Лабораторная работа «Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления».
методическая разработка по биологии (8 класс)
Лабораторная работа выполняется в рамках изучения курса: Биология. Человек, темы: Кровеносная и лимфатическая системы, и темы урока: Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа выполняется, как исследовательская, на уроке (фрагмент – 15 мин) или в домашних условиях (при наличии тонометра). Оценивается самостоятельное выполнение работы, ее оформление, ответы на предложенные вопросы и формулировка выводов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornaya_rabota.docx | 113.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа по курсу: Биология. Человек.
«Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления».
Планируемые результаты:
Личностные: формирование познавательных интересов при познании самого себя, развитие интеллектуальных умений, реализация установок здорового образа жизни на примере анализа результатов измерения пульса и артериального давления.
Метапредметные: овладение составляющими исследовательской деятельности, умение работать с источниками информации, способность выбирать целевые и смысловые установки своих действий при измерении ЧСС и АД, умение адекватно использовать речевые средства при формулировки выводов.
Предметные: Сравнение собственных результатов и нормы, выявление отклонений от нормы при анализе результатов измерений ЧСС и АД, объяснение необходимости проводить измерения для сохранения здоровья человека; овладение УУД:
Познавательные - сравнивать, определять, владеть методами измерения и фиксации результатов.
Коммуникативные - адекватно использовать речевые средства при оглашении результатов исследования и выводов.
Регулятивные – самостоятельная работа по инструкции.
Методические рекомендации: Лабораторная работа выполняется в рамках изучения курса: Биология. Человек, темы: Кровеносная и лимфатическая системы, и темы урока: Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа выполняется, как исследовательская, на уроке (фрагмент – 15 мин) или в домашних условиях (при наличии тонометра). Оценивается самостоятельное выполнение работы, ее оформление, ответы на предложенные вопросы и формулировка выводов.
Цель работы: создать условия для формирования умений самонаблюдений на примере подсчета пульса и измерения артериального в состоянии покоя и после физической нагрузки.
Инструктивная карточка.
Цель: научиться определять пульс и измерять артериальное давление; уметь анализировать и сравнивать полученные результаты с нормой и делать выводы; понимать значение этих измерений для сохранения здоровья человека.
Оборудование: Секундомер или часы с секундной стрелкой, тонометр.
Ход работы:
- Положите секундомер или часы с секундной стрелкой так, чтобы было удобно определять время начала и окончания подсчета. Приготовьте тонометр.
- Приложите концы трех пальцев (указательный, средний и безымянный) прощупайте располагающуюся здесь под самой кожей лучевую артерию. Ее не трудно обнаружить по биению, ощущаемому под пальцами: это пульс.
- Сосчитайте число пульсовых ударов в минуту. Запишите результаты в таблицу.
- Наложите манжетку тонометра на предплечье, нижний конец манжетки должен быть выше на 2-3 см от локтевого сгиба, с помощью резиновой груши накачайте в манжетку воздух. Фонендоскоп прикладывайте к месту локтевого сгиба, там, где проходит лучевая артерия. Измерьте АД (измерение АД не должно быть дольше 1 мин). Момент появления в фонендоскопе пульсирующих звуков соответствует верхнему давлению, а их исчезновение – нижнему.
- Сделайте 20 приседаний и снова сосчитайте пульс. Измерьте АД. Запишите результаты в таблицу.
- Спустя 2-3 мин измерьте ЧСС. Измерьте АД. Запишите результаты в таблицу.
- Сравните полученные результаты с соседом по парте, и запишите их в таблицу №1:
«Результаты измерения пульса и артериального давления».
Параметры | Я | Сосед по парте |
ЧСС в покое | ||
ЧСС после 20 приседаний | ||
ЧСС спустя 2-3 минуты после 20 приседаний | ||
АД в покое | ||
АД после 20 приседаний | ||
АД спустя 2-3 минуты после 20 приседаний |
- Ответьте на вопросы: Как повлияли приседания на число сердечных сокращений? Как изменилось число сердечных сокращений после отдыха, через 2-3 минуты? Повлияла ли физическая нагрузка на АД, если да то как?
- Сделайте вывод.
Информация: ЧСС в норме, в состоянии покоя 60-80, после физической нагрузки (20 приседаний) у здоровых подростков ЧСС возрастает на 1/3 по сравнению с состоянием покоя и нормализуется после отдыха спустя 2-3 мин после окончания работы.
Артериальное давление (АД) у человека измеряют в плечевой артерии и выражают его в миллиметрах ртутного столба. АД зависит от сердечного цикла. Давление в артериях максимально, когда кровь выталкивается из желудочков (верхнее давление), и минимально перед открытием полулунных клапанов (нижнее). Записывается АД в виде дроби: в числители – верхнее давление, в знаменателе – нижнее (например: 120/80). Для измерения АД используется прибор – тонометр. В норме у здорового человека вернее АД: 110-120; нижнее - 60-80 мм рт. ст. У подростка в возрасти 11-14 лет 105/70 мм. рт. ст.
Результаты: Заполнить таблицу. Ответить на поставленные вопросы и сделать вывод.
Критерии оценки:
Максимально за работу – 10 баллов
Результат работы | Баллы | Оценка |
Работа выполнена полностью и в срок, заполнена таблица, даны ответы на все вопросы, сделаны правильные выводы. | 10-9 | 5 |
Работа выполнена полностью и в срок, заполнена таблица, есть небольшие неточности в ответах. Частично неверно сделан вывод. | 8-7 | 4 |
Работа выполнена с небольшими замечаниями, заполнена таблица, нет точного ответа на вопросы. Нет вывода или он сформулирован неверно. | 6-5 | 3 |
Варианты проведения работы: Лабораторная работа выполняется, как исследовательская, на уроке (фрагмент – 15 мин) или в домашних условиях (при наличии тонометра). В качестве физической нагрузки может быть предложено: 20 приседаний или 15-20 отжиманий или подъем по лестнице (4 пролета).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа: "Измерение артериального давления".
Цель урока: научиться самостоятельно измерять артериальное давление....
Конспект урока биологии в 8 классе. Тема: «Движение крови по сосудам. Пульс. Давление. Лабораторная работа «Измерение артериального давления» »
Цели урока. Образовательная: • раскрыть причины движения крови и лимфы, • сформировать понятия кровяное давление и пульс, • объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различны...
Урок по теме "Измерение артериального давления"
Урок для 8 класса...
Лабораторная работа № "Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений"
Лабораторная работа "Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений" по биологии для 8 класса по программе Н.И.Сонина...
Методическая разработка "Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности»"
Данная разработка может быть использована для проведения лабораторных работ по физике в 7 классе....
Методическая разработка лабораторной работы «Изучение приспособлений организмов к условиям среды обитания» (11 класс).
Методическая разработка лабораторной работы «Изучение приспособлений организмов к условиям среды обитания» (11 класс)....
Лабораторная работа "Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления", Физика 7 класс
Лабораторная работа № 4.Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давленияЦели урока:измерить силу трения скольжения, исследовать экспериментально зависимость силы трения ско...