Практические работы по цветоводству
учебно-методический материал по биологии

Представлены практические работы по цветоводство (опытническая работа обучающихся)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktich_raboty_po_tsvetovodstvu.docx92.66 КБ

Предварительный просмотр:

Практические работы по цветоводству

Влияние длины дня на рост и развитие цветочно-декоратичных растений.

Цель: Определить, как длина дня влияет на рост и сроки образования бутонов, количество и размеры бутонов, созревание семян.

Методика опыта: Растения короткого дня (астра, петуния, георгин однолетний, хризантема, душистый табак). Под каждую культуру выделить делянку по 0,5 кв.м

Между делянками оставить расстояние в 30 см. Ящик (ширина-70 см; длина-110 см; высота-90 см). На обеих грядках высеять исследуемую культуру. Одну грядку закрывать ежедневно ящиком в 7 ч вечера и открывать в 9 утра, в течение 20-30 дней.

Вести наблюдения за развитием по фазам, отмечая даты их наступления.

Название растения и сорт

посев

всходы

Высота стебля

Образование бутонов

Начало цветения

Кол-во цветков соцветий

Образование плодов, семян

Сравнить затемняемые и не затемняемые цветы

Изучение эффективности способов подготовки посевного материала.

Цель: выявить наиболее эффективные способы посевного материала.

  1. Замачивание в воде.
  2. Замачивание в воде + барботирование.
  3. Замачивание в растворе микроэлементов.
  4. Замачивание в растворе микроэлементов с одновременным барботированием.

Барботирование – это обработка семян кислородом или воздухом в воде. Барботирование снимает действие находящихся в семени ингибиторов, задерживающих прорастание, обеспечивает дружное наклёвывание и прорастание семян, повышает полевую всхожесть, усиливает начальный рост проростков и на несколько дней ускоряет созревание урожая.

Методика опыта:

Семена: астр, настурции, однолетних георгинов, циннии, можно взять детки гладиолусов. Семена одного сорта разделить на 4 части. Обрабатывать согласно схеме опыта. Температура раствора и воды должна быть 25-30 градусов. Время замачивания 24 ч. В первом и третьем вариантах жидкость должна только на 1-2 см покрывать семена. При барботировании, высоту слоя жидкости делают не менее 10 см.

Раствор микроэлементов:  1 литр теплой воды+0,3г сернокислый цинк+сернокислый марганец+0,1г борной кислоты+0,05г сернокислой меди+0,2г молибдат аммония+0,3 г сернокислого магния.

После обработки семена промывают чистой водой, подсушивают, высеять на рассаду.

Наблюдения и исследования.

  1. Фенологические наблюдения – отмечать всходы (начало и полное), вегетативный рост, бутонизацию,  цветение, продолжительность цветения.
  2. Биометрические условия – каждые 10-12 дней проводить замеры высоты растений (не менее 10 экземпляров).

Что произойдёт с цветком без стебля?

Материалы: 

  1. 2 свежих цветка
  2. Ножницы

Действия:

  1. Отрежь ножницами стебель у одного из цветов.
  2. Оставь оба цветка.
  3. Через час проверь и отметь разницу между ними.
  4. Что произойдет с цветами через 2-3 дня?

Вывод: В стебле цветка содержится вода. Когда срезанные цветы стоят в вазе, через стебель вода проходит вверх, чтобы лепестки получили влагу. Без стебля у цветка нет возможности получения воды, и он погибает намного быстрее, чем цветок со стеблем.

Растения и воздух.

Материалы:  2 ростка; почва; горшок: блюдце; банка с крышкой; перчатки; вода.

Опыт:

  1. Надеть перчатки и заполнить банку наполовину почвой.
  2. Посадить один росток в почву.
  3. Полить и плотно завернуть крышкой.
  4. Наполнить почвой горшок почти до верха.
  5. Посадить 2 росток и поставить на блюдце с водой.
  6. Поместить банку и горшочек в солнечное место, оставив на несколько дней.

Вывод: Растения не могут выжить без свежего воздуха

Каково действие соли в почве при выращивании растений?

Материалы:  2 прозрачных стакана, хлопковая вата, соль, вода, семена фасоли, фломастер.

  1. Покрыть донышки обоих стаканов ватой.
  2. В один стакан насыпать соль. Подписать стаканчик «с солью».
  3. Положить по 5 фасоли в каждый стакан.
  4. Добавить немного воды.
  5. Поставить на ярко освещенное место и оставить на несколько дней.
  6. Пронаблюдать и обследовать в каком стакане появились проростки фасоли раньше и растут быстрее.

ЦВЕТОЧНОЕ АССОРТИ.

Материалы:

1.        Цветы разных видов

2.        Ножницы

3.        Бумага

4.        Тяжелые книги

Действия:

1.        Собрать все цветы, которые будут использованы. Если длинные стебли, укоротить.

2.        Разложить цветы на бумагу, чтобы они не соприкасались.

3.        Сверху ещё один лист бумаги накрыть и накрыть книгой (гнёт). Повторить слои бумаги, цветов, бумаги и книг. Построив башню из книг, пока не закончатся цветы.

4.        Цветочный «пресс» оставить примерно на 4 недели, пока не высохнут цветы.

5.        Когда цветы высушатся, разделить на лепестки и смешать в вазочке.

Получается прекрасно пахнущее ассорти.

Вывод:   Цветы приятно пахнут благодаря маслам в их лепестках. Каждый цветок ароматен по-своему, из-за разных масел. В цветочном магазине разные цветы, чей запах нравится больше всего?

ФРУКТ - ЯГОДА?

Материалы:

  1. Разные фрукты: апельсин, абрикос, виноград, слива, яблоко, груша
  2. Разделочная доска
  3. Нож

Действия:

  1. Разрезать все фрукты пополам
  2. Найти семена
  3. Распределить по группам: а) с одним большим семечком; б) с большим количеством семян; в) несколько семян в сердцевине.

Вывод: Фрукты делятся на 3 группы:

  1. Косточковые плоды – те, которые имеют одну твёрдую косточку в середине. (Например, персики)
  2. Ягоды – где семена распределены внутри мякоти фрукта. (Апельсины, малина).
  3. Семечковые плоды – те, у которых имеется несколько семян в сердцевине.  (Яблоко, груша).

Фрукт или овощ?

Материалы:

1.        Разделочная доска

2.        Нож

3.        Овощи и фрукты: картофель, томат, яблоко, авокадо, морковь и др. продукты.

Действия:

1.        Разрезать пополам продукты

2.        Посмотрите внутрь, есть ли там семечко

3.        Если есть семечко, значит это – фрукт.

Выводы:

Из-за наличия семян помидоры, авокадо относят к фруктам.

ПРАВИЛА ПЕРЕСАДКИ и ПЕРЕВАЛКИ РАСТЕНИЙ.

Пересадка или перевалка? В чем разница?

    Способов два: пересадка и перевалка. Если корни растения в порядке, то ему необходима перевалка - то есть просто перемещение в горшок большего объема с сохранением земляного кома. Пересадку без сохранения земляного кома проводят в том случае, если растение залили и его корни загнили. При этом землю аккуратно стряхивают, удаляют поврежденные корни, срезы присыпают толченым углем. Растение сажают в новый горшок, обеспечив хороший дренаж. Старую землю заменяют свежим воздухопроницаемым грунтом.

Правила пересадки комнатных растений

  • Перед пересадкой растения надо хорошо пролить.
  • Емкость должна быть на 3-4 см шире предыдущей. Если контейнер или горшок намного выше прежнего - ничего страшного, лишние сантиметры можно засыпать дренажем.
  • Для быстрорастущих растений можно взять емкость в два раза шире предыдущей, однако в этом случае надо быть особенно аккуратным с поливом.
  • Нельзя закрывать керамзитом дренажное отверстие. Чтобы этого избежать, на отверстие кладут черепок, ракушку или камень с неровной поверхностью.
  • Слой дренажа может быть от 3 см до половины высоты горшка. Для растений с поверхностной корневой системой (марантынефролеписыаспидистры, эпипремнумы) и суккулентов он должен быть больше. Для растений с хорошо развитыми корнями, направленными вглубь горшка (большинство фикусов, пальмы, драценыаспарагусы), достаточно и 3 см. Растения можно сажать и в высокие вазоны, но при этом слой земли под комом не должен быть значительным, остальная высота контейнера засыпается дренажем. Чтобы высокий и узкий контейнер был устойчив, в качестве дренажа положите гальку или щебень.
  • Поверх дренажа насыпают слой земли, затем аккуратно размещают на нем пересаживаемое растение - таким образом, чтобы корневая шейка располагалась на 2-3 см ниже края горшка.
  • Корни засыпают землей, уплотняя ее руками, оставив до верхнего края горшка 2-3 см.
  • После пересадки растение обильно поливают, если необходимо - досыпают просевшую землю.

Что делать после пересадки с комнатными растениями

  • Растение ставят в светлое место, но не под прямые солнечные лучи, и ограждают от сквозняков.
  • Подкармливать его начинают не раньше чем через 3-4 недели после пересадки, но только в том случае, если растение хорошо прижилось.

Какие ошибки возможны при пересадке комнатных цветов

  • Не заглубляйте корневую шейку у древесных растений.
  • Не сажайте в слишком большой горшок без дренажа - растение будет плохо расти. Кроме того, это может привести к заливу растения и загниванию корней.
  • Не подкармливайте только что пересаженное растение удобрениями - может произойти ожог корней и, как следствие, растение погибнет. К тому же готовые субстраты, как правило, содержат удобрения, которые действуют постепенно. 

ВИДЫ ПЕРЕСАДОК ПО СПОСОБУ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Перевалка комнатных растений

   Перевалка растения

Цветоводы разделяют пересадки комнатных растений по способу проведения на два вида: собственно пересадку и перевалку.

Перевалка - это способ пересадки горшечного цветка, при котором не нарушается ком земли с корнями. Растение вынимается из старого горшка и помещается в новый, чуть большего размера. Все промежутки засыпаются свежей землей. Растение при этом не болеет. Перевалкой всегда пересаживают молодые растения, укорененные черенки.

Пересадка - это перемещение в другой горшок с полной (или почти полной) очисткой корней от старой земли. При этом корни очищают от комьев истощенной почвы, промывают их, обрезают и помещают в свежий субстрат. При полной пересадке некоторые растения болеют.

КОМПОСТ

Материалы:

  1. Ведро с крышкой с отверстиями на днище.
  2. Старые газеты влажные
  3. Солома, опилки, разрезанные листья
  4. Червяки дождевые
  5. Остатки пищи.

Действия:

  1. Наполнить ведро влажными газетами, соломой, листьями. Проверить, чтобы они были мокрыми.
  2. Поместить червяков
  3. Остатки пищи: хлеб, фрукты, овощи (очистки).
  4. Крышку закрыть.
  5. Следить за влажностью.

Вывод:

Компост является замечательным удобрением для растений. Помогает оставаться здоровым, подкармливая их дополнительными питательными веществами

Прививка растений.

   Прививки на травянистых растениях более простые, легче удаются, и для пикировки имеется, большое количество материала. Хорошо удаются пикировки петунии на душистом табаке; георгинов на картофеле; ноготков, циннии, бархатцев на подсолнечнике.

Цель: Освоить методику различных видов прививок. Исследовать действия подвоя на подвой.

ОПЫТ №1. Прививка в расщеп.

  Взять черенки бархатцев, удалив часть листьев. Заострить их клином и вставить в расщеп подсолнечника. Необходимо, чтобы совпали ткани (кожица с кожицей). Прививку обвязать толстой шерстяной ниткой. Привой прикрыть пакетом или сделать парник.

ОПЫТ №2. Прививка сбоку.

На стебле с боку делают косой надрез и вставляют в него черенок привоя.

ОПЫТ №3. Прививка сближением (аблактировка).

У двух рядом посаженных растений сделать одинаковых размеров срезы стеблей. Места срезов соединить друг с другом и обвязать.

Опыт №4. Прививка на два корня. 

У двух посаженных растений срезать наискосок стебель и к двум срезам приложить один черенок привоя, связывая вместе привой и два привоя.

Результаты наблюдений занести в таблицу.

прививки

дата

подвой

привой

способ

прививки

погода

срастание

восстан.

тургора

начало

роста

зацветание

примечание

Сделать вывод о влиянии подвоя на подвой, сравнить с не привитыми растениями.

Термины, новые слова

Черенок – часть стебля, длиной 3-8 см (с 2-3 глазками) отделённая от материнского растения.

Прививка –

Приви́вка — вегетативный способ размножения растений путём объединения частей нескольких растений, с помощью которого объединяют свойства этих растений. Применяется в садоводстве. Наиболее часто используется для размножения деревьев и кустарников.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/92/Injerto_de_yema.JPG/120px-Injerto_de_yema.JPG     

Прививка побега: 1 — В разрез в стебле подвоя вставляется побег привоя, у которого удалена кора; 2 — ткани привоя и подвоя находятся в тесном контакте

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/48/Injerto_de_hendidura_simple.JPG/71px-Injerto_de_hendidura_simple.JPG Прививка почки: 1 — почка привоя удаляется вместе с подлежащими тканями; 2—4 — почка вставляется в Т-образный разрез на стебле подвоя и там закрепляется, 5 — почка образует побег

ОКУЛИРОВКА

Окулиро́вка, или прививка глазком, — способ прививки плодовых и декоративных растений одиночной почкой (глазком — одна почка с тонким слоем древесины), взятой от черенка культурного сорта.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/92/Injerto_de_yema.JPG/300px-Injerto_de_yema.JPG

Аблактиро́вка 

(слово происходит от лат. Ablacto — отнимаю ребёнка от груди) — один из способов прививки в ботанике. Представляет собой сращивание побегов произрастающих рядом растений (яблонигрушивинограда). После полного срастания привой отделяют от материнского растения.

По способу соединения прививаемых компонентов аблактировка бывает: сближением вприклад, сближением с язычками, седлом и др. Проводится в период вегетации кустов, лучше с мая до начала вызревания побегов. После срастания привой отделяется от материнского растения, оставаясь на подвое. В виноградарстве применяется главным образом при размножении трудноукореняющихся сортов винограда, в селекционной и других исследовательских работах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Итоговая контрольная работа по цветоводству, декоративному садоводству

Материал для проведения итоговой контрольной работы...

Примерные варианты практических работ для проведения промежуточной аттестации в 5 классе /Профильный труд «Цветоводство и декоративное садоводство»/

В 5 классе проведение практических работ для промежуточной аттестации может предполагать использование обучающимися технологической карты при определении минимального и достаточного уровней.Назначение...

Примерные варианты практических работ для проведения промежуточной аттестации в 6 классе. /Профильный труд "Цветоводство и декоративное садоводство".

В 6 классе проведение практических работ для промежуточной аттестации может предполагать использование обучающимися технологической карты при определении минимального и достаточного уровней.Назначение...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Практические работы на уроках «Профильного труда (цветоводство)»

Одной из важнейших задач обучения является подведение учащихся к самостоятельному использованию знаний, применению их в жизни. Образовательная функция практических работ заключается в приобретении, уг...

Использование практических работ на уроках профильного труда (цветоводство).

Использование практических работ на уроках профильного труда (цветоводство) формирует профессиональную компетентность у учащихся с ВОЗ,...

Примерные варианты тестовых заданий и практических работ для проведения промежуточной аттестации в 7 классе. /Профильный труд «Цветоводство и декоративное садоводство»/.

Содержание КИМа построено таким образом, чтобы объективно выявить уровень сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков на базовом уровне. Задания составлены с учетом возрастных психофизичес...