнительной общеобразовательной программе «Юные туристы-экологи»
Настоящий дидактический комплект разработан с целью оказания помощи педагогам дополнительного образования в объединениях туристско-краеведческой направленности, учителям начальных классов, преподавате...
Проект "Дополнительная общеобразовательная программа «Юные туристы-экологи»"
Актуальность проекта по созданию и внедрению программы «Юные туристы–экологи», определяется необходимостью изучения начального (базового) уровня туристско-экологической д...
Рабочая программа «Юные друзья пожарных», возраст учащихся 11-14 лет
Рабочая программа «Юные друзья пожарных»,возраст учащихся 11-14 лет,повышение уровня знаний учащихся по пожарной безопасности, подготовка членов добровольной пожарн...