курс по выбору «Основные вопросы биологии»
рабочая программа по биологии (9 класс)

форма 10

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_biologiya_9_1.docx39.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя   школа № 7 имени Героя Советского Союза Б.С. Левина»

г. Рославля Смоленской области

«Рассмотрено»

Руководитель   ШМО:

_____________/Струкова М В._/

ФИО

Протокол №  1

от «3» августа 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса по выбору «Основные вопросы биологии»

Класс 9

Учитель: Шипко Ольга Владимировна

2020-2021 учебный год.


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального   государственного образовательного стандарта основного общего образования  (Приказ  Минобрнауки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г. с изменениями, внесёнными Приказом  Минобрнауки Российской Федерации № 1644 от 17.12.2014;  Приказом  Минобрнауки Российской Федерации №1577 от 31.12.2015 г.);
  2.  Приказа Минпросвещения России  № 345 от 28.12.2018 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  3. Приказа Минпросвещения России от 18 мая 2020  № 249 " О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года  № 345.
  4. Учебного плана МБОУ «Средняя школа №7» на 2020-2021 учебный год.
  5. Годового календарного плана-графика школы на 2020-2021  учебный год (Приказ № 78-о от 04.08.2020 г)
  6. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по предметам, курсам учебного плана.

 7)Учебная программа, на основе которой разработана рабочая программа:  примерная основная образовательная программа основного общего образования по биологии

Используемый УМК:

1.«Биология: Введение в общую биологию»9 класс.: учебник/В.В. Пасечник А.А. Каменский Г.Г. Швецов.-М. : Дрофа, 2016

2.Биология:Пособие для поступающих в вузыпод редакцией Н.В.Чебышева:в 2т..-М.:РИА «новая волна»

Место предмета, курса в учебном плане:

На изучение предмета отводится 0,5 часа  в неделю, итого 16 часов за учебный год.  

Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся Данный курс предусматривает изучение наиболее важных и сложных вопросов программы биологии. Он рассчитан на учащихся как основной, так и старшей ступени обучения и может оказать содействие в выборе дальнейшего профиля обучения. Основное внимание в курсе уделено изучению вопросов курса ботаники, так как материал по этому разделу изучается в неполном объеме, ввиду сокращения часов – 1 час в неделю. В ходе обучения учащиеся добывают необходимый материал из учебных книг и дополнительной литературы и используют полученные знания для составления обобщающих схем, таблиц, рисунков, творческих работ.

Данный курс рассматривает наиболее важные вопросы биологической науки школьной программы гораздо шире и глубже. Это дает возможность учащимся 9-х классов лучше подготовиться к государственной итоговой аттестации и определиться с выбором профиля в 10 классе.

Цель курса: формирование, обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного представления о живых организмах и их месте в биосфере.

Задачи курса:

  1. Расширение и углубление знаний по некоторым вопросам курса биологии.
  2. Обеспечение условий для нахождения необходимого материала по изучаемой теме.
  3. Формирование умений отбора необходимого материала и составление схем, таблиц и рисунков.
  4. Развитие навыков исследовательской деятельности и умений предоставлять результаты исследований.
  5. Развитие коммуникативной активности учащихся.
  6. Содействие профессиональной ориентации учащихся.

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
  • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различатьовнешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

Планируемые результаты освоения курса:

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальномудост
  • оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;  
  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Планируемые метапредметные результаты освоения курса

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Содержание курса

Многообразие органического мира. Роль живых организмов.

Клетка – основная структурная единица организма. Строение растительной клетки. Особенности клеток грибов, бактерий и животных.

Ткани. Особенности тканей растительного организма и их роль. Особенности тканей животного организма и их роль.

Основные процессы жизнедеятельности клетки. Способы деления клеток. Механизм обмена веществ.

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний.

Царство Грибы. Лишайники. Роль грибов и лишайников в природе, жизни человека.

Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные. Ткани и органы высших растений.

Царство Растения. Общий обзор строения и функций органов растений.

Царство Растения. Общий обзор строения и функций органов растений.

Тип Хордовые. Общая характеристика классов: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.Роль в природе, жизни человека и собственной деятельности

Тип Хордовые. Общая характеристика классов: Птицы, Млекопитающие.Роль в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

Системы органов человека

Психология и поведение человека. ВНД.

Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания. Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях.

Календарно –тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока

План

Факт

Многообразие органического мира. Роль живых организмов.

 Клетка – основная структурная единица организма. Строение растительной клетки. Особенности клеток грибов, бактерий и животных.

 Ткани. Особенности тканей растительного организма и их роль. Особенности тканей животного организма и их роль.

Основные процессы жизнедеятельности клетки. Способы деления клеток. Механизм обмена веществ.

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний.

Царство Грибы. Лишайники. Роль грибов и лишайников в природе, жизни человека.

Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные. Ткани и органы высших растений.

Царство Растения. Общий обзор строения и функций органов растений.

Тип Хордовые. Общая характеристика классов: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.Роль в природе, жизни человека и собственной деятельности

Тип Хордовые. Общая характеристика классов: Птицы, Млекопитающие.Роль в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

Системы органов человека

Психология и поведение человека. ВНД.

Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания. Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях.

Промежуточная аттестация (тестирование)

Повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы биологии"

       На уроках биологии в 9 классе недостаточное количество часов отведено для  тщательной отработки  знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведен...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...

Программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии"

Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общ...

Элективный курс «Основные вопросы биологии», 11 класс

Рабочая программа разработана на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии, приме...

Программа Курса по выбору "Основные вопросы биологии" для 10-11 класса

Курс по выбору предназначен для обучающихся, изучающих биологию на базовом уровне. Он помогает повторить, углубить и систематизировать знания по наиболее сложным разделам школьного курса биологии, что...