урок по теме Энергетический обмен
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Конспект урока используется для обучающихся  10 класса школ при исправительной колонии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16_energeticheskiy_obmendocx.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Гл а в а 3. ОРГАНИЗМ

Тема:  Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен.

Цели урока:

-формирование культуры учебного труда, адекватной самооценки

-развитие мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение); формирование умения учащихся закреплять знания через деятельность

-формирование знаний о сущности энергетического обмена, о химических реакциях на его различных этапах, о его значении; формирование навыка использования компьютерной техники для усвоения знаний.  

 Ресурсы:  таблицы по теме, презентация (с разрешения начальника ИК); текст «Энергетический обмен»; бланки верных ответов; бланки критериев для самооценки. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Ход урока I. Мотивационная деятельность. Выполнение заданий.

1) В тетради составьте опорно-логическую схему по данному синквейну и поясните её: организм; многоклеточный; растёт, развивается, размножается; вольвокс — промежуточное положение между одноклеточными и многоклеточными; многообразие.

2) Расшифруйте смысл сказанного: «Охотник долго преследовал свою добычу. Наконец-то ему удалось её подстрелить, но пришлось оставить в лесу. «Мясо уже испортилось»  — объяснил он товарищам». (Исходя из этого, ученики формулируют тему урока.)

II. Учебно-познавательная деятельность. 1. Смысловое чтение. Групповая работа.

1-я группа. Используя содержание параграфа и дополнительный материал об энергетическом обмене, заполните таблицу. Этапы энергетического обмена

Этапы, локализация в клетке

Особенности протекания этапов

Энергетическая ценность

2-я группа. Укажите, какие процессы протекают на первом, втором и третьем этапах энергетического обмена. Отметьте предложения в тексте, отражающие причинно-следственные связи между этапами энергетического обмена.

 2. Выполнение заданий. Работа в парах. Изучив текст «Энергетический обмен», заполните пропуски в тексте.

 Совокупность реакций, обеспечивающих клетку энергией, называется _______ обменом. В ходе _______ этапа энергетического обмена молекулы сложных углеводов распадаются на молекулы _______. Из молекул белков образуются _______, а из нуклеиновых кислот — _______. В ходе бескислородного расщепления глюкозы, которое называют _______, образуются следующие вещества: две молекулы _______ и вода. В ходе кислородного этапа энергетического обмена происходит дальнейшее окисление органических веществ до _______ и _______. Освобождающаяся при этом энергия запасается в 36 молекулах _______. Всего в ходе энергетического обмена синтезируется _______ молекул АТФ.

3. Тест «Один из четырёх». Работа в парах.

1) В синтезе АТФ не участвует такая структура клетки, как

а) цитоплазма в) митохондрии б) ядро г) хлоропласты

2) Анаэробным гликолизом называется

а) совокупность всех реакций энергетического обмена

б) бескислородное расщепление глюкозы

в) окислительное фосфорилирование

г) расщепление АТФ

3) Конечные продукты кислородного окисления органических веществ — это

а) АТФ и вода б) кислород и углекислый газ в) вода и углекислый газ г) АТФ и кислород

4) Энергия окисления глюкозы идёт на

а) образование кислорода

б) распад молекул — переносчиков водорода

в) синтез АТФ, а затем используется организмом

г) синтез углеводов

5) В процессе энергетического обмена НЕ образуется

а) гликоген в) углекислый газ б) вода г) АТФ

6) Аэробный гликолиз идёт

а) в цитоплазме б) в митохондриях в) в пищеварительной системе г) на рибосомах

4. Решение задач.

Задача 1. В процессе энергетического обмена произошло расщепление 7 моль глюкозы, из которых полному расщеплению подверглось только 2 моль вещества. Определите:

а) сколько молей молочной кислоты и СО2 при этом образовалось;

б) сколько АТФ при этом синтезировано;

в) сколько энергии запасено в этих молекулах АТФ. Знание уравнений химических реакций:

 1) АТФ + Н2О = АДФ + Н3РО4 + 40 кДж/моль; 2) С6Н12О6 + 2Н3РО4 + 2АДФ ⎯⎯→ 2С3Н6О3 (молочная кислота) + 2АТФ + 2Н2О; 3) 2С3Н6О3 + 6О2 + 36АДФ + 36Н3РО4 ⎯⎯→ ⎯⎯→ 6СО2 + 6Н2О + 36АТФ.

Задача 2. В результате энергетического обмена в клетке образовалось 5 моль молочной кислоты и 27 моль углекислого газа. Определите:

а) сколько всего молей глюкозы израсходовано;

б) сколько из них подверглось полному расщеплению, а сколько  — гликолизу;

в) сколько энергии запасено;

г) сколько молей кислорода пошло на окисление.

 Задача 3. Мышцы ног при беге со средней скоростью расходуют за 1 минуту 24 кДж энергии. Определите:

а) сколько всего граммов глюкозы израсходуют мышцы ног за 25 минут бега, если кислород доставляется кровью к мышцам в достаточном количестве;

б) накопится ли при этом в мышцах молочная кислота.

Задача 4. Мышцы руки при выполнении вольных упражнений расходуют за 1 минуту 12  кДж энергии. Определите:

а) сколько всего граммов глюкозы израсходуют мышцы ног за 10 минут, если кислород доставляется кровью к мышцам в достаточном количестве;

б) накопится ли в мышцах молочная кислота.

III.  Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Учащиеся отвечают на вопросы.

1) Правда ли, что в ходе подготовительного этапа образуется наибольшее количество АТФ?  2) Где протекает подготовительный этап у одноклеточных организмов?

3) Почему клетка использует в качестве источника энергии глюкозу?

4) Сколько энергии выделяется при гидролизе АТФ?

5) Кто такие анаэробы?

6) Почему гликолиз легко осуществить в пробирке, а кислородный этап невозможно, несмотря на наличие кислорода?

 IV. Оценочно-рефлексивная деятельность. 1.  Самоанализ. Учащиеся должны закончить предложения: «Сегодня я узнал...», «Я понял, что

 V. Домашнее задание. Изучите материал §16 учебника.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по теме: «Энергетический обмен. Гликолиз. Дыхание».11 класс

Тесты по теме "Энергетический обмен" 11 класс...

тест по теме Энергетический обмен. Фотосинтез.

тестовая работа по проверке знаний....

Урок по теме Энергетический обмен в клетке. 9 класс

сформировать представление о метаболизме как совокупности реакций обмена в клетке; показать учащимся, что ассимиляция и диссимиляция — две стороны единого процесса — метаболизма, углубить и расширить ...

Урок по теме "Энергетический обмен". 9-й кл

Урок "Энергетический обмен" в 9 классе -  комбинированный урок с элементами групповой работы. На уроке предстоит изучить процесс энергетического обмена у гетеротрофных организмов и подвести учащи...

Урок по теме "Энергетический обмен". 9-й кл

Урок "Энергетический обмен" в 9 классе -  комбинированный урок с элементами групповой работы. На уроке предстоит изучить процесс энергетического обмена у гетеротрофных организмов и подвести учащи...

Урок по теме: "Энергетический обмен. Питание клетки."

Урок по Биологии в 9 классе по теме: "Энергетический обмен. Питание клетки."...