Открытый урок по биологии на тему: "Лишайники"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Открытый урок по биологии, 5 класс, тема «ЛИШАЙНИКИ».
Учитель Исанбаева Гузель Тулуевна
Предмет биология
Класс 5 класс
Тема урока Лишайники
Тип занятия Комбинированный, практико-ориентированный.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения лишайников и многообразием, их значеним.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Учащиеся получают представление о лишайниках, как особой группе симбиотических организмов, об особенностях их строения, питания и размножения, о практической значимости для человека.
Метапредметные
Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы, находить информацию о биологических объектах, работать с текстом, составлять схемы, умение работать в группе.
Личностные
Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.
Основные понятия, изучаемые на занятии: лишайники, накипные, листоватые, кустистые, симбиоз, биоиндикаторы.
Вид используемых ИКТ: работа с компьютером, интерактивной доской.
Образовательные интернет-ресурсы: единая коллекция ЦОР, презентация для ИД.
Оборудование: картон, пластилин, А3, клей, нитки разных цветов. Лимон, р-р соды, лакмус.
I Организационный момент. Проверка д/з
Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, теперь посмотрите на меня и улыбнитесь мне, а я в ответ улыбнусь вам. На такой позитивной ноте, мы начнем наш урок.
Давайте начнем наш урок с разминки для мозга. (Экспресс опрос)3 мин
1.Какие растения относятся к низшим?(водоросли)
2. Тело водорослей ?( таллом)
3.На какие группы делятся, и привести к каждой по примеру
4.Лекарственное средство, получаемое из водорослей? (йод)
5.Процесс образования органических веществ у растений? (фотосинтез)
6.Взаимовыгодные отношения между двумя организмами?(симбиоз)
Определение темы (4 мин)
Мы с вами продолжаем изучать ботанику (наука о чем?) И следующий предствитель этого разделала ботаники спрятан в био ребусе (на доске):
Ребята, какая тема нашего сегодняшнего урока? Правильно, «Лишайники». Открываем тетради, записываем дату и тему «В 1885 году наш отечественный ученый К.А.Тимирязев назвал этот организм «сфинксом». Скажите ,кто же такой сфинкс? Что вам про него известно?» (дети отвечают, что это получеловек-полулев, стражник пирамид и т.д).
-«Совершенно верно. Сфинкс-это гибрид двух животных. Но лишайники никакого отношения к животным не имеют. У нас возникло противоречие. И мы должны эту проблему решить.
«А чтобы решить сегодня эту проблему, что же мы должны с вами выяснить ? (ПОЧЕМУ ТИМИРЯЗЕВ НАЗВАЛ ИХ СФИНКСАМИ).
Для того, чтобы это выяснить, мы должны эти организмы «узнать в лицо». А что мы можем про них узнать? (Строим кластер из целей)
НА ДОСКЕ КРЕПИМ ТРИ ЛИСТА С ЦЕЛЯМИ: 1) КТО? ГДЕ? 2) СТРОЕНИЕ И РАЗНООБРАЗИЕ 3) ЗНАЧЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ.
Чтобы ответить на вопрос: «Кто такие и где произрастают?», прослушайте внимательно стихотворение
2 Цель урока- строение (стих)
Гриб и водоросль дружно жили.
Вместе ели, вместе пили.
Чтоб и дальше также рос,
для лишайника так важен обоюдный симбиоз.(Что такое симбиоз?)(Клею на доске термины «. НА ДОСКЕ ЗАФИКСИРОВАТЬ ЛИСТОЧЕК С НАДПИСЬЮ «ЛИШАЙНИК , СИМБИОЗ, Низшие, Таллом, Эукариоты. ИНДИКАТОРЫ, ПИОНЕРЫ,ЛАКМУС,ЯГЕЛЬ», используя их, дети дают определение) Хорошо,
1.теперь запишем определение термина «Лишайник» - это низшие растения (эукариоты), тело которых представлено талломом. (2 мин)
2. Ареал обитания (после внимательного прослушивания должны определить) (2 мин)
Седой лишайник, среди елей,
придаст причудливый им вид,
как будто в царстве Берендея,
бород невиданно там, тут…
Бывает, все стволы покрыты,
порой коры даже не видно,
как клочья ваты позабытой,
на лапах ели, так уж дивно...
Где воздух чист, нет загрязнений,
их много в Севера лесах...
Лишайник тундры -- корм олений,
найдут, разрыв его в снегах.....
Расти на камне, почве будет, ,
в сухом просмоленном бору,
где редки сосны, редки люди,
подобен белому ковру....
Без хруста, тихо, не пройдёте,
когда здесь не было дождей...
В горах есть, в тундре их найдёте....
Для жизни влага им нужней...
3 Строение (7 мин) Сейчас, ребята, продолжаем идти к цели узнавания лишайника в лицо через небольшую проектную работу в группах Для этого давайте обратимся к нашему рабочему листу . Внимательно ознакомьтесь с текстом и рисунком, и каждая группа должна смоделировать строение лишайника А почему от вас я прошу 2 модели? (прочитать 1 абзац с.104 ) Т.к лишайники из зеленых и синезеленых водорослей -…? (цианобактерий) Лепят, нужно: пластилин, А3, клей, нитки разных цветов. Выходят крепят на доску и защищают проект.
4.Разнообразие.(5 мин)
Мы познакомились с вами со строением лишайников. Выяснить надо, какими бывают. Для этого обратимся к гербариям и учебнику. (Показываю три формы лишайников, по которым должны назвать различия и назвать 3 жизненные формы. В виде схемы пишут формы Л. С примерами, затем должны правильно отнести вид из гербария Вы работаете в микрогруппах . На парте лежат листы накипные, листоватые, кустистые Ваша задача-ознакомиться с текстом и рис.65 определить какая ж.ф. в гербарии. На эту работу у вас 5 минут.
-Время вышло, давайте проверим задание.( ПРОВЕРЯЕМ ЗАДАНИЕ: ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОТ КАЖДОГО РЯДА ВЫХОДЯТ И показывают демонстрируя гербарии, где разные жизненные формы лишайников), НА ДОСКЕ СЛАЙД «ФОРМЫ ЛИШАЙНИКА»., 5.Питание (на доске прикреплены плакат лишайников).2 мин
Дети заполняют рабочий лист.
6Размножение. 2 мин Мы с вами уже знакомы с 2 способами бесполое и половое. (на доску креплю размножение и к нему )РАЗМНОЖЕНИЕ
БЕСПОЛОЕ (ВЕГЕТАТИВНО –КУСОЧКАМИ ТАЛЛОМА)
ИЛИ ОСОБЫМИ ШАРОВИДНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ
ПОЛОВОЕ – ГАМЕТАМИ.
7.ЗНАЧЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ, (СОВМЕСТНОЕ ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ) 7 мин
На доске остались термины, которые мы еще с вам не разбирали. Назовите их (ИНДИКАТОРЫ,ПИОНЕРЫ,ЛАКМУС,ЯГЕЛЬ).Чтобы понять, что они означают перейдем к 3цели нашего урока и поговорим о значении лишайников.
1.Лишайники- пионеры.Кого называют пионерами?(лишайники первые поселяются на бесплодных местах и образуют почву,разрушая скалы)
2.Индикаторы.Вы, наверное, все замечали , что в городе или возле дорог на деревьях мало лишайников. А в лесу много. Почему? Потому что в лесу чисто, верно! Лишайники очень чувствительны к чистоте воздуха. И каждый из вас сможет по наличию лишайников определить состояние окружающей среды .Представляете, как это здорово!
3.Лакмус.Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем эксперимент.
(ЛАКМУСОВЫЕ ПОЛОСКИ, КИСЛОТУ И ЩЕЛОЧЬ)
-«У МЕНЯ В РУКАХ две емкости с прозрачной жидкостью, сейчас я капну из каждого пузырька на эти полоски. Что вы наблюдаете?(они окрасились в разные цвета).Эти бумажки называют лакмусом ,изготавливаются они из лишайника и используются для того, чтобы определить, какая среда- кислая или щелочная. Вы будете работать с лакмусом на уроках химии в 8 классе.
4.Как вы думаете, могут ли лишайники быть для кого-либо пищей? А для кого? (ягель или олений мох).Есть ли лишайники, которые используют в пищу человеком?(читают слайд) ,например, умбиликария - съедобная, это деликатес в Японии! Также они используются в медицине( кашель,туберкулез и тд), в парфюмерии, изготовлении красок.
Закрепление. Биологический тест по теме «Лишайники»3 мин
1 вариант
Выберите ОДИН правильный ответ
1. Наука о лишайниках называется
А) Ботаника
Б) Альгология
В) Бриология
Г) Лихенология.
2. Слоевище лишайников состоит из
А) Водорослей и бактерий
Б) Бактерий и грибов
В) Нитей грибницы и одноклеточных зеленых водорослей
3. Что получает водоросль от гриба?
А) Неорганические: воду и минеральные вещества.
Б) Органические вещества
В) Воздух
4.Что получает гриб от водоросли в симбиозе?
А) Воду
Б) Органические вещества
В) Воздух
5.Самостоятельно может существовать
А) Водоросль, отделенная от гриба
Б) Гриб, отдельно от водоросли
6.Как размножаются лишайники
А) Нитями грибницы
Б) Семенами
В) Кусочками слоевища и особыми группами клеток гриба и водоросли, образующимися внутри тела лишайника.
Критерии оценивания:
«5»-нет ошибок «4»-1,2 ошибки «3»-3 ошибки «2»- более 3 ошибок
1-г 2-в 3-а 4-б 5-а 6-в
-Ну что, ребята, много мы сегодня узнали нового на уроке? -МОЛОДЦЫ! Напомните мне, пожалуйста, какую проблему мы ставили с вами в начале урока?(сфИНКС СЛАЙД)Так почему наши лишайники были названы сфинксами? Конечно! Вы большие молодцы!
И сегодняшнюю тему хочу закончить словами в стихотворной форме:
Всё в нашем мире сообразно...
Кругом сообщества растут...
Что нет природы безобразной,
вам показать пытаюсь тут...
Всем спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.
Данный урок проведен в 7 классе в месячник естественно - математического цикла, проведенного в феврале в 2010г....
Презентация к открытому уроку по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.
Данная презентация помогла учащимся лучше усвоить материал урока биологии по теме: "Промысловые рыбы"....
Конспект урока по биологии по теме « Лишайники» 7 класс
Конспект урока соответствует современным требованиям к уроку и соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока по биологии по теме "Лишайники"
Тема урока ...
Открытый урок по биологии в 11 классе. Урок обобщающего повторения по теме «Эволюционное учение»
ЦЕЛИ УРОКА: обобщение знаний по теме: «Эволюционное учение».ЗАДАЧИ:Систематизация знаний, понятий, терминов по данной теме.Формирование и становление мировоззрения...
Разработка урока биологии по теме "Лишайники" 6 класс
В публикуемой разработке содердится технологическая карта и конспект урока билогии в 6 классе...