Лишайники
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Открытый урок по биологии, 5 класс, тема «ЛИШАЙНИКИ».
Тип урока: комбинированный
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Учащиеся получают представление о лишайниках, как особой группе симбиотических организмов, об особенностях их строения, питания и размножения, о практической значимости для человека.
Метапредметные
Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы, умение находить информацию о биологических объектах, работать с текстом, составлять схемы, умение работать в группе.
Личностные
Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.
Основные понятия, изучаемые на занятии: лишайники, накипные, листоватые, кустистые, симбиоз, биоиндикаторы.
Вид используемых ИКТ: работа с компьютером
Ход урока:
Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, теперь посмотрите на меня и улыбнитесь мне, а я в ответ улыбнусь вам. На такой позитивной ноте, мы начнем наш урок.
Давайте начнем наш урок с разминки для мозга. Посмотрите на экран. Предлагаю вам разгадать ребус-кроссворд.
1.Какие растения относятся к низшим? (водоросли)
2.Подземная часть гриба? (грибница)
3.Часть гриба, где образуются споры? (часть плодового тела гриба) (шляпка)
4.Тело водорослей? (таллом)
5. Вещество, входящее в состав водорослей, которую применяют в медицине? (йод)
6.Процесс образования органических веществ у растений? (фотосинтез)
7.Взаимовыгодные отношения между двумя организмами?(симбиоз)
8. С их помощью хламидомонада передвигается? (гиф)
Итак, отлично. Давайте посмотрим, какое слово у нас с вами получилось? А что это за организм?
(НА СЛАЙДЕ –ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛИШАЙНИКА)
«Трудно себе представить лес без этих существ. В лесах этих созданий очень много! Эти своеобразные организмы часто поселяются на деревьях, на толстых стволах старых берез на опушке леса.Они обычно покрыты серовато-бирюзовым чешуйчатым налетом, а стволы осин украшены яркими желто- оранжевыми «лепешками».Они очень напоминают коросту на теле дерева, или,как говорят в народе, «лишаи».Отсюда и название данных существ».
Ребята, какая тема нашего сегодняшнего урока? Правильно, «Лишайники». Открываем тетради, записываем дату и тему.
«В 1885 году наш отечественный ученый К.А.Тимирязев назвал этот организм «сфинксом».Скажите,кто же такой сфинкс?Что вам про него известно?»(дети отвечают, что это получеловек-полулев,стражник пирамид и т.д).
-«Совершенно верно.Сфинкс-это гибрид двух животных.Но лишайники никакого отношения к животным не имеют. У нас возникло противоречие. И мы должны эту проблему решить.
«А чтобы решить сегодня эту проблему, что же мы должны с вами выяснить? (ПОЧЕМУ ТИМИРЯЗЕВ НАЗВАЛ ИХ СФИНКСАМИ).
-«И вы правы, дети. Для того, чтобы это выяснить, мы должны эти организмы «узнать в лицо». А что мы можем про них узнать? (ПЕРЕЧИСЛЯЮТ КАК ВЫГЛЯДЯТ, ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ, КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ И ТД)
НА ДОСКЕ КРЕПИМ ТРИ ЛИСТА С ЦЕЛЯМИ УРОКА (ЛИБО ИСПОЛЬЗУЕТЕ ИНТЕРАКТИВНУЮ ДОСКУ И ПЕРЕНОСИТЕ НА ГЛАВНЫЙ ЭКРАН РАНЕЕ ЗАГОТОВЛЕННЫЕ СЛАЙДЫ):РАСПРОСТРАНЕНИЕ,СТРОЕНИЕ,ЗНАЧЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ.
РАЗНООБРАЗИЕ ЛИШАЙНИКОВ.
Ребята, а вы видели когда-нибудь лишайники? Где они обитают? Какие бывают? Давайте обратимся к нашему учебнику, стр.106
Задача: Вы должны ответить на следующие вопросы:
1. Кто такие лишайники?
2. Сколько видов лишайников известны в настоящее время?
3. Где они обитают?
Далее изучаем разнообразие лишайников: кустистые, листоватые и накипные.
Слоевище кустистых лишайников напоминают кустик. Одни из них поселяются на ветвях деревьев и свисают с них, как борода, другие растут на поверхности почвы.
У листоватых лишайников слоевище приподнято над поверхностью прикрепления и похоже на лист.
Накипные лишайники выглядят как тонкая пластинка, тесно прирастающая к поверхности прикрепления. Это самые неприхотливые и широко распространенные виды.
СТРОЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ.
Лишайники нельзя отнести ни к растениям, ни к животным, ни к грибам. Это самостоятельная группа организмов. Взаимосвязь этих организмов в лишайнике постоянная, она сформировалась в процессе эволюции.
ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В теле лишайника живут разнообразные водоросли, они неприхотливы, могут жить при слабом освещении, при резких перепадах температур, переносят длительное пересыхание. Если разделить гриб и водоросль, то лишайник погибает.
ФИЗМИНУТКА
РАЗМНОЖЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ
Размножаются вегетативно- частями слоевища. Потоками дождя и ветра клетки разносятся и попадают на новый субстрат, почву и начинает развиваться новый организм. По внешнему виду лишайники сходны с мхами, но у них нет ни стебля, ни листьев.
РОЛЬ ЛИШАЙНИКОВ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (слайд)
Закрепление материала
-«А теперь мы пришли с вами к самому важному моменту: лишайники- это два организма, живущих в симбиозе.
-Давайте проверим насколько хорошо вы знаете признаки этих организмов:1 вариант- вы будете водоросли, 2-грибы. Я называю сейчас признаки этих организмов, а вы, если считаете, что этот признак водорослей – встает 1 вариант, если гриб- то 2.
1.Способны к фотосинтезу.
2.Гетеротрофы
3.Автотрофы
4.Имеют грибницу
5.Имеют хлорофилл
6.Живут в симбиозе
Спасибо!Немножечко размялись!Садитесь!
Проверка знаний со взаимопроверкой
Тест по теме «Лишайники» Вариант 1 Часть А.
А. растения Б. животные В. особая группа симбиотических организмов 2. Слоевище лишайников состоит из: А. водорослей и бактерий Б. бактерий и грибов В. нитей грибницы и одноклеточных зеленых водорослей. 3. Какие существуют формы лишайников: А. накипные Б. кустистые В. Листоватые Г. все ответы верны 4. Лишайник - важнейший источник корма для: А. северных оленей Б. домашних животных 5. Лишайники растут: А) всюду, даже в Антарктиде Б) всюду, где чистый воздух В) всюду, даже в пустыне Г) все ответы правильны. |
Вариант 1. 1.в, 2в. 3.г. 4.б. 5. Г.
Рефлексия
-Ну что, ребята, много мы сегодня узнали нового на уроке?
-МОЛОДЦЫ! Наш урок подходит к концу, мы с вами изучили все вопросы по нашему плану. Я надеюсь, что теперь вы без труда сможете ответить на вопрос: Почему лишайники часто называют « изумительной выдумкой природы», а великий расский ученой К.А.Тимирязев назвал их «растениями - сфинксами».
Давайте проверим, что мы запомнили о лишайниках.
Домашняя работа: Повторить тему и ответить на вопрос 3 стр 109
Предварительный просмотр:
ФИ, класс_______________________________________________________
Рабочий лист к уроку по теме «________________».
Слоевищем называется __________________________________________________
Задание № 1.Подпиши составные части слоевища:
- _____________
- _____________
Задание № 2. Заполните таблицу с помощью учебника
Тип слоевища | Особенности строения |
Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Имеют вид накипи, плотно сросшейся с субстратом. | |
Имеют округлую форму, часто с изрезанными или рассеченными краями. | |
Более высокоорганизованные. Слоевище напоминает кустарничек. |
Задание № 3. Продолжи фразу:
- Лишайники размножаются кусочками ____________.
- Лишайники очень __________________, поэтому они селятся на бесплодных скалах, камнях, крышах домов, даже на поверхности стекла.
- В жару лишайники кажутся совершенно _______________, высыхают. Но после _____________ оживают вновь.
- Растут лишайники очень _______________. За год они вырастают на ________мм.
- Продолжительность жизни лишайников ___________ лет.
Задание № 4. Заполните схему «Значение лишайников».
ЗНАЧЕНИЕ
ФИ, класс_______________________________________________________
Рабочий лист к уроку по теме «________________».
Слоевищем называется __________________________________________________
Задание № 1.Подпиши составные части слоевища:
- _____________
- _____________
Задание № 2. Заполните таблицу с помощью учебника
Тип слоевища | Особенности строения |
Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Имеют вид накипи, плотно сросшейся с субстратом. | |
Имеют округлую форму, часто с изрезанными или рассеченными краями. | |
Более высокоорганизованные. Слоевище напоминает кустарничек. |
Задание № 3. Продолжи фразу:
- Лишайники размножаются кусочками ____________.
- Лишайники очень __________________, поэтому они селятся на бесплодных скалах, камнях, крышах домов, даже на поверхности стекла.
- В жару лишайники кажутся совершенно _______________, высыхают. Но после _____________ оживают вновь.
- Растут лишайники очень _______________. За год они вырастают на ________мм.
- Продолжительность жизни лишайников ___________ лет.
Задание № 4. Заполните схему «Значение лишайников».
ЗНАЧЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование. Биология 6 класс. Учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г.
Пояснительная записка.Планирование составлено в соответствии с программой «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: И.Н. Пономарева, В. С. Кучменко учебник...
Царства "Бактерии", "Грибы", "Лишайники"
Обобщающий урок биологиив 7 классе...
Лишайники и их группировки в дубовых и грабовых лесах
научно - практическая работа об экологии, систематике и индикационном значении лишайников...
"Лишайники"
"Лишайники" ЛишайникиЛлллжжжжллллллдддддлшшшшшитп...
презентация на тему "Лишайники"
Презентация по биологии на тему "Лишайники"для 6 класса к учебнику И. Н. Пономаревой....
Задания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники
адания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники Кемеровской области....
План-конспект урока: Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов. Значение лишайников в природе и жизни человека.
Урок-презентация, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....