Практические работы по цветоводству
учебно-методический материал по биологии
Представлены практические работы по цветоводство (опытническая работа обучающихся)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktich_raboty_po_tsvetovodstvu.docx | 92.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические работы по цветоводству
Влияние длины дня на рост и развитие цветочно-декоратичных растений.
Цель: Определить, как длина дня влияет на рост и сроки образования бутонов, количество и размеры бутонов, созревание семян.
Методика опыта: Растения короткого дня (астра, петуния, георгин однолетний, хризантема, душистый табак). Под каждую культуру выделить делянку по 0,5 кв.м
Между делянками оставить расстояние в 30 см. Ящик (ширина-70 см; длина-110 см; высота-90 см). На обеих грядках высеять исследуемую культуру. Одну грядку закрывать ежедневно ящиком в 7 ч вечера и открывать в 9 утра, в течение 20-30 дней.
Вести наблюдения за развитием по фазам, отмечая даты их наступления.
№ | Название растения и сорт | посев | всходы | Высота стебля | Образование бутонов | Начало цветения | Кол-во цветков соцветий | Образование плодов, семян |
Сравнить затемняемые и не затемняемые цветы
Изучение эффективности способов подготовки посевного материала.
Цель: выявить наиболее эффективные способы посевного материала.
- Замачивание в воде.
- Замачивание в воде + барботирование.
- Замачивание в растворе микроэлементов.
- Замачивание в растворе микроэлементов с одновременным барботированием.
Барботирование – это обработка семян кислородом или воздухом в воде. Барботирование снимает действие находящихся в семени ингибиторов, задерживающих прорастание, обеспечивает дружное наклёвывание и прорастание семян, повышает полевую всхожесть, усиливает начальный рост проростков и на несколько дней ускоряет созревание урожая.
Методика опыта:
Семена: астр, настурции, однолетних георгинов, циннии, можно взять детки гладиолусов. Семена одного сорта разделить на 4 части. Обрабатывать согласно схеме опыта. Температура раствора и воды должна быть 25-30 градусов. Время замачивания 24 ч. В первом и третьем вариантах жидкость должна только на 1-2 см покрывать семена. При барботировании, высоту слоя жидкости делают не менее 10 см.
Раствор микроэлементов: 1 литр теплой воды+0,3г сернокислый цинк+сернокислый марганец+0,1г борной кислоты+0,05г сернокислой меди+0,2г молибдат аммония+0,3 г сернокислого магния.
После обработки семена промывают чистой водой, подсушивают, высеять на рассаду.
Наблюдения и исследования.
- Фенологические наблюдения – отмечать всходы (начало и полное), вегетативный рост, бутонизацию, цветение, продолжительность цветения.
- Биометрические условия – каждые 10-12 дней проводить замеры высоты растений (не менее 10 экземпляров).
Что произойдёт с цветком без стебля?
Материалы:
- 2 свежих цветка
- Ножницы
Действия:
- Отрежь ножницами стебель у одного из цветов.
- Оставь оба цветка.
- Через час проверь и отметь разницу между ними.
- Что произойдет с цветами через 2-3 дня?
Вывод: В стебле цветка содержится вода. Когда срезанные цветы стоят в вазе, через стебель вода проходит вверх, чтобы лепестки получили влагу. Без стебля у цветка нет возможности получения воды, и он погибает намного быстрее, чем цветок со стеблем.
Растения и воздух.
Материалы: 2 ростка; почва; горшок: блюдце; банка с крышкой; перчатки; вода.
Опыт:
- Надеть перчатки и заполнить банку наполовину почвой.
- Посадить один росток в почву.
- Полить и плотно завернуть крышкой.
- Наполнить почвой горшок почти до верха.
- Посадить 2 росток и поставить на блюдце с водой.
- Поместить банку и горшочек в солнечное место, оставив на несколько дней.
Вывод: Растения не могут выжить без свежего воздуха
Каково действие соли в почве при выращивании растений?
Материалы: 2 прозрачных стакана, хлопковая вата, соль, вода, семена фасоли, фломастер.
- Покрыть донышки обоих стаканов ватой.
- В один стакан насыпать соль. Подписать стаканчик «с солью».
- Положить по 5 фасоли в каждый стакан.
- Добавить немного воды.
- Поставить на ярко освещенное место и оставить на несколько дней.
- Пронаблюдать и обследовать в каком стакане появились проростки фасоли раньше и растут быстрее.
ЦВЕТОЧНОЕ АССОРТИ.
Материалы:
1. Цветы разных видов
2. Ножницы
3. Бумага
4. Тяжелые книги
Действия:
1. Собрать все цветы, которые будут использованы. Если длинные стебли, укоротить.
2. Разложить цветы на бумагу, чтобы они не соприкасались.
3. Сверху ещё один лист бумаги накрыть и накрыть книгой (гнёт). Повторить слои бумаги, цветов, бумаги и книг. Построив башню из книг, пока не закончатся цветы.
4. Цветочный «пресс» оставить примерно на 4 недели, пока не высохнут цветы.
5. Когда цветы высушатся, разделить на лепестки и смешать в вазочке.
Получается прекрасно пахнущее ассорти.
Вывод: Цветы приятно пахнут благодаря маслам в их лепестках. Каждый цветок ароматен по-своему, из-за разных масел. В цветочном магазине разные цветы, чей запах нравится больше всего?
ФРУКТ - ЯГОДА?
Материалы:
- Разные фрукты: апельсин, абрикос, виноград, слива, яблоко, груша
- Разделочная доска
- Нож
Действия:
- Разрезать все фрукты пополам
- Найти семена
- Распределить по группам: а) с одним большим семечком; б) с большим количеством семян; в) несколько семян в сердцевине.
Вывод: Фрукты делятся на 3 группы:
- Косточковые плоды – те, которые имеют одну твёрдую косточку в середине. (Например, персики)
- Ягоды – где семена распределены внутри мякоти фрукта. (Апельсины, малина).
- Семечковые плоды – те, у которых имеется несколько семян в сердцевине. (Яблоко, груша).
Фрукт или овощ?
Материалы:
1. Разделочная доска
2. Нож
3. Овощи и фрукты: картофель, томат, яблоко, авокадо, морковь и др. продукты.
Действия:
1. Разрезать пополам продукты
2. Посмотрите внутрь, есть ли там семечко
3. Если есть семечко, значит это – фрукт.
Выводы:
Из-за наличия семян помидоры, авокадо относят к фруктам.
ПРАВИЛА ПЕРЕСАДКИ и ПЕРЕВАЛКИ РАСТЕНИЙ.
Пересадка или перевалка? В чем разница?
Способов два: пересадка и перевалка. Если корни растения в порядке, то ему необходима перевалка - то есть просто перемещение в горшок большего объема с сохранением земляного кома. Пересадку без сохранения земляного кома проводят в том случае, если растение залили и его корни загнили. При этом землю аккуратно стряхивают, удаляют поврежденные корни, срезы присыпают толченым углем. Растение сажают в новый горшок, обеспечив хороший дренаж. Старую землю заменяют свежим воздухопроницаемым грунтом.
Правила пересадки комнатных растений
- Перед пересадкой растения надо хорошо пролить.
- Емкость должна быть на 3-4 см шире предыдущей. Если контейнер или горшок намного выше прежнего - ничего страшного, лишние сантиметры можно засыпать дренажем.
- Для быстрорастущих растений можно взять емкость в два раза шире предыдущей, однако в этом случае надо быть особенно аккуратным с поливом.
- Нельзя закрывать керамзитом дренажное отверстие. Чтобы этого избежать, на отверстие кладут черепок, ракушку или камень с неровной поверхностью.
- Слой дренажа может быть от 3 см до половины высоты горшка. Для растений с поверхностной корневой системой (маранты, нефролеписы, аспидистры, эпипремнумы) и суккулентов он должен быть больше. Для растений с хорошо развитыми корнями, направленными вглубь горшка (большинство фикусов, пальмы, драцены, аспарагусы), достаточно и 3 см. Растения можно сажать и в высокие вазоны, но при этом слой земли под комом не должен быть значительным, остальная высота контейнера засыпается дренажем. Чтобы высокий и узкий контейнер был устойчив, в качестве дренажа положите гальку или щебень.
- Поверх дренажа насыпают слой земли, затем аккуратно размещают на нем пересаживаемое растение - таким образом, чтобы корневая шейка располагалась на 2-3 см ниже края горшка.
- Корни засыпают землей, уплотняя ее руками, оставив до верхнего края горшка 2-3 см.
- После пересадки растение обильно поливают, если необходимо - досыпают просевшую землю.
Что делать после пересадки с комнатными растениями
- Растение ставят в светлое место, но не под прямые солнечные лучи, и ограждают от сквозняков.
- Подкармливать его начинают не раньше чем через 3-4 недели после пересадки, но только в том случае, если растение хорошо прижилось.
Какие ошибки возможны при пересадке комнатных цветов
- Не заглубляйте корневую шейку у древесных растений.
- Не сажайте в слишком большой горшок без дренажа - растение будет плохо расти. Кроме того, это может привести к заливу растения и загниванию корней.
- Не подкармливайте только что пересаженное растение удобрениями - может произойти ожог корней и, как следствие, растение погибнет. К тому же готовые субстраты, как правило, содержат удобрения, которые действуют постепенно.
ВИДЫ ПЕРЕСАДОК ПО СПОСОБУ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
Перевалка растения
Цветоводы разделяют пересадки комнатных растений по способу проведения на два вида: собственно пересадку и перевалку.
Перевалка - это способ пересадки горшечного цветка, при котором не нарушается ком земли с корнями. Растение вынимается из старого горшка и помещается в новый, чуть большего размера. Все промежутки засыпаются свежей землей. Растение при этом не болеет. Перевалкой всегда пересаживают молодые растения, укорененные черенки.
Пересадка - это перемещение в другой горшок с полной (или почти полной) очисткой корней от старой земли. При этом корни очищают от комьев истощенной почвы, промывают их, обрезают и помещают в свежий субстрат. При полной пересадке некоторые растения болеют.
КОМПОСТ
Материалы:
- Ведро с крышкой с отверстиями на днище.
- Старые газеты влажные
- Солома, опилки, разрезанные листья
- Червяки дождевые
- Остатки пищи.
Действия:
- Наполнить ведро влажными газетами, соломой, листьями. Проверить, чтобы они были мокрыми.
- Поместить червяков
- Остатки пищи: хлеб, фрукты, овощи (очистки).
- Крышку закрыть.
- Следить за влажностью.
Вывод:
Компост является замечательным удобрением для растений. Помогает оставаться здоровым, подкармливая их дополнительными питательными веществами
Прививка растений.
Прививки на травянистых растениях более простые, легче удаются, и для пикировки имеется, большое количество материала. Хорошо удаются пикировки петунии на душистом табаке; георгинов на картофеле; ноготков, циннии, бархатцев на подсолнечнике.
Цель: Освоить методику различных видов прививок. Исследовать действия подвоя на подвой.
ОПЫТ №1. Прививка в расщеп.
Взять черенки бархатцев, удалив часть листьев. Заострить их клином и вставить в расщеп подсолнечника. Необходимо, чтобы совпали ткани (кожица с кожицей). Прививку обвязать толстой шерстяной ниткой. Привой прикрыть пакетом или сделать парник.
ОПЫТ №2. Прививка сбоку.
На стебле с боку делают косой надрез и вставляют в него черенок привоя.
ОПЫТ №3. Прививка сближением (аблактировка).
У двух рядом посаженных растений сделать одинаковых размеров срезы стеблей. Места срезов соединить друг с другом и обвязать.
Опыт №4. Прививка на два корня.
У двух посаженных растений срезать наискосок стебель и к двум срезам приложить один черенок привоя, связывая вместе привой и два привоя.
Результаты наблюдений занести в таблицу.
№ прививки | дата | подвой | привой | способ прививки | погода | срастание | восстан. тургора | начало роста | зацветание | примечание |
Сделать вывод о влиянии подвоя на подвой, сравнить с не привитыми растениями.
Термины, новые слова
Черенок – часть стебля, длиной 3-8 см (с 2-3 глазками) отделённая от материнского растения.
Прививка –
Приви́вка — вегетативный способ размножения растений путём объединения частей нескольких растений, с помощью которого объединяют свойства этих растений. Применяется в садоводстве. Наиболее часто используется для размножения деревьев и кустарников.
- подво́й — растение, у которого используются стебель и корневая система;
- приво́й — прививаемые к нему стебель, листья, цветки или плоды второго растения
Прививка побега: 1 — В разрез в стебле подвоя вставляется побег привоя, у которого удалена кора; 2 — ткани привоя и подвоя находятся в тесном контакте
Прививка почки: 1 — почка привоя удаляется вместе с подлежащими тканями; 2—4 — почка вставляется в Т-образный разрез на стебле подвоя и там закрепляется, 5 — почка образует побег
ОКУЛИРОВКА
Окулиро́вка, или прививка глазком, — способ прививки плодовых и декоративных растений одиночной почкой (глазком — одна почка с тонким слоем древесины), взятой от черенка культурного сорта.
Аблактиро́вка
(слово происходит от лат. Ablacto — отнимаю ребёнка от груди) — один из способов прививки в ботанике. Представляет собой сращивание побегов произрастающих рядом растений (яблони, груши, винограда). После полного срастания привой отделяют от материнского растения.
По способу соединения прививаемых компонентов аблактировка бывает: сближением вприклад, сближением с язычками, седлом и др. Проводится в период вегетации кустов, лучше с мая до начала вызревания побегов. После срастания привой отделяется от материнского растения, оставаясь на подвое. В виноградарстве применяется главным образом при размножении трудноукореняющихся сортов винограда, в селекционной и других исследовательских работах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов
Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...
Итоговая контрольная работа по цветоводству, декоративному садоводству
Материал для проведения итоговой контрольной работы...
Примерные варианты практических работ для проведения промежуточной аттестации в 5 классе /Профильный труд «Цветоводство и декоративное садоводство»/
В 5 классе проведение практических работ для промежуточной аттестации может предполагать использование обучающимися технологической карты при определении минимального и достаточного уровней.Назначение...
Примерные варианты практических работ для проведения промежуточной аттестации в 6 классе. /Профильный труд "Цветоводство и декоративное садоводство".
В 6 классе проведение практических работ для промежуточной аттестации может предполагать использование обучающимися технологической карты при определении минимального и достаточного уровней.Назначение...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Практические работы на уроках «Профильного труда (цветоводство)»
Одной из важнейших задач обучения является подведение учащихся к самостоятельному использованию знаний, применению их в жизни. Образовательная функция практических работ заключается в приобретении, уг...
Использование практических работ на уроках профильного труда (цветоводство).
Использование практических работ на уроках профильного труда (цветоводство) формирует профессиональную компетентность у учащихся с ВОЗ,...
Примерные варианты тестовых заданий и практических работ для проведения промежуточной аттестации в 7 классе. /Профильный труд «Цветоводство и декоративное садоводство»/.
Содержание КИМа построено таким образом, чтобы объективно выявить уровень сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков на базовом уровне. Задания составлены с учетом возрастных психофизичес...