Контрольная работа для 9 класса по теме «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне»
учебно-методический материал по биологии (9 класс)
Контрольная работа по теме "Явления и закономерности жизни на клеточном уровне" (линия УМК И. Н. Пономаревой) включает задания с выбором одного правильного ответа , множественный выбор, установление соответствия, определение последовательности, вопросы, требующие развернутого ответа и текстовые биологические задачи. Может быть испоьзована как для контроля знаний, так и для закрепления или повторения материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_9_klass.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа для 9 класса по теме «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне»
Вариант 1.
1. Процессы световой фазы фотосинтеза происходят: 1) в цитоплазме растительных клеток,
2) в строме, 3) на мембранах тилакоидов, 4) на кристах.
2. В ходе гликолиза образовалось 18 молекул АТФ. Сколько молекул глюкозы подверглось при этом расщеплению? 1) 3, 2) 9, 3) 18, 4) 36.
3. Выберите правильные утверждения: 1) белки – это биополимеры, 2) белки входят в состав плазматической мембраны, 3) из белков состоят клеточные стенки у растений, 4) мономерами белков являются моносахариды, 5) мономерами белков являются аминокислоты, 6) первичная структура белка представляет собой глобулу.
4. Выберите из списка немембранные органоиды: 1) комплекс Гольджи, 2) лизосомы,
3) рибосомы, 4) клеточный центр, 5) жгутики и реснички, 6) митохондрии.
5. Установите соответствие между фазой фотосинтеза и процессами:
А) световая фаза 1) возбуждение хлорофилла,
Б) темновая фаза 2) фиксация углекислого газа,
3) синтез глюкозы,
4) соединение водорода с переносчиком НАДФ+,
5) использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов.
6. Установите соответствие между видами нуклеиновых кислот и их признаками:
А) ДНК 1) нуклеотиды содержат углевод рибозу,
Б) и-РНК 2) молекула способна к удвоению (репликации),
3) является структурным компонентом хромосом,
4) одно из азотистых оснований – тимин,
5) одно из азотистых оснований – урацил,
6) служит матрицей для синтеза белковых молекул.
7. Установите правильную последовательность процессов энергетического обмена:
А) 40% выделяющейся энергии запасается в макроэргических связях АТФ,
Б) молекула глюкозы распадается на две трехуглеродные молекулы ПВК,
В) окислительные процессы на кристах митохондрий,
Г) образование углекислого газа и воды,
Д) расщепление полимеров до мономеров.
8. В рибосоме синтезировалась полипептидная цепь из 270 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов содержит и-РНК, участвовшая в сборке этой цепи? Дайте развернутое биологическое объяснение своего решения.
9. Что такое ЭПС? Какие виды ЭПС различают? В чем различие и сходство функций видов ЭПС?
10. Фрагмент ДНК имеет следующую структуру –А-Г-Ц-Т-Т-А-Ц-А-Ц-А-Т-Г-. Какова структура соответствующей и-РНК? Определите антикодоны т-РНК, которые будут принимать участие в сборке белка, закодированного в данной и-РНК.
ОТВЕТЫ:
1. 3 (1 балл) 5. А) 1, 4; Б) 2, 3, 5 (3 балла)
2. 2 (1 балл) 6. А) 2, 3. 4; Б) 1, 5, 6 (3 балла)
3. 1, 2, 5 (2 балла) 7. Д, Б, А, В, Г (4 балла)
4. 3, 4, 5 (2 балла)
8. Основное свойство генетического кода – триплетность. Каждая аминокислота закодирована сочетанием из 3-х нуклеотидов. По условию, синтезирован белок из 270 аминокислот, значит, и-РНК, которая служила матрицей, должна содержать 270 *3=810 нуклеотидов. (4 балла)
9. ЭПС – эндоплазматическая сеть, обязательный органоид цитоплазмы в клетках эукариот. ЭПС бывает гладкая и шероховатая (несет на стенках рибосомы). В гладкой синтезируются углеводы и липиды, а в шероховатой – белки. Оба вида ЭПС направляют потоки веществ в цитоплазме (транспортная функция). (5 баллов)
10. ДНК: –А-Г-Ц-Т-Т-А-Ц-А-Ц-А-Т-Г-
По принципу комплементарности определим структуру и-РНК:
И-РНК: - У-Ц-Г-А-А-У-Г-У-Г-У-А-Ц-
Антикодоны т-РНК комплементарны кодонам и-РНК.
Т-РНК: АГЦ, УУА, ЦАЦ, АУГ. (5 баллов)
ИТОГО 30 баллов. От 16 баллов – «3», от 22 – «4», от 27 – «5».
Вариант 2.
1. Наиболее энергетически эффективная стадия диссимиляции протекает: 1) в митохондриях, 2) в хлоропластах, 3) в цитоплазме, 4) в лизосомах.
2. Какое количество кодонов включает в себя ген, несущий информацию о структуре белка из 375 аминокислот: 1) 125, 2) 250, 3) 375, 4) 1125.
3. Выберите правильные утверждения: 1) липиды играют роль катализаторов в клетке (ускоряют химические реакции), 2) липиды могут растворяться в воде, 3) фосфолипиды являются компонентом клеточных мембран, 4) липиды выполняют энергетическую функцию, 5) такие липиды, как гликоген и крахмал, выполняют резервную функцию, 6) липиды представляют собой малые неполимерные молекулы.
4. Выберите из списка процессы, происходящие в световую фазу фотосинтеза: 1) синтез молекул АТФ, 2) расщепление молекул воды, 3) связывание углекислого газа с имеющимся в строме акцептором, 4) восстановление НАДФ+ до НАДФ·Н, 5) образование глюкозы, 6) расходование энергии химических связей АТФ.
5. Установите соответствие между видами нуклеиновых кислот и их признаками:
А) т-РНК 1) нуклеотиды содержат углевод дезоксирибозу,
Б) ДНК 2) состоит из двух полимерных цепочек,
3) является носителем наследственной информации,
4) участвует в трансляции,
5) одно из азотистых оснований – урацил,
6) содержит антикодон.
6. Установите соответствие между этапами биосинтеза белка и процессами:
А) транскрипция 1) связывание и-РНК с рибосомами,
Б) трансляция 2) объединение определенных аминокислот в полимерную цепь,
3) образование на участке ДНК-матрице его копии,
4) движение фермента полимераза вдоль цепи ДНК,
5) сопоставление антикодона и кодона.
7. Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза:
А) переход электрона в молекуле хлорофилла на более высокий энергетический уровень,
Б) синтез глюкозы за счет энергии АТФ,
В) фиксация углекислого газа из атмосферы,
Г) фотолиз и выделение кислорода,
Д) соединение протонов водорода с молекулой-переносчиком.
8. В процессе гликолиза образовалось 40 молекул пировиноградной кислоты. Какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образуется при полном окислении? Дайте развернутое биологическое объяснение своего решения.
9. Какой двумембранный органоид обязательно присутствует в цитоплазме у всех эукариот? Каковы его строение и функции?
10. Матрицей для синтеза белковой молекулы послужила и-РНК следующей структуры:
- А- А-У-Г-Ц-Г-У-А-Ц-А-Г-Ц-. Определите структуру соответствующего гена. Какие антикодоны у молекул т-РНК, участвовавших в сборке синтезированной белковой молекулы?
ОТВЕТЫ:
1. 1 (1 б) 5. А) 4,5,6; Б) 1, 2, 3 (3 б)
2. 4 (1 б) 6. А) 3,4; Б) 1, 2, 5 (3 б)
3. 3, 4, 6 (2 б) 7. А Г Д В Б (4 б)
4. 1, 2, 4 (2 б)
8. Гликолиз – бескислородное ферментативное расщепление глюкозы в цитоплазме, при котором одна молекула глюкозы распадается на 2 молекулы ПВК. По условию образовалось 40 молекул. Значит, в гликолизе участвовало 40:2=20 молекул глюкозы. При полном окислении одной молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ, следовательно, при окислении 20 молекул – в 20 раз больше, т.е. 760 АТФ. (4 б)
9. Митохондрии. Наружная мембрана гладкая, внутренняя образует складки – кристы. Внутреннее пространство заполнено матриксом, в котором есть кольцевая ДНК и рибосомы. Функции – окисление органических веществ и образование АТФ. (Ответ «клеточное дыхание» требует пояснения). (5 б)
10. Молекула и-РНК образуется в процессе транскрипции (первого этапа биосинтеза белка) на матрице ДНК по принципу комплементарности:
И-РНК: -А- А-У- Г-Ц-Г- У-А-Ц-А-Г-Ц-
ДНК: -Т -Т -А- Ц-Г-Ц-А-Т-Г- Т-Ц-Г-
Антикодоны т-РНК комплементарны соответствующим кодонам и-РНК.
И-РНК: -А- А-У- Г-Ц-Г-У-А-Ц-А-Г-Ц-
Т-РНК: УУА, ЦГЦ, АУГ, УЦГ. (5 б)
ИТОГО 30 баллов. От 16 баллов – «3», от 22 – «4», от 27 – «5».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа №8 по теме "Световые явления" по физике, 8 класса, два варианта
Контрольная работа №8 по теме "Световые явления" по физике, 8 класса, два варианта...
Контрольная работа №1 по теме "Тепловые явления" 8 класс
Формы и уровни контроля сегодня разнообразны настолько, что можно оценить знания и умения учащихся на каждом этапе урока, на различных этапах изучаемой темы. Но неизменной остается такая форма оценки ...
Контрольная работа № 1 по теме «Клеточное строение организмов»
Контрольная работа проводится в конце темы "Клеточное строение организма". Состоит из 10 тестовых заданий, каждый с выбором одного правильного ответа. В конце работы приведены ответы....
Урок биологии в 9 классе "Закономерности жизни на организменном уровне"
Технологическая карта урока биологии в 9 классе "Закономерности жизни на организменном уровне"Предмет: биологияРаздел: Закономерности жизни на организменном уровне.Класс: 9Тип урока: изучени...
Проверочная работа для 9 класса по биологии "Закономерности жизни на организменном уровне".
Материал проверочной работы по теме...
Контрольная работа по теме "Закономерности жизни на организменном уровне"
Контрольная работа по теме "Закономерности жизни на организменном уровне"...
Контрольная работа по теме: «Закономерности жизни на клеточном уровне»
Контрольная работа для 9 класса по теме "Закономерности жизни на клеточном уровне" с заданиями формата ОГЭ по биологии....