Лабораторная работа «Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления».
методическая разработка по биологии (8 класс)

Лабораторная работа выполняется в рамках изучения курса: Биология. Человек, темы: Кровеносная и лимфатическая системы, и темы урока: Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа выполняется, как исследовательская, на уроке (фрагмент – 15 мин)  или в домашних условиях (при наличии тонометра). Оценивается самостоятельное выполнение работы, ее оформление, ответы на предложенные вопросы и формулировка выводов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratornaya_rabota.docx113.05 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа по курсу: Биология. Человек.

«Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления».

Планируемые результаты:

Личностные: формирование познавательных интересов при познании самого себя, развитие интеллектуальных умений, реализация установок здорового образа жизни на примере анализа  результатов измерения пульса и артериального давления.

Метапредметные: овладение составляющими исследовательской деятельности, умение работать с источниками информации, способность выбирать целевые и смысловые установки своих действий при измерении ЧСС и АД, умение адекватно использовать речевые средства при формулировки выводов.

Предметные:  Сравнение собственных результатов и нормы, выявление отклонений от нормы при анализе результатов измерений ЧСС и АД, объяснение необходимости  проводить измерения для сохранения здоровья человека; овладение УУД:

Познавательные  -  сравнивать, определять, владеть методами измерения и фиксации результатов.

Коммуникативные  - адекватно использовать речевые средства при оглашении результатов исследования и выводов.

Регулятивные  – самостоятельная работа по инструкции.

 Методические рекомендации: Лабораторная работа выполняется в рамках изучения курса: Биология. Человек, темы: Кровеносная и лимфатическая системы, и темы урока: Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа выполняется, как исследовательская, на уроке (фрагмент – 15 мин)  или в домашних условиях (при наличии тонометра). Оценивается самостоятельное выполнение работы, ее оформление, ответы на предложенные вопросы и формулировка выводов.

Цель работы: создать условия для формирования умений самонаблюдений на примере подсчета пульса и измерения артериального в состоянии покоя и после физической нагрузки.

Инструктивная карточка.

Цель: научиться определять пульс и измерять артериальное давление; уметь анализировать и сравнивать полученные результаты с нормой и делать выводы; понимать значение этих измерений для сохранения здоровья человека.

Оборудование: Секундомер или часы с секундной стрелкой, тонометр.

Ход работы:

  1. Положите секундомер или часы с секундной стрелкой так, чтобы было удобно определять время начала и окончания подсчета. Приготовьте тонометр.
  2. Приложите концы трех пальцев (указательный, средний и безымянный) прощупайте располагающуюся здесь под самой кожей лучевую артерию. Ее не трудно обнаружить по биению, ощущаемому под пальцами: это пульс.

        http://vmede.org/sait/content/Terapija_vrach_met_isled_2006/5_files/mb4_034.png

  1. Сосчитайте число пульсовых ударов в минуту. Запишите результаты в таблицу.
  2.  Наложите манжетку тонометра на предплечье, нижний конец манжетки должен быть выше на 2-3 см от локтевого сгиба, с помощью резиновой груши накачайте в манжетку воздух. Фонендоскоп прикладывайте к месту локтевого сгиба, там, где проходит лучевая артерия. Измерьте АД  (измерение АД не должно быть дольше 1 мин).  Момент появления в фонендоскопе пульсирующих звуков соответствует верхнему давлению, а их исчезновение – нижнему.

http://lechenie-gipertonii.info/wp-content/uploads/2011/01/tonometr1.jpg

  1. Сделайте 20 приседаний и снова сосчитайте пульс. Измерьте АД. Запишите результаты в таблицу.
  2. Спустя 2-3 мин измерьте ЧСС. Измерьте АД. Запишите результаты в таблицу.
  3. Сравните полученные результаты с соседом по парте, и запишите их в таблицу №1:

 «Результаты измерения пульса и артериального давления».

Параметры

Я

Сосед  по парте

ЧСС в покое

ЧСС после 20 приседаний

ЧСС  спустя 2-3 минуты после 20 приседаний

АД в покое

АД после 20 приседаний

АД  спустя 2-3 минуты после 20 приседаний

  1. Ответьте на вопросы: Как повлияли приседания на число сердечных сокращений? Как изменилось  число сердечных сокращений после отдыха, через 2-3 минуты? Повлияла ли физическая нагрузка на АД, если да то как?
  2. Сделайте вывод.

Информация: ЧСС в норме, в состоянии покоя 60-80, после физической нагрузки (20 приседаний) у здоровых подростков ЧСС возрастает на 1/3 по сравнению с состоянием покоя и нормализуется после отдыха спустя 2-3 мин после окончания работы.

 Артериальное давление (АД) у человека измеряют в плечевой артерии и выражают его в миллиметрах ртутного столба. АД зависит от сердечного цикла. Давление в артериях максимально, когда кровь выталкивается из желудочков (верхнее давление), и минимально перед открытием полулунных клапанов (нижнее). Записывается АД в виде дроби: в числители – верхнее давление, в знаменателе – нижнее (например: 120/80). Для измерения АД используется прибор – тонометр. В норме у здорового человека вернее АД: 110-120; нижнее - 60-80 мм рт. ст. У подростка в возрасти 11-14 лет 105/70 мм. рт. ст.

Результаты: Заполнить таблицу. Ответить на поставленные вопросы и сделать вывод.

Критерии оценки:

Максимально за работу – 10 баллов

Результат работы

Баллы

Оценка

Работа выполнена полностью и в срок, заполнена таблица, даны ответы на все вопросы, сделаны правильные выводы.

10-9

5

Работа выполнена полностью и в срок, заполнена таблица, есть небольшие неточности в ответах. Частично неверно сделан вывод.

8-7

4

Работа выполнена с небольшими замечаниями, заполнена таблица, нет точного ответа на вопросы. Нет вывода или он сформулирован неверно.

6-5

3

Варианты проведения работы: Лабораторная работа выполняется, как исследовательская, на уроке (фрагмент – 15 мин)  или в домашних условиях (при наличии тонометра). В качестве физической нагрузки может быть предложено: 20 приседаний или 15-20 отжиманий или подъем по лестнице (4 пролета).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа: "Измерение артериального давления".

Цель урока: научиться самостоятельно измерять артериальное давление....

Конспект урока биологии в 8 классе. Тема: «Движение крови по сосудам. Пульс. Давление. Лабораторная работа «Измерение артериального давления» »

Цели урока. Образовательная: • раскрыть причины движения крови и лимфы, • сформировать понятия кровяное давление и пульс, • объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различны...

Лабораторная работа № "Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений"

Лабораторная работа  "Определение  пульса и подсчет числа сердечных сокращений"  по биологии для 8 класса по программе Н.И.Сонина...

Методическая разработка лабораторной работы «Изучение приспособлений организмов к условиям среды обитания» (11 класс).

Методическая разработка лабораторной работы «Изучение приспособлений организмов к условиям среды обитания» (11 класс)....

Лабораторная работа "Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления", Физика 7 класс

Лабораторная работа № 4.Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давленияЦели урока:измерить силу трения скольжения, исследовать экспериментально зависимость силы трения ско...