Наблюдения за обитателями живого уголка
учебно-методический материал по биологии
Представлены методики наблюдения за обитателями живого уголка природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudeniya_za_obit_uzhp.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Наблюдения за обитателями живого уголка
Методика определения выявления вкусовых предпочтений морских свинок
Для методики определения послужили материалы из методического пособия «Организация экологических исследований с младшими школьниками».
Оборудование: миски, корм, фотоаппарат,
Живые объекты: 7 морских свинок Белоснежка, Нюша, Рыжик, Пушик, Степа, Джессика, Джери.
Ход работы:
1. Наблюдения проводились 1 раз в день в течение 10 дней.
2. Свинкам предлагали одинаковый корм: капусту, морковь, яблоко, огурец, зелень (укроп, петрушка).
3. Во время проведения эксперимента соблюдали тишину.
4. Результаты наблюдений записывали в таблицу №1.
Таблица 1.
Наблюдение за выбором корма морских свинок
корм | капуста | морковь | яблоко | огурец | зелень |
Первый выбор | |||||
След. выбор | |||||
И т.д. |
Зависимость жизнедеятельности черепах от температуры окружающей среды
Объекты и оборудование. Террариум, электрическая лампочка с рефлектором, термометр, 2-4 черепахи, весы и разновесы, ящик.
Проведение опыта. С осенним понижением температуры воздуха, ухудшением естественной освещенности сухопутные черепахи в неволе отказываются от корма и, находясь в полубодрствующем состоянии, худеют и часто не доживают до весны. Учитывая это, необходимо создать им в террариуме условия, близкие к естественным. Выяснить опытным путем, при какой температуре они будут активными, необходимо ли им дополнительное освещение.
Опыт необходимо начать с начала учебного года в сентябре. Черепах взвешивают и помещают в террариум с дополнительным освещением, чтобы температура воздуха на уровне пола держалась около 20-26º С. Если термометр будет показывать температуру более высокую, то лампочку нужно поднять выше или заменить на менее мощную.
Черепахам дают листья капусты, ломтики моркови и наблюдают, будут ли они, есть корм. При условии поедания животными предлагаемого корма (кормить следует вдоволь) через 10 дней их взвешивают и данные сравнивают с первоначальными. Если черепахи за это время не похудеют, то их можно оставить в террариуме и вести за ними наблюдения.
При похудении черепах надо позаботиться обеспечить им возможность впасть в спячку – поместить в ящик и отнести в прохладное помещение (температура воздуха 5-6º С). Кормить черепах не надо, так как они не будут есть. Через каждые 10 дней пребывания животных при пониженной температуре нужно их взвешивать и на основе полученных данных делать соответствующие выводы, при каких условиях их содержать в дальнейшем.
При проведении опыта обучающиеся делают вывод о том, что жизнедеятельность черепах зависит от температуры окружающей среды. В осенне-зимний период им необходима пониженная плюсовая температура воздуха, обеспечивающая нормальное протекание спячки. При необходимости содержания черепах в бодрствующем состоянии следует обеспечить искусственное поднятие температуры окружающего их воздуха до 25 - 30º С и дополнительное освещение.
Наблюдения за птицами.
Наблюдения за размножением, ростом и развитием птиц в неволе
Наблюдения надо начинать с момента откладки первого яйца.
- Заметьте дату откладки первого яйца.
- Каждый день отмечайте количество яиц в кладке.
- Отметьте, на какой день птицы начали насиживать яйца.
- Понаблюдайте, кто насиживает яйца, каково поведение второй птицы в паре.
- Отметьте, когда появился первый птенец.
- Каждый день отмечайте количество выведенных птенцов.
- Опишите внешний вид только, что вылупившегося птенца, взвесьте его.
- Каждую неделю взвешивайте птенцов.
- Понаблюдайте, на какой день птенцы начали оперятся.
- Отметьте, на какой день птенцы покидают гнездо.
- Понаблюдайте, когда птенцы начинают самостоятельно питаться и летать.
Выработка условных рефлексов у птиц на звуковые сигналы
Объекты и оборудование. Волнистые попугаи или другие птицы в клетке.
Выработку условных рефлексов можно проводить у любых птиц, содержащихся в уголке живой природы. В качестве условных раздражителей используют различные звуковые сигналы, в том числе произносимые экспериментатором слова. Схема проведения опытов по выработке условных рефлексов примерно одинакова. Например, дети дают прирученной птице лакомый корм и в это время произносят ее кличку. Корм дают небольшими порциями с руки или в выдвижную кормушку. Кличку произносят каждый раз при выдаче каждой порции корма. Опыт проводят ежедневно. При этом наблюдают, через сколько дней птица начнет реагировать на кличку, в чем будет проявляться ее поведение.
Выяснение условий размножения волнистых попугаев
Волнистые попугаи - стайные птицы, дуплогнездники. Инстинкт размножения у них проявляется в декабре, так как в это время на их родине наступает весна. Эти обстоятельства следует учитывать при содержании попугаев в неволе и проведении опытов над ними.
Проведение опыта. Пара попугаев (самец и самка), достигших полового возраста, обычно не приступает к размножению в отсутствии других сородичей. В связи с этим можно предложить обучающимся провести следующий опыт. К двум стенкам снаружи подвесить зеркала и наблюдать, изменится ли поведение птиц. Затем с наружной стенки клетки нужно поместить картонку с изображением летка дуплянки и выяснить, как подопытные животные будут вести себя теперь. Если у птиц будет проявляться инстинкт размножения, в клетку или снаружи ее нужно подвесить дуплянку так, чтобы птицы могли в нее залетать.
В процессе выполнения опыта, обучающиеся должны прийти к выводу о том, что птицы, в частности волнистые попугаи, приступают к размножению при действии определенных сигналов. Такими сигналами для волнистых попугаев служат вид дупла, наличие других особей вида, определенное время года.
Наблюдения за млекопитающими.
Наблюдения за ростом, развитием и формированием поведения сирийского хомячка
Эта работа требует предельной осторожности и внимательности. Вынимать детенышей из гнезда лучше в чистых резиновых перчатках, чтобы оставлять на них как можно меньше «чужого» запаха. Взвешивание и промеры тела стараться выполнять как можно быстрее. Если детеныши одного цвета, то нужно их пометить. Сделать это можно зеленкой, йодом и т.д., поставив в определенном месте заметное пятнышко. Если шерстный покров уже оформился, то выстригают какой-нибудь участок шкурки. Результаты измерений заносятся в дневник, где на каждого детеныша отведена специальная страница. Здесь же отмечаются изменения поведения детенышей (начали выползать из гнезда, самостоятельно питаются, вылизываются, чистят шкурку друг другу и т.д.). Самое быстрое развитие сирийских хомячков наблюдается от момента рождения до двухнедельного возраста. В это время наблюдения лучше проводить ежедневно. Когда детеныши переходят на самостоятельное питание (10-12 день), самку можно отсадить, это значительно облегчит общение с детенышами.
С пятнадцатидневного возраста начинается подростковый период. В это время закладываются основные формы взрослого поведения животных. В играх, возне друг с другом формируется характер каждого зверька. При внимательном наблюдении можно увидеть, как постепенно оттачиваются «технические» приемы борьбы хомячков: заваливания на спину, нападения из бокового положения с переворотом на спину, боксирование из стойки на задних лапах, агрессивный грумминг (прихватывание шкуры противника зубами) и т.д.
Составив «портрет» каждой особи можно подтвердить его, проводя ссаживания с «чужаками». Вероятно, наиболее активные животные в играх окажутся и более драчливыми во взрослом состоянии.
Изучение агрессивной реакции по отношению к «чужаку» у сирийского хомячка
Известно, что детенышей из разных выводков до 25-30-тидневного возраста можно безболезненно объединять в одну группу. Однако, до сих пор не известно, в каком именно возрасте начинает проявляться агрессивная реакция по отношению к «чужаку». Можно попробовать, начиная с 10-15-тидневного возраста, подсаживать к выводку «незнакомых» детенышей такого же размера. Таким образом, можно определить, в каком возрасте «чужаков» перестанут принимать в группу. Подсадку следует повторять не чаще, чем один раз в два дня и забирать «чужаков» как только агрессия станет очевидной. Если в течение 15-20 минут агрессии не последовало, чужаков также изымают. Если оставить «чужака» в группе, это может нарушить установившуюся структуру группы, что будет искажать полученные результаты. Перед началом опыта рекомендуется, как и в первом опыте, выработать значковую систему записи и наметить элементы поведения обязательные для регистрации, остальные элементы фиксируются наблюдателем по мере возможности.
Изучение поведения сирийского хомячка в новой ситуации
Для работы потребуется по 5-10 животных разных половозрастных категорий (самок, самцов, детенышей), несколько больших аквариумов или выгородок площадью 0,3-1 м², а также необходимо иметь секундомер, линейки, миллиметровую бумагу.
Перед началом непосредственных экспериментов исполнители работы должны познакомиться с позами, принимаемыми хомячками при исследовании территории, выработать систему условных значков, которой они будут пользоваться при протоколировании наблюдений, научиться фиксировать траекторию перемещений животного по территории. Для этого проводят 2-3 пробных запуска. Распределение обязанностей может быть примерно таким: один юннат дает отсчет времени, т.е. через каждую минуту (или полминуты) дает сигнал о начале следующего интервала времени; другой – на заранее приготовленных схемах территории изображает путь, пройденный животным, причем в каждый интервал времени траектория фиксируется на отдельной схеме. Третий участник фиксирует позы животного, также, не забывая проставлять временные промежутки.
Варианты опыта:
- Запуск самок на новую территорию (в течение 10 минут фиксируется поведение одной самки, затем она убирается, меняют подстилку и проводят опыт со следующей самкой);
- Запуск самцов на новую территорию (условия те же);
- Запуск детенышей на новую территорию (условия те же);
- Повторение 1-3 варианта, подстилку не меняют, территория оказывается загрязненной другими животными;
7-9. Повторение 1-3 варианта на территории большей площади, например в 2 раза.
Когда все варианты опыта проведены, начинают обработку результатов. Можно подсчитать количество различных поз за каждый промежуток времени и получить их динамику при исследовании новой территории. Измерив длину пути за каждый промежуток времени, определить, как изменяется скорость перемещения по мере ознакомления с территорией и т.д. Сравнить поведение самцов, самок, детенышей и поведение их при различных условиях.
Выработка у хомяков условного рефлекса на звуковой сигнал
Цель опыта: изучить способы выработки условного рефлекса у животного
Оборудование: клетка с животными, имеющая кормовой столик или полочку, а также лесенку к столику (полочке); колокольчик.
Проведение опыта: в клетке с хомячком делают столик или полочку для кормления и приставляют лесенку к нему. Два дня животных не кормят, дают лишь воду. На третий день кладут на столик немного хлеба, другой пищи и звонят в колокольчик. Когда зверьки соберутся на столике и начнут есть корм, продолжают звонить. Как только будет съедена первая порция пищи, немного кладут еще, снова звонят в колокольчик.
Опыт продолжают до тех пор, пока животные научаться бежать на кормовой столик сразу же после того, как зазвучит колокольчик (даже при отсутствии на нем пищи).
В этом опыте безусловный раздражитель – пищи подкрепляется условным (звонком), возникает условный пищевой рефлекс на звон колокольчика. Можно выяснить, за сколько сеансов (за сколько дней) вырабатывается у хомячков условный рефлекс.
Выработка условного жевательного рефлекса у морской свинки
Оборудование: клетка с морской свинкой, приманка – капуста, морковь, листья салата или одуванчика и т.п.
- Морской свинке дают корм с таким расчетом, чтобы она откусывала небольшой кусочек от корма, который экспериментатор держит в руках. У свинки во время приема пищи проявляется четкий безусловный жевательный рефлекс.
- Перед подачей новой порции пищи следует тихонько постукивать в ритме жевательных движений.
- Условный рефлекс вырабатывается быстро: морская свинка после второго-третьего сочетания постукивания с приемом пищи начинает жевать при изолированном действии условного раздражителя.
Вывод: постукивание стало сигналом подачи пищи, у морской свинки выработался условный рефлекс.
Выработка у морской свинки условного рефлекса на цвет
Цель опыта – выяснить, различают ли морские свинки цвет и как скоро можно выработать у них условный рефлекс.
Материалы и оборудование: морская свинка, три цветных домика (красный, голубой, зеленый), корм.
Три деревянных домика окрашиваются в различные цвета (красный, голубой, зеленый). Входное отверстие делают такой величины, чтобы морская свинка могла свободно проходить внутрь домика. Опыт ставят с прирученными животными, в полной тишине, без посторонних лиц. Три раза в день – утром, днем и вечером – подопытное животное до 10 раз выпускают на стол. В начале работы ставят домик только того цвета, на который вырабатывается условный рефлекс. Кормят свинку только в этом домике.
Затем (через пять дней) рядом с этим домиком ставят домик другого цвета и отмечают поведение животного. После того, как животное перестает путать домики, их переставляют на другое место. Чтобы проверить, действительно ли животное различает цвет или оно руководствуется лишь кинетическим чувством, различно окрашенные домики переставляют местами. Работу следует проводить не менее одного месяца.
- Михеев А.В. Натуралистическая работа по зоологии в летних пионерских лагерях. М., Учпедгиз, 1963
- Никишов А.И. Зоологический уголок живой природы. – Биология в школе, 1974, № 11
- Нога Г.С. Наблюдения и опыты по зоологии, М. «Просвещение», 1979
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кроссворд "Растения живого уголка"
Данный материал можно использовать во внеклассной работе по предмету...
"Живой лес" и его обитатели в русском фольклоре
В основе данной разработки лежит идея интеграции литературы, истории, фольклора, изобразительного искусства, а также применение новых информационных технологий. Это мероприятие имеет не только познав...
Внеурочного занятие, которое проходит в рамках кружка «Природа под микроскопом» Тема «Живые обитатели аквариума»
Тема «Живые обитатели аквариума»Цель: продолжить знакомство учащихся с простейшими организмами, познакомить с интересными процессами жизнедеятельности протекающих внутри одной клетки простейших, рассм...
Образовательная деятельность обучающихся в условиях уголка живой природы
В статье представлен опыт работы по организации образовательной деятельности обучающихся в условиях уголка живой природы....
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»
Цель: углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений...
Методические рекомендации проведения экскурсии в "Живом уголке"
Данная методическая разработка поможет педагогам организовать и провести экскурсию или занятие в "Живом уголке" не в режиме пассивного созерцания и слушания, а погружающую детей в активную познаватель...
Экскурсия: «Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами»
Экскурсия: "Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами"Обучающая цель: создать условия для закрепления представлений о признаках живых организмов и тел неживой природы, явлениях...