Контрольная работа по теме: «Закономерности жизни на клеточном уровне»
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс)
Контрольная работа для 9 класса по теме "Закономерности жизни на клеточном уровне" с заданиями формата ОГЭ по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota.docx | 348.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме: «Закономерности жизни на клеточном уровне»
Вариант №1
Часть 1. Выберите один из четырёх предлагаемых вариантов ответа.
1. К неорганическим веществам клетки относят
1) витамины 2) воду 3) углеводы 4) жиры
2. На рисунке изображена растительная клетка. Какую функцию выполняет часть клетки, обозначенная буквой А?
1) производит питательные вещества
2) контролирует жизнедеятельность
3) запасает воду
4) поглощает энергию солнца
3. Какой органоид вырабатывает энергию, используемую клетками?
1) вакуоль 2) митохондрия 3) ядро 4) комплекс Гольджи
4. Чем отличается клетка, показанная на рисунке, от клеток грибов, растений и животных?
1) наличием клеточной стенки
2) отсутствием рибосом
3) наличием цитоплазмы
4) отсутствием оформленного ядра
5. Формулу какого вещества следует вписать на месте пропуска в схеме химической реакции
?
1) глюкозы 2) хлорофилла 3) гемоглобина 4) ДНК
6. Из чего, согласно клеточной теории, состоят и растения, и животные?
1) клеток 2) органоидов 3) синцитиев 4) тканей
7. В процессе пластического обмена в организме человека
1) происходит освобождение энергии и синтез АТФ
2) из глюкозы образуется гликоген
3) жиры превращаются в глицерин и жирные кислоты
4) белки окисляются до воды, углекислого газа и аммиака
8. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
А. При фотосинтезе растениями поглощается углекислый газ.
Б. Световая энергия при фотосинтезе превращается в энергию химических связей органических веществ.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Часть 2
9. Каковы признаки биосинтеза белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для протекания процесса используется энергия света.
2) Процесс происходит при наличии ферментов.
3) Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.
4) Процесс сопровождается синтезом АТФ.
5) Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.
6) Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.
10. Вставьте в текст «ДНК» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в бланк ответов.
ДНК
Молекула ДНК — биополимер, мономерами которого служат __________(А). В состав мономера входят остаток фосфорной кислоты, пятиуглеродный сахар — __________(Б) и азотистое основание. Азотистых оснований всего четыре: аденин, гуанин, цитозин и __________(В). Бóльшая часть ДНК сосредоточена в ядре, а небольшие её количества находятся в митохондриях и __________(Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1) рибоза 2) аминокислота 3) рибосома 4) урацил 5) нуклеотид 6) дезоксирибоза 7) пластида 8) тимин
11. Используя содержание текста «Дыхание растений и фотосинтез», ответьте на следующие вопросы.
1) В каких клетках происходит процесс дыхания? 2) Какова роль кислорода в процессе фотосинтеза? 3) На что затрачивается энергия в процессе дыхания?
ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ И ФОТОСИНТЕЗ
У растений дыхание присуще всем органам, тканям и клеткам. Для дыхания они используют атмосферный кислород, проникающий через устьица листьев и зелёных побегов, кожицу молодых корней, а также чечевички древесных стеблей. Кроме того, растения для дыхания расходуют кислород, образовавшийся в результате фотосинтеза. Дышат растения и днём, и ночью. Днём для дыхания используется в основном атмосферный кислород, а ночью, когда устьица закрыты – кислород, накопленный в листьях в процессе фотосинтеза. Поступающий при дыхании кислород окисляет имеющиеся в растении органические вещества до углекислого газа и воды. При этом освобождается заключённая в органических веществах энергия, которая расходуется растением для роста, развития и размножения. Образующийся при дыхании растений углекислый газ удаляется через устьица, чечевички, через всю поверхность молодых корней.
Дыхание растений – процесс противоположный фотосинтезу. Фотосинтез происходит главным образом в мякоти листьев растений, в которых расположена основная фотосинтезирующая ткань. Её клетки содержат хлоропласты с зелёным пигментом – хлорофиллом, способным улавливать свет. В процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды на свету в хлоропластах клеток образуется глюкоза. Синтезированные в процессе фотосинтеза органические вещества используются растением для питания и синтеза других органических веществ: жиров, белков, витаминов и гормонов. Все эти органические вещества идут на построение тела растения, а также откладываются в запасающих тканях и используются при дыхании. Побочным продуктом фотосинтеза является свободный кислород. Он образуется в процессе фотосинтеза и выделяется растением в окружающую среду.
Контрольная работа по теме: «Закономерности жизни на клеточном уровне»
Вариант №2
Часть 1. Выберите один из четырёх предлагаемых вариантов ответа.
1. Откуда, согласно клеточной теории, появляются новые клетки у животных?
1) формируются из органоидов 2) от других клеток
3) путём реорганизации тканей 4) путём распада синцитиев
2. Наличие какого органоида отличает клетки животных от клеток растений?
1) ядро 2) клеточный центр 3) эндоплазматическая сеть 4) митохондрии
3. Как называют клетку, в состав которой входит изображённое клеточное образование?
1) прокариотная 2) эукариотная
3) автотрофная 4) гетеротрофная
4. Формулу какого вещества следует
вписать на месте пропуска в схеме химической реакции: ?
1) хлорофилла 2) глюкозы 3) углекислого газа 4) кислорода
5. Обмен веществ и превращение энергии представляет собой единство
1) процессов синтеза и распада веществ 2) процессов возбуждения и торможения
3) свойств наследственности и изменчивости 4) процессов роста и развития организма
6. Каким свойством обладает фрагмент клеточной структуры, показанный на рисунке?
1) способностью синтезировать АТФ
2) постоянством формы
3) способностью синтезировать белок
4) избирательной проницаемостью
7. Какой органоид обеспечивает накопление продуктов жизнедеятельности
в растительной клетке?
1) вакуоль 2) рибосома 3) ядро 4) митохондрия
8. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
А. При фотосинтезе растениями поглощается кислород.
Б. При фотосинтезе синтезируются органические вещества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Часть 2
9. Что из перечисленного необходимо для сборки молекул белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) иРНК 2) строительный материал — глюкоза 3) рибосомы
4) клеточный центр 5) молекулы АТФ 6) молекулы хлорофилла
10. Вставьте в текст «Биосинтез белка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в бланк ответов.
Биосинтез белка
В результате пластического обмена в клетках синтезируются специфические для организма белки. Участок ДНК, в котором закодирована информация о структуре одного белка, называется ______(А). Биосинтез белков начинается с синтеза ______(Б), а сама сборка происходит в цитоплазме при участии ______(В). Первый этап биосинтеза белка получил название _________(Г), а второй — трансляция.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:1) иРНК 2) ДНК 3) транскрипция 4) мутация 5) ген 6) рибосома
7) комплекс Гольджи 8) фенотип
11. Используя содержание текста «Митохондрии и хлоропласты», ответьте на следующие вопросы.
1) Какие вещества являются исходными в фотосинтезе?
2) Какие вещества являются конечными в процессе фотосинтеза?
3) В каком органоиде клетки протекает фотосинтез?
МИТОХОНДРИИ И ХЛОРОПЛАСТЫ
Митохондрии и хлоропласты – наиболее крупные органоиды клетки. Они имеют свои собственные молекулы ДНК, способны независимо от ядра клетки к биосинтезу и делению. Эти органоиды преобразуют внешнюю энергию в виды, которые могут быть использованы для жизнедеятельности клеток и целостных организмов.
Эллипсовидные по форме митохондрии характерны для всех эукариот. Наружная мембрана у них гладкая, а внутренняя образует складки. На мембранах складок располагаются многочисленные ферменты. Основная функция митохондрий – синтез универсального источника энергии – АТФ –
в процессе окисления органических веществ.
Хлоропласты, в отличие от митохондрий, присутствуют только в растительных клетках, но встречаются и у некоторых простейших, например, у зелёной эвглены. С этими органоидами связан процесс фотосинтеза, заключающийся в преобразовании световой энергии в энергию химических связей молекул глюкозы. Благодаря процессу фотосинтеза в атмосферу постоянно поступает кислород.
Хлоропласты несколько крупнее митохондрий. Внутри их почти шаровидного тела имеются многочисленные мембраны, на которых располагаются ферменты. Там же находится пигмент хлорофилл, придающий пластидам зелёный цвет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме: «Политическая жизнь современного общества».
контрольная работа...
Контрольная работа по теме "Развитие жизни на Земле", 11 класс по программе Сонина Н.И.
Контрольная работа в 2-х вариантах по теме "Развитие жизни на Земле", 11 класс по программе Сонина Н.И....
Контрольная работа по теме «Школьная жизнь» 6 класс УМК С.Г. Тер – Минасовой “Favourite English”
Целью данной работы является контроль уровня сформированности знаний, умений, навыков учащихся по теме «Школьная жизнь». Работа содержит тестовые задания, формирует навыки составления пред...
Проверочная работа для 9 класса по биологии "Закономерности жизни на организменном уровне".
Материал проверочной работы по теме...
Контрольная работа по теме "Закономерности жизни на организменном уровне"
Контрольная работа по теме "Закономерности жизни на организменном уровне"...
Контрольная работа для 9 класса по теме «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне»
Контрольная работа по теме "Явления и закономерности жизни на клеточном уровне" (линия УМК И. Н. Пономаревой) включает задания с выбором одного правильного ответа , множественный выбор, уста...
Контрольная работа по теме Организменный и популяционно-видовой уровни организации" для 11 класса.
Данная методическая разработка соответсвует требованиям ФГОС, ориентирована на использование учебника В.В. Пасечника УМК "Линия жизни" и предназначена для учащихся 11 классов....