Методическая разработка урока по биологии в 8 классе на тему:"Уход за кожей и её производными -волосами и ногтями"
методическая разработка по биологии (8 класс)
В методической разработке по анатомии человека для 8 класса, соблюдены все этапы урока по ФГОС, мотивация, проверка знаний и умений,лабораторная работа и рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Уход за кожей и её производными- волосам и ногтями | 67.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока биологии
В 8 классе
на тему:
«Уход за кожей и ее производными – волосами и ногтями»
Этапы урока | Действия | Время |
Организационный момент | Мотивация. Объявление цели и задач урока. (рассказ легенды) | 2 мин |
Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе. | Подписывают карточки с заданием. Решение тестов и разгадывание ребусов в режиме онлайн на сайте: biouroki.ru | 8 мин |
Усвоение новых знаний и способов действия | Рассказ о производных кожи. | 10 мин |
Физкультурная минутка | Проведение физминутки по теме. | 3 мин |
Лабораторная работа | Проведение лабораторной работы с использованием лупы и инструктивной карточки | 10 мин |
Закрепление изученного материала | Памятка по уходу за кожей, волосами и ногтями. | 5 мин |
Рефлексия | Разгадывание загадок по теме (с использованием шкатулки с призами) | 5 мин |
Итоги урока | Выставление оценок. Песня «Закаляйся, если хочешь быть здоров». | 2 мин |
Всего | 45 мин |
I.Организационный момент (2 мин)
Ход урока:
Добрый день мои друзья,
Посмотрите на меня
И скажите, не тая,
Что все мы здесь – друзья!
Я очень надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, а главное, интересно и с пользой для всех!
Протягивая Вам свои ладони, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте мне навстречу свои ладони, а если нет – отверните их от меня. Наша сегодняшняя тема: «Уход за кожей и ее производными – волосами и ногтями». Сегодня мы с вами сформулируем представления о правилах ухода за кожей и ее производными, будем развивать мышление и продолжим формирование практических навыков в процессе исследования.
Я расскажу вам легенду, которая напрямую связана с темой нашего урока.
В Италии в 1646 году произошел такой случай. В роскошном замке миланского герцога Моро был устроен великолепный праздник, идею которого придумал великий Леонардо да Винчи. Во главе праздничного шествия шёл «золотой мальчик», тело его было сплошь покрыто краской, что олицетворяло золотой 16 век Возрождения. После праздника о нем все забыли, и он провёл всю ночь на каменном полу зала. И только на следующий день его обнаружили в темном холодном углу, он плакал и дрожал от холода. Через некоторое время мальчик заболел и умер.
Почему? Давайте вспомним функции кожи.
II. Проверка домашнего задания (8 мин)
На ваших столах лежат карточки с заданием, вам нужно подписать все части кожи человека.
Теперь мы с вами решим тесты сайта биоуроки
(ссылка на сайт: biouroki.ru) в режиме онлайн по теме «Кожа».
А сейчас ребусы по двум темам «Покровные органы и органы выделения».
Назовите производные кожи – это волосы и ногти.
III. Усвоение новых знаний и способов действия (10 мин)
Хочу подробно рассказать о ногтях.
Ноготь - это роговая пластинка. У здорового человека ногти розовые, блестящие, гладкие и полностью соответствуют форме пальца. На больших и указательных пальцах имеются полулунные образования - ногтевые лунки. У молодых людей ногти растут быстрее, чем у пожилых, у мужчин быстрее, ч ем у женщин, летом быстрее, чем зимой.
Самыми разными причинами объясняется и изменение цвета ногтей. Например, при заболеваниях печени их цвет может стать желтоватым.
Полюбуйтесь на свои здоровые, красивые ногти. Переверните руки и посмотрите на подушечки своих пальцев. Есть такой раздел науки- Дактилоскопия, изучающий строение кожных узоров(ладонных) поверхностей фаланг пальцев рук для установления личности человека.
В кино, по телевидению, в книгах часто встречаются ситуации, когда человек оставляет на чем-то отпечатки своих пальцев. Потом их обнаруживают, и это доказывает, что именно он был в том месте. Ошибки быть не может. Если посмотреть на подушечки своих пальцев, то увидите сеть маленьких бороздок. Здесь находятся рецепторы осязания кожи. Каждый человек имеет свой рисунок этих линий, который невозможно изменить. Если несколько раз порезать или обжечь кожу подушечек пальцев, то при заживлении все равно будет появляться тот же отпечаток! У отпечатков пальцев есть много характеристик, но нет людей, у которых бы они полностью совпали. Первым европейцем, решившим использовать отпечатки пальцев был Вильям Гершель – полицейский из Индии. Им было установлено и доказано – неизменяемость кожных узоров с момента их образования на четвертом месяце внутри организма матери до смерти. Он назвал рисунок - папиллярный узор и этот узор остается неизменным в течение всей жизни человека, он неповторим и индивидуален. Это можно легко проверить. С помощью штемпельной подушечки и чистого листа бумаги под своим именем сделайте отпечаток большого пальца своей правой руки. Сравните свой отпечаток с отпечатками пальца соседа. Похожи ли они?
IV.Физкультминутка.(3 мин)
Сейчас мы с вами проведем физкультминутку. Закройте глаза, представьте, что вы спите. Но вот вы проснулись, встали с кровати и потянулись. Теперь умылись душистым мылом, приняли душ и энергично растираетесь полотенцем. Нам же нужно в школу, идем в школу, пришли, садимся за парты.
V. Лабораторная работа(10 мин)
Возьмите лупы и рассмотрите поверхность руки.
Что вы видите?
(Поверхность кожи разделена на ромбики и треугольники, на углах которых находятся поры, из них выходят стержни волос. Поры ведут в волосяные фолликулы, куда, впадают протоки сальных желез).
Почему ромбики и треугольники на поверхности кожи кажутся блестящими?
(Потому, что выделяется кожное сало, которое придает коже эластичность и защищает от проникновения воды)
Чтобы доказать, что кожа защищает от проникновения наружной влаги, я проведу маленькое исследование.
Инструктивная карточка для проведения исследования.
Оборудование. Лезвие бритвы, блюдце с водой, блюдце с мыльной водой, салфетки.
Цель – доказать, что кожный жир не смачивается водой.
Вода не смачивает и не растворяет жир. В этом нетрудно убедиться, если осторожно потереть кончики пальцев лезвием и положить лезвие на поверхность воды в блюдце.
Почему плавает лезвие?
(Лезвие плавает, потому что кожный жир, оставшийся на ее поверхности, отталкивает воду, не дает ей смочить металл).
Теперь я повторю то же самое, но лезвие положу в другое блюдце с мыльной водой.
Почему в мыльной воде лезвие тонет?
(Оно тонет потому, что мыло способствует отделению кожного жира от металла)
Почему жир, вырабатываемый железами кожи, время от времени необходимо удалять?
(Удаляется кожный жир с грязью, а грязь закупоривает поры, вследствие чего продукты сальных и потовых желез начинают гнить, что приводит к развитию гнилостных микробов).
Лишается ли кожа жира после мытья с мылом?
(Да, на непродолжительное время, поскольку мытье стимулирует работу сальных желез. Выделяются свежие порции . Один из них – белый стафилококк, который препятствует размножению гнилостных микробов).
А теперь давайте перенесемся с вами на теплый берег моря и представим себе, что мы загораем на пляже. Уверена, что не все знают, как же правильно загорать, чтобы не нанести вред организму.
Слабое действие солнечного света не вредит, наоборот, вырабатывает витамин Д, и приносит пользу организму. Полезно и умеренное воздействие солнечных лучей. Однако чрезмерное, слишком сильное воздействие солнечных лучей, особенно ультрафиолетовых, может не только нарушить нормальную работу клеток, но и убить их. В клетках основного слоя кожи находятся особые зернышки темного цвета. Красящие вещества, входящие в их состав, это кожный пигмент – меланин. Под воздействием солнечных лучей эти темные зернышки начинают увеличиваться в размерах, иногда они заполняют чуть ли не всю клетку. Такие богатые кожным пигментом клетки и образуют то, что мы называем загаром.
Количество пигмента в коже увеличивается, кожа становится все более темной и лучше предохраняет организм от чрезмерного действия видимых лучей. Есть люди, у которых кожа содержит очень мало пигмента и не загорает, а лишь краснеет на солнце.
Что такое закаливание и каковы основные методы и принципы закаливания?
VI. Закрепление изученного материала (5 мин)
Одежда и обувь защищают организм человека от неблагоприятных условий среды, согревает в холод, она должна быть не только красивой, но и удобной.
И помните, что нельзя ни в коем случае пользоваться чужой обувью, потому что, можно заразиться грибковыми заболеваниями, и обязательно нужно тщательно мыть руки после контакта с животными, чтобы избежать такое заболевание кожи, как стригущий лишай. Исходя из вышесказанного, я разработала памятку по уходу за кожей, волосами и ногтями.
На сегодняшний урок я прихватила секретную шкатулку.
VII. Рефлексия (5 мин)
Что в ней, вам предстоит угадать, чтобы вы всегда были чистыми и опрятными. А в ней то, без чего человеку не комфортно.
Мудрец в нем видел мудреца, глупец – глупца, баран – барана, Но вот подвели к нему Федю Баратова, и Федя увидел неряху лохматого(зеркало).
Хожу, брожу не по лесам, а по волосам, и зубы у меня длинней, чем могут быть у всех зверей (расческа). В ванной комнате висит, болтается, за него всяк хватается ( полотенце).
Пользуясь тем, что есть в шкатулке, человек испытывает наслаждение своим телом. К.И.Чуковский прославлял его в своем стихотворении «Мойдодыр». Оно, как правило, имеет душистый аромат. Ну, что догадались? Правильно, это мыло для ухода за кожей лица и тела.(Учитель открывает шкатулку).А с помощью чего человек ухаживает за волосами и ногтями? Ну, конечно же, это шампунь и маникюрные ножницы.
VIII. Итоги урока (2 мин)
На этом наш урок закончился, оценку «5» получили …., « 4» получили…, оценку «3» получили…
Песня «Закаляйся, если хочешь быть здоров ».
Будьте здоровы, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованный урок технологии в 7 классе по теме: "Уход за одеждой"
Пробуждение интереса к урокам технологии через театр, помогает проводить уроки интереснее и увлекательнее. Театрализованный урок составлен по произведению Корнея Чуковского «Федорино горе». Дети...
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Нуклеиновые кислоты.
Материал урока позволяет в доступной форме объяснить и показать строение и функции нуклеиновых кислот....
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся...
Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".
Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....
Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»
В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...
Урок презентация в 6 классе "Гигиена и уход за кожей".
«Наша кожа, а особенно кожа лица – это самый чуткий барометр, отражающий состояние внутренних органов человека, особенно в подростковом возрасте, когда идет перестройка организма, которая часто привод...
План-конспект урока биологии в 8 классе на тему: «Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи»
Цель урока: развивать понятие о гигиене кожи, и проводить профилактику кожных заболеваний.1. Познакомиться с типами кожи, волосами и ногтями способами ухода за ними2.Провести исследо...