Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Линия жизни"
рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Линия жизни"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе "Линия Жизни" | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Егорлыкский район, хутор Ильинский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ильинская основная общеобразовательная школа №21
«Утверждаю» Директор МБОУ ИООШ №21 ______________/ Гамов А.А../ Приказ от 31.08.2020 №_____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
внеурочная деятельность
«Линия жизни»
Уровень общего образования - основное общее образование
Класс 9 класс
Количество часов 34 часов
Учитель: Сагайдак Юлия Владимировна
Программа внеурочной деятельности по биологии для 9 класса разработана на основе программы Ловкова Т.А., Сонин Н.И. Рабочие программы. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2011г.
2020- 2021 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Линия жизни» для 9 класса составлена на основе документов:
1.ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ Ст.28
2.Федерального образовательного стандарта основного общего образования (2010)
3.Письмо от 18.08.2017г. №09-1672 Минобразования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи.
4.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях от 24.11.2015г. №81
5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ИООШ №21.
6.Образовательная программа внеурочной деятельности обучающихся школы в соответствии с ФГОС на 2020-2021 учебный год.
7.Учебный план МБОУ ИООШ №21 на 2020-2021 учебный год.
8. Учебное пособие Ловкова Т.А., Сонин Н.И. Рабочие программы. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2011г.
9. Приложение к рабочей программе, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ ИООШ №21
10. Календарный график школы на 2020-2021 учебный год.
Цель курса:
Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации.
Задачи курса:
1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.
2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.
Внеурочная деятельность «Линия жизни» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.
Преподавание внеурочной деятельночти предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.
Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ОГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.
Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.
Внеурочная деятельность рассчитан на 34 часа учебных занятий в 9 классах средней школы.
2.Содержание курса
Общее количество часов – 34ч.
1. Введение. Биология как наука. Методы биологии.(1 час)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
2. Признаки живых организмов (4часа)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
4. Человек и его здоровье (16 часов)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.
5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 часа)
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.
Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал ФИППИ.
3.Учебно-тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов | Сроки изучения |
1. | Введение | 1 | 4.09 |
2. | Признаки живых организмов | 4 | 11.09-2.10 |
3. | Система, многообразие и эволюция живой природы | 7 | 9.10-27.11 |
4. | Человек и его здоровье | 16 | 4.12-9.04 |
5. | Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 4 | 16.04-7.05 |
6. | Решение демонстрационных вариантов | 2 | 14.05 |
Итого: | 34 |
4.Календарно – тематическое планирование
№ урока п/п | № темы | № урока в теме | Тема урока | План | Факт |
1. | Введение (1 час) | ||||
1. | 1. | Биология как наука. Методы биологии Практическая работа № 1: «Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов» | 4.09 | ||
2. | Признаки живых организмов (4часа) | ||||
2. | 1. | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. | 11.09 | ||
3. | 2. | Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. | 18.09 | ||
4. | 3. | Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. | 25.09 | ||
5. | 4. | Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. | 2.10 | ||
3. | Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов) | ||||
6 | 1. | Царство Бактерии. | 9.10 | ||
7 | 2. | Царство Грибы | 16.10 | ||
8 | 3 | Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. | 23.10 | ||
9 | 4. | Царство Растения Практическая работа № 2: «Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения» | 30.10 | ||
10 | 5. | Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Практическая работа № 3: «Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического мира» | 13.11 | ||
11 | 6. | Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции | 20.11 | ||
12 | 7. | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. | 27.11 | ||
4. | Человек и его здоровье (16 ч) | ||||
13 | 1. | Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. | 4.12 | ||
14 | 2. | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Практическая работа № 4: «Решение тестовых заданий по темам: «ОГЭ по биологии» -2016 год «Общий план строения человека», «Нейрогуморальная регуляция организма» | 11.12 | ||
15 | 3. | Железы внутренней секреции. Гормоны. | 18.12 | ||
16 | 4. | Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. | 25.12 | ||
17 | 5. | Дыхание. Система дыхания. Практическая работа № 5: «Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание» | 15.01 | ||
18 | 6. | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. | 22.01 | ||
19 | 7. | Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. | 29.01 | ||
20 | 8. | Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Практическая работа № 6: «Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ» | 5.02 | ||
21 | 9 | Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. | 12.02 | ||
22 | 10 | Покровы тела и их функции. | 19.02 | ||
23 | 11 | Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Практическая работ № 7: «Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека» | 26.02 | ||
24 | 12 | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. | 5.03 | ||
25 | 13 | Органы чувств, их роль в жизни человека. Практическая работа № 8: «Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств» | 12.03 | ||
26 | 14 | Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение | 19.03 | ||
27 | 15 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание | 2.04 | ||
28 | 16 | Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. Практическая работа № 9: «Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи» | 9.04 | ||
5. | Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа) | ||||
29 | 1. | Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. | 16.04 | ||
30 | 2. | Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. | 23.04 | ||
31 | 3. | Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. | 30.04 | ||
32. | 4. | Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Практическая работа № 10: «Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» | 7.05 | ||
6 | Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 часа) | ||||
33-34 | 1. | Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. | 14.05 |
Планируемые результаты освоения содержания курса
Личностные результаты обучения.
- Воспитание российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважения к Отечеству;
- формирование ответственного отношения к обучению, способности к самообразованию;
- формирование целостного научного мировоззрения;
- осознание учащимися ценности здорового образа жизни;
- знание правил поведения в обществе и чрезвычайных ситуациях;
- формирование экологического мышления.
Метапредметные результаты обучения.
- планировать свою деятельность самостоятельно и под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- участвовать в совместной деятельности;
- оценивать свою работу и работу одноклассников;
- выделять главные и существенные признаки понятий;
- сравнивать объекты, факты по заданным критериям;
- высказывать свои предположения, отстаивать их, подтверждать фактами;
- выявлять причинно-следственные связи;
- использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации;
- работать с текстом и его компонентами;
- создавать презентации, используя возможности компьютерных технологий.
- организовывать свою учебную деятельность;
- ставить учебные задачи;
- планировать и корректировать свою познавательную деятельность;
- объективно оценивать свою работу и работу товарищей;
- сравнивать и классифицировать объекты;
- определять проблемы и предлагать способы их решения;
- применять методы анализа и синтеза;
- использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации, в том числе ресурсы Интернета;
- представлять информацию в различных формах;
- составлять аннотации, рецензии, резюме;
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
-определять роль различных веществ в природе и технике;
-объяснять роль веществ в их круговороте;
-приводить примеры химических процессов в природе;
-находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
-объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека;
-перечислять отличительные свойства химических веществ;
-различать основные химические процессы;
-определять основные классы неорганических веществ;
-понимать смысл химических терминов;
-характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
-проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
-использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
-различать опасные и безопасные вещества.
В результате изучения курса ученик должен научится понимать :
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;
клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
Педагогические технологии, используемые в обучении
Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
«Рассмотрено» Протокол заседания ШМО естественнонаучного цикла методического совета МБОУ ИООШ №21 от 26.08.2020 № ___ ______________/Максименко В.И./ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ ИООШ №21 28. 08.2020г ______________/Вербицкая Л.Н./ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности "Книга в моей жизни"
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы дл...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Включись в другую жизнь"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Включись в другую жизнь" рассчитана на учащихся 5-9 классов. Цель данного курса - формирование толерантного отношения к людям с ограниченными...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности"Основы медицины и здорового образа жизни" 7 класс
Программа внеурочной деятельности «Основы медицины и здорового образа жизни» рассчитана на учеников 7-х классов. Она базируется на обя...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Математика - часть нашей жизни 5 кл 2022 г
Программа внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» относится к естественнонаучному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа ориентирова...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экологический образ жизни»
Рабочая программа «Экологический образ жизни» по внеурочной деятельности поможет ребёнку: - в фор...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика в жизни" для обучающихся с НОДА и легкой умственной отсталостью (5-9 класс)
Конечной целью обучения математике умственно отсталых обучающихся с НОДА является подготовка к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, обеспечение максимально возможной социальной адаптации. Ку...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Движение есть жизнь"
Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности " Движение есть жизнь" составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандар...